Оглавление

Жизнь собственная. Хроника по дням. 6 января 2024 года.

Уминский и Пусси Райот.

Дары Иродов

Накануне празднования Рождества Господа Иисуса Христа  стало известно о запрете в служении священника Алексия Уминского, настоятеля Троицкой церкви «в Хохлах», недалеко от метро «Китай-город». Ничего себе подарочек на Рождество!

Уминский был «перестроечным» священником: московский интеллигент, учитель географии, рукоположен в Подмосковье в 1990 году, когда в Москве еще интеллигентов не рукополагали, служил в Клину и Кашире, а с 1993 года в Москве. Много лет вел православные передачи на телеканале «Культура», отпевал Горбачева.

Стиль Уминского – это скольжение по краю правды. Он не аполитичен, и пострадал он именно за политическое высказывание. Проблема в том, что он пытался так высказаться против войны в Украине, чтобы не быть наказанным, чтобы не пострадать. Есть абсолютное аполитичные священники и верующие. Некоторые аполитичны бездумно, некоторые – сознательно. Уминский же из тех, кто хочет и рыбку вытащить, и не замочиться, и быть не черносотенцем, быть «либералом», но не быть «диссидентом», не быть «радикалом». Это стиль Навального 2012-2018 годов, стиль Собчак и «Эха», стиль Анны Даниловой («Правмир»), в общем, стиль той либеральной элиты, которая сформировалась в 1990-е годы, успешно делала карьеру внутри сперва ельцинской, потом путинской диктатуры, и только в начале 2020-х почувствовала неладное. Начальство, оказывается, не намеревается сохранять ее навсегда, и судьба, которая постигла Гусинского, Ходорковского и многих других, настигла и эту «элиту».

Увольнение Уминского вызвало в социальных сетях бурю возмущения, которой не вызвали другие невеселые события того же ряда, происшедшие недавно. 22 декабря дали 7,5 лет концлагеря Александру Румянцеву из Москвы (проходящие по тому же делу гражданин Гайаны Шон Пайк и москвич Эдуард Свиридов приговорены к 7 и 6,5 годам концлагерей). По 7 лет лишения свободы получили астраханцы Ринат Кирамов, Сергей Королёв и Сергей Косьяненко, а также Александр Скворцов из Таганрога и Евгений Бушев из Челябинска. Всего сидят несколько сотен человек, сидят исключительно за то, что собираются на квартирах, молятся, читают Библию. Уже давным давно никакие Свидетели Иеговы ни к кому на улицах не «пристают». А сажают. Как Путин назвал преследования Свидетелей «бредом», так преследования и ужесточились — как расшифровывать заявления вождя, подручные знают. В отличие от многих интеллектуалов, которые как бы принимают их за чистую монету. А они и не монеты, а не чистые.

Особенно красиво в Магадане, где скоро посадят 13 Свидетелей, среди которых Иван Пуйда, у которого сидели и отец, и дед, и ему обещают «червонец».

Я пишу «концлагеря», потому что это именно концлагеря, а не невинные новоязные «колонии». Колонии у английских монархов в Америке. Были.

В Краснодаре весь 2023 год мурыжат 86-летнего архиепископа Виктора (Пивоварова), который служит в Славянске-на-Кубани и относится не к Московской Патриархии, а к той части «карловацкой» Российской Православной Церкви, которая отказалась присоединяться к РПЦ МП, когда в 2007 году Путин устроил «воссоединение» «белоэмигрантской» Церкви с МП. Владыка Виктор осудил войну прямо, без околичностей, но не в СМИ, а в проповеди. Тогда власти подослали в церковь «прихожанку», которая и написала донос. Пока ограничились штрафом, сажать 86-летнего старца не решаются. Пока.

Реакция на запрет в служении о.Алексия Уминского оказалась сильнее, чем реакция на аналогичный запрет в отношении костромского священника о.Иоанна Бурдина. При этом положение Бардина труднее уже потому, что отец Алексий как раз выходит на пенсию (он родился в 1960 году), а Бурдину с двумя детьми еще до пенсии далеко.

