Оглавление

Евангелия. Евангелие от Марка в переводе Якова Кротова

Весть Иисуса Защитника, сына Божьего началась как написано у Исайи пророка: «Вот, я посылаю вестника моего перед тобой. Он подготовит путь тебе. Кричит говорящий в безлюдном месте: «Проложите дорогу Хозяину, сделайте прямым путь Ему».

Появился Иоанн, погружал людей в воду в безлюдном месте и проповедовал погружение в воду как покаяние для прощения грехов.

И выходил к нему вся Иудея и жители Иерусалима.

И он погружал их в реку Иордан. Так они признавали свои грехи.

И носил Иоанн одежду из верблюжьей шерсти, подпоясывался кожаным ремнём, питался саранчой и диким мёдом.

И проповедовал, говоря:

— Сильней меня идущий за мной, я недостоин встать на колени и помочь ему разуться. Я погружал вас в воду, он же погрузит вас в Дух Святой.

И произошло в те дни: пришёл Иисус из Назарета в Галилее. И погрузил его в Иордан Иоанн. И сразу, когда поднимался из воды, увидел: небо разорвалось. И дух словно голубь опустился на него, и голос был с неба:

— Ты сын Мой любимый, Я одобряю тебя.

И сразу дух увлёк его в безлюдное место.

И он был в безлюдном месте сорок дней. Испытывал его сатана, и вокруг были звери, но ангелы служили ему.

После ареста Иоанна пришёл Иисус в Галилею, проповедуя Весть Божью и говоря:

— Настал срок, и приблизилась Страна Божья. Кайтесь и верьте Вести.

И, проходя по берегу моря Галилейского, увидел Симона и Андрея, брата Симона, забрасывающих сети в море, ведь они были рыбаки.

И сказал им Иисус:

— Идите за мной, и сделаю из вас рыбаков, которые ловят людей.

И сразу, бросив сети, они последовали за ним.

И, пройдя дальше, он увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его. И они в лодке чинили сети, и сразу позвал их.

И они, оставив своего отца Зеведея в лодке с работниками, ушли с ним. И прибыли в Капернаум.

И сразу в субботу пришёл он в синагогу и учил. И удивлялись тому, как он учил, потому что он учил как законодатель, а не как толкователь закона.

И сразу закричал бывший в синагоге человек нечистого духа, говоря:

— Иисус Назарянин, что тебе нужно от нас! Ты пришёл уничтожить нас. Я знаю, что ты – Святой Божий.

И Иисус прервал его, сказав:

— Замолчи и выйди из него.

И нечистый дух задрожал в нём, и громко закричал, и вышел из него.

И все были потрясены, спрашивали друг друга:

— Что это? Учение неслыханной силы. И духам нечистым приказывает, и слушаются его.

И пошли сразу разговоры о нём по всей галилейской округе.

И сразу, выйдя из синагоги, пришли в дом Симона и Андрея, с Иаковом и Иоанном.

А тёща Симона лежала в лихорадке. И сразу сказали ему о ней. И, подойдя, он поднял её, взяв за руку, и лихорадка оставила её, и она позаботилась о них.

Вечер настал, зашло солнце. Приносили к нему всех больных и одержимых демонами, и все горожане собрались у дома. И вылечил многих страдавших разными болезнями и демонов многих изгнал. И не позволял демонам говорить, кто он такой.

И рано утром, он встал до рассвета, вышел и ушёл в безлюдное место и там молился. И пошли за ним Симон и остальные. И нашли его, и говорят ему:

— Все ищут тебя.

И говорит им:

— Идёмте в другие места, в окрестные поселения, чтобы и там проповедовать Весть, ведь для этого я вышел.

И он пришёл с вестью в синагоги их по всей Галилее и демонов изгонял.

И приходит к нему прокажённый и просит его, становится на колени и говорит:

— Если хочешь, можешь меня очистить.

И он посочувствовал ему, вытянул руку, прикоснулся и говорит ему:

— Хочу! Будь очищен.

И сразу отошла от него проказа, и он был очищен. И посуровел к нему, сразу послал его и говорит ему:

— Смотри, никому ничего не говори, но иди, покажись священнику и принеси за очищение твоё, что предписал Моисей, да будут свидетелями.

Он же пошёл и стал много вещать и рассказывать, так что ему уже стало невозможно прилюдно войти в город, но был вне города, в безлюдных местах. И приходили к нему отовсюду.

И через несколько дней он опять пришёл в Капернаум. Прослышали, что он дома. И многие собрались, так что даже было не протолкнуться. И он говорил им проповедь.

И четверо людей принесли к нему паралитика. И из-за толпы они не смогли протиснуться к нему. Они разобрали часть крыши над ним, убрали перекрытие и опускают носилки, на которых лежал паралитик.

И увидел Иисус веру их. Говорит паралитику:

— Сынок, прощаются твои грехи.

Было же там несколько толкователей закона, которые сидели и думали про себя:

«Что он такое говорит! Кощунствует! Кто может прощать грехи, кроме одного Бога».

И сразу Иисус понял духом своим, что они так думали про себя, и говорит им:

— Зачем вы так рассуждаете? Что легче: сказать паралитику «прощаются твои грехи» или сказать: «встань, возьми свои носилки и ступай»? Но чтобы вы знали, что властен Сын Человеческий прощать грехи на земле…

Говорит расслабленному:

— Тебе говорю: встань, возьми носилки свои и иди в дом твой.

И встал. И сразу взял носилки и пошёл на глазах у всех, так что все поражались и славили Бога, говоря:

— Такого мы никогда не видели.

И вышел опять к морю, и все люди приходили к нему, и он учил их.

И он, проходя, увидел Левия Алфеева, сидевшего для сбора налогов, и говорит ему:

— Следуй за мной.

И тот, встав, последовал за ним. И как-то раз он был на пиру в доме его, и многие сборщики налогов, и грешники пировали с Иисусом и его учениками, потому что многие следовали за ним. И толкователи закона, бывшие из фарисеев, увидели, что он ест с грешниками и сборщиками налогов, и говорили его ученикам:

— Что это он ест со сборщиками налогов и грешниками?

И, услышав это, Иисус говорит им:

— Не здоровым нужен врач, а больным. Я пришёл призвать не праведников, а грешников.

Ученики Иоанна и фарисеи постились, и приходят и говорят Ему:

— Почему ученики Иоанна и ученики фарисеев постятся, твои же ученики не постятся?

И сказал им Иисус:

— Могут ли поститься пирующие на свадьбе, когда жених с ними? Всё время, пока жених с ними, не могут поститься. Наступят же дни, и отнимут жениха. В тот день будут поститься. Никто не нашивает заплату из новой ткани на старую. А не то новая потянет старую, и прореха станет ещё шире. И никто не наливает новое вино в старые бурдюки. А не то вино разъест бурдюки. И вино пропадёт, и бурдюки. Но новое вино – в новые бурдюки.

И произошло с Ним вот что: в субботу шёл через посевы, и ученики по дороге стали срывать колосья. И фарисеи сказали ему:

— Смотри, они делают то, что в субботу запрещено.

И говорит им:

— Вы не читали, что сделал Давид, когда был измождён и голоден, сам и его спутники? Как он вошёл в дом Божий при первосвященнике Авиафаре и съел хлеб, предназначенный для жертвы Богу, который запрещено есть всем, кроме священников, и дал своим спутникам?

И сказал им:

— Суббота создана для человека, а не человек для субботы, поэтому Сын Человеческий – Хозяин и субботы.

И пришёл опять в синагогу. Там был сухорукий человек.

И следили за ним, чтобы обвинить его в преступлении, если вылечит в субботу, и говорит сухорукому человеку:

— Встань посередине.

И говорит им:

— Суббота для добра или для злых дел? Для спасения жизни или для убийства?

Они же промолчали. И, гневно оглядев их, сожалея, что их сердца окаменели, говорит этому человеку:

— Протяни руку!

Тот протянул – и выздоровела рука.

И сразу, выйдя, фарисеи и сторонники Ирода сговорились против него, чтобы погубить его. И Иисус с учениками своими ушёл к морю; и за ним очень многие из Галилеи, Иудеи, Иерусалима и из Идумеи, из Заиорданья и из окрестностей Тира и Сидона. Бесчисленное множество, услыхав о его делах, пришли к нему. И сказал ученикам своим, чтобы готова была для него лодка.

Он ведь многих излечил, и люди с разными болезнями напирали, чтобы прикоснуться к нему. И духи нечистые, увидев его, бросались на колени перед ним и кричали: «Ты Сын Божий!», и каждый раз приказывал им не раскрывать, кто он.

