Виктор Шендерович на присвоение какой-то улице в Киеве имени Шухевича написал: «Дорогие украинцы, мы таки братья. У нас портреты Сталина, у вас — проспект Шухевича. Давайте же и дальше, не сворачивая с избранного пути, по-братски соревноваться в идиотизме и людоедстве».
На него накинулись украинцы! На Шендеровича!...
Солидарен с Шендеровичем, а украинцам, которые принялись его поносить, скажу так...
Если еврей говорит, что нехорошо называть улицу в честь того, кто убивал евреев, то нужно немножечко задуматься. Шухевич — не Бандера, который всю войну просидел в концлагере...
Делить людей на украинцев и русских — не надо, а? Мы не братья, возможно, у меня своих двое старших братьев и мне этого пока достаточно, но мы живём на одной планете и всё касается всех.
Поносить Шендеровича — это вообще запредельно. Вот просто так — грешно. Абсолютное большинство украинцев ничуть не рискуют своей жизнью, а он — рискует. К сожалению.
Мне кажется, что подобная ругань — простая попытка компенсировать свои недоработки. Не надо. Надо дорабатывать. Типичная самооборона украинцев — мы мол, помогаем АТО, раненым, строим гражданское общество и т.п. Всё это недурно — хотя в целом это показатель не героизма украинцев, а коррумпированности Украины, в нормальной стране такого самопожертвования вовсе не требуется даже во время войны. А главное — за 3 года украинцы так и не смогли сорганизоваться в нормальное, низовое политическое движение.
Щипать корпию, спасать котегов и запрещать русский язык и русские сайты — это фуфло, а не политическая активность. Русские свободолюбцы не лучше, конечно. Но нам мешают — КГБ, война, Кремль... А украинцам меньше мешают. Больше же всего мешает, видимо, отсутствие навыка к такому объединению — не по отдельным делам, а по политике. Почему навыка нет — понятно. Простительный грех. Но, извините, надо всё-таки напрягаться. И для этого беречь силы, а не тратить их, понося Шендеровича и защищая гнилых политиканов, которые вот так бросают толпе гнилые кости в виде вышиванок и переименований, чтобы отвлечь от реальных проблем. Это совковое поведение, не украинское и не антирусское, а просто совковое.
Вы понимаете, о Шухевиче точно мы знаем одно: это далекое прошлое. Пусть оно и остается далеким прошлым. Не буди лиха. Кто-то все-таки устроил волынскую резню или десятки тысяч людей умерли от гриппа? Попытки защитить Шухевича ведутся по классическим принципам лживой пропаганды. Он в СС не состоял? Да, не состоял. А те, кто убивал евреев в Едвабне разве состояли в СС? Подмена главного вопроса второстепенным, существенного несущественным.
У современной Украины есть свои герои. Но для власти они неудобны. Небесная сотня — герои настоящие. Но память о них неудобна для власти, п.ч. власть не желает расследовать обстоятельства их гибели. Почему — я лично просто не понимаю. Как и того, почему власть тормозит расследование 2 октября в Одессе.
На всякий случай: Бандера и Шухевич очень разные фигуры уже потому, что Бандера сидел во время войны. Насколько я понимаю, Бандера вообще в жизни ни одного человека не убил, — Шухевич же изначально был активным... ммм... борцом за национальное освобождение. Точно так же Петлюра — это совершенно особая история, и он в погромах ничуть не виноват. Трогательная история о том, как Шухевич спас еврейскую девочку — это очень мило. Думаю, он и польскую девочку какую-нибудь спас. Что не отменяет антисемитизма многих и тогдашних, и нынешних украинских патриотов. Антисемитизма, не находящего должного отпора, скажу с горечью. Уходить в полное отрицалово — знаете, на допросах это правильная стратегия, а в отношениях с друзьями наоборот. Идолопоклонство всегда грех, и с каждым годом — всё больше, а национализм есть пусть мягкая, но форма идолопоклонства. Отвечать Мордору на мордорский манер... Ну, Мордору только это и нужно.