Реакция на запрет Уминского настолько бурная, что даже решили, что пострадал и священник Владимир Лапшин из храма в Газетном переулке. Но там ситуация как раз оттеняет казус Уминского: ведь Лапшин достиг 75 лет, когда по уставу РПЦ МП священник должен уходить на покой, написал соответствующее заявление, как это делают все, и получил назначение почетным настоятелем. Он продолжает служить вместе с новым настоятелем.

Почему же драма Уминского была так остро воспринята? Не потому, что Уминский выделялся как диссидент и смельчак. Прямо наоборот. Уминский воплощал в себе идеал «хорошего секретаря парткома». С ним было легко отождествлять себя тем многочисленным интеллектуалам, которые никогда не критиковали власть, старались в нее вписаться и сделать в ней карьеру. Это сценарий, известный с 1960-х годов, когда появился пусть маленький, на выбор, и многие, даже большинство, выбрали «врасти в партию и разложить ее изнутри». Не без выгоды для себя, конечно.

Эта среда православных молчалиных страшно возбудилась. Бранят патриарха Кирилла, и это уже показывает уровень конформизма. Патриарх Кирилл, конечно, ставил подпись, но решалось все в Кремле или как минимум на Лубянке (любопытно, как по-разному употребляются тут «в» и «на», и ведь и самые горячие украинофобы скажут «вторжение в Украину», а не «вторжение на Украину»; ну, когда будут каяться — если будут — что поддержали это «в»).

Драматизм именно в том, что сигнал исходит, несомненно, от светской власти, сигнал подан демонстративно. Как и в случае с всенощным бдением Анастасии Вячеславовна Ивлеевой, налицо «стрельба по своим». По тем, кто менее всего хотел проявлять «нелояльность» — так на языке Кремля и, особенно, РПЦ МП, называется не то что нон-конформизм, а любое, пусть даже невольное, отступление от курса партии. Уминский всегда старался не диссидентствовать, что ему вполне удавалось, и никаких особых идей не проповедовал. Его подвиг был в том, что он не проповедовал и людоедских идей, на какие горазд назначенный на его место о. Андрей Ткачев. Тем не менее, идейное воздержание оказалось неполным.

Теоретически самый важный вопрос: будет ли отец Алексий продолжать священническое служение? Откажется ли он признавать запрет, наложенный на него? Канонически это вполне возможно. Именно так поступил в свое время отец Глеб Якунин. Правда, Якунин поступил тоньше: он покинул Московскую Патриархию раньше, чем его успели лишить права на совершение таинств, перешел в Киевскую Патр!иархию (ныне Православная Церковь Украины). Впрочем, опыт показывает, что в Московской Патриархии решительно неспособны вынести юридически, канонически грамотное решение, о каком бы вопросе ни шла речь. Это очень ярко показало дело отца Павла Адельгейм, незадолго до своей трагической гибели выпустившего подробный анализ своего «дела». Ныне же, когда Московская Патриархия противопоставила себя всему православному миру, считать ее канонической организацией можно только из вежливости.

Проблема, на самом деле, шире. Ведь войну одобрила не только Московская Патриархия, но и старообрядцы, и протестанты, и буддисты с иудеями, и мусульмане самых разных направлений. Все! Ничего удивительного: ведь власть заботливо пестовала ту систему дрессировки, основы которой заложил еще Ленин. Этот тип диктатуры потому и стал называться тоталитарным, что он может тотально контролировать если не всё, то самое важное. В России еще не дошло до такого, как под Лукашенко, где закон формально запрещает молиться в квартирах, без регистрации (и согласия) власти. «Так что ж, на Божии квартиры…»? Но это требует очень глубокой перестройки всей системы ценностей. В этом смысле история с Уминским напоминает 1937-1938 годы, когда никому из «оппозиционеров» не приходило в голову создавать подпольные ячейки, новую социал-демократическую партию. Люди, которые такие партии создавали, были репрессированы в 1920-е годы, а в 1938-м репрессировали тех, кто репрессировал в 1920-е или, по крайней мере, заведомо исключил возможность бытия вне «системы». Только в государстве! Вне государства жизни нет!

Cамое ужасное, что это верно: вне тоталитарного государства жизни нет. Поэтому оно так и называется. Ну так надо ее завести! Потому что жизнь в тоталитарном государстве — это не жизнь. Это гниение заживо. Это жизнь мухи в янтаре. Или под стаканом. Под стаканом, откуда откачали воздух.

На самом деле, внутри любого государства жизни нет, как нет жизни в пылесосе или в отбойном молотке. Государство— нормальное, демократическое —  сравнивают с дворником, так ведь и в дворницкой жизни нет и быть не должно. Жизнь — у себя дома. В нормальном государстве вера без государства управляется со всеми своими делами. Не канючит дотаций, не просит храма с льготами по свету и отоплению, арендует какое-нибудь помещение или строит, если верующие соберут достаточно деньги. Не требуют, чтобы их веру преподавали в школах, чтобы цивилизация не развалилась. Не запрещают «иностранных миссионеров». Можно так веровать в России? Быть такими православными, которые не хнычут: «Ах, наш приход разорили», а продолжают быть приходом, пусть и в другом месте. Это, конечно, намного труднее, особенно, если жизнь обычная, трудовые будни протекает внутри государства. Это похоже на внутреннюю эмиграцию. Но, позвольте, а «Царство Божие приблизилось» — это разве не об эмиграции? О ней! Именно о внутренней. Бог эмигрировал на землю, чтобы люди эмигрировали в Бога. Бог родился в Вифлееме, чтобы мы родились в Боге. Ну, с Рождеством Христовым!

 

Дополнение, февраль 2024 года

Священник Алексий Уминский, наказанный за нечтение молитвы о победе, эмигрировал, в Стамбуле его патриарх Константинопольский освободил от наказания, уже вроде и приход какой-то ему во Франции подобрали.

Олега Орлова взяли под стражу в зале суда — два с половиной года концлагеря.

Попался на глаза афоризм (якобы Аквината, но у меня некоторые сомнения): «Если бы главной целью капитана было сохранение судна, он бы никогда не покидал порт».

Кво вадис, Иисусе, в Стамбул или в концлагерь? Куды плыть?

 

Для ясности: стенограмма одной из программ Уминского

 

Алексей Уминский - ведущий прямого эфира в телепрограмме «Православная энциклопедия», ТВЦ, 23 сентября 2006 года

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Здравствуйте. В прямом эфире – «Православная энциклопедия». Священник в современном мире: способен ли он ответить на самые острые вопросы нашей жизни? Готов ли он к встрече с сомневающимися людьми? Кто сейчас стремится стать священником, и чему он должен научиться, перед тем, как принять сан?

Сегодня мы будем говорить о духовном образовании. Наш гость – наместник Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов). Звоните, задавайте вопросы.

А начнем мы как обычно с новостей православной жизни.

Сюжет: Патриаршее богослужение в Богородице-Рождественском монастыре

21 сентября, в праздник Рождества Богородицы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Божественную литургию и молебен в соборе московского Богородице-Рождественского монастыря. Эта обитель была основана в конце XIV-го века почти сразу после Куликовской битвы. Победа тогда была одержана как раз в праздник Рождества Пречистой Девы. И наши предки возвели этот монастырь, благодаря Божию Матерь за заступничество и спасение.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – На этой неделе Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II поздравил с юбилеем мэра Москвы Юрия Лужкова.