И подымается на гору и зовёт к себе, кого захотел. И подошли к нему, и создал Двенадцать, назвав их посланниками: да будут с ним, и от него будут посланы с вестью, да имеют власть лечить болезни и выгонять демонов. И дал имя Симону — Пётр. И Иакова Зеведеева, и Иоанна брата Иакова, и дал им имя Воанергес, то есть, Сыны Грома. И Андрея, и Филиппа, и Варфоломея, и Матфея, и Фому, и Иакова Алфеева, и Фаддея, и Симона из Каны, и Иуду из Кариота, который и предал его.

И приходят в дом. Снова сходится такая толпа, что они и хлеба поесть не могли. И услыхав об этом, родственники его пошли его схватить, ведь говорили, что он не в себе. И толкователи закона, пришедшие из Иерусалима, говорили: «В нём Вельзевул, и демонов изгоняет этот старейшина демонов». И подозвал их и говорил им сравнениями:

— Как может сатана изгонять сатану? И если в государстве восстание, оно в опасности. И если в доме встал один против другого, нельзя считать дом безопасным. И если сатана восстал против себя и раздвоился, не сможет устоять, ему конец. Но никто не сможет войти в дом силача, вещи его разграбить, если сперва не свяжет силача. И тогда дом его разграбит. Точно говорю вам: сыновьям человеческим простятся все грехи и что Бога ругают, сколько бы ни ругались. Кто же обругает духа святого, не будет прощён никогда, но виновен грехом вечным.

Ведь говорили: «В нём дух нечистый».

И приходят мать его и братья его, и, стоя снаружи, послали к нему вызвать его. И сидела вокруг него толпа. И говорят ему:

— Там твоя мать, и твои братья, и твои сёстры снаружи, требуют тебя.

И ответил им:

— Кто моя мать и мои братья?

И, обведя взглядом сидящих вокруг него, говорит:

— Вот моя мать и мои братья. Кто исполнит волю Божью, тот мне брат, и сестра, и мать.

И снова начал учить у моря. И собирается к нему такая толпа, что он сел в лодку и был на воде, а вся толпа была на берегу у воды. И учил их разными сравнениями, и говорил им, когда учил:

— Слушайте! Вот, вышел сеятель сеять. И произошло при посеве: одно попало на утоптанный путь, и птицы пришли и склевали его. А другое попало на камни, где почти не было земли, И быстро взошло, потому что вглубь расти не могло. И когда взошло солнце, то спалило его, потому что без корней засохло. А другое упало среди сорняков, и сорняки выросли и задушили зерно, и из него не вырос колос. А остальные упали на хорошую землю и выросли из них колосья, и много, из одного тридцать, из другого шестьдесят, и из другого сто.

И сказал:

— Кто имеет уши слышать, пусть услышит.

И когда толпа разошлась, сопровождавшие его и Двенадцать спросили об этом сравнении и сказал им:

— Вам дана тайна Страны Божьей, остальным же, кто снаружи, всё через сравнения. И они, всматриваясь, всматриваются и не видят, они, вслушиваясь, вслушиваются и не понимают, иначе бы обратились и были прощены.

И говорит им:

— Не видите смысла этого сравнения? Как же поймёте другие сравнения? Сеятель Слово сеет. Есть те, кто похож на утоптанную землю, Слово сеется в них, и сразу приходит сатана и уносит Слово, посеянное в них. И есть упавшие на каменистое место: услышали Слово и сразу с радостью принимают его, а корней не пускают, поверхностные. Потом случится несчастье или преследование из-за Слова, сразу бросаются прочь. И есть сорняки, Слово в них сеется, они Слово слышат, но повседневные тревоги, стремление к богатству и разные прихоти занимают их и душат Слово, и они становятся бесплодными. И есть как посеянное на хорошей земле: слышат Слово, и принимают, и плодоносят, кто-то из одного зерна тридцать зёрен, другой шестьдесят, другой сто.

И говорил им:

— Разве светильник приносят, чтобы накрыть горшком или поставить под кровать? Или чтобы поставить на подставку для светильника? Есть такое, что скрывают, чтобы потом открыть. Есть такое, что прячут, чтобы потом показать. Кто имеет уши слышать, пусть услышит.

И говорил им:

— Обдумывайте, что слышите. Сколько вы дадите другим, столько дано будет вам, и ещё добавлено будет. Кто давал, тому будет дано, кто не давал, у того будет отобрано.

И говорил:

— Страна Божья как человек, посеявший семена в землю. Он спит и бодрствует, ночи сменяются днями, и не следит он, как растут семена, земля их растит. Сперва ростки, потом колосья, потом спелые зёрна в колосьях. Когда же созреют, сразу достаёт серп, потому что настала жатва.

И говорил:

— На что похожа Страна Божья? С чем сравним её? Она как горчичное зёрнышко: когда сеют, меньше всех семян на земле. И вот оно посеяно, вырастает и выше всех других кустарников, такое раскидистое, что в тени его могут жить птицы небесные.

И много таких сравнений он использовал, говоря Слово, которое люди слушали. Без сравнений им не говорил, а наедине своим ученикам всё объяснял.

И говорит им вечером того дня:

— Давайте на другой берег.

И, оставив собравшихся, они посадили его в лодку, и другие лодки были с ним. И ветер поднял сильную бурю, волны набрасывались на лодку, она наполнялась водой, а он спал на корме, на подушке.

Они подняли его и говорят ему:

— Учитель, тебя не тревожит, что мы погибаем?

Стоя, он обратился к ветру и сказал морю:

— Молчи! Затихни!

И ветер перестал, и стало очень тихо.

И сказал им:

— Почему вы боитесь? Ещё не верите?

И устрашились страхом великим, и говорили друг другу: «Кто это. что и ветер, и море послушны ему».

И пристали к другому берегу моря, на стороне Герасы. И сразу, едва он вышел из лодки, встретился ему живший в погребальных пещерах человек нечистого духа. Гробницы были ему домом, он был неудержим, его часто сковывали и связывали, но он разрывал цепи и перетирал веревки. И никто не мог его обуздать. И каждую ночь, и каждый день в гробницах и в горах он кричал и бил себя камнями. И увидел Иисуса издалека, прибежал, упал перед ним и громко закричал, говоря:

— Что тебе, Иисус, сын высшего Бога, до меня? Умоляю тебя Богом, не мучай меня!

Потому что он сказал ему: “Выйди, дух нечистый, из этого человека” и спросил его: “Как твоё имя?” И ответил ему: “Имя мне Легион, потому что нас много”.

И он очень просил его не изгонять их из этого места. Там у горы паслось большое стадо свиней, и попросили его, говоря:

— Пошли нас в свиней, чтобы мы вошли в них.

И он разрешил им, и вышли нечистые духи, вошли в свиней, и стадо с обрыва ринулось в море. Примерно две тысячи свиней захлебнулись в море. И свинопасы убежали и рассказали об этом в городе и в сёлах. И оттуда пришли посмотреть, что случилось. И приходят к Иисусу и видят: кто был одержим демонами, сидит, легиона нет, одет и в здравом уме. И испугались. И очевидцы рассказали им, что случилось с одержимым демонами и про свиней. И они стали просить его уйти из их краёв. И когда он забирался в лодку, кто был одержим демонами просил его быть с ним. И не разрешил, а говорит ему:

— Иди к себе домой к своим и расскажи им, сколько сделал тебе Хозяин и как пожалел тебя.

И пошёл и стал рассказывать жителям Декаполиса, сколько сделал ему Иисус. И все удивлялись.

И когда Иисус вернулся в лодке обратно, собралось множество людей. И он был у моря. И приходит к нему один старейшина синагоги по имени Иаир. И увидев его, падает к ногам его и просит его изо всех сил, говоря:

— Дочери моей очень нужно, чтобы, придя, ты возложил на неё руки, чтобы она выздоровела и выжила.

И он пошёл с ним. И множество людей следовали за ним, толкаясь вокруг, и одна женщина, истекавшая кровью двенадцать лет, и много вытерпевшая от многих врачей, и потратившая на них всё без всякой пользы, только хуже стало, услышав об Иисусе, смешалась с толпой, со спины прикоснулась к его одежде. Она думала: «Если прикоснусь хотя бы к его одежде, то выздоровею». И сразу прекратилось кровотечение, и она телом поняла, что выздоравливает. И сразу Иисус понял по себе, что из него вышла сила, повернулся и спросил у толпы:

— Кто прикоснулся к моей одежде?

