Оглавление

Бог с подковыркой

«Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?» (Мф 6:26)

Неожиданный комментарий одного священника:

«То есть здесь призыв – расслабьтесь и будьте счастливы!»

На самом деле, Иисус призывает служить Богу, а не богатству, противопоставляет Бога и богатство («не можете служить Богу и маммоне», Мф 6:24).

Можно ли служить Богу, будучи расслабленным?

Расслабленного Иисус исцелил, но не потребовал от выздоровевшего служить Богу. Правда, в те времена «служить Богу» не означало чего-то сверх исполнения заповедей нравственности и обрядов. «Посмотрите на птиц» — это всего лишь критика богачей, очень традиционная для еврейских проповедников. Именно богачей, например, винили в том, что страна стала жертвой оккупантов, ведь богачи высасывали соки из людей, подкупали судей и т.п.

«Посмотрите на птиц» повторено еще раз в ст. 26, и в третий раз та же мысль, но с некоторым изменением, в ст. 29-29:

«Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут;  но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!»

Это было бы даже немного пошловато, повторение призыва жить одним днем (на латыни был даже девиз carpe diem, «лови день»), и Господь, в самом деле, говорит: «Не заботьтесь о завтрашнем дне2 (ст. 34).

Но есть две тонкости.

Во-первых, большинство слушателей Христа не были богачи. Они и без увещания были поденщики. Им платили в конце дня  — как в притче о работниках двенадцатого часа. О завтрашнем дне беспокоились и беспокоятся именно богачи. Куда вложить деньги, чтобы не обесценились? Как разогнать смутьянов, под каким предлогом? Как задавить свободу? Большие, важные вопросы…

Во-вторых, трижды повторенный призыв посмотреть на цветочки заканчивается тем, что англичане называют «панч» — «удар». Панч было именем английского Петрушки, персонажа кукольного театра, который вечно побеждает полицейского, нанося ему удар за ударом палкой. Есть такой сатирический журнал, аналог русского «Крокодила».

Призыв посмотреть на цветочки неожиданно заканчивается именно «ланчем»: «Если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!»

«Кольми паче» относится к чему? К тому, что Бог даст «расслабившемуся» красивую одежду, лучше, чем у царя Соломона во всей его славе? Или к тому, что расфуфыренного богача бросят в адский огонь?

А может быть, к тому, что последователей Иисуса ждут неприятности? Ведь текст написан для людей, которые уже слышали про распятие Иисуса, про побиение камнями диакона Стефана, про обезглавливание апостола Иакова. Да и слова про «возьми крест свой» тоже рядышком…

Можно назвать это «евангельскими противоречиями» — мол, плохо написанная вздорная книжонка.

Можно, наоборот, считать это речью остроумной, с дальним прицелом, с игрой образами и стереотипами. Вы привыкли валить все на богачей? А сами разве лучше? Сами не отказались бы одеваться как Соломон?

Упоминание Соломона тут особенно двусмысленно. «Во всей славе». Проблема в том, что у царя Соломона были большие проблемы как раз тогда, когда он достиг вершин славы. С детьми проблемы. Любимый сын поднимает бунт, который заканчивается отнюдь не так мило, как в притче о блудном сыне. Гибнет любимый сын, и Соломон безутешен и, видимо, по традиции, рвет на себе свои роскошные одежды в знак траура.

Конечно, уметь расслабляться, умение не зацикливаться, сохранять чувство пропорций, человеку необходимо. Богатые люди, правда, этим умением владеют в совершенстве, поэтому они и богаты. А то бы всё быстренько потеряли. Тревожность заставляет совершать большие ошибки.

Но Господь Иисус говорит решительно не о том, как расслабляться. Он говорит о служении Богу. Он Сам — служит Богу, выполняет волю Отца, идет на Голгофу и других зовет за Собой тогда, и сейчас, и, скорее всего, и в будущем. Идти на Голгофу не тревожась, а как герой одной лихой песенки — с приплясом, рассыпая шутки направо и налево, подмигивая красоткам? Почему бы и нет.

Другое дело, что забота об эмоциональной норме, о расслабленности и т.п. — это удел здоровых мужиков, делающих карьеру. Кормящая мать не мыслит в таких категориях. В этом отношении вся Нагорная проповедь — да что уж там, вся Библия — очень мужская книга. А как иначе, общество-то патриархальное. Вот крест гендера не имеет. Страдания женщины от деспотического или ленивого мужа — крест. Желание женщины иметь новую кофточку не заслуживают отповеди: дура, Христос сказал не заботиться, Бог тебя оденет… Купи жене новую кофточку, а евангельские слова к себе обращай. И не слишком расслабляйся, потому что жене надо помочь… Много, знаете ли, расслабленных, которых не друзья на носилках носят, как в Евангелии, а женщины на спине…

См.: Нищета духовная - История человечества - Человек - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели).

 

Внимание: если кликнуть на картинку
в самом верху страницы со словами
«Яков Кротов. Опыты»,
то вы окажетесь в основном оглавлении,
которое одновременно является
именным и хронологическим
указателем.