Мне поставили на вид, что я зря упрекаю отца Алексея Уминского, что он за многих заступался. Стал смотреть — быстро наткнулся на упоминание о том, что он заступался за Пусси Райот. Это ему ставится в большую вину теперь одними и в большую заслугу теперь.
Делом ПР я занимался вплотную, и на суде был, и Алехина у меня на программе была после освобождения.
Смотрю: 18 марта 2012 года. Уминский заявляет:
«Безусловно, к девушкам из группы «Pussy Riot» нужно идти! Тем более что к покаянию их еще никто публично не призывал. Звучали разные голоса. Одни говорили о жестком наказании, о недопустимости того, что они сделали. Людей, озвучивавших такую позицию, можно понять, так как очевидно, что произошедшее в храме Христа Спасителя не должно остаться без наказания».
«Не должно остаться без наказания»!
Это — защита?
На мой взгляд. нет. Алехина и Толоконникова не подлежали наказанию, во вс. сл., уголовному. Хотя их выступление было не во время богослужения, так что и по административке их нельзя было наказывать. В общем, уже километры было написано мною, и в пикете за них я стоял, и все они уехали, включая Уминского. И каяться им было не в чем.
Даже если бы этот поступок был совершен во время литургии, христианское отношение очень простое: простить форму и согласиться с содержанием. Даже если просто пьяница во время литургии начнет кричать и хулиганить — простить. А как иначе? Ну вот в Сиднее антипод вчера набросился с ножом на епископа и прихожан, вроде без больших травм (и цивилизованный человек — в гигиенической маске) — и что? Наше дело овечья — простить. И если вдруг найдут убийц отца Александра Меня — простить и требовать не наказывать. Ну Голгофа это же не кот чихнул!
Интересно, Уминский изменил свою позицию? Боюсь, что не найти никаких прямых высказываний его о том, что у патриарха Кирилла действительно чекистские погоны под рясой, как пели Толоконникова и Алехина. И Уминский, и другие члены православного истеблишмента исключительно сдержанны даже после того, как перешли на другие позиции.
Имел небольшое обсуждение взглядов о.Алексия Уминского с его алтарником, в связи с чем посмотрел тексты о.Алексия (за которым я не очень следил, признаться). Подводя итог. Отец Алексий Уминский в 2014 году утверждал, что защищал «Пусси Райот». Но в 2012 году он писал, что ПР должны быть наказаны, но наказание не должно быть чрезмерным. Это — защита от чрезмерного наказания. Я в 2012 году защищал «Пусси Райот», утверждая, что они вообще не подлежат наказанию, потому что пели в храме, когда там не было богослужения, да и молящихся вообще, раз, потому что православные должны прощать, два, и потому что «Пусси Райот» сказали правду: Путин диктатор, нужно молиться Богородице о его прогнании (они, собственно, молились, повторяя, «Богородице, Путина прогони»), патриарх служит более диктатуре, а не Богу («Патриарх Гундяй верит в Путина Лучше бы в Бога, сука, верил»), религия находится под контролем тайной политической полиции («глава КГБ, их главный святой Ведет протестующих в СИЗО под конвой»), руководство Церкви заняло реакционную, фундаменталистскую позицию по женскому вопросу («Чтобы Святейшего не оскорбить Женщинам нужно рожать и любить») и по вопросу об отношении к ЛГБТ («Призрак свободы на небесах Гей-прайд отправлен в Сибирь в кандалах»).
Было бы интересно узнать, сейчас отец Алексий соглашается с тезисами Алёхиной и Толоконниковой или нет. Ни в 2014-м году, ни в 2022-м году отец Алексий не осудил вторжение России в Украину и завоевание Крыма и восточных земель Украины, он лишь призывал обе стороны к миру. На мой взгляд, это неправильная позиция, поскольку налицо очевидная агрессия, и симметрии тут нет, как во время Второй Мировой войны не было полной симметрии между атакой на Киев немецкой армии в 1941 и атакой на Киев российской армии в 1943.
Для отца Алексия аксиома, что патриарха нужно уважать, что у него ответственное служение, хотя патриарх не папа римский и не является абсолютным авторитетом.
Для меня аксиома, что уважать нужно любого человека, но что руководство РПЦ МП, как и других российских религий, с Ленина и Сталина подвергалось тщательной селекции, так что нынешнее руководство — марионетки Кремля. В частности, патриарх Кирилл завербован был КГБ в 1967 году специально для работы за рубежом, и он в своей деятельности (как и его предшественники с патр. Сергия) значительно более любого римского и не римского папы ведет себя как авторитарный деспот, служащий еще большему деспоту — Путину. Уважать его можно, хвалить не за что.
Мне было бы интересно поговорить обо всём этом с самим о.Алексием, тем более что мы сейчас с ним в одном патриархате — Константинопольском. К сожалению, я уверен, что как в предыдущие годы, так и сейчас отец Алексий к разговорам со мной так же мало расположен, как мало он был расположен к разговорам с отцом Глебом Якуниным, настоящим исповедником веры, проведшим за протест против гонений на Церковь многие годы в тяжелейшей ссылке — и против этого исповедника о.Алексий выступил в суде, защищая негодную политику РПЦ МП в отношении свободы совести. Если я ошибаюсь, буду рад поговорить.