И ученики сказали ему:

— Ты видишь толпу, толкающую тебя, и спрашиваешь, кто к тебе прикоснулся?!

А он оглядывался, чтобы увидеть, кто коснулся. И женщина, дрожа от страха из-за осознания происшедшего с ней, подошла, опустилась перед ним на колени и рассказала всё по правде. Он же сказал ей:

— Дочь, вера твоя спасла тебя. Иди с миром и будь здорова от болезни твоей.

Он ещё говорил, как приходят из дома старейшины синагоги и сообщают:

— Твоя дочь умерла, больше не беспокой учителя!

Иисус же, услышав это, говорит старосте:

— Не ужасайся, просто верь!

И не разрешил никому сопровождать себя, кроме Петра, и Иакова, и брата Иакова Иоанна. И приходят в дом старосты синагоги и видит людей в отчаянии, и в слезах, и причитающих во весь голос. И, войдя, говорит им:

— Что кричите и плачете? Ребёнок не умер, а спит.

И его осмеяли. Он же выгнал всех, вместе с отцом и матерью ребёнка и со своими спутниками входит, где был ребёнок, и, взяв ребёнка за руку, говорит ей:

— Телита! Кум!

В переводе это «Девочка, тебе говорю! Встань!»

И сразу встала и пошла. Ей было двенадцать лет.

И все страшно изумились. И он накрепко наказал им, чтобы никто не узнал.

И сказал, чтобы ей дали поесть. И ушёл оттуда.

И приходит в родной Назарет. Ученики сопровождают его. И, когда наступила суббота, он стал учить в синагоге. И слушателей было много, они удивлялись и говорили:

— Этому-то откуда?!

— Этому-то дана мудрость?!

— Это его руки творят чудеса? Он же строитель!

— Сын Марии!

— Брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона!

— Не его ли сёстры здесь, среди нас?

Они были возмущены им. И сказал им Иисус:

— Любого пророка презирают в родном городе его родственники, у него дома.

И там не смог показать свою силу, только нескольких больных вылечил, возложив на них руки. И удивлялся их неверию. И ходил по окрестным селения и учил. И зовёт Двенадцать, и посылает по двое, и дал им власть изгонять нечистых духов. Он запретил им что-либо брать в дорогу, только посох. Ни хлеба, ни сумки, ни денег. Сандалии носить, но второго хитона не брать.

И сказал им:

— В какой дом вас пустят, там оставайтесь, пока не покинете это селение. Если где-то не примут и не будут слушать вас, уходите оттуда и отряхните землю, на которую ступали, в знак того, что вас не приняли.

И они пошли и проповедовали покаяние. И многих демонов изгоняли, и помазывали маслом многих больных, и вылечивали. И услышал о нём царь Ирод, потому что имя его приобрело известность. И говорили: «Это Иоанн, погружавший в воду, поднят из мёртвых, отсюда у него такие силы». Другие говорили: «Это Илия». Другие же говорили: «Это пророк вроде прежних пророков».

Но Ирод, как услышал, сказал:

— Это поднятый из мёртвых Иоанн, которого я обезглавил.

Именно Ирод велел схватить Иоанна и посадил связанного в тюрьму из-за Иродиады, жены своего брата Филиппа, которую взял в жёны, потому что Иоанн говорил Ироду: «Нельзя тебе жениться на жене своего брата». Иродиада была против него и хотела убить, и не могла, потому что Ирод боялся Иоанна, считал его человеком праведным и святым, и берёг его, и слушал его с удовольствием, часто не соглашаясь.

И случился подходящий день: Ирод в день своего рождения созвал на пир вельмож и военачальников своих и для первых людей Галилеи. И пришла дочь Иродиады и плясала. Она понравилась Ироду и другим пировавшим. И царь сказал девушке:

— Попроси у меня чего хочешь, и я дам.

И клялся ей:

— Что ни попросишь, дам тебе, до половины царства.

И, выйдя, сказала своей матери:

— Что бы мне попросить?

Она же сказала:

— Голову Иоанна Погружавшего в Воду.

И сразу, немедленно войдя к царю попросила, сказав:

— Хочу, чтобы ты сейчас же дал мне на блюде голову Иоанна Погружавшего в Воду.

И очень опечалился царь, из-за клятвы и гостей решив не отказывать ей. И сразу царь послал спекулатора, приказав принести его голову. И тот обезглавил его в тюрьме, и принёс голову его на блюде, и дал девушке, и девушка дала её своей матери. И, услышав об этом, ученики пришли, и взяли труп его, и похоронили в гробнице.

И собираются к Иисусу посланники и рассказали ему всё: что сделали, сколько учили.

И говорит им:

— Идите в безлюдное место и отдохните немного.

Ведь многие приходили и уходили, и поесть было некогда. И отправились на лодке в безлюдное место. И многие видели, как они отправлялись, и сообразили, и из всех городов сбежались туда, и пришли раньше их. И, выйдя из лодки, увидел множество людей, и пожалел их, потому что они были как овцы без пастуха. И начал учить их. И, когда прошло много времени, подойдя к нему, ученики его сказали:

— Место уединённое, время позднее, отпусти их, чтобы сходили в близлежащие деревни и селения и купили себе поесть.

Он же ответил им:

— Вы дайте им поесть.

И говорят ему:

— Чтобы их накормить, нам самим нужно сходить и купить хлеба на двести динариев.

Он же говорит им:

— У вас есть еда? Идите, посмотрите.

И, узнав, говорят:

— Пять хлебов и две рыбы.

И приказал рассадить всех на зелёной траве словно на пиру. И все расположились ряд за рядом по сто и по пятьдесят человек. И, взяв пять хлебов и две рыбы, он поднял взгляд к небу, благословил хлеб, и стал разламывать и давать ученикам, чтобы передавали сидящим, и две рыбы разделил на всех. И все они ели и насытились. И остатками хлебов и рыб наполнили доверху двенадцать корзин. И было едоков пять тысяч. И сразу заставил учеников своих войти в лодку и плыть вперёд на другой берег, к Вифсаиде, пока он прощается с людьми. И, простившись, он ушёл на гору молиться.

И когда наступил вечер, лодка была посреди моря, а он был один на берегу. И увидел, что они отчаянно гребут, потому что ветер дул им в лицо. Около четвёртой стражи ночи он шёл по морю рядом с ними и хотел пройти мимо. Они увидели, как он идёт по морю, подумали, что видят призрак, и закричали, потому что все видели его и были потрясены. Он же сразу заговорил с ними и говорит им:

— Смелее, это я. Не бойтесь.

И вошёл к ним в лодку. И ветер утих. И они были потрясены ещё более, потому что не поняли про хлеб, но сердце у них было каменное. И, добравшись до берега, они приплыли к Генисарету и причалили. И, как только они вышли из лодки, сразу его узнали и разнесли слух о нём по всей округе. И начали на носилках приносить больных туда, где, как говорили, он был. И куда ни приходил он: в село, или в город, или в деревню, клали больных на агоре и просили его дать потрогать хотя бы кисти его иматия. И дотронувшиеся вылечились.

И подошли к нему фарисеи и несколько толкователей закона, пришедшие из Иерусалима и видевшие, что некоторые ученики его не моют руки перед едой, а берут хлеб как все.

А иудеи, особенно фарисеи, следуют обычаям предков: перед едой моют руки, тщательно оттирая; и купленное на агоре не едят, не вымыв. И многое другое моют, чаши и кружки, медную посуду и скамьи для пира. И спрашивают его фарисеи и толкователи закона:

— Почему ученики твои не следуют обычаям предков, а берут хлеб просто так?

Он же сказал им:

— Верно отозвался о вас, лицемерах, пророк Исайя, написав: «Этот народ на словах стремится ко Мне, сердцем же далеки от Меня. Бесполезно восхвалять Меня, а учить учению из своих правил».

И сказал им:

— Вы сумели отбросить заповедь Божью и поставить взамен свои правила. Вот Моисей сказал: «Почитай отца твоего и мать твою», «Смерть тому, кто дурно говорит об отце или матери». Вы же говорите: если человек скажет отцу или матери «корван» — то есть, «дар» Богу то, что я должен был бы дать тебе — вы его заставляете ничего не давать отцу или матери. Вы заменили Слово Божье своим правилом, которое навязываете другим. И многое делаете в таком роде.

Он подозвал людей и говорил им:

— Выслушайте меня все и поймите! Ничто, попадающее в человека снаружи, не может осквернить его. Но что выходит из человека, оскверняет его.

