«Но Иисус с учениками Своими удалился к морю; и за Ним последовало множество народа из Галилеи, Иудеи,» (Мк 3:7)
«Но» напоминает: с глаз долой, из сердца вон. Нет человека — нет проблемы. Именно об этом девиз «гоу то Израиль, жидовская морда». Глаза мои тебя не видали б. А если субъект нагло возвращается, мозолит тебе глаза в Храме, тогда сам виноват.
Это же ведь Исход. Марк подчеркивает масштабность происходящего, перечисляя дотошно, откуда пришли те, кто вместе с Иисусом отправился к «морю».
Египтяне должны были радоваться Исходу. Они столько настрадались от казней египетских! Но история не сохранила памяти об этой радости, зато история сообщает, что евреи в Египте были и после Исхода. То ли вернулись, то ли не все ушли, некоторые задержались по делам, да так и остались. Кто-то мог вообще не слышать о Моисее, интернета же не было.
Тут радикальное отличие Иисуса от Моисея. Иисус возвращается. Он проводит человека через чудеса, от больших до маленьких, Он подбадривает, Он побеждает смерть и — Он возвращается. Возвращается в наше рабство — в нашу тоску, отчаяние, слабость, в нашу конечность, в конце концов. И остается. Вечная жизнь не убежит, а вот эта, земная, со всеми её, мягко говоря, кочками, она тут, и нам так тяжело… С Христом должно быть намного тяжелее, Он же еще и крест нам припас, а выходит все-таки полегче, потому что Его крест — терпение. Потерпеть — это ж как суицид. Как это — терпеть! Поднять руки и ополчиться на море смут, сразись с ними в неравном единоборстве! Не-а… Замереть! Не дергаться. Опалиться. Я покойник. Считайте, что я утонул во время Исхода. Я такой маленький, что меня, считайте, просто нет.
Вот из такого сора и растет Рай, не ведая стыда. Иисус удалился рассказать притчу о сеятеле. Тебя закопали? Ты — зерно! Ты почти ужался до игольного ушка, а теперь — расти через игольное ушко до небес. Встретил небытие — поздоровайся, сунь в карман и топай дальше. Оно тебя поглотит, но Христос-то с тобой — если только ты не сам не схрумкал кого-нибудь из ближних и дальних… Ну, если схрумкал, тогда начинай заново: «Боже, помилуй меня, фараона эдакого! Соверши Исход от Себя ко мне! Еще разочек! Я больше не буду, я буду больше — только вернись и начнем вместе с самого начала!