Яков Кротов. История. Книга о том, как общение создаёт свободу, любовь, человечность

Оглавление

Потерять лицо или голову?

«А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое» (Мф 6:17)

Это, конечно, параллелизм: помазать голову синонимично умовению лица. Но параллели никогда не пересекаются, и не случайно одно слово для лица, а другое для головы.

Потерять голову, но сохранить лицо? Иоанн Предтеча. Потерять лицо и сохранить голову? Миллионы, если не миллиарды людей.

Можно и лицо потерять, и голову не сохранить: Иуда. Впрочем, «сохранить» можно по-разному... Аристократия считала отрубание головы казнью благородной, в отличие от повешения, при которой голова как бы сохраняется.

Парадоксальность совета Иисуса утрачена напрочь, потому что утрачена традиция поста, при которой голову посыпают пеплом, а лицо... Интересно, кстати, а что делали с лицом, противоположное умыванию? Мало просто не мыться, чтобы лицо стало грязным (кстати, эта фраза напоминает, что представлять древних грязными вонючками — хроно-расизм). Можно расцарапать себе лицо, и плакальщицы именно так и поступали. Много чего можно...

Лучший же способ поститься — подставить щёку. Для поцелуя Иуды или, на худой конец, для пощёчины. Впрочем, развитие отсутствие Иуды это конец худой?

Принципиальное различие головы и лица то, что голову можно «преклонить», а лицо — нет. Конечно, при наклоне головы лицо наклоняется, но чисто технически. «Голова на подушке», но лицо не на подушке и уж тем более на голове. «Сын Человеческий не имеет, где преклонить главу» (Мф 8:20), но зато Он — Лицо. Христос одно цельное, сплошное Лицо. Лицо Невидимого. Для Невидимого Бога иметь Лицо — пост.

Человек-Невидимка Уэллса обматывал голову бинтами, мазал лицо косметикой, чтобы казаться видимым, нормальным. Бога делает видимым страдание. Страдание креста, страдание ожидания креста и, главное, страдание от нашего греха, от греха злоупотребления свободой и любовью. Бог умывается лицо Своё слезами и помазывает голову Свою кровью от тернового венца и «заушений». Что ж, у каждого своё неповторимое лицо и обретать его каждый обретает по-своему, но всегда — для другого. Для себя ведь и головы достаточно. Но как нельзя открыть Америку, не став американцем, так нельзя обрести своё лицо, не полюбив чужого

 

См.: История человечества - Человек - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели).

Внимание: если кликнуть на картинку
в самом верху страницы со словами
«Яков Кротов. Опыты»,
то вы окажетесь в основном оглавлении,
которое одновременно является
именным и хронологическим
указателем.