Вот еврей Евгений Комаровский пишет о том, что украинцы самоуничтожаются. Ну, при помощи, конечно, украинской власти. Которая просто не закупает лекарств. И что отвечает власть? «Слава Шухевичу». Мелкий воришка кричит «Держи вора», крупный ворюга кричит «Слава Украине». Знаете, Шухевич убил десятки тысяч чужих, а те, кто не закупает лекарств, убивает миллионы своих. Если украинцы слишком слабы, чтобы назвать войну войной и казнокрадов казнокрадами, они обречены погружаться в болото самообмана, самоизоляции и обмана... Сочувствую! В этом болоте пребывает примерно девять десятых человечества, включая меня. Я стараюсь выкарабкаться, чего и всем желаю.
А Гройсман — не еврей. Еврей, извините, живёт по заповедям Моисеевым, а не по понятиям номенклатуры.
Есть ли в современной Украине антисемитизм? Конечно, и казус с Шухевичем это очень высвечивает. Наугад:
«Юрій Горліс-Горський. Евреи Украины посещают синагоги и им там свои идеологи впаривоют в непросвещенные головы своё отношение к патриотам Украины. Им нужна Украина по еврейски с бесправным денационализированным населением, где они евреи правят помогая друг другу и твердо зная, что они, и кто они. А нам нужна Украина по Украински, потому и такая реакция Гордона».
Меня не интересует власть Украины, США или России. Меня интересуют «подвластные», избиратели. Те, кто избирает, настоящие граждане — или избиратели подгнившие, до мозга костей цинические или играющие в наивных, — разные, но одинаково довольствующиеся гниловатыми выборами. Подгнившие избиратели собой довольны, считают, что всё нормально. Они не создают партий, они не составляют программ, они не выдвигают себя в кандидаты. Они живут как на базаре, выбирая из того, что им предлагают. В России им даже и не предлагают выбора. Но в политической жизни избиратель — продавец, а не покупатель. Избиратель — бизнесмен, инвестирующий в самое важное, в свободу. Политическая конкуренция — конкуренция инвесторов-избирателей, а политики только марионетки.
Но потребительством грешат не только в России. И самое опасное — самоуспокоенность. Налицо спектр Восток-Запад, и от Востока на Запад возрастают гражданская зрелость, социальный капитал, инициативность, убывают иждивенчество, инфантилизм с патернализмом, ксенофобия и т.п. Отрицать недостатки своих сограждан — худшая услуга согражданам. Если болезнь не названа, её не излечить.
Украина очень точно занимает своё место в спектре. Отстаёт от Молдавии и Польши, которые тоже, мягко говоря, не авангард Европы, но опережает Азербайджан. Пока. Так как если всё будет идти, как идёт, Украина станет Азербайджаном, Донецк будет играть роль Нагорного Карабаха (Приднестровья, Абхазии) — кочерги, которой Россия помешивает угли, чтобы люди боялись, паниковали, соглашались на несвободу во имя победы.
Создание мифов о великих героях прошлого, политическая лень, нагнетание запретов и национализма, подмена политической активности филантропией, — всё это явления очень почтенного возраста. Строго говоря, то, что они преодолимы — это чудо, а не закономерность. Как это на Западе перешли из царства нужды в республику демократии — непонятно. Никакой закономерности перехода от мещанства к свободе нет. Нужно усилие к правде, искренности, доброте, честности, нужен совершенно определённый героизм — не военный героизм, а гражданский.
В политике, как и в экономике, спрос рождает предложение. Если есть спрос на перец — Колумб аж Америку откроет. Нет — Колумб останется менялой на базаре, потому что на обмен денег есть спрос. Есть спрос на честных политиков — появятся честные политики. Согласны люди на политиков лицемерных, политиков «проектных», политиков коррумпированных — будут им такие политики, а потенциальные честные политики найдут себе другие занятия. Проявляется спрос — в слове. Скажет человек «хочу честного политика» — сигнал уйдёт один. Скажет человек «политик не может быть честным» — сигнал уйдёт другой. Скажет человек «мы слабые, поэтому давайте врать про терроризм» — один сигнал. Скажет человек «мы слабые, поэтому давайте не врать» — другой сигнал.