Святейший Патриарх Алексий: – Я сердечно поздравляю многоуважаемого Юрия Михайловича с большим жизненным юбилеем – 70-летием. Желаю, чтобы Господь и дальше поддерживал его в многочисленных заботах и делах по управлению Москвой, давал ему столько же сил и энергии. Благодаря активной позиции Юрия Михайловича, удалось в такие короткие сроки построить Храм Христа Спасителя и ряд других храмов, в частности, Казанский собор на Красной площади, Иверскую часовню. Мы искренне благодарны мэру столицы за поддержку в издании «Православной энциклопедии». Нужно было проявить огромную волю, чтобы обеспечить это издание и материально, а так же оказать моральную поддержку. «Православная энциклопедия» – гигантский многолетний проект, который существует во многом благодаря возглавлению Попечительского совета энциклопедии Юрием Михайловичем Лужковым. Еще раз поздравляю Юрия Михайловича с юбилеем. Да дарует ему Господь здоровья, сил и мудрости для служения на благо нашему народу России и жителей Москвы.

* * *

Сюжет: Богословская конференция в Минске

В Минске прошел семинар «Освещение церковной жизни на белорусском телевидении: этический и богословский аспекты».

Семинар был организован совместно Белорусской Православной Церковью и Министерством информации Республики Беларусь.

В нем приняли участие представители телепрограммы «Православная энциклопедия», общественного православного телеканала «Спас», православного телеканала «Благовест», священники из России, Украины и Белоруссии, журналисты столичных и региональных телеканалов.

Во время семинара состоялся мастер-класс для светских журналистов.

* * *

Ведущий – священник Алексий Уминский: – В Советской России традиция духовного образования прервалась. В 30-е годы закрылись все семинарии и духовные академии. В том числе и главная из них – «Академия у Троицы». Первые в СССР богословские курсы открылись только в последние дни войны на территории Новодевичьего монастыря в Москве. О том, как это было, расскажет наша постоянная рублика «Архив Православной энциклопедии».

Кино- и фото-архив «Православной энциклопедии»: Открытие богословских курсов

В 1943 году, впервые за все годы советской власти государство установило официальные отношения с Русской Православной Церковью. 4 сентября, поздно вечером, состоялась встреча высших иерархов Русской Церкви со Сталиным, на которой была достигнута договорённость о выборах Патриарха и налаживании нормальной деятельности различных церковных структур.

Это было ответом на самоотверженную деятельность Церкви во время войны, которая позволила собрать огромные денежные средства на оборону и сплотить народ на борьбу с врагом. На собранные средства была построена танковая колонна имени Дмитрия Донского и авиаэскадрилья имени Александра Невского.

Выборы Патриарха прошли через четыре дня после кремлёвской встречи. Патриархом единогласно был избран митрополит Сергий (Страгородский).

Ещё одним важным моментом встречи стала договорённость об открытии в Новодевичьем монастыре первых в СССР богословских курсов – для пополнения рядов священничества.

Объявление о наборе студентов, как ни странно, было помещено в газете «Известия» и абитуриенты приехали буквально со всей страны. На курсы было принято около 20 студентов и в 1945 году – первом году работы курсов – этих студентов запечатлел кинооператор.

А через два года советское правительство с санкции Сталина вернуло Церкви Троице-Сергиеву Лавру в Загорске. И в Троицкий собор были возвращены мощи преподобного Сергия Радонежского. И вскоре в Лавре, как и прежде, начала свою работу Московская Духовная академия и Московская Духовная семинария. Из стен этих учебных заведений вышло много известных иерархов и священников Русской Православной Церкви.

* * *

Ведущий – священник Алексий Уминский: – С каждым годом в России появляются новые православные вузы: семинарии, академии, институты. Только в Москве их около десяти. Наша съемочная группа провела один день в Сретенской Духовной семинарии, для того, чтобы на своем опыте понять, чем живут и как учатся современные семинаристы.

