Мой бывший православный френд-проректор написал мне обиженно: вот вы-де написали у себя в ФБ (читает!), что я с вами пытаюсь помириться, а я с вами не ссорился.
Умереть — не встать! Ну да, и вождь с украинцами не ссорился, просто их бомбит, но это ж для их блага. Человек полагает, что «ссора» — это крики, оскорбления. Хорошо: вот я еврей в Освенциме. Охранник со мной ссорился? Наверное, нет. Он просто работает. Не он меня посадил. Он просто «вне политики». Ну, конечно, он поддерживает вождя, верен присяге, тыр-пыр. Охранник со мной хочет поговорить — о чем угодно, кроме политики — мне отвечать? Постараюсь не отвечать, всё-таки.
Сравнение с охранником чрезмерно? Э нет, голубчики эмпешники. Вы активно 30 лет боролись — или не возражали против боровшихся, подчинялись им — со свободой вероисповедания в России. Вы активно выдавливали нормальных верующих из РПЦ МП. Вы создали довольно своеобразную организацию, причём организацию не общественную, а как ДОСААФ — «государственно-общественную». Это вы подводите идейную базу под то, что другие православные (не говоря уж о Свидетелях Иеговы) не могут ни зарегистрироваться, ни помещение снять, ни-че-го. Вы-вы! Как организация, как идейные сторонники государства, которое и право имеет, и обязано всё разруливать. А вы хотите состоять в организации, но не отвечать по счетам? Хочется самоуважаться? Пожалуйста, но без меня. Тем более, что все разговоры с вами бесцельные. Трындёж. Вот в 1960-е митр. Мануил Лемешевский оплачивал машинистку для одного уфимского неказенного богослова, Бориса Бакулина — вот это был деловой нормальный подход к общению. А поговорить в перерыве между своими делами — вам в отдых, а мне трата времени. До войны ещё можно было поиграть в дружбу котов с мышами, а теперь увольте.
Берите лучше пример с владыки Павла Бегичева — меня спросили, я сейчас послушал его проповедь после начала войны. Немножко цинизма («Каждый из нас видит только то, что нам показывают»), немножко софизмов («ненавидеть очень легко», «в мире постоянно идет война», «наивно воспринимать любую войну как неожиданную», Господь предупреждал»). Слово «Украина» не произнесено ни разу, вождь не назван по фамилии, война вот эта, конкретная, войной не названа. «Не торопитесь объявлять себя объективным и говорить, кто первым взял меч. В войне все берут меч». Ну да, дети, погибшие в Харькове и Мариуполе, такие же военные преступники, как те, кто этих детей убил и распорядился убить... Учитесь! И отфренживать не за что.
Не могу не отметить нормальной реакции владыки же Игоря Князева, который бранит вождя не хуже Невзорова, а Гундяева так же костит, как Кураев. Так что выбор есть. Я даже могу отдохнуть от военной темы — Михнов-Вайтенко, Князев, Кураев, Невзоров всё и так скажут и куда резче, выпуклее.