О его житии Гладкова, 2001. Мельник о его иконографии, 2002.
Исидор Ростовский (1474). Ростовский юродивый, о котором говорили, что он “немец”. Это не означает, что Исидор
обязательно был из Германии, “немцами” тогда называли всех иностранцев за то, что были “немы” — не знали русской
речи. Исидор явно не распространялся о том, что он делал до прихода в Ростов, и тут многое насочиняли задним
числом: и что был из богатой семьи, и что оставил родителей, раздал имущество нищим, обошел многие страны, принял
Православие, отрекшись от "латинской ереси".
Между тем, совершенно возможно, что Исидор вовсе не менял веру, а как родился христианином, так им и помер;
юродивый — не богослов, он пришел на Русь не потому, что здесь прозрел какую-то особую святыню, а потому что
искал место, где быть христианином особенно трудно. Хлебнул он сполна, и не столько даже от людей, сколько от
погоды: подобно другим русским юродивым, он прежде всего был необычен тем, что принимал всякую погоду как райскую,
не искал укрытия ни от дождя, ни от снега, ни от мороза, ни от жары. А люди, даже понимая, