Честное слово — вы удивитесь, конечно — эти два месяца были не лучшими в моей жизни, депрессия была (отчасти и остаётся) небывалая. Но ни секунды у меня не был мысли и ощущения, что «конец истории», «начинается принципиально этап», «мир поменялся». Думаю, дело даже не в вере, а в том, что я какой-никакой, а историк. Ну что за европоцентризм? Да, для меня и моих родных и друзей сущий кошмар, но мир не исчерпывается ни мной, ни даже моими друзьями и родными. Что качественно нового? Чем трагедия Украины отличается от трагедии Афганистана, Ирака, Йемена, Тигрея? Разве что тем, что жертв меньше, миллионам удалось найти убежище на Западе, который — точнее, которые, потому что не «Запад» принял, а конкретные частные люди западных стран. Россия — ничтожная страна с огромной з...цей в виде одной шестой земного шара, но никто уже давно на размеры не смотрит. А Нигерия и по площади немногим меньше, а по населению куда больше. Ну, Америка — но тоже на ней свет клином не сошёлся. В общем, надо сохранять чувство меры и пропорций. А, мы можем взорвать себя и всех? Ну, это уже будет не история, а кирдык, это неважно. Какая-нибудь мутация вируса тоже может всем сделать кирдык за пару месяцев, если вакцину вовремя не сделают или если все запишутся в вакциноборцы. Но кирдык — не событие, а конец событий. Да и вряд ли будет полный кирдык — и от вируса пара сотен тысяч выживет мутантов с врожденным иммунитетом, и этого достаточно для восстановления популяции (если кому-то мало пары сотен тысяч), и от радиации могут выжить какие-нибудь мутанты, может, даже лучше нас будут, без аппендицита, к примеру.... Человек без аппендицита — это звучит гордо... Ну почему именно неверующие в Страшного Судию так боятся апокалипсиса?!
Речи Байдена про то, что наступила решающая битва с тоталитаризмом и пр. мне представляются не столько истерикой (хотя не без того), сколько вздорной военной пропагандой. Да, это «хорошая военная пропаганда», поскольку Байден хочет защитить Украину. Но не надо демагогии про то, что Америка против диктаторов. Америка очень даже любит диктаторов — если они «свои». Пепел Хашогги стучит в моё сердце. А в байденово не стучит.
Кстати, призывы не преувеличивать и к прошедшим несчастьям относятся. В каждом поколении свои кошмары. Уверяю вас, XIV век был в разы катастрофичнее и по количеству погибших людей, и по истребленным этносам (Тимурленг не автостопом занимался). Ну и кому это интересно? То же и с геноцидами разнообразными... Послушайте, 70 лет прошло, может, пора малость охолониться? В том числе, из уважения к погибшим. А то чуть что — ой, конец цивилизации, ужас-ужас-ужас... Как возможна поэзия после Освенцима, музыка после Голгофы, философия после убийства Авеля!!! Ну да, ужас-ужас-ужас, ну, конец света, что дальше? Что ты сегодня сделал-та? Или раз конец света, ничего не делать? Хм... Ну вот так и получается благодатная почва для ужасов...
За последние 5 дней идея Байдена о том, что налицо последний и решительный бой против диктатуры, а США всегда против диктаторов, получила большую популярность на Западе (не в Латинской Америке, не в Африке, не в Азии и уж подавно не в Китае, даже не в Израиле).
Как ни странно, отзывчивее всего к этой риторике российские оппозиционеры. Но идея Байдена и лжива, и иррациональна. США очень спокойно относятся к диктаторам и диктатурам, если они ей выгодны.
Риторика же Байдена такая высокопарная по той простой причине, что ни он, ни европейцы не собираются реально посылать людей на войну.
Если бы всё было так ужасно, как расписывает Байден, надо было бы срочно все войска НАТО десантировать в сердце тьмы. Но нет, надеются удушить диктатора отсутствием дешёвых гамбургеров и элитных сумочек. Ах да — электроники не будет, вот ужас-то. Как это пуштуны без электроники победили британцев, русских, американцев... Можно подумать, геноцид в Руанде и вообще всякие африканские кошмары осуществляли полупроводниками... Отлично обходятся АК.
