Жизнь собственная. Хроника по дням

4-5 января 2022 года.

Поездка в Муром

 

Муром изумителен. Напомнил Равенну, очень прямоугольный и плоский. Приветливые люди. Советские вторжения в старый город довольно целомудренны. Бедность, но чистота и выдержка. Нет гламура и претенциозности. Много лучше Боровска или Торжка. Я бы даже сказал, лучше не встречал. Крест - ну, провинция... Он как бы объёмный, чтобы со всех точек хорошо был виден, а вот результат. Напоминает шестопёр.

Новогоднее поздравление на центральной площади Мурома ни с одной стороны света не может быть прочитано как связный текст. Ай маладца! С одной стороны что-то буддистское вышло.

 

Муром очарователен. Это очарование внутри милитарного дискурса. Милитарная психология отличается от милитаристской не отсутствием агрессивности, а её маскировкой от самого носителя милитарности. Милитарист носит шпоры там, где положено, и когда положено. На ночь снимает. Милитарный человек не носит шпор, они у него в пятках и растут внутрь тела.

Муром не всегда был таким. Милитаристским он был: мурому, коренное население, истребили дочиста, потом были форпостом при расширении империи на восток. Ульяна Осоргина («праведная Иулиания Муромская») — дочь военного, жена военного, погибшего при завоевании Астрахани, и мать военных. Военный и биографию её написал — родной сын Дружина Осорьин. Описывая мать, Дружина акцентировал как раз черты, с милитарностью и, тем более, с милитаризмом несовместимые. Она не вдохновляла никого на военные подвиги, война для неё не то чтобы не существовала, но была внешним нейтральным фактором, не раздражителем, как пасмурная погода или бездорожье. Её подвиг обычный для любой женщины Западной Европы: терпение, попытка поддерживать мирные отношения с родителями мужа, которые её тирании, благо мужа никогда не было дома, исправное домовождение. Исключительно нетривиальное отношение к рабам (в житии крепостные называются, что для XVII века естественно, рабами). Как к равным и даже как к ещё одной власти над собой. Не то, чтобы она разрешала им приказывать — но для неё власть и не была приказыванием. Она о них заботилась, как заботятся об исправной власти. О тех, у кого власть чистить, рубить, мыть, кормить и т.п.

Милитаристской Россия не была никогда, а милитарной стала с Ленина. Сегодня Муром заполнен не Ульяной Осоргиной, а совершенно фэнтазийным Ильёй Муромцем. Во всех сувенирных лавочках палицы, шестопёры, мечи, винтовки, автоматы, пулемёты. Деревянные, но своё назначение выполняют, и на школе в очаровательном дореволюционном здании мемориальная доска в память имярека, который тут учился и героически погиб в Чечне.

А так-то все тут очень приветливые, по-американски. Могут пристрелить, но вот вчера в столовке при монастыре мы зашли: накрывали для туристической группы, но дали чаю, очень ласково, а когда мы протянули сто рублей (в поезде из Москвы чай стоил сто рублей) ужаснулись: у них чай стоит двадцать рублей. В шалмане в автовокзала во Владимире — 40 рублей.

 

Самый главный военный завод - Муромский приборный. Он производит пиротехнические устройства, в т.ч. капсюли-воспламенители. Именно, вроде, из-за этого завода город раньше был закрыт для иностранцев. Есть еще Муромский радиозавод, выпускающий аппаратуру в том числе и для ВМФ. Есть также Муромский завод радиоизмерительных приборов, который делает радары для самолетов (в том числе и военных) и системы посадки самолетов. Есть также "Муромтепловоз", который выпускает еще также и бронетраспортеры

 

*  *  *

В розовом тюрбане - XVIII век, в музее. Вязаный - в столовке при мужском монастыре, какая-то странная помесь Гомера Симпсона с Минотавром. Рекомендую: в женском монастыре, где нас накануне приветливо напоили чаем, официантки, а в мужском самообслужка. Я не люблю, когда мне прислуживают. Одни раз в жизни был на трапезе, где у каждого официант стоял за спиной - бррр... Хочется встать и уступить место. Ну, интеллигент же ж

Христос - в музее, статуя из тех самых, пермских. В Муроме их было, пишут, в каждой церкви. Я так понимаю, что большой реституции в Муроме не было, ну и не беда. Во Владимире до сих пор планетарий в церкви. Зато в Преображенском монастыре выставлен кусок смоковницы, на которую вскарабкался Закхей. Кусок подарен председателем Императорского Православного Палестинского Общества Степашиным, а бывший глава Лубянки обманывать не способен и себя обмануть не даст.

*  *  *

Муром кажется аполитичным городом. Завален деревянным вооружением, но в городе работает сразу два деревообрабатывающих завода - леса-то, впечатлившие ещё конкистадора Владимира Мономаха, целы. Один завод производит всякое большое, до фанеры, а второй из отходов первого делает плиты. Однако, судя по этой вот плакеточке, аполитичность кажущаяся. Народ просто сделал выводы и, как гласил старинный мем, "прикинулся ветошью и не отсвечивает".

 

 

См.: История человечества - Человек - Вера - Христос- Свобода. - На главную (указатели).