И когда он от людей ушёл домой, его ученики спросили его об этом сравнении. И говорит им:

— И вы не понимаете? Не соображаете? Всё, попадающее в человека снаружи, не может осквернить его, потому что входит не в сердце, а в кишки, и дальше в отхожее место.

Этим он сделала чистой любую еду. Дальше сказал:

— Выходящее из человека, оскверняет человека, ведь изнутри, из сердца людей, выходят злые замыслы, распутство, кражи, убийства, супружеские измены, алчность, злобность, подлость, безнравственность, завистливость, ругательства, высокомерие, безрассудство. Всё это зло выходит изнутри и оскверняет человека.

Встав, он из этого места пошёл в окрестности Тира. И вошёл в дом, желая, чтобы никто его не узнал. И не смог остаться неизвестным, но сразу о нём услыхала женщина, в маленькой дочери которой был нечистый дух. Придя, припала к ногам его. А женщина была гречанка, уроженка сирийской части Финикии и просила его выгнать демона из её дочери. И сказал ей:

— Дай сперва наесться детям. Ведь нехорошо отобрать хлеб у детей и бросить щенкам.

Она же ответила и сказала ему:

— Господин, но и щенки под столом едят оброненное детьми.

И сказал ей:

— За такое слово – иди! Вышел из твоей дочки демон.

И, придя в свой дом, она увидела: ребёнок покоится на постели, и демон вышел.

И, вновь уйдя из окрестностей Тира, он через Сидон пришёл к морю Галилейскому, к Декаполису. И приводят к нему глухонемого и просят Его возложить на того руку. И отвёл он его в сторону от людей, вложил свои пальцы в его уши, и, плюнув, коснулся его языка, и, поднял взгляд к небу, издал стон и сказал:

— Еффата!

Это означает «откройся».

И сразу распахнулся его слух, и связанный его язык развязался, и он заговорил нормально, и приказал никому не говорить. Сколько он ни запрещал, они об этом рассказывали всем. И люди поражались и говорили:

— Всё хорошо сделал! Глухих делает слышащими и немых говорящими.

В те дни опять собралось много людей, и не было у них еды. Тогда он подозвал учеников, сказал им:

— Жалко мне людей, потому что уже три дня со мной, и нечего им есть. Если голодными отпущу их по домам, устанут по дороге, ведь многие издалека пришли.

И ответили ему ученики его:

— Кто способен в этом безлюдном месте найти для них еду?

И спросил их:

— Сколько у вас хлебов?

Они сказали:

— Семь.

И приказывает людям расположиться на земле, и, взяв семь хлебов и благодарив, стал делить и давал ученикам своим, чтобы раздавали, и они раздали людям. И было у них несколько рыбок, и благословив, сказал:

— И это раздайте.

И ели, и наелись. И набрали лишних кусков семь корзин. А было едоков около четырёх тысяч. И отпустил их. И сразу сел в лодку с учениками своими, прибыл в окрестности Далмануты. И появились фарисеи, и начали с ним спорить, испытывая его и домогаясь от него знамения свыше. И глубоко вздохнув, сказал:

— Зачем эти люди домогаются знамения? Точно говорю вам: не будет этим людям знамения.

И, оставив их, опять отплыл на другой берег. И они забыли взять хлеб, и ни единого хлеба не было в лодке. И он наставлял их, говоря:

— Смотрите, берегитесь закваски фарисеев и закваски Ирода.

И говорили друг другу:

— Хлеба нет!

И, узнав это, говорит им:

— Зачем говорите, что нет хлеба? До сих пор не понимаете и не вникаете? Окаменело сердце ваше? Глаза есть и не видите? Уши есть и не слышите? И не помните? Когда я разделил пять хлебов на пять тысяч человек, сколько вы набрали корзин, полных кусков?

Говорят ему:

— Двенадцать.

— А когда семь на четыре тысячи человек, сколько вы набрали корзин, полных кусков?

И говорят ему:

— Семь.

И сказал им:

— И не вникли!

И приходят в Вифсаиду. И приводят к нему слепого, и просят его, чтобы коснулся его. И, взяв слепого за руку, вывел его за околицу. И, плюнув ему на глаза, возложил на него руки, спросив его:

— Что-нибудь видишь?

И, вглядевшись, сказал:

— Вижу прохожих, похожи на деревья.

Тогда опять коснулся его глаз руками. И он вгляделся, и выздоровел, и стал видеть всё ясно. И послал его в дом его, сказав:

— Не заходи в селение.

И пошёл Иисус и ученики его в селения Кесарии Филипповой. И по дороге спрашивал учеников своих, говоря им:

— Как называют меня люди?

Они же сказали ему, говоря:

— Иоанном Погружавшим в Воду. Другие Ильёй, третьи одним из пророков.

И Он спросил их:

— А что скажете вы о том, кто я?

Ответил ему Пётр, сказав:

— Ты – Защитник!

И запретил им говорить это людям. И начал учить их:

— Сын Человеческий должен много перенести: его отвергнут старейшины, первосвященники и толкователи закона, и будет убит, и через три дня встанет.

И говорил об этом прямо. И Пётр отвёл его в сторону и стал возражать ему. Он же повернулся к ученикам своим, и возразил Петру, и сказал:

— Отойди от меня, сатана, ты думаешь не как Бог, а как человек.

И подозвал людей и учеников своих, сказал им:

— Если кто-то хочет следовать за мной, пусть откажется от себя, и пусть возьмёт крест свой, и следует за мной. Ведь кто хочет сохранить свою жизнь, погубит её. Кто же погубит свою жизнь для меня и Вести, спасёт её. Что пользы человеку приобрести весь мир, а свою жизнь растратить? На что обменяет человек жизнь свою? Ведь кто из страха перед окружающими его распутниками и грешниками отвернётся от меня и моих слов, отвернётся от него и Сын Человеческий, когда придёт в сиянии Отца своего со святыми ангелами.

И сказал им:

— Точно говорю вам, что среди стоящих здесь есть люди, которые прежде смерти увидят Страну Божью, являющуюся во всей силе. И через шесть дней взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, только их, и ведёт на высокую гору. И преобразился перед ними: иматий его заблистал, стал таким белым, каким ни один мастер не смог бы его сделать. И перед ними появились Илия с Моисеем и беседовали с Иисусом. И Пётр вмешался и говорит Иисусу:

— Равви, хорошо, что мы тут! И давай мы сделаем три шалаша: один тебе, один Моисею, один Илии.

Он же не понимал, что говорит, так они были напуганы. И появилось облако, покрывшее их тенью. И из облака раздался голос:

— Это сын Мой любимый, слушайте его.

И внезапно они увидели, что только Иисус остался с ними.

И, когда они спускались с горы, он приказал никому не рассказывать об увиденном, пока Сын Человеческий не встанет из мёртвых. И они стали спорить друг с другом об этом слове, как это – «встать из мёртвых». И спросили его, сказав:

— Почему толкователи закона говорят, что сперва должен прийти Илия?

Он же сказал им:

— Сперва Илия должен прийти и всё подготовить сыну человеческому, как написано, чтобы он многое перенёс и был унижен. Но говорю вам: и Илия пришёл, и с ним поступили, как захотели, как и написано о нём.

И, придя к ученикам, увидели много людей вокруг них и толкователей закона, спорящих с ними. И сразу все люди, увидев его, с восторгом бросились к нему и приветствовали его.

И спросил их:

— О чём спорите с ними?

И один человек ему ответил:

— Учитель, я привёл к тебе моего сына, в котором дух немоты, и когда тот охватывает его, он корчится, и появляется пена на губах, и скрежещет зубами, и деревенеет. И я сказал твоим ученикам изгнать его, и не смогли.

Он же ответил им, сказав:

— О люди без веры! Сколько мне быть с вами! Сколько терпеть вас. Ведите его ко мне.

И привели его к нему. И дух, увидев его, сразу вызвал у него судорогу. И упал на землю, и дёргался, пуская пену.

И спросил его отца:

— Давно это у него?

Тот сказал:

— С детства. И часто и в огонь его бросал, и в воду, чтобы погиб. Но если можешь чем-нибудь помочь нам, пожалей нас!

Иисус же сказал ему:

— «Если можешь»! Всё может верующий.

Отец ребёнка сразу воскликнул:

— Верю! Помоги моему неверию!

Иисус, видя, что сбегаются люди, приказал духу нечистому, сказав:

— Немой и глухой дух! Я приказываю тебе: выйди из него и никогда не входи.