Cюжет: Сретенская Духовная семинария

Сретенская семинария просыпается затемно. В полседьмого семинаристы спускаются в храм, молятся вместе с монахами у мощей святителя Иллариона (Троицкого). Потом легкий завтрак, и послушания. Кто-то подметает двор, а кому-то повезло больше: можно позаниматься спортом, или поработать в компьютерном классе. Составить каталог семинарской видеотеки, или расшифровать интервью, которое уже через два часа появится на интернет-портале «Православие.Ru». Здесь семинаристы овладевают азами журналистики. А рядом, в издательстве Сретенского монастыря, учатся верстать и корректировать. Скоро тут выйдет большая энциклопедия – «Русская Православная Церковь. ХХ век».

Иеромонах Симеон, руководитель издательства: – Надеемся, что к празднику Рождества Христова она появится.
Семинаристам читают лекции по истории и философии, литературе и иностранному языку. Они изучают больше тридцати дисциплин. А среди преподавателей – профессора из академии наук и Московского государственного университета.

Иеромонах Иов (Гумеров), кандидат философских наук: – Если вспомнить, что слово «семинария» с латыни переводится как «рассадник», мы должны воспитать людей, которые бы благоухали добродетелями, как цветник благоухает разными ароматами.

Священник Николай Скурат, секретарь ученого совета семинарии: – Всем, чем владеют современные студенты – все это есть и у них. За исключением негатива, от которых мы стараемся их уберечь.

Студенты живут в маленьких, но уютных кельях. У некоторых тут даже есть свои питомцы. Сложнее всего приходится первокурсникам, – Егор и Слава с трудом привыкают к новой жизни.

Студенты: – Тяжелее всего вставать в шесть утра. Но это нам на пользу, дисциплинирует. Ближе к пятому курсу становится понятным, что дает учеба в семинарии.

Иван Пиковский. студент 5 курса: – Сам диплом не настолько важен. Важен процесс – каждодневный труд. Священником человек может стать еще в процессе учебы, но может не стать им никогда – во многом это решение определяется призванием человека к священническому служению.

Свободного времени не так много. В день – три-четыре часа. Можно сходить в театр или музей. На выходных часто отправляются в паломнические поездки. А те, кто собирается жениться, ищут подругу жизни, в том числе и по Интернету.

Максим Паршин, студент 5 курса: – У нас произошел один удивительный случай. Наш студент познакомился с девушкой по электронной почте, переписывались, затем встречались. А через полтора года в их жизни произошло счастливое событие – они стали мужем и женой.

Это первое занятие по церковному пению. Первокурсники смущаются, но петь надо всем. Пройдет совсем немного времени, и эти же голоса зазвучат по-другому. Два года назад здесь появился семинарский хор. Попасть сюда стремятся все – ведь на занятиях, и на концертах поют не только церковную музыку.

Александр Амерханов, регент семинарского хора: – Иногда раздаешь стихиры, реагируют очень вяло, а потом дашь ноты народной песни для разучивания к концерту – у них сразу глаза загораются. А вообще весь процесс репетиций и разучиваний новых произведение интересен для студентов.

Святейший Патриарх Алексий: – Сейчас каждому священнослужителю приходится не только внутри своего прихода осуществлять духовное руководство, но и посещать больницы, дома престарелых, места заключения, работать с военнослужащими, то есть проводить широкую социальную деятельность. И в этой деятельности пастырям необходимо иметь хорошее образование, трудолюбие, а главное, проявлять верность своему долгу и милосердие к людям. Поэтому в первую очередь мы, при рукоположении в священный сан, смотрим на наличие у человека пастырского призвания. Если оно есть у кандидата, и он заботится о том, чтобы это призвание, этот талант взрастить, то мы посвящаем его. Однако, также, нужно получить и соответствующее образование. Такое сочетание призванности и обучения могут вполне подготовить достойных пастырей для Русской Церкви.

* * *

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Я напоминаю, что сегодня мы говорим о духовном образовании. Вы можете позвонить нам в прямой эфир и задать свой вопрос. А также принять участие в интерактивном опросе, ответив на такой вопрос: «Достаточно ли вам общения со священником только на богослужении?».

Гость нашей программы – наместник Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов). Здравствуйте, отец Тихон!

