Я все-таки удивился тому, что первоапрельский текст о победоносном наступлении Ильи Пономарева, Венедиктова, Эйдельман и прочих на Кремль кто-то принял как сладостную мечту. Культ личности это все-таки прежде всего сатанизм, культ какого-то такого жуткого существа, с которым может справиться некая светлая личность. Культ Ленина был лишь крайним выражением страха и ненависти к Николаю Второму. Культ Сталина стоял не на репрессиях, господа, а на ужасе перед фигурой Капиталиста, Буржуа, в концентрированном виде воплощенном в Гитлере. Культ Навального — лишь негативный оттиск с почитания Путина за нового сатану. Скинуть Путина, любой ценой. Ключевое слово «любой». Что будет потом, будем разбираться потом. Именно такая психология и приводила к власти Ленина, Гитлера и прочих.
Что было бы, если бы мечты политонанистов исполнились и к власти пришли Навальный, или Ходорковский, или Венедиктов? Был бы еще один ельцинизм или горбачевщина, которые бы, в свою очередь, опять привели бы к очередному путинизму. Настоящей демократии и свободы создавать бы не стали просто по причине неведения того, что такое демократия и свобода. Лубянку бы не закрыли.
Какая-то поразительная иррациональность поражала во фронде 2011-2021 года. Он — победит на выборах! Почему «он» победит? Каким образом будет преодолена фальсификация выборов? Механизм, конкретный? Наблюдателями? Жалобы в ЕС? И тирания покорно исполнит решения ЕС, да? А почему тирания вдруг покорится праву? Потому что вас много?А что, атомная бомба не может превратить «нас много» в горстку радиоактивной пыли? Даже не атомная бомба, а одна-единственная дивизия? Впрочем, и дивизии не потребовалось, хватило десятка омоновцев — и все ломанулись в Берлин как тараканы за плинтус.
Проблема, возможно, в том, что фрондерство состояло из функционеров разных уровней — от высокопоставленных хозяйственников до воспитательниц в яслях. Традиционно принято делить элиту в тоталитарной России на номенклатуру (высший слой) и аппаратчиков, но не надо забывать о функционерах. Люди-функции. Безвольные — в отличие от номенклатуры. Люди клана — в отличие от аппаратчиков, которые есть куколки номенклатурщиков и действуют прежде всего ради себя, чтобы прорваться в стадию высшего начальства. Люди-функции таких притязаний не имеют. Они — исполнители чужой воли. Не всегда агенты, но всегда исполнители. И вдруг они сорвались с поводка. Что они будут делать? Навыки рационального планирования у них отсутствуют напрочь. Они начнут шарахаться в разные стороны и вопить. Что и имело место быть. Нулевая способность к самоорганизации, все силы и мысли устремлены к тому, чтобы обрести нового Карабаса-Барабаса, поудобнее, в идеале — чтобы Буратино стал Карабасом-Барабасом, чтобы театр был повеселее, но все-таки чтобы продолжался театр, а не началась свобода.
Протестные движения США, Западной Европы, Египта, Сирии и т.п. совсем другие. Они возникли внутри стран разнообразных, но не тоталитарных. Вновь и вновь приходится говорить о недооценке тоталитаризма, о недостаточной исследованности тоталитаризма и о слишком поспешном списывании тоталитаризма со счетов.
Это относится, видимо, даже к Ходорковскому. Преуспеть в бизнесе во время НЭПа — не требует ни больших знаний, ни большой воли, ни понимания ситуации. Только умения функционировать в условиях повышенного хаоса. Умения интриговать, подкупать, манипулировать. Среди поношений в адрес Путина постоянным лейтмотивом было: он мелкий мошенник, который подольстился к Ельцину, а сам-то ничего не понимает и не умеет. И сошел с ума. А мы умные и умелые.
Такая оценка Путина — яркое проявление глупости умных людей, интеллект которых не самостоятелен, превращен в функцию, да и с образованностью проблемы, с критическим мышлением, со способностью анализировать действительность. Создать миллиардный бизнес с таким мышлением можно, но быть политиком с таким мышлением — нет, невозможно.
Путин, между тем, оказался политиком, а то, что его политика тоталитарная, ленинско-сталинская, это доказывает, что он очень точно видит реальность и понимает, как в ней преуспеть. В России ставить на демократию? Это путь в тюрьму, а не к власти, и фрондеры 2011-2012 годов (и ранее) никогда на демократию не ставили, просто мечтали подправить тиранию к своей выгоде.
В конце концов, главное — что противоположное надежде? Надежде противоположно не отчаяние, надежде противоположен самообман. В фронде 2011-22 годов было много обмана, но это малоинтересно, а вот самообман — это интересная проблема. В конце концов, империя обмана держится прежде всего на массовом самообмане. Не на реальности насилия, а на кривых представениях об истине, свободе, человечности. Этот фактор очень еще недооценен. Самообман про «нас много, нас побоятся» — очень опасный самообман. Лучше горькая правда.