Жизнь собственная. Хроника по дням

26 января 2022 года.

Украино-российское

Я читаю в основном английские СМИ и, признаться, чтение сейчас печальное. Даже Гардиан публикует классическую про-кремлевскую статью о том, что Украина просто должна выполнять Минские соглашения, что Украине ничего не угрожает и т.п. На другом почтенном британском сайте ещё хлеще: мол, главная угроза человечеству это союз Китая и России, и нужно уступить Украину России, чтобы Россия отдалилась от Китая и сблизилась с Западом. Гадко и мерзко.

К счастью, поведение Путина абсолютно не зависит от реакции Запада. От чего оно зависит неясно, сила Путина в оригинальности мышления, слабой предсказуемости.

Я думаю, что это классическое «бряцание оружием», точнее, побрякивание, и что это какой-то манёвр для отвода глаз. А общий тренд очевиден с 26 октября 1917 года — аутоиндуцированная странгуляция.

Принципиальный же — для меня — вопрос в другом. Один украинский священник мне сказал, что не может быть пацифистом, ведь к нему в церковь прихожане приносят отпевать сына, погибшего на фронте. Как он им будет говорить про пацифизм!

На отпевании погибшего солдата вообще уже поздно о чём бы то ни было говорить. Говорить надо при крещении, говорить надо на проповеди. Говорить не о том, что нельзя убивать даже и на фронте. Это неудачная формулировка, опять же — запаздывающая. Говорить надо — ну вот, о святости, к которой мы призваны. Которая нам открыта.

Отличается ли святость в её приложении к украинцу от святости в её приложении к русскому? Да. Настолько, насколько русские отличаются от украинцев. Русского надо бояться, потому что он может ограбить, убить и занять твой дом. Украинца боятся — и европейцы, и сами украинцы — потому что украинец может слямзить и убежать, не выполнить договора, попытается объехать на кривой ситуацию, чтобы выгадать грош. Житель России врёт по-крупному, нагло, глумливо. Украинец подвирает, а больше всего косит глазами, молчит и сопит, когда надо сказать. Разные сценарии греха — разные и сценарии святости. (Конечно, не все украинцы такие, так и русские не все путины и прилепины.)

Это не отменяет того, что есть грешки, общие у украинцев с венграми и поляками, чехами и хорватами, вообще со странами, которые три поколения лежали в кремлёвской морозилке. Прежде всего, это ксенофобия, страх перед «понаехавшими», даже если это свои же соотечественники, но не из своего микрорайона. Подозрительное отношение к праву, рациональному мышлению и политическому идеализму, не столько циническое отношение, сколько жмотническое. Отсюда и уязвимость к таким болезням как фундаментализм и реакционность. Конечно, война и разруха очень уважительные обстоятельства, оправдывающие всё это. Но несчастья нас оправдывают, а мы-то себя оправдывать не должны.

 

См.: История человечества - Человек - Вера - Христос- Свобода. - На главную (указатели).