И закричал, и, заставив содрогаться, вышел. И стал как мёртвый, так что многие говорил, что он умер. Иисус же взял его за руку, помог ему подняться, и он встал.

И, когда Иисус пришёл домой, ученики наедине спросили его:

— Почему мы не смогли изгнать его?

И сказал им:

— Такие не выходят ни от чего, только от молитвы.

И, уйдя оттуда, шли по Галилее, и не хотел, чтобы об этом знали, потому что учил своих учеников и говорил им:

— Сын Человеческий будет отдан в руки человеческие, и убьют его. И через три дня убитый встанет.

Они же не понимали сказанного, и боялись его спросить.

И пришли в Капернаум. И дома он спросил их:

— Что обсуждали в пути?

Они же молчали, потому что в пути поспорили, кто главнее. И, сев, он подозвал Двенадцать и говорит им:

— Если кто-то стремится быть первым, пусть будет последним среди всех и слугой всем.

И подозвал ребёнка, поставил его перед ними, и, обняв, сказал им:

— Кто во имя моё склонится перед ребёнком вроде этого, тот склоняется передо мной. И кто склоняется передо мной, склоняется перед пославшим меня.

Иоанн сказал ему:

— Учитель! Мы увидели человека, который именем твоим изгоняет демонов, и мешали ему, потому что он не с нами.

Иисус же сказал:

— Не мешайте ему, потому что никто, у кого сила от моего имени, не может одновременно ругать меня, так что кто за нас, тот не против нас. Кто даст вам напиться из чаши с водой, потому что вы с Защитником, точно говорю вам: он получит плату. А вот кто смутит того, кто верит мне как малыш, лучше бы ему было жернов, который вращают ослы, на шею, и быть брошенным в море. И если твоя рука смущает тебя, отруби её. Лучше тебе калекой войти в жизнь, чем с двумя руками пойти в геенну, в огонь неугасимый. И если твоя нога смущает тебя, отруби её. Лучше тебе одноногому войти в жизнь, чем с двумя ногами быть брошенным в геенну. И если глаз твой смущает тебя, вырви его. Лучше тебе одноглазому войти в Страну Божью, чем с двумя быть брошенным в геенну, где бесконечно много червей и огонь не тухнет. Ведь всякий будет посолен этим огнём как всякую жертву солят солью. Соль вкусна. Если соль потеряет вкус, то её чем солить? Вы сами будьте солью и будьте друг с другом в мире.

И оттуда, встав, отправился в Иудею за Иордан. И сошлись к нему люди, и он вновь учил их, как всегда. И, подойдя, фарисеи спросили, испытывая его:

— Разрешается ли мужу развестись с женой?

Он же ответил, сказав им:

— Что повелел вам Моисей?

Они же сказали:

— Моисей разрешил писать документ о разводе и расходиться.

Иисус же сказал им:

— Моисей предписал вам это, потому что у вас сердца как камни. В начале же творения Бог создал мужчину и женщину, поэтому оставляет человек отца своего и мать и соединяется с женой своей, и становятся двое одним существом, так что их уже не двое, а одно целое. Итак, что Бог соединил, человек пусть не разделяет.

И дома ученики опять спросили его об этом.

И говорит им:

— Кто разведётся со своей женой и женится на другой, изменил своей жене. И если жена развелась с мужем и вышла за другого, она изменила своему мужу.

И приносили к нему детей, чтобы он коснулся, ученики же не пустили людей с детьми. Увидев это, Иисус рассердился и сказал им:

— Разрешите детям приходить ко мне, не мешайте им, потому что Страна Божья – их страна. Точно говорю вам: кто не примет Страны Божьей как дети, не войдёт в неё.

И, обняв детей, благословил их, возложив на них руки.

И, когда он отправлялся в путь, подбежал человек, опустился перед ним на колени и спросил его:

— Учитель добрый, что мне сделать, чтобы получить вечную жизнь?

Иисус же сказал ему:

— Почему ты назвал меня добрым? Один Бог добр, а из людей никто. Знаешь заповеди: не убей, не измени мужу или жене, не воруй, не лги на суде, не обмани, уважай своего отца и мать.

Он же сказал ему:

— Учитель, я так и живу, сколько себя помню.

Иисус, вглядевшись в него, подобрел к нему и сказал ему:

— Одного тебе не хватает. Пойди, продай всё, что имеешь, и отдай нищим. И получишь сокровище небесное. И возвращайся сопровождать меня.

Он же помрачнел от этих слов и ушёл расстроенным, потому что собственности у него было много. И, оглядевшись, Иисус сказал ученикам своим:

— Как трудно имеющим много добра войти в Страну Божью.

Ученики были потрясены такими словами. Иисус же добавил:

— Легче верблюду пройти через игольное ушко, чем богатому войти в Страну Божью.

Они страшно удивились и говорили друг другу:

— Кто же может спастись?

Вглядевшись в них, Иисус сказал:

— Людям невозможно, но не Богу. Бог может всё.

Пётр заговорил с ним:

— Вот, мы всё бросили и пошли за тобой.

Иисус сказал:

— Точно говорю вам: любой, кто оставит дом, или братьев, или сестёр, или мать и отца, или детей или поля ради меня и Вести, получит сейчас, теперь же, среди гонений, в сто раз больше домов, и братьев, и сестёр, и матерей, и детей, и полей, и в наступающем веке жизнь вечную. Многие же первые станут последними, и последние – первыми.

Они шли в пути, поднимаясь в Иерусалим, Иисус шёл первым, и они боялись, и сопровождавшие их тревожились. И, вновь отозвав Двенадцать, он стал говорить им, что неизбежно будет с ним:

— Вот, мы поднимаемся в Иерусалим, и Сын Человеческий будет выдан первосвященникам и толкователям закона. И осудят его на смерть, и передадут его язычникам. И будут издеваться над ним, и будут плевать в него, и будут бить его плетьми, и будет убит. И через три дня встанет.

И подходят к нему Иаков и Иоанн, сыновья Зеведея, говоря:

— Учитель, мы хотим попросить тебя… Чтобы ты дал нам…

Он сказал им:

— Что вы хотите, чтобы я вам дал?

Они сказали ему:

— Дай нам, когда засияешь, сидеть одному справа от тебя, а другому слева.

Иисус же сказал им:

— Не знаете, о чём просите. Можете выпить чашу, из которой я буду пить или погрузиться туда, куда погружусь я?

Они же сказали ему:

— Можем!

Иисус же сказал им:

— Чашу, из которой я буду пить, выпьете, и будете погружены погружением, которым я погружусь, а сесть справа или слева от меня не я даю, но как предназначено.

И, услышав, десять посланников стали возмущаться Иаковом и Иоанном. И, подозвав их, Иисус сказал им:

— Вы знаете, что считающиеся старшими в том или другом народе приказывают служить себе, и возглавляющие их распоряжаются ими. Не так должно быть среди вас, но кто захочет возглавить вас, пусть будет вам слуга. И кто захочет быть первым из вас, пусть будет всем рабом. И Сын Человеческий не пришёл, чтобы ему служили, но служить и отдать свою жизнь как выкуп за многих.

И пришли в Иерихон, и выходил он из Иерихона, и ученики его, и множество людей. Сын Тимея Вартимей, слепой попрошайка, сидел у дороги. И, услышав о появлении Иисуса Назарянина, стал кричать и говорить:

— Сын Давида, Иисус, сжалься надо мной!

И многие приказывали ему молчать, он же ещё громче кричал:

— Сын Давида, сжалься надо мной!

И, остановившись, Иисус сказал:

— Позовите его.

И зовут слепого, говоря ему:

— Смелее, поднимайся, зовёт тебя.

Он же скинул свой иматий, встал и подошёл к Иисусу. И, отвечая ему, Иисус сказал:

— Чего ты хочешь от меня?

Слепой же сказал ему:

— Раввуни! Чтобы видеть!

И Иисус сказал ему:

— Вперёд! Вера твоя спасла тебя!

И сразу стал видеть, и пошёл за Ним по пути. И, когда подошли к Иерусалиму, со стороны Виффагии и Вифании, к Оливковой горе, посылает двух учеников своих и говорит им:

— Идите в поселение, которое прямо перед вами, и сразу, войдя в него, увидите ослёнка на привязи, который ещё никого не возил. Отвяжите его и приведите. И если кто-нибудь вам скажет: «Что это вы делаете?», скажите: «Господин послал за ним». И сразу пошлёт его сюда.

