Я не призываю сохранять спокойствие. Это глупо и нереально. Это было бы даже греховно - быть спокойным. Мы же не кирпичи. Но свою тревогу, панику и ужас надо сделать частью своей жизни, а не заменить ими всю жизнь. Это вполне посильно. Хорошо тем, у кого работа - делать работу. Тупо работать. Встать на молитву - просто читать акафист Иисусу Сладчайшему Скорины, к примеру. Прогуляться максимально быстрым шагом и прочие психологические приёмы. Поплакать, кто может и кому помогает. Но вся паника - строго в себе, на своей канонической душе, а для других быть поддержкой и опорой. Не успокаивать, а подбадривать.
За языком следить - а то уже написали тут "третья мировая началась". Уж невтерпеж некоторым, чтобы конец света наконец начался и отменили контрольную по математике. Нет, это не конец света. Это вообще не что-то неожиданное, это выполнение решения, публично принятого в понедельник. Я понимаю тех, кто склонен к гиперболам - иначе бы как я понимал Библию! - кажется, что если крикнуть погромче, человек поймёт. Нет, человек оглохнет или убежит. Поэтому Библия, кстати, не так уж часто использует гиперболы.
Хочу напомнить одну мелочь, как источниковед. Война не только убийство, но и ложь. Огромное количество вранья с обеих сторон. Военная цензура — ложь в кубе, и к украинской военной цензуре это тоже относится. Вторжение длится уже 10 часов, а реальной информации нет, хотя у военных — и украинских, и американских — она точно есть. Я думаю, это зря, это подыгрывает Путину (не нарочно, просто военные они такие... умные очень). Разве случайно, что УНИАН Коломойского не заблокирован в России, хотя большинство украинских сайтов блокировано? В общем, я всерьез прошу просто потерпеть день-другой. Пока мы ничего не знаем и громыхать не следует в любых смыслах. Для молитвы точные сведения о происходящем не нужны, а для истерик... тоже не нужны.
Центр Москвы не перекрыт, но нашпигован силовиками до предела. ГУМ закрыли на моих глазах часов в 12-ть «по техническим причинам». Начали огораживать Красную площадь. К вопросу о том, могут ли русские выйти на улицы с протестом. Можем, но нас тут же арестуют. К тому же, те, кто сейчас из Украины с отчаянием кричит: вступитесь за нас, выйдите на улицу, не только плохо представляют себе происходящее в России, но и сами на нашем месте никуда бы не порывались выходить. Спросите себя по совести, что бы вы делали на моём месте, а потом браните за бездеятельность. И не надо вспоминать Майдан: на Майдане было несколько сотен человек, и противостояла им кучка бандюганов, причем разогнать Майдан было плёвое дело; его не разогнали, видимо, потому что Путину было выгодно помешивать кочергой — это входило в план операции по взятию Крыма и по возможности всего другого.
Мой призыв собраться и не паниковать, не истерить был обращён к подобным мне жителям России, не приемлющим войны. Нас меньшинство. Но если бы я жил в Харькове, я бы сказал ровно то же самое. Не стал бы никуда бежать, спускаться в подвал. Сидел бы и работал, если есть электричество — писал бы, не будет электричества — читал бы при свечке. Кончатся свечи — займусь думаньем. Не потому, что я герой, а потому, что дёргаться мне кажется неприличным, неумным, недостойным человека. Ну, конечно, мне 65, но честное слово, я бы и в 25 вёл бы себя так же.
Во время войны Бог ближе к нам, чем во время нашего благополучия. Бог не обещал никогда, что защитит нас от войны, Он обещал, что будет с нами рядом во время войны. Не для победы, для любви и мира.
Я, пожалуй, в 21 час выйду в прямой эфир на ютьюбе.
Самое интересное в речи Путина 22 февраля 2022 года — и, кажется, не улавливаемое Западом — что она насквозь глумлива и фальшива. Речи Брежнева и прочих были лживы и формальны — это несколько другое, хотя, пожалуй, я сейчас не возьмусь чётко сформулировать различие, как и не подыщу перевода для «глумлива», но уверен, что есть — английский богаче русского — пока нашёл только snide. Брежнев считал коммунизм идеалом, только не верил в него, а Путин не считает империю идеалом, использует, что подвернулось. Брежнев, кстати, не был властолюбив, а Путин как раз предельно властолюбив, почти как Ленин. Та же разница, что между Рейганом и Трампом. Может, есть среди ватников люди, не улавливающие этой глумливости... Так и когда Брежнев умер, у нас в архиве одна девочка искренне рыдала, вызвав оторопь у всех, начиная с партсекретаря по имени Идея (да-да). Но абсолютное большинство улавливает и, думаю, этим себя оправдывает. Мы, мол, не вполне всерьёз. Ну вот в Донецке корреспондент телеканала «Спас» туда, сюда, рекламирует икону, которая замироточила от речи Путина... Правда пули и снаряды этой разницы не понимают.
Не знал, что в 2008 году Мак-Кейн, будучи кандидатом в президенты от ГОПников, всячески отмежёвывался от крайне непопулярного Буша и в выступлениях передразнивал его мо («я глянул Путину в глаза и увидел там душу»): «Я глянул Путину в глаза и увидел там букву К, букву Г, букву Б».
