Да, я ошибся, Путин не ограничился двумя областями. Но я же не гадал, а писал: «осторожно предположу» и указывал, на чём основано моё предположение: на показушной эвакуации из Донбасса. И я оговаривал, что не мыслю как Путин и не хотел бы мыслить как он.
Впрочем, даже сейчас есть вероятность, что атака на Киев и другие города Западной Украины произведена не для реального завоевания Украины, а для шантажа, чтобы затем отступить, заполучив изначально намеченный восточный кусок Украины.
Более важным фактом было другое: призывы США и других западных стран своим гражданам срочно покидать Украину. Значит, за неделю они уже знали, что страна обречена.
Почему обречена? Убивает, как говорят, не оружие. Да и убийств демонстративно мало. Завоевание обставлено — как и завоевание Крыма — подчёркнуто небольшим количеством жертв. Официальный Киев говорит о тысяче погибших солдат, а мирных жителей меньше. Для завоевания страны с населением в 40 миллионов — это показное человеколюбие.
Убивает не оружие, убивает предательство. Предательство уничтожает единство, солидарность. Уже несколько лет США предупреждали, читаю я сегодня в американской солидной газете, Киев о сильнейшей инфильтрации кремлёвскими агентами. Банковская отвечала, что бессильна. А как иначе, если Германия бессильна перед Шредером в Газпроме?
В Украине особенно плохо из-за двух обстоятельств: олигархическая система, созданная Кучмой (убийцей журналиста Гонгадзе, напомню), и неслабая ксенофобия, унаследованная от пребывания в империи. Эта же ксенофобия отравляет души жителей бывших стран «социалистического» блока. Она не только продукт тоталитаризма, она унаследована от имперских нравов, которые были тоталитаризмом сохранены и развиты, тогда как в Свободном мире они вытеснялись, хотя в каждой душе всегда остаётся потенциал к этому греху. Ксенофобия не по отношению к «своим», а по отношению к дальним — к беженцам из Сирии, Афганистана и т.п. Всё то, что так ярко являет «Вышеградская группа». То есть, благодушие, «хоббитность» украинцев, чехов, словаков и т.п. — как «мир» в Баку до 1990 года. Условный мир, прикрывающий душевную незрелость и возможность предательства демократии и человечности ради своего благополучия и своих предрассудков.
Сколько денег потратил Путин на подкуп — не так важно, важна готовность предавать за деньги. Не у всех. Кто-то, возможно, был запуган, но спецслужбы обычно прямо заявляют, что завербованные через шантаж ненадёжны. Надёжнее эксплуатировать карьеризм, гордыню,
Демонизировать Путина и атомное оружие не надо. Путин не демоничнее Трампа или Буша. Пора демифологизировать властолюбие. Оно не избирательно. Предать может каждый, захотеть доминировать может каждый. Это плохая новость, а хорошая: не предать может каждый, сострадать может каждый, быть солидарным в свободе может быть каждый.
Путин — как вирус, действующий исподволь. Ввинчивающийся. Как Трамп. Как похоть. Всегда близко. Улещивает, подкупает, запугивает, очаровывает, запутывает. Он побеждает, когда у страны ослаблен иммунитет демократии и гуманизма. Поэтому, чтобы защитить Украину, Чехию, Францию, США надо отождествлять себя не с США, Францией, Чехией, Украиной, а с правами человека, солидарностью, неприятием лжи и насилия в любых видах и ради любых целей.
Таков и Бог. «Правление Божие» — «Царство Божие» — оно близко. Неверующие могут называть это «человечностью», «добродетелью». У Путина своя пятая колонна, у человечности своя. Не быть «хорошим партсекретарём», в партсекретари всё-таки идти не стоит, но на своём месте быть готовым тайком сделать добро. Это может быть очень опасно и трудно — а всё-таки... На этом стоит жизнь. На тайной агентуре человечности. Тайком давать людям свободу, хоть бы по капле. Не демонстративно — пока не будет уверенности, что демонстрация имеет смысл. Не выдавливать из себя раба — в себе не должно быть раба вообще — а сцеживать из себя свободу, хоть ты учитель, хоть ты слесарь, хотя ты програмист. Для этого надо быть переполненным свободой, а не страхом. Хочется сказать, что верующим это легче, но это так трудно показать на примерах, столько верующих пособников рабства, что лучше промолчать и указывать на будущие возможности, а не на прошлые и настоящие свершения.
Защищает не оружие, защищает человечность. Ядерный шантаж не сыграл никакой роли в истории с Украиной, не надо на него ничего списывать. Жлобство — да, сыграло. Наверное, Свободному миру стоит принять дополнительные меры: не железный занавес, а железобетонный, чтобы никаких дипотношений, никакой торговли, никаких людей с русским гражданством вообще, в принципе на их территории не было. Но главное — быть, становиться по-настоящему Свободным миром. Свобода несовместима с хитрованством, мелкими и крупными предательствами ради выгоды и безопасности и т.п., с попытками победить одно зло союзом с другим злом.
