Налицо нагнетание военной истерии. Сегодня уже прочел о том, что третья мировая идет «по кусочкам». Прочел не у кремлевских горлопанов, а в престижном западном журнале.
Эта истерика началась еще до 7 октября, но этот день агитаторы использовали на 200 процентов.
Напомню, что Первая мировая началась с убийства ничтожнейшей политической фигуры. Очень хотелось начать. Жглось.
Реально что происходит? 7 октября, как и 11 сентября — события ничтожные. Прежде всего, количественно ничтожные. Гибель 3 тысяч американцев — ничто в сравнении с тем, сколько убили американцы в Ираке после того, как 11 сентября 1990 года президент Буш получил у конгресса одобрение очередной войны. 7 октября погибло 1200 человек, из них 800 — военные, погибшие в очень неравном бою. Неравном для напавших, как и 11 сентября. Из нападавших погибло не меньше. Погибло 300 мирных жителей? И это ничтожно мало в сравнении с тем, сколько было убито войсками государства Израиль мирных жителей государства Палестины в предыдущие годы. Превентивно убито. Иногда с последующим принесением извинений, чаще без.
Сравнивать 7 октября с Пёрл-Харбором — мол, Газа это Япония, Израиль это база США — это и есть военная истерика.
Точно так же выдавать за большое событие нападение ничтожной количественно и качественно горстки йеменцев на западные торговые суда — истерика. Вообще, есть очень простой выход: пустить суда вокруг Африки. Но это же дороже! Так вам деньги или жизнь?
Лепить монстра из Китая можно, но смешно. Как ни крути, Тайвань, во-первых, это именно часть Китая, во-вторых, Китай десятилетиями грозит Тайваню — и ничего. Если уж так важно защитить островок свободы, то начинать надо было с Гонконга.
И, наконец, Россия. Представлять Путина очередным безумцем, мечтающим завоевать мир, означает повторять худшие стереотипы геббельсовской пропаганды. Путин диктатор, но нимало не психопат. Психопатом его рисуют как раз те, кто четверть века с ним сотрудничал, делал с ним бизнес, и теперь в свое оправдание говорит, что тогда Путин был нормальный, а в 2022 году сошел с ума.
Самое примечательное в военной пропаганде — резкость переходов (очень верно подмечено в «1984» — до обеда ненавидим врага, после обеда рьяно любим того же самого врага как друга). Переход от изображения России ничтожной величиной, которая в четверг после ливня рухнет, в которой некому и нечем сражаться, и только пьяные уголовники и провинциальные задохлики без оружия из-под палки идут на украинских героев-киборгов, к изображению России «почти равным соперником» занял около двух часов. Для большей убедительности в ход пошел тезис о неизбежности распада НАТО, после которого Эстония, Литва, Латвия окажутся легкой добычей даже для пьяного сброда.
НАТО, конечно, не распадется. Наоборот, будет нарастать производство вооружений — как и производство полупроводников наращивается, чтобы освободиться от зависимости у Тайваня и США. Будет увеличиваться численность армий. Будет много вкусных и легких денег, поэтому милитаризация и пользуется такой популярностью в некоторых (не всех) кругах. Откроется и уже открылось множество замечательных способов уйти от ответственности за былые промахи и прямые измены. Во время войны не до прозрачности и подотчетности, да и не до выборов.
Тем не менее, я надеюсь на то, что Запад вовремя остановится. Не то, чтобы на Западе много здравомыслящих, имеющих возможность влиять на развитие событий (хотя много), но все-таки там есть конкуренция, в том числе, в политике. Точно я спокоен в отношении Путина и Кремля — эти на Запад не нападут. Будут шакалить, как и раньше, и в основном на Юге.
Заметьте, при любом раскладе событий я не вижу варианта новой либерализации режима. К огромному сожалению, прежде всего, эгоистическому. Тут будет только хуже, начнется ли война или нет. Но это мелкая проблема, конечно. Страна с населением в жалкие 140 миллионов из 9 миллиардов — мелкая проблема, да... Но, пожалуй, лучше уж тут сгноиться, чем гнить в Израиле, США или Западной Европе. Тут цельное последовательное людоедство без масок, а там... Ладно, не буду, пожалею. Я сегодня добрый.