И они пошли, и нашли на улице ослёнка, привязанного к воротам, и отвязывают его. И люди, стоявшие там, говорили им:

— Что вы делаете? Зачем отвязываете ослёнка?

Они же отвечали им, как велел Иисус, и их отпустили. И привели ослёнка к Иисусу, и положили на него свои иматии. И он сел на него. И многие люди стелили на дорогу свои иматии, другие же – ветки, срезанные в полях.

И люди, шедшие впереди, и следовавшие сзади кричали:

Осанна! Благословен идущий во имя Господина! Благословенно наступающее царство отца нашего Давида! Осанна на небесах!

И вошёл в Иерусалим, в Храм. И, осмотрев всё с Двенадцатью, отправился в Вифанию, потому что было поздно. И на следующий день вышли из Вифании, и хотел есть. И, увидев издалека смоковницу с густыми листьями, пошёл поискать на ней плодов. И, подойдя, ничего не нашёл, кроме листьев, потому что смоквы ещё не созрели. И сказал ей:

— Пусть никто никогда не ест твоих плодов!

И ученики его это слышали. И приходят в Иерусалим. И, войдя в Храм, стал выгонять из Храма продавцов и покупателей. И перевернул столы менял и лавки продавцов голубей. И не давал использовать Храм как проходной двор, чтобы носить тяжести коротким путём. И учил, и говорил им:

— Написано: «Мой Дом станет домом молитвы всех народов, а вы сделали его пещерой разбойников».

И услышали это первосвященники и толкователи закона, и задумали погубить его, боясь его, ведь все люди восхищались его учением. И, когда день заканчивался, они ушли из города. И, проходя рано утром мимо смоковницы, увидели, что засохла сверху донизу. И, вспомнив, Пётр говорит ему:

— Равви, посмотри: смоковница, которую ты проклял, засохла.

И, отвечая, Иисус говорит им:

— Имейте веру в Бога! Точно говорю вам: кто скажет этой горе: «Поднимись и упади в море», без сомнений в сердце своём, но с верой, что произнесённое произойдёт, — так и будет. Этим говорю вам: молитесь и просите, веря, что получите, и всё будет вам. И когда стоите и молитесь, прощайте, если кем-то недовольны, чтобы и Отец ваш небесный простил вам проступки ваши.

И приходят опять в Иерусалим, и, когда ходил он в Храме, приходят к нему первосвященники, и толкователи закона, и старейшины.

И говорили ему:

— Какой властью ты такое делаешь? Или ты получил от кого-то такую власть?

Иисус же сказал им:

— Задам и я один вопрос, и, если получу ответ, тогда скажу вам, какой властью я это делаю. Когда Иоанн погружал в воду, это было с небес или от людей? Ответьте мне.

И они рассуждали, говоря друг с другом:

— Если скажем, что с небес, то скажет: почему же вы не поверили ему? Но как сказать «от людей»!

Они боялись людей, ведь все считали Иоанна настоящим пророком. И ответили Иисусу, сказав:

— Не знаем.

И Иисус говорит им:

— И я не скажу вам, какой властью это делаю.

И начал говорить им сравнениями:

— Один человек устроил виноградник, и окружил оградой, и устроил давильню для винограда, и построил башню, и нанял крестьян обрабатывать его, и уехал. И когда настал срок, послал раба, чтобы получить с крестьян урожай. И они, схватили его, избили, и отослали ни с чем. И вновь послал к ним другого раба. И этого били по голове и унижали. И другого послал, и его убили. И многих других избивали и убивали. У него был любимый сын, послал и его, говоря: «Моему сыну подчинятся». Крестьяне же сказали друг другу: «Он наследник, давайте убьём его, и присвоим наследство». И, схватив, убили его, и тело бросили за ограду. Что сделает хозяин виноградника? Придёт, и убьёт этих крестьян, и даст виноградник другим. И вы разве не читали в Писании: «Камень, который выбросили строители, лёг в основу здания. Это от Повелителя, и поразительно видеть такое».

И пытались схватить его, но побоялись людей, понявших, что он говорит о них, и, оставив его, ушли. И посылают к нему нескольких фарисеев и сторонников Ирода, чтобы заставили Его сказать что-то подсудное. И, придя, говорят ему:

— Учитель! Мы знаем, что ты говоришь правду и не боишься никого, и будешь откровенен, несмотря ни на что, и учишь истинному пути Божьему. Допустимо платить налог кесарю или нет? Давать или не давать?

Он же, понимая их неискренность, сказал им:

— Зачем вы испытываете меня? Принесите мне динарий, я посмотрю.

Они принесли.

И говорит им:

— Кто тут изображён и чьё тут имя?

Они говорят ему:

— Кесаря.

Тогда Иисус сказал им:

На чём изображён кесарь, отдайте кесарю, а на чём Бог – Богу.

И они были сражены.

И приходят к нему саддукеи, которые говорят, что мёртвые не встанут, и спрашивали его, говоря:

— Учитель! Моисей предписал нам: если мужчина умрёт и оставит вдову, а детей не оставит, то его брат пусть женится на его вдове, и она родит от него сына, и их сын будет считаться сыном его брата. Было семь братьев. Один женился и умер, не оставив сына. И второй женился на его вдове, и умер, не оставив сына. И третий также. И так было со всеми семью братьями, и женщина тоже умерла. Когда встанут умершие, она чьей женой станет? Ведь семеро были её мужьями?

Иисус сказал им:

— Вы заблуждаетесь, потому что вы не знаете Писаний и силы Божьей. Когда люди встанут из мёртвых, мужчины не будут жениться и женщин не будут выдавать замуж, а будут как ангелы небесные. О том, что мёртвые будут подняты, вы же должны были читать в книге Моисея, как сказал ему Бог из огня: «Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова». Бог не может быть Богом мёртвых, Он Бог живых, так что вы глубоко заблуждаетесь.

И подошёл один из толкователей закона, слышавший спор и видевший, что Он хорошо ответил. Спросил его:

— Какая из заповедей главная?

Иисус ответил:

— Первая: «Слушай, Израиль, повелитель наш Бог – единственный повелитель» и: «Люби повелителя своего Бога всем сердцем твоим и всей душой твоей, и всем разумом твоим, и всеми силами твоими. Вторая — вот: «Люби ближнего твоего, как себя самого». Важнее заповеди нет.

И сказал ему толкователь закона:

— Хорошо, учитель! Истинно ты сказал, что Он один, и нет другого помимо Его, и важнее всех жертв, больших и малых, любить Его всем сердцем и всем разумом, и всей душой, и всеми силами, и любить, как самого себя.

И Иисус, увидев, что тот разумно ответил, сказал ему:

— Ты близок к Стране Божьей.

И никто уже не решался спрашивать его.

И, уча в Храме, Иисус говорил:

— Почему толкователи закона считают Защитника сыном Давида? Сам Давид сказал в Духе Святом: «Сказал повелитель повелителю моему: сядь справа от меня, а я повергну врагов твоих под ноги твои». Сам Давид называет его повелителем, как же он сын Давиду?

И множество людей слушали его с одобрением. И, уча, он говорил:

— Берегитесь толкователей закона, которые любят внушительно одеваться, и чтобы их приветствовали на агорах, и в синагогах сажали бы их на первые места, и предлагали бы почётные ложа на торжественных обедах. Едят они дома вдов и напоказ читают длинные молитвы. Этих ждёт самый суровый приговор.

И, сев напротив ящика для пожертвований, смотрел, как люди бросают туда медяки. И многие богачи бросали много. И пришла нищая вдова, бросила две лепты (кодрант). И, подозвав учеников своих, сказал им:

— Точно говорю вам, что эта нищая вдова бросила больше всех, бросавших в ящик. Все ведь бросали то, без чего могут прожить, она же бросила всё, что у неё было на жизнь.

И, когда он выходил из Храма, говорит ему один из его учеников:

— Учитель, смотри, какие глыбы и какие громадины!

И Иисус сказал ему:

— Восторгаешься размерами этих зданий? Не останется от них камня на камне, всё будет разрушено.

И, когда он сидел на Оливковой горе напротив Храма, спрашивали его наедине Петр и Иаков, и Иоанн, и Андрей:

— Скажи нам, когда это будет и какой будет знак, что всё это заканчивается?