Архимандрит Тихон (Шевкунов): – Здравствуйте, отец Алексий.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Отец Тихон, к вам приходят поступать разные люди – а как вы определяете, есть ли у человека призвание стать священником?

Архимандрит Тихон (Шевкунов): – Святейший Патриарх в сюжете, который мы только что видели, сказал, что призвание – это главное. И мы, в первую очередь, смотрим на желание человека послужить Богу самоотверженно и жертвенно. Если в процессе учебы, мы видим, что эти качества присутствуют у семинариста, то мы признаем его достойным священного сана.
Я сейчас смотрел сюжет и вот что мне показалось необходимым уточнить в нем. Прежде всего, студенты в Сретенской семинарии изучают богословские дисциплины и церковное искусство. А пение светских песен и посещение театра совершаются только по необходимости и в целях расширения кругозора.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – У нас есть звонок. Вы в эфире, здравствуйте.

Телезрительница: – Здравствуйте. Благословите, батюшка. Это раба Божия Марина.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Бог Вас благословит. Слушаем Вас.

Телезрительница: – Мне 44 года. А могу ли я в подобном учебном заведении учиться? Я чувствую, что в миру оставаться не хочу.

Архимандрит Тихон (Шевкунов): – Сретенская семинария - мужское духовное учебное заведение, поэтому у нас вам учится нельзя. Но можно поинтересоваться, какой возрастной ценз, например, в Свято-Тихоновском Гуманитарном университете и поступить туда.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Я точно знаю, что существуют Катехизаторские курсы при Российском Православном институте апостола Иоанна Богослова, на которые принимают людей без ограничения в возрасте, можно обратиться туда.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Отец Тихон, а в Сретенскую семинарию тяжело поступить. У вас большой конкурс?

Архимандрит Тихон (Шевкунов): – Конкурс сравнительно небольшой – 2,5 – 3 человека на место.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Бывали такие случаи, что вы кому-то из тех, кто прошел экзаменационные испытания или еще до их начала, принципиально отказывали в поступлении ?

Архимандрит Тихон (Шевкунов): – Да, и такое бывает. Иногда мы сразу видим, что человек легкомысленно относится к выбору своего будущего служения. У нас проводятся длительные собеседования перед принятием абитуриента. И потом, уже в процессе учебы мы продолжаем присматриваться к нашим воспитанникам. И даже если семинарист отлично учиться, а мы обнаруживаем в нем отсутствие искренней любви к Богу и горячего желания послужить Церкви, то мы расстаемся с ним даже по окончании нескольких курсов.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – У нас еще есть звонок. Здравствуйте.

Телезрительница: – Добрый день. Мне кажется, что сегодня у священников наблюдается недостаток любви к людям. Служители храма постоянно куда-то спешат, и часто не успеваешь задать волнующие вопросы. От этого становится горько и досадно.

Архимандрит Тихон (Шевкунов): – Это действительно так. Многие священники вынужденно совмещают пастырское служение с дополнительной деятельностью по нуждам обители или храма – с деятельностью прорабов, строителей, и при этом в ущерб основным обязанностям священника – служению людям. Поэтому мы стараемся сразу приучить своих студентов подражать апостолу, который призывал каждому, требующему у нас ответа в нашем уповании давать этот ответ.

Мы проводим катехизические беседы в Политехническом музее для всех желающих узнать больше о Православии. Эти беседы начнутся 10 октября. Тема, которая будет на них обсуждаться, – «Христианская семья в современном мире». Беседы будут вести известные священники города Москвы, в том числе и священники Сретенского монастыря. Кроме бесед, планируется организовать общение молодежи на этих собраниях. При этом в перерывах между лекциями наши студенты-семинаристы будут отвечать на вопросы всех желающих.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – У нас есть еще один звонок. Здравствуйте. Вы – в эфире.

