Старик и корыто

Книга Притч есть род гамбургера. Толстыми слоями лежат друг на друге прескучные наставления отца сыну, которые уже к тому времени воспринимались как архаизмы. Тень отца Гамлета учит отца Гамлета.

Подтекст достаточно отчаянный: автор пугает тем, что бывает с другими, но понятно, что это с ним самим бывало. Он лично перепил на корпоративе и потерял работу. Лично он переспал с женой друга и потерял четыре зуба в последующем выяснении отношений. Он схалтурил, когда писал программный код, и вылетел с работы, а на следующей получал в два раза меньше.

Письменность есть единственная возможная машина времени. Послал сыну — то есть, себе самому, но в состоянии «на старт» — записочку, полупокаяние, полуувещевание — на 10-м километре будет ямка, я споткнулся, а ты прими вправо... На 20-м километре... На 30-м...

Занятие довольно бессмысленное не потому, что дети не наш второй шанс, а свой первый, а потому, что дети и сами всё знают не хуже нас. Но кого и когда спасало чистое знание!

Люди придираются к тому, что Библия говорит, будто мир сотворён за шесть дней. Ну да, об этом на первой странице, а книга Премудрости на пятисотой. Если же её читать, то куда больше претензий. Поученьица-то того... Оглоедская мораль. Мачистская, не знающая иного средства воспитания, кроме насилия, на любые вызовы отвечающая раболепством перед сильным и насилием над слабым.

Тем не менее, это — не вся книга Премудрости. Это толстые, но всего лишь слои. Откровением эти мещанские проповеди становятся только потому, что автор то и дело поминает Бога — под псевдонимом «Божья Премудрость». Поминает примитивно — будешь следовать моим советам, боженька тебе даст конфеток! Смотри, какой у боженьки домик — с колоннами, красивенький, пряниками выстлан и конфетками крыт! Премудрость созда себе дом!

Неправда всё написано, — сказал бы Смердяков, и был бы абсолютно прав. Соблюдёшь заповеди — и будет тебе не пряник с конфеткой, а шишка с кнутиком. Наглец будет на тебе ездить, убийца будет тобою помыкать, ворюга будет тебя эксплуатировать. Ты, как Шекспир, будешь мечтать отдохнуть в крематории.

Цену жизни спроси у мёртвых, цену праведности спросить в Освенциме, справа от входа, барак номер шесть.

Или в Иерусалиме на Голгофе. Но проще в Освенциме, потому что где эта Голгофа была, точно неизвестно, а где Освенцим, известно абсолютно точно — всюду, где пытаются жить по правде.

Откровение отца сыну, пошлое и глупое, используется Богом, чтобы ввести нас в ступор. Увы, обычно человек с успехом Богу сопротивляется — и при чтении Библии тоже. Как моллюск, которому в раковину забилась песчинка, обволакивает её слизью, чтобы не кололась, и получается жемчужина, так человек обволакивает Слово Божие мещанством и получается Осоловение Человеческое. Красивое такое, поблескивающее, душевное, но совершенно несъедобное. А Слово Божие — еда и напитки, а не восковые яблоки, поэтому и просили русским языком — не ешь, подожди, ты ещё не созрел. Это в материальном мире созреть должно яблоко, а в духовном — наоборот.

Ступор в том, что «блажен муж, иже не иде» (к этому сводится вся премудрость премудрости) это с точки зрения земли просто не так. Скорее уж, как шутили в семинариях, «блажен иже сидит к каше ближе». Не спи с чужой женой? Ой, да ладно! Спали, спим и будем спать, и ничего за это не будет, а на всякую заразу изобретёт добрый доктор лекарство. Не кради? Кради, только с умом. Не напивайся? Просто знай, с кем и когда можно напиться, иногда очень даже полезно и выгодно напиться. Держи грех под контролем! Это вполне возможно. Не зарывайся, не наглей, и благо ти будет, а ботаники будут локти кусать.

Так оно обычно и бывает, за тем исключением, что ботаники не кусают локти, поскольку ручки-то ко кресту приколочены. А что такое «ботаник»? праведник, которому истина, премудрость дороже всего. Пусть ещё скажет спасибо, если ему дадут внештатную должность в университете, учить сынков миллионеров.

Видение Премудрости Божией, видение Дома Премудрости, — это только и именно Откровение Божие. В реальной жизни ничего такого нет. В реальной жизни грешник жив грехов — и очень недурно жив, а праведник жив верой — и назвать это жизнью грешник ни за что не согласится. Скудная довольно жизнь. Мало того, что праведник живёт хуже, чем мог бы, если бы грешил. Праведник в норме живёт — материально — хуже, чем следовало бы даже ботанику. Блаженны нищие духом. Не честные — а алчущие правды. Праведность и святость — экстремальные виды спорта. Не мещанская серединка, не вяленая воблушка, а много ниже плинтуса. Чтобы войти в Дом Премудрости Божией надо не просто воздерживаться от прыжков вверх, надо, как Алисе, сминиатюриться. Дом Премудрости надо с лупой искать, а как найдёшь — там не слишком комфортно.

Премудрость не о том, как получше устроиться тут, а о том, что «тут» — это лишь крылечко. Кто на этом крылечке вытирает ноги о других, тот ничего не понял. Об кого вытирают ноги, у того есть шанс, хотя ничего не гарантировано, ведь нищими бывают и просто лодыри, и балбесы. Между нищетой и Богом должен быть какой-то передаточный механизм, который и называется Духом.

Прописные истины, предназначенные для обустройства в этом мире, в книге Премудрости переслоены именно мудростью — обещанием чего-то намного большего. Это как если петь «В лесу родилась ёлочка» на мотив «Вставай , страна огромная».

Просишь у золотой рыбки новое корыто, а она тебе обещает ещё и дворец. Ну зачем мне во дворцу корыто? Понятно, что золотая рыбка этим новым корытом куда-то манит... как червячком на крючке... Или кошельком... Потянешься, а она его дёрг, дёрг — к себе, к морю... сделаешь шаг, а корыто опять дёрг, дёрг... и вот уже корыто со всеми его вкусностями скорее на воде, чем на песочке, и ты входишь в воду, и ещё, и ещё, и вдруг с ужасом понимаешь, что ты идёшь по воду и начинаешь тонуть... Ну его, корыто, рыбка, вылови меня!

Вот тут и начинается настоящая жизнь и премудрость. Не просто «блажен муж, иже не иде на совет нечестивых», «закрой глаза, заткни пасть, залепи уши и читай Библию», а «оставь корыто своё и иди за Мной».