Иисус так начал свою речь:

— Смотрите, чтобы никто вас не обманул, многие придут от имени моего и будут говорить, что это я, и многих обманут. Когда же услышите о войнах и когда войны прогрохочут, не пугайтесь: это должно случиться, но это ещё не конец. Поднимется один народ против другого, и страна против страны. Будет землетрясение за землетрясением, голод за голодом. Так начнутся мучения, вы же крепитесь. Вас будут судить синедрионы, будут бить в синагогах. Вас будут допрашивать обо мне цари и их наместники, свидетельствуйте им. И во всех народах сперва должна прозвучать Весть. И когда вас поведут на допрос, не готовьтесь заранее говорить, а что на допросе придёт на ум, то и говорите. Это не вы будете говорить, а Дух Святой. И предаст брат брата на смерть, и отец — детей. И обрушатся дети на родителей и убьют их. И все будут ненавидеть вас из-за имени моего, но кто выстоит до конца, будет спасён. Когда же увидите мерзость опустошения там, где не следует (вчитывающийся поймёт), тогда те, кто в Иудее, бегите в горы, кто на крыше, не спускайся в дом и не входи в него взять что-то нужное и кто в поле, не возвращайся за иматием туда, где положил его .В те дни беда будет беременным и кормящим грудью. Молитесь, чтобы это было не зимой, потому что будет такой ужас, какого не было с тех пор, как Бог создавал мир, до наших дней, и не будет. И если бы Повелитель не ограничил это время, не спаслось бы ничто живое. Но ради избранных им избранников Он ограничил это время. И тогда, если кто-то вам скажет: «Посмотри! Здесь защитник» или «Посмотри! Там!» — не верьте. Потому что появятся ложные защитники и ложные пророки, и дадут знамения и чудеса, чтобы по возможности обмануть избранных. Вы же крепитесь, я заранее сказал всё. Но после того ужаса, когда солнце померкнет, и луна перестанет светить, и звёзды будут падать с неба, и сами небесные силы ослабеют, тогда увидят сына человеческого, идущего среди облаков с огромной силой и в сиянии. И тогда пошлёт ангелов и соберёт избранников с четырех концов света, от края земли до края неба. Для сравнения возьмите смоковницу: вы понимаете, что скоро лето, потому что ветви её набирают соков и выбрасывают листья. Так и вы, как увидите, знайте, что близко, у входа. Точно говорю вам: не умрут все живущие сейчас, как это всё сбудется. Небо и земля пройдут, а мои слова не пройдут. Когда же это будет, никто не знает, и ангелы небесные, и сын не знают, один Отец. Вглядывайтесь, будьте начеку, ведь вы не знаете точного срока. Словно человек уехал, оставил свой дом, дал своим рабам власть, чтобы каждый делал своё дело, и приказал сторожу бодрствовать. Так бодрствуйте! Ведь вы не знаете, когда придёт господин дома: вечером, или в полночь, или когда поют петухи, или рано утром. Чтобы, внезапно придя, не нашёл вас спящими, вам и всем говорю: бодрствуйте!

Через два дня наступали праздники Пасхи и Мацы. И искали первосвященники и толкователи закона возможности, как бы обманом схватить его и убить. Но оговаривали: «Только не во время праздника, чтобы народ не расшумелся».

И, когда он был в Вифании, на пиру в доме Симона Прокажённого, пришла женщина с алабастроном, полным масла из настоящего, очень дорогого нарда, разбила алабастрон, вылила масло ему на голову. Некоторые присутствующие рассердились и говорили друг другу:

— Зачем так тратить масло? Его можно было бы продать, выручив больше трёхсот динариев, и раздать нищим.

И ругали её. Иисус же сказал:

— Не трогайте её! Зачем вы её обижаете? Она сделала для меня доброе дело. Ведь нищие всегда с вами, как захотите им помочь, помогите. Вот я с вами не навсегда. Она сделала, что могла: полила маслом моё тело для похорон. Точно говорю вам: по всему миру прозвучит Весть, и скажут в память о ней, что она это сделала.

И Иуда Искариот, один из Двенадцати, пошёл к первосвященникам, чтобы предать его. Они же обрадовались ему и пообещали ему денег. И он искал удобного времени, чтобы предать его.

И в первый день праздника Мацы, когда режут пасхального ягнёнка, говорят ему ученики его:

— Где ты хочешь есть ягнёнка? Мы пойдём и приготовим.

И посылает двух учеников своих и говорит им:

— Идите в город, и встретите человека с кувшином воды. Следуйте за ним, и скажите хозяину дома, в который он войдёт: «Учитель говорит: где комната, где я с учениками моими мог бы праздновать Пасху?» И он вам покажет зал на втором этаже: большой, украшенный, подготовленный к празднику, и там всё устройте для нас.

И ученики пошли, и пришли в город, и нашли всё, как он сказал им, и приготовили всё к Пасхе. И наступил вечер, он пришёл с Двенадцатью, и, когда они возлежали и ели, Иисус сказал:

— Точно говорю вам, что один из вас, кто ест со мной, предаст меня.

Они расстроились и стали говорить ему один за другим: «Неужели я?»

Он же сказал им:

— Один из Двенадцати, одновременно со мной погружающий свой кусок в соусник. Сын Человеческий, впрочем, идёт путём, о котором писали пророки, но беда тому человеку, благодаря которому будет схвачен Сын Человеческий. Лучше бы ему было не рождаться.

И, когда они ели, он взял хлеб, благословил, разломил и дал им. И сказал:

— Возьмите, это моё тело.

И, взяв чашу, поблагодарил, передал им, и пили из неё все. И сказал им:

— Это кровь моего завета, льющаяся за множество людей. Точно говорю вам: вновь я буду пить в тот самый День совсем иное, рождаемое Лозой в Стране Божьей.

И, спев псалом, они пошли на Оливковую гору. И говорит им Иисус:

— Вы все бросите меня, ведь написано: «Смертельным ударом повалю пастуха, и овцы разбегутся». После же того, как я понимусь из мёртвых, я буду ждать вас в Галилее.

Пётр же сказал ему:

— Все остальные, может, бросят тебя, но не я.

И говорит ему Иисус:

— Точно говорю тебе, что ты сегодня, в эту ночь, прежде чем петух дважды прокукарекает, трижды от меня отречёшься.

Он же продолжал говорить:

— Скорее погибну с тобой, но не отрекусь.

Так же и все говорили.

И приходят в местность под названием Гефсимания, и говорит ученикам своим:

— Посидите здесь, пока я помолюсь.

И взял с собой Петра, Иакова и Иоанна, и охватили его ужас и тоска. И говорит им:

— Душа моя скорбит смертельно, побудьте здесь и бодрствуйте.

И, пройдя немного вперёд, упал на землю и молился о том, чтобы, если возможно, не было с ним того, что должно было произойти.

И говорил:

— Абба, Отец! Ты можешь всё. Унеси эту чашу от меня. Но не чего я хочу, а чего ты.

И приходит к ним, и видит их спящими.

И говорит Петру:

— Симон, заснул? Немного надо было бодрствовать, и не смог! Бодрствуйте и молитесь, чтобы не поддаться искушению. Дух действует, хотя тело устаёт.

И, опять отойдя, молился теми же словами. И, опять вернувшись, увидел, что они спят, потому что сон наваливался на них. И они не знали, что ему ответить. И приходит в третий раз, и говорит им:

— Всё ещё спите и отдыхаете? Хватит: наступило время. Сейчас отдаётся Сын Человеческий в руки грешников. Вставайте, идём. Вот, приблизился предающий меня.

И сразу, когда Он ещё говорил, появляется Иуда, один из Двенадцати, и с ним множество людей с тесаками и кольями, посланные первосвященниками, и толкователями закона, и старейшинами. Предавший же его договорился с ними о знаке, сказав: «Кого я поцелую, это он. Схватите его и ведите так, чтобы не вырвался».

И, придя, сразу подошёл к нему и говорит:

— Равви!

И поцеловал его.

Они же схватили его и не отпускали.

Один стоявший рядом человек выхватил тесак, ударил раба первосвященника и отрубил ему ухо.

И, отвечая, Иисус сказал им:

— Словно против разбойника вы пришли брать меня с тесаками и кольями. Каждый день я был у вас в Храме и учил, и не схватили меня. Но так и сбылось написанное.

И, оставив его, все убежали. И один юноша был с ним, в синдоне поверх голого тела, и его схватили. Он же, оставив синдону у них в руках, убежал.