Телезритель: – Добрый день. Меня зовут Александр. По одному из соборных правил нельзя рукоположить священника, если ему не исполнилось 30 лет. Сейчас очень много совсем молодых священников, которым еще явно не исполнилось 30 лет. Вопрос у меня такой: имеют ли они благодать и если да, то как это согласуется с канонами?

Архимандрит Тихон (Шевкунов): – Действительно, есть такое правило, но оно не является абсолютным, потому что епископ имеет власть, если он видит человека готового к священническому служению, рукоположить его во священники. При чем, такие священники, несомненно, имеют благодать.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – А я хотел бы добавить к этому, что известный старообрядческий лидер протопоп Аввакум был рукоположен в 19 лет во времена, когда канонические правила соблюдали намного строже.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – В Москве и в России есть много семинарий, которые друг от друга чем-то отличаются. А в чем заключаются особенности Вашей семинарии?

Архимандрит Тихон (Шевкунов): –В первую очередь в том, что семинария находится на территории Сретенского монастыря, и семинаристы живут во многом так же как и братия монастыря. Им приходиться по утрам подниматься в 6 часов. Думаю, что пройти такую пятилетнюю школу – это немаловажно для будущих священников. У нас конечно не армейская, но жесткая и требовательная дисциплина. Хотя, конечно, мы стараемся их и баловать, потому что понимаем, что это еще в чем-то очень маленькие ребята. Они ездят во многочисленные паломнические поездки, в том числе были в Иерусалиме, в Риме, в Барии, и по России, конечно, много путешествуют.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Вашим студентам можно позавидовать! А свободно ли семинаристы могут выйти за ворота обители? Общаются ли они со своими сверстниками вне стен семинарии?

Архимандрит Тихон (Шевкунов): – Нужно сказать, что никакой армейской дисциплины в Семинарии нет, просто жизнь максимально приближенна к монастырской. Выходить студенты конечно же имеют право. Особенное если что-то происходит, возникает необходимость пообщаться с родителями, друзьями, отметить день рождения, конечно, семинаристы могут отпроситься и пойти. По воскресениям, после Божественной литургии у всех свободное время до позднего вечера. В какие-то жесткие рамки мы своих воспитанников, конечно, не загоняем.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Раньше монастыри занимались сельским хозяйством. Я знаю, что Сретенскому монастырю принадлежит целый колхоз. Студентов было принято отправлять на картошку. Вы своих семинаристов к полевым работам привлекаете, гоняете их на картошку?

Архимандрит Тихон (Шевкунов): – Мы своих семинаристов не гоняем! Я сам в студенческие годы столько раз ездил на картошку, что теперь мы их если и отправляем в скит, то только отдохнуть. У них вполне достаточно работы по учебе, кроме того - час-полтора на ежедневные послушания. Этого достаточно.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Отец Тихон, мы слышали острый и болезненный вопрос о том, что священнику не хватает времени, чтобы пообщаться с прихожанами. Как Вы готовите своих семинаристов к пастырскому служению, к общению с современным миром?

Архимандрит Тихон (Шевкунов): – В первую очередь, студенты слушают предмет «Пастырское богословие». Катехизаторские курсы в Политехническом музее – тоже полезная возможность для ребят пообщаться со сверстниками и ответить им на возникающие вопросы. Мы подружились и ездим в тюрьму в Тверской области. Общаемся, не обращая внимания на то, какое преступление совершил кто-то из подопечных. Это очень важно для тех людей, которые населяют эту строгую зону. Семинаристы совершают Божественную литургию, дают концерты, совершают Таинство Крещения. Мы получаем стопки писем с благодарностью и просьбами приезжать еще и еще. Людям нужна вера, и когда наши ребята видят, насколько они нужны, и как приходят к вере в этих страшных и тяжелейших условиях, это становится особым стимулом к их будущей деятельности.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Спасибо большое Вам, отец Тихон, за то, что Вы пришли к нам в студию. Спасибо за беседу о насущных проблемах духовного образования. Надеюсь, что мы еще встретимся вновь в нашей студии.
Ведущий – священник Алексий Уминский: – На этой неделе в США был опубликован список 50 самых атеистических стран мира. Россия в нем, к сожалению, занимает неблагополучное 12 место. После таких стран как Швеция, Вьетнам и Эстония. Не считают себя верующими больше трети наших соотечественников. А вот США не попали в этот список. Согласно опросам – атеистами там являются менее 8% населения. После этого не так удивительно, что преподавание «Основ православной культуры» в школах России вызвало протест в либеральных СМИ. Хотя во многих странах Европы никто не сомневается в том, что дети должны знать религиозные традиции своей родины.
Сюжет: Религиозное образование в Румынии
Это не утро в храме, не занятия в воскресной школе, это урок Богословия в обычной школе Бухареста, и прходит он не в ближайшей церкви, а в обычном по местным меркам классе религиоведения.

