«Потом взошел на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему» (Мк 3:13).
Рассказ о призвании Двенадцати у Марка дважды, тут и в Мк 6:7:
«И, призвав двенадцать, начал посылать их по два, и дал им власть над нечистыми духами».
У Марка сюжетная линия очень ясная.
Он описывает восторженное принятие Иисуса, затем описывает неприятие Иисуса фарисеями, а затем избрание Двенадцати. Имена — и все. Двенадцать тут — посланцы ко всему Израилю (ко всем двенадцати коленам), что является ответом на нападки фарисеев.
Затем Марк описывает четыре чуда, рассказывает о неприятии Иисуса в родном Назарете, и о посылании Двенадцати на проповедь. Но в этот раз Иисус посылает апостолов с поучением: ничего не брать в дорогу, рисковать, полагаясь на добрую волю принимающих их. Если не примут — отрясти прах с ног. Не принявшим будет хуже, чем Содому и Гоморре.
Это противоположная мотивация: не позитивная, а негативная.
Марк вновь сопоставляет Иисуса с Моисеем. Дафан и Авирон взбунтовались против Моисея из чисто материальных соображений. Они заявляют:
«Разве мало того, что ты вывел нас из земли, в которой течет молоко и мед, чтобы погубить нас в пустыне? и ты еще хочешь властвовать над нами!» (Числ 16:13).
Моисей отвечает — причем не бунтовщикам, а Богу:
«Я не взял ни у одного из них осла и не сделал зла ни одному из них».
После чего Бог посылает на бунтовщиков то же наказание, что на Содом и Гоморру: землетрясение и огонь.
Лука сделал одну, но существенную перемену, показывающую, что он не понял логики Марка. Он переставил конфликт в Назарете так, что он оказался ранее конфликта с фарисеями (4:16). В результате избрание Двенадцати осталось ответом на конфликт с фарисеями, но поучение Двенадцати ничего не брать у слушателей «повисло», оторвалось от истории в Назарете.
В результате при попытке согласовать евангелия «в лоб», механически комментаторы Брюссельской/Иерусалимской Библии сочли, что было два отвержения в Назарете — первое описано Лукой, второй Марком и Матфеем.
Матфей переделал Марка на свой лад: соединил поучение Двенадцати воедино, склеил. Граница по Мф 10:9, заповедь не брать платы. У него это поучения оказалось постскриптупом к Нагорной проповеди. Более того, Матфей перенес и исцеление сухорукого, и конфликт с фарисеями, и отвержение в Назарете так, что они стали после обоих эпизодов с Двенадцатью, в 13 главу.
В итоге в том же согласовании Брюссельской Библии, где именно текст Матфея принят за первичный — он же идет первым в каноне — вышел полный калейдоскоп: три стиха 10 главы Матфея идут в эпизоде 48 (первый эпизод с Двенадцатью), предшествующие стихи и следующие, вплоть до 1 стиха 11 главы, оказались в №72.
Надо заметить, что у поучения Спасителя было эхо. Апостол Павел подчеркивал,что сам зарабатывает себе на жизнь, своими руками (1 Кор 4:12). Щепетилен был! Хотя, подчеркивает Павел, «Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования»(1Кор 9:14).
Спрашивается, а где в евангелиях такое повеление?
Нигде.
Точнее, так: Иисус велит ничего не брать в дорогу, целиком полагаясь на добрую волю слушателей, а если воля будет не очень хорошая, тогда ой...
Неудивительно, что Павел предпочитал не рисковать.
Идя по Садовому от Добрынинской к Павелецкой, не подозреваешь, что за фасадом обычного сталинского номенклатурного дома скрывается огромный квартал типографии Сытина. Старые красно-кирпичные здания, а в центре огромное брежневского времени. Две надписи — и я на этом попался — ты входишь через проходную, заходишь в нужный подъезд (их 60), а потом стоишь внутри квартала и не понимаешь, через какую дверь ты вошел. Потенциальных дверей пяток. Вот на этот случай сделали две надписи. Чтоб уж наверняка! Потому что люди разные... Что для одного вход, для другого выход.