И отвели Иисуса к первосвященнику. И собрались все: первосвященники, и старейшины, и толкователи закона. И Пётр, держась подальше, следовал за ним, и сел во внутреннем дворе дома первосвященника вместе со слугами, и грелся у огня. Первосвященники же и весь синедрион хотели таких показаний против Иисуса, чтобы хватило для смертного приговора, и не находили. Многие давали ложные показания против него и этих всё равно не было достаточно. И были люди, которые вставали и давали ложные показания против него, говоря:

— Мы слышали, как он говорил: «Я разрушу этот Храм, выстроенный руками людей, и через три дня построю другой, нерукотворный».

Но и таких показаний было недостаточно. И, встав посередине, первосвященник спросил Иисуса, говоря:

— Ничего не отвечаешь? Это тебя обвиняют!

Он же молчал и не ответил ничего.

Вновь первосвященник спросил его и говорит ему:

— Ты – Защитник, Сын Благословенного?

Иисус сказал:

— Я. И увидите Сына Человеческого, сидящего по правую руку Силы и идущего с облаками небесными.

Первосвященник же, разорвав облачения свои, сказал:

— Разве нам нужны ещё свидетели? Скажите, вы же слышали кощунство?

Они же все признали его виновным и заслуживающим смерти.

И некоторые начали плевать в него, и, закрывая ему глаза, били его и говорили ему:

— Открой, кто тебя ударил.

И потом слуги били его.

И когда Пётр был внизу, во дворе, приходит одна из служанок первосвященника и, увидев, как Пётр греется у огня, и вглядевшись в него, сказала:

— И ты был с Иисусом из Назарета!

Он же отрёкся, сказав:

— И не знаю, и не понимаю, о чём ты говоришь.

И отошёл на внешний двор. И петух прокричал.

И служанка, увидев его, опять начала говорить стоящим вокруг:

— Этот из них.

Он же опять отрёкся.

Вскоре после этого стоявшие вокруг сказали Петру:

— Ты и правда из них, ты ведь из Галилеи.

Он же стал уверять и клясться:

— Не знаю человека, о котором вы говорите.

И сразу во второй раз прокричал петух. И вспомнил Пётр, как сказал ему Иисус: «Петух не успеет дважды прокукарекать, как ты трижды от меня отречёшься». И, бросившись вон, заплакал.

И сразу, засветло, первосвященники и старейшины, толкователи закона и весь синедрион вынесли решение. Иисус был связан, отведён к Пилату и передан ему.

И спросил его Пилат:

— Ты – царь иудейский?

Он же ответил ему, сказав:

— Это ты сказал.

И обвиняли его первосвященники во многом.

Пилат же опять спросил его, сказав:

— Ничего не отвечаешь? Смотри, сколько против тебя обвинений.

Иисус больше ничего не говорил, что удивило Пилата.

Ради праздника он освобождал одного осуждённого, за кого попросят люди.

Тогда были в тюрьме некто Варавва и другие бунтовщики, которые во время мятежа убили человека. И собравшиеся люди стали просить соблюсти обычай.

Пилат же ответил им, сказав:

— Хотите, я освобожу вам царя иудейского?

Он знал, что первосвященники выдали его на смерть из зависти. Первосвященники же убедили людей, что для них будет лучше, если освободят Варавву. Пилат же, отвечая, опять сказал:

— А что вы хотите, чтобы я сделал с тем, кого вы называете царём иудейским?

Они опять закричали:

— Распни его!

Пилат же заговорил с ними:

— Что же плохого он сделал?

Они же ещё громче закричали:

— Распни его!

Пилат же, стремясь успокоить людей, освободил Варавву, и приговорил Иисуса к порке плетьми и распятию. Солдаты же отвели его во двор который называют преторием. И позвали весь отряд, и одевают на него порфиру. И сделали венок из веток с шипами, водрузили ему на голову. И стали приветствовать его: «Славься, царь иудейский!», и били по его голове палкой, и плевали в него, и, став на колени, кланялись ему. И, окончив издевательства, сняли с него порфиру, и надели на него его собственную одежду.

И повели его, чтобы распять. И заставили проходившего мимо Симона Киринейца, отца Александра и Руфа, который возвращался с поля, нести его крест. И ведут его на Голгофу, что переводится как «гора Черепа». И предлагали ему выпить вина со смирной, но он отказался.

И распяли его.

И делили между собой его одежду, бросая жребий, кому что взять. Был же третий час,когда распяли его. И была надпись, объяснявшая, за что распят: «Царь иудейский». И с ним распинают двух разбойников, одного справа, другого слева от него.

И прохожие ругали его, покачивая головами и говоря:

— Эй! Ты собирался разрушить Храм и за три дня восстановить, спаси себя самого, сойдя с креста!

Так и первосвященники с толкователями закона, издеваясь, говорили:

— Других спасал, самого себя не может спасти.

— «Защитник»!

— «Царь израильский»…

— Теперь пусть сойдёт с креста, чтобы мы увидели и поверили.

И распятые с ним бранили его.

И, когда настал шестой час, темно стало над всей землёй до девятого часа. И когда начался девятый час Иисус закричал громким голосом:

— Элои! Элои! Лама савахфани!

Это переводится как «Бог мой! Бог мой! Почему ты оставил меня!»

И кто-то из стоявших рядом, услышав это, сказал:

— Смотрите, зовёт Илию!

Другой сбегал за губкой, пропитал её подкисленной водой, насадил на палку и поил его, говоря:

— Погодите, посмотрим, придёт ли Илия снять его.

Иисус же после этого выкрика в последний раз выдохнул.

И завеса Храма разорвалась надвое, сверху донизу.

Центурион, стоявший напротив него, услыхав этот выкрик, сказал:

— Этот человек и правда был сын Божий.

Были тут и женщины, смотревшие издали. Между ними были и Мария Магдалина, Мария, мать Иакова Младшего и Иосии, и Саломия, которые и в Галилее следовали за ним и служили ему, и многие другие, кто вместе с ним пришёл в Иерусалим.

И уже наступил вечер и время, когда готовятся к субботе. Иосиф из Аримафеи, один из самых важных членов совета, который был из надеющихся на приближение Страны Божьей, пришёл, и осмелился войти к Пилату и попросить тело Иисуса. Пилат же удивился, что тот уже мёртв. И, вызвав центуриона, спросил его:

— Давно ли умер?

И, получив от центуриона ответ, даровал труп Иосифу. И, купив синдону, он снял его, завернул в синдону, и положил его в гробнице, которая была высечена в скале, и закрыл вход в гробницу камнем. Мария же Магдалина и Мария Иосиева видели, где его положили. И после субботы Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова, и Саломия купили ароматических масел, чтобы, придя, нанести их на него.

И очень рано, едва кончилась суббота, на восходе солнца пришли к гробнице. И говорили друг другу:

— Кто нам отодвинет камень от входа в гробницу?

И, посмотрев, видят, что камень, который был огромный, отодвинут. И, войдя в гробницу, увидели справа от входа юношу в длинном белом одеянии и напугались.

Он же говорит им:

— Не пугайтесь! Вы ищете Иисуса Назарянина, распятого? Он поднят из мёртвых, здесь, где его положили, его нет. Вы же идите, скажите ученикам его и Петру: «Он уже отправился в Галилею, там Его найдёте, как он вам сказал».

И, выйдя, они побежали прочь от гробницы, дрожа от страха и изумления. И никому ничего не сказали, потому что боялись.

Встав из мёртвых на заре дня после субботы, он был показан сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь демонов. Та пошла и сообщила тем, кто был с ним, горевал и плакал. И те, услышав, что он жив и она его видела, не поверили. После этого двое из них шли по полю, и он был им показан в другом образе. Те же пошли и сообщили остальным, но и этим не поверили. Позднее он был показан Одиннадцати, когда те были за столом, и бранил их неверие и что сердца у них как камни, если не поверили видевшим его поднятым из мёртвых. И сказал им:

— Идите по всему миру, проповедуйте Весть всему творению. Поверивший и прошедший погружение в воду будет спасён. А не поверивший будет осуждён. Знамения же поверившим будут такие: именем моим будут изгонять бесов, будут говорить на новых языках, и в руки змей возьмут, отраву выпьют, но без вреда для себя. Возложат руки на больных и вылечат.

После того, как Повелитель Иисус сказал это им, он был поднят на небо и сел справа от Бога.

Они же пошли и проповедовали везде, Хозяин же им помогал, и слово подкреплялось последующими знамениями.

См.: История человечества - Человек - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели).

 

Внимание: если кликнуть на картинку
в самом верху страницы со словами
«Яков Кротов. Опыты»,
то вы окажетесь в основном оглавлении,
которое одновременно является
именным и хронологическим
указателем.