Больше всего я сейчас боюсь одного: той большой чистки, которая будет после — кажется, неминуемого — захвата Украины. (Я очень надеюсь, что ошибаюсь, но пока картина совершенно катастрофическая — если танки в пригородах Киева и если киевлян призывают готовить коктейли Молотова). Как чистка была в Крыму, только маленькая. Я понимаю (надеюсь), что тысячи людей успеют уехать. Но мне страшно думать, что несколько десятков тысяч человек — вряд ли сотен тысяч, но и не несколько тысяч — будут отправлены в концлагеря на срока от года до 15. Когда я ездил к отцу на свидание в начале 70-х, всегда в доме свиданий были кто-то на свидании с украинскими или литовцами «националистами», лагерь был особого режима, там и с 25 годами сидели, и вообще бессрочные, с войны.
Меня упрекнули, что я «залег на дно». Не в тюрьме (вышел бы на площадь — оказался бы в тюрьме). Знаете... Я сам люблю цитировать как в XIX веке одного аболициониста посадили в тюрьму — провинциальную, с окошком на улицу — и вот его знакомый проходит и спрашивает удивленно: «Почему вы в тюрьме?» А тот отвечает: «Почему вы не в тюрьме?!» Но то всё-таки был XIX век, и за этими страстями последовала гражданская война с сотнями тысяч погибших.
Мне кажется, что одним из симптомов культурной отсталости является недооценка слова и переоценка площади. Выйти на площадь — героизм, а написать заметку или сказать что-то на ютьюбе — а, чепуха. Это ведь антиинтеллектуализм, друзья. Это самое разлюбезное сердцу Путина настроение. Нечего очки носить, давайте прыгать. Но выход на площадь без слов — это не работает. Смотрите, сколько за 20 лет было всяких оккупаев — все лопнули как мыльные пузыри, и некоторые привели к настоящим катастрофам, как в Ливии. Потому что выходили с лучшими чувствами, но невежественные, незрелые морально, знающие лишь насилие и ненависть. В результате и появляется трампизм — штурмовать конгресс не слабо, а почитать Чомски слабо. Путинизм из того же теста.
Это не означает, что можно ограничиваться лишь словами. Но тут как с выражением «не остается ничего, кроме молитвы». Льюис, помнится, иронизировал — ничего себе «ничего»! Какие ж вы верующие, если вы считаете молитву чем-то ничтожным. Так и со словами. Больше книжек читайте. Война не отменяет чтения, наоборот. Вот меня давеча спросили, с чего начинать изучение философии. Я, дурак, сказал не подумавши, что с Рассела, а надо было сказать: «С «Пира» Платона, возьмите и читайте, а где не поймете, ищите комментарии». Как я изучаю любой язык? Полистаю учебник, а потом беру какой-нибудь роман или научную монографию и читаю, что непонятно — выясняю по ходу. А одну френд-ленту читать — считайте, вы уже в плену, и преглупом.
УКРАИНА: ПРЕЗИДЕНТЫ, ГУМАНИСТЫ, НЕФТЬ И КАПУСТА
Джимми Картер (род. 1924) заявил, что нападение России на Украине абсолютно неоправданно, что Путин нарушает международное право и угрожает всему миру. Старый баптист борозды не портит!
Елизавета II (род. 1926) моложе, но молчит. Глава англиканской церкви, не хухры-мухры, ответственность большая, всё взвесить надо.
Чомски (род. 1928) — я его вчера упомянул отнюдь не как нового Льва Толстого, кстати — в отличие от Картера последовательно поддерживает империализм Кремля как борьбу с капитализмом. Комизм в том, что в данном случае он совпал с Трампом.
Папа Римский Франциск (род. 1936) молчит. Его пресс-секретарь Паролин (род. 1955) осудил нарушение международного права, но не упомянул Путина и патр. Кирилла. См. выше о не хухры-мухры главы Церкви.
Байден (род, 1942) в четверг предупредил американских нефтяных гигантов, что им не следует взвинчивать цены на топливо (цена взлетела до 100 долларов за баррель). Американские гиганты ответили заверениями в своём патриотизме. Эксон имеет 30% акций в Сахалин-1, представительства в Москве и Петербурге, доля в проекте около 4 миллиардов долларов (может, «доллар» от слова «доля»?). Бритиш Петролеум владеет 19% акций Роснефти, 49% «Ермак Нефтегаза». Шелл имеет 27% акций в Сахалин-2. Мы все нежно помним, как знатный антисемит Генри Форд получил от Гитлера орден за участие в развитии экономики рейха.
Ювал Харари (род. 1976), который как историк сильно недотягивает до Чомски как лингвиста, но очень популярен как трансгуманист, осудил вторжение очень резко, даже, пожалуй, с перебором — мол, речь идёт о принципиальном вопросе — можно ли улучшить природу человеку. Да при чём тут эволюция! Женщину изнасиловали — Дарвин виноват? Кстати, в вопросе о палестинцах Харари последовательно уклоняется от заявлений — мол, это не его сфера интересов. Гм-гм… Сферический трансгуманист на сферическом белом коне. Ну, со сферического коня хоть шерсти клок.