Байдена извиняет нехватка времени. Он хочет успеть до возвращения к власти Трампа или его клона вроде Десантиса. Вождь это понимает и, напротив, кажется тянет время до этого радостного момента.
Посмотрел обращение президента Словакии к русском воякам. Неплохо, одна проблема: это не к русским воякам, это к самой себе, к своей совести. Поставила галочку, выступила против войны. Ни малейшей попытки обратиться именно к тем, к кому она якобы обращается, в речи нет. Хуже того: идет поток обвинений в жестокости. Жестокость, конечно, есть. Но чего хочет оратор? Упрёками ожесточить ещё больше? Тогда это речь на пятёрку. Другое дело, что расплачиваться будут украинцы, которые попадутся на пути русского солдата, смотревшего эту речь. Одна надежда, что никто из тех, к кому речь обращена, её не услышит. Я не говорю, что смог бы лучше. Не пробовал. Не уверен. Но кто знает? Хотя бы «б...я» после каждого слова вставляла, что ли...
Оказывается, Павловский призывает бороться с санкциями — мол, это один из способов остановить войну. Я много ворчал на санкции — они бесполезные и вредные. Но бороться с ними? Неприлично и глупо, если ты русский. В общем, вылезло из Павловского гебешное нутро... Санкции нужно нести как крест. Крест глупость, санкции глупость, русофобия, кстати, глупость, а нести/терпеть их не глупость.
Да, я персоналист, да, я за чужие грехи не отвечаю нимало, но именно потому, что не отвечаю — страдать из-за них буду, повякивая, но не требуя отменить и т.п. Русскому требовать отмены санкций неприлично. Только персонализм даёт такую солидарность. Коллективизм (включая национализм) убивает солидарность. В этом трагедия ватничества. Ватники не солидарны друг с другом, потому что их вообще нет, есть некое безликое «Zhопа».
Идея Байдена разорить Россию так, чтобы та не могла воевать, интересна. Правда, вчера чиновник госдепа её подправил: разорить так, чтобы та не могла воевать с такой разрушительной силой, как сейчас. Но в целом лозунг «Разорю!» мне нравится, я люблю цитаты из «Истории города Глупова». Единственное, как историк я пытаюсь вспомнить: было ли хоть раз, чтобы меры по разорению агрессора привели к краху агрессии... И что-то не вспоминаю.
Я не очень хочу затрагивать национальный вопрос, тем более, во время войны. Но мне нужно понять, насколько велик процент украиноязычных в УПЦ МП. Соответствует ли он проценту украиноязычных в Украине в целом. Разумеется, речь о состоянии на довоенное время. Является ли УПЦ МП преимущественно церковью русскоязычных.
Что до терминов. Теоретически все граждане Украины — украинцы. Как все граждане Франции — французы. Практически даже во Франции силен расизм, для которого чернокожий француз, чьи предки живут во Франции со времен Людовика 14 — не французы. Тем более в Украине.
Когда сегодня гражданин Украины переходит на украинский язык в знак противостояния России, он тем самым подтверждает обвинения Кремля в национализме. Гражданин Украины имеет право в частной жизни говорить на любом языке — румынском, венгерском, русском. И обязан в госучреждениях говорить на украинском, конечно. Но только в государственных.
На днях в «Нью-Йорк Таймс» эссеист писал о том, что начавшаяся дискриминация русских в США — глупа и безнравственна, п.ч. как играет в пользу Кремля и его обвинений. А уж как американцы умеют дискриминировать, историки знают. От души, с перебором. Причем, поскольку отличить украинца от русского американец не может, то достается и украинцам.
Понимаете, ну вот я кто? Русский еврей? Еврейский русский? Собственность Кремля? И то, и то, и, увы, и третье. Как и предписывал апостол Павел, я, будучи рабом, не пытаюсь убежать, а остаюсь там, где родился, где нет никаких перспектив на освобождение. Душой... Я космополит без гражданства и горожанин Страны ИХ. Не «их», а Иисуса Христа. Где Христос, там и родина.