Вообще английская лента изобилует сравнениями Путина с Гитлером. Немецкая — нет, там, видимо, подобное сравнение табуировано по своим причинам. Я должен бы радоваться — это наконец-то допёрли до того, что я писал с 2000 года и меня обвиняли в преувеличении, в нарушении какого-то там правила из википедии — что сравнение с Гитлером признак интеллектуального бессилия. Но что-то не радостно. Обычно с воскресенья о мытаре я я начинаю memento mori, «неужели одр сей мне гроб будет», но в этом году само собой живу одним днём под лозунгом «а если ночью меня арестуют». Я, конечно, не такой опасный враг режима как Венедиктов и Павловский, Пархоменко и Быков, но вдруг и до шушеры вроде меня доберутся. Во всяком случае, это бодрит и дисциплинирует. Сегодня в шесть вечера в доме Гиляровского в Столешниковом выставка, где и Павел Шевелев — непременно схожу. А днем в ГИМ, посмотреть короны российской империи, пофоткать, а если удастся, и примерить. Пока не арестовали.
Очередная вздорная статья в горбачевской «Новой газете»: мол, РПЦ МП умерила энтузиазм, отошла на второе место в сравнении с милитарной темой. Она всегда была на подхвате, это вы, голубчики, 10 лет назад почему-то искажали действительность, выставляя Гундяева хуже Путина. Сейчас МП потише — сытая потому что, наелась. Во-вторых, Путин-то православный абзац вставил. А Гундяев и в 2014 держался «сдержанно», потому что у него другое задание — внешний рубеж, раз, и интоксикация Украины через УПЦ МП, два. И то, что сейчас РПЦ МП ведёт гибридную войну за Африку, где Путин расставляет военных в Мали и ЦАР — это очень даже нетривиально. К тому же вся эта операция идёт под непрекращающиеся речи о том, что это и наказание тем,. где поддержал ПЦУ.
Папа Франциск призвал молиться о мире в Украине — но встречи с Гундяевым не отменил. Там даже не вполне прилично — оказывается, Берголье в восторге от какой-то нашей оперной певички с чисто русской фамилией Касьян, награждает ее, слушает ее — а ее муж Севастьянов как бы старообрядец, но кадровый сотрудник Алфеева и Гундяева... И эта Касьян 11 января зазывала Папу в Россию... Как же всё примитивно и прозрачно... Я вообще не понимаю, мне казалось, католическому духовенству посещать оперу западло, но, наверное, у меня отсталые представления...
UPD. Появились видео из Питера. Народу много, но напомнило мне какую-то комедию (Евротур), где на пляже для нудистов сто голых мужиков бродят туда-сюда в ожидании хоть одной девушки. Штук 30 корреспондентов (в жилетах) бегают туда-сюда в ожидании хоть одного человека с лозунгом — но когда тот появляется, его сразу же хватают и в автозак. В Москве и такого не было. Тут корреспондентов вывели под корень как класс. О Дожде не знаю — платных СМИ для меня не существует.
Приятно поразили ученые из Троицка — несколько сотен подписали протест против вторжения (и я вписался, грешным делом, как историк, ну простите).
Я прошелся вечером по Тверской от Столешников до Пушкинской. Можно сказать, в знак протеста устроил демонстрацию. Украинцы, которые хотят, чтобы толпы людей вышли на улицы, не представляют себе, сколько на улицах силовиков — сотни. Через шаг. Не оцепление, а россыпь. И голоса с громкоговорителями, призывающие не задерживаться. В комменте есть видео, но я не считаю это демонстрацией, это робкая половинчатая непонятно что, без лозунгов, без слов. Пара тысяч человек. Политпингвины. И я политпингвин. Ну и что?
Украинцы моего возраста помнят, как толпы народа выходили на Крещатик протестовать против вторжения в Афганистан в 1980-м году? В Афганистане воевали и многие украинцы, между прочим, убивая невинных людей. А, не помните? Правильно, потому что не выходил никто. Так сейчас тут много хуже, чем в 1980-м. Не надо героизировать себя и своих и отталкивать тех немногих друзей, которые в России у Украины есть. Это мешает сопротивлению. Не надо требовать от других больше, чем от себя.
И не стоит через слово поминать майдан — такое ощущение, что на майдане были 40 миллионов, а не пара тысяч. Все страшно смелые задним числом.
Информации по-прежнему ноль, дезинформации груда, в которой я не намерен копаться. Надо ждать. Я думаю, сегодня было нечто вроде артподготовки перед массовым движением бронетехники. Система очень бюрократична, они явно спланировали к воскресенью закончить. Но посмотрим.
А я еще напомню, что украинские военные участвовали в военных операциях в Ираке точно (Надия Савченко), а может, и в других странах. Зачем? Протестовали против этого украинцы? Люди едины... Так что не надо ненавидеть русских и грозить, что пойдут тысячи гробов. Во-первых, это, как правило, от бессилия и от небольшого ума, во-вторых, украинские солдаты тоже не заколдованные, в третьих — ненавидя русских, украинец ненавидит и своего согражданина-русского. А как отделить — если меня ненавидят, то уж какого-нибудь живущего в Украине поклонника Кремля тоже ненавидят. А ненависть помогает убить, но не помогает жить, а убийством сыт не будешь. Именно об этом не подозревают Путин и путиноиды.