Ириней Лионский (ок. 130 в Малой Азии - ок. 202). Имя от греч. “эйренайос” или “эйрене” (“миролюбивый”). Уроженец Смирны, воспитанных местного епископа св. Поликарпа. Поликарп рукоположил Иринея в священники и, по преданию, послал его в галльский город Лугдун (ныне Лион), где тот стал помощником епископа Пофина, тоже выходца с Востока. Ириней был в Риме, когда в Лугдуне началось гонение на христиан, и уцелел. В 178 году, после мученической кончины Пофина, он был избран епископом. Ириней прославился как автор нескольких книг (писал он на греческом, но их сразу перевели на латынь) против учений, использовавших имя Христа, хотя и не имевших отношения к христианству (гностицизм), а также против тех христиан, которые, защищаясь от нападок иудаизма, зашли чересчур далеко и стали вообще отрицать божественность Ветхого Завета. В качестве противовеса ересям Ириней подчеркивал авторитет епископов как преемников апостолов. Он поступал так в ответ на вызов еретиков, которые свою правоту основывали на передаче некоего “особого знания” от одного ученика Христа к другому лично, помимо Евангелий и “общеизвестной” доктрины. С тех пор и доныне в Церкви особое значение приобрело понятие преемства, как духовного (преемство учения, преемство веры), так материального (через возложение рук). Удивительно не то, что могут быть правильно рукоположенные епископы, впавшие в ересь, а то, что все же чаще духовное и материальное совпадают. Примечательно, что Ириней, в отличие от многих позднейших борцов с ересями, никогда не взывал к “общественному мнению” и, тем более, к государственной власти. Более того, он обличал ереси попутно, а в основном занимался проповедью Евангелия, причём с большим успехом; только такое соотношение борьбы и положительного учения помогает спасти от искушений, связанных с занятиями всякой борьбой. По позднему и весьма невероятному преданию Ириней не умер своей смертью, а был обезглавлен во время очередного гонения. Его останки хранились в церкви в Лионе, которая была разрушена кальвинистами в 1562 г.
Его антисемитизм и язык ненависти.
Против ересей, 5 книг. Отрывки из утраченных сочинений. Предисл. и пер. свящ. П.Н.Преображенского. М., 1868. 2 изд. Спб., 1900; О Церкви. - ХЧ, 1838. I. С. 130; О предании апостольском в Церкви. ХЧ, 1838. I. С. 2; О том, что Христос и Апостолы проповедовали Бога Отца, Создателя всего, и сообщили одно истинное учение. ХЧ. 1838. I. С. 119; Ответы на возражения, заимствуемые из 2 Кор. 4, 4. Мф. 6, 24. - ХЧ, 1838. I. С. 263; О том, что при исследовании Божественного таинства никогда не должно уклоняться от правила истины и от верного понятия о Боге и что должно верить Священному Писанию и не углубляться в исследование того, что превосходит пределы нашего разума. - ХЧ. 1838. III. С. 3. То же в кн.: Сочинения и переводы Евсевия, архиеп. Карталинского. Ч. I. Переводы из творений святых отцев. Спб., 1858; О том, что люди свободны и имеют способность избрания, и потому несправедливо, будто некоторые из них добры, а некоторые злы по природе. - ХЧ. 1838. III/ С. 241. То же в кн.: Сочинения и переводы Евсевия, архиеп. Карталинского. Ч. I. Переводы из творений святых отцев. Спб., 1858; Доказательства апостольской проповеди. Пер. Н. Сагарды. - ХЧ. 1907; Hitchckock F.R.M. Irenaeus of Lugdunum. 1914. Память 28 июня (общая для Запада лишь с 1922 г.), 23 августа/5 сентября.