Джульетта Михаилеску, преподаватель религии: – А что здесь удивительного, у нас во всех школах есть такие классы. Они не похожи между собой, и школы даже соревнуются между собой, чей класс лучше. Многое здесь сделано при помощи родителей, или на их деньги.

Уроки закона Божия в государственных школах Румынии как обязательный предмет были возобновлены в 1990 году, после 45 летнего перерыва. Споров или дискуссий по этому поводу директор этой школы не припомнит.

Михаэла Попеску. Директор школы № 50 города Бухареста: – Я не совсем понимаю, почему кто-то против таких уроков. Ведь и в России тоже, кажется, с коммунизмом покончили?

В румынских школах Православию учат не священники а мирские учителя. Правда готовят их в местной Патриархии. Священник Михай Дугару – епархиальный инспектор.

Священник Михай Дугару – Вначале уроки религии преподавали священники, но место священника в храме. Каждый должен заниматься своим делом. Дети с мирским учителем более раскованы, у них более товарищеские отношения, а это очень важно для успеха обучения.

Глядя на румынских школьников трудно себе представить, что в этой стран еще совсем недавно был один из самых тоталитарных коммунистических режимов. А осеняют они себя крестом не потому, что воспринимают школу как храм науки, просто над входом в школу укреплена икона Богородицы.

Ученица школы № 50 города Бухареста: – Я верю в Бога и часто молюсь. Считаю. Что молитва помогает справится с трудностями в учебе.

Ученик школы № 50 города Бухареста: – я считаю, что мужчине очень хорошо быть верующим. Бог учит нас любви, верности и честности.

Ученица школы № 50 города Бухареста: – Я не христианка, мой отец мусульманин, но я хожу на православные уроки, потому что мне это интересно, и моя религия мне этого не запрещает.

Обязательные уроки Православия не только в румынских школах , но и в колледжах. Директор коллежда, где готовят поваров и официантов, с гордостью демонстрирует Библию из марципана – творение рук его учеников.

Теофил Вилтур, директор экономического колледжа: – Слово Господа кормит нас. Так у нас принято говорить.

Класс Православия тут один из лучших в городе. Здесь есть маленький алтарь и по праздникам проходят богослужения. Ребята говорят, что для них – будущих работников сферы обслуживания, где так много искушений, жизнь по законам Божиим – залог успеха и долголетия.

* * *
Ведущий – священник Алексий Уминский: – Наша программа подошла к концу. Ее полную версию вы можете найти на сайте «Седмица.Ru», где всегда помещаются самые последние новости жизни Русской Православной Церкви, а также религиозные новости со всех концов света. Спасибо всем, кто был с нами эти полчаса. В следующую субботу мы встретимся снова. А сейчас я прощаюсь с вами и желаю всего доброго. Храни Вас Господь!

См.: История человечества - Человек - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели).

Яков Кротов сфотографировал Москва-сити

Внимание: если кликнуть на картинку
в самом верху страницы со словами
«Яков Кротов. Опыты»,
то вы окажетесь в основном оглавлении,
которое одновременно является
именным и хронологическим
указателем.