А самое неприятное в украинском политическом курсе — «ой, оставьте, русские, нас в покое!» — «ой, вы не разбираетесь в сложностях нашей политики!». Враньё и коррупция очень упрощают жизнь. Делают её примитивной как гвоздь. Сложная политика в Америке, во Франции, в Южной Корее, а в Украине, России, Монголии, Северной Корее — простая как взятка. А делить людей по национальности или гражданству — означает просто проявлять национализм и державничество. Планета одна, все зависят друг от друга, всё касается всех, и границы проходят не по границам.
«Современный» это не всякий человек, который живёт сегодня. Эразм Роттердамский современнее Трампа. Майдан был современен настолько, насколько это был не бунт толпы против диктатора, а мирный протест людей с гражданским достоинством против вполне себе средневекового правителя.
Вся националистическая риторика с её непременными составляющими — лживостью и кровожадностью — есть риторика не современная. Если бы Янукович назвал Крещатик проспект Шухевича — что, он бы перестал быть людоедом? Нет. Его предшественники обильно использовали националистическую риторику, чтобы скрыть свои преступления, свою гниль. Теперь то же делает Порошенко — с той же целью. Зачем этому поддаваться?
В Монголии поставили, освободившись, памятник Чингизу. Это дурной пример для подражания. Украина хочет стать Монголией?
Быть современным означает создавать новые идеалы, новые примеры для подражания, а не вытаскивать из далёкого прошлого тех, кто и в этом далёком прошлом был весьма сомнительным героем. Украина хочет быть Украиной Шевченко и Валерия Марченко или Украиной Шухевича и Боровца? Совместить не удастся.
Переименуйте улицу Шухевича в улицу Монтеня. Вы будете приятно удивлены. Европа будет приятно удивлена ещё больше. Бульвар Эразма. Проспект Гуго Гроция...
Я малость загрустил от нападок украинцев на Шендеровича, но тут меня развеселили так, что слёзы утирал: мол, вы же, отче, надеетесь дожить до времени, когда в Москве будет проспект Юденича, бульвар Колчака...
Моего русского деда большевика Якова Кротова колчаковцы не расстреляли только потому, что он устроил в тюрьме Усть-Каменогорска восстание и бежал. Мой еврейский дед Лейзер Гиндин, только отучившись у Бехтерева, пошёл на фронт против Юденича — врачом, конечно, но представляете, что сделали бы с ним белогвардейцы?
Впрочем, Колчак, Врангель, Юденич и прочие блаагодные доны с евреями и украинцами обращались ничуть не лучше, чем с русской голытьбой (мой дед Яков был переплётчик). Они не за свободу России сражались — что бы ни говорил великий либерал Андрей Зубов — а за Россию диктаторскую, пиночетовскую, франкистскую, пилсудскую, в которой моё место было бы уж точно у параши. Вот радость-то! Шухевич, прямо скажу, на их фоне если не ангел, то всё-таки человек, который мне намного ближе. Он из угнетённых, не из угнетателей.
Вторая заповедь!!! Не творите себе кумиров. Если уж очень приспичило — вон, Небесная Сотня, переименуйте сотню улиц и проспектов. И на углу каждой табличка — такой-то убит тогда-то, убийц власть найти не смогла или не захотела. А лично для меня — сделайте бульвар Бердяева, уж он-то киевлянин коренной. Хотя на мой вкус, лучше цветочные какие-нибудь названия... или интернетные. Проспект имени Процессора. Переулок Пингования.
Что легче: еврею в спину улюлюкат ь или с казаками бороться?
Смотрите, какая любопытная бумажка. Одесский митрополит Московской Патриархии в 2010 году благословил «православных казаков». Они вооружились — одесская полиция им разрешила. Кошмар 2 марта стал возможен и благодаря этой бумажке. Кровь — и на митрополите. Обратите внимание на формулу — «для защиты канонического православия». Теперь вопрос: кого из этих казаков осудили? В 2015 году задержали этого Луценко — он еще в тюрьме или выпущен? Его осудили? И главное — я надеюсь, у резиденции митрополита второй год дежурят, сменяясь, пикетчики, защищая достоинство Украины и пр.? Я полагаю, ни один одессит не переступает порога храмов Московской Патриархии? Я полагаю, при словах «каноническое православие» все дружно отворачиваются от того, кто такие слова смеет выговаривать. А? То-то... А туда же, мнения о Шендеровиче подавать... Стыдоба! Конечно, легче еврею в спину улюлюкать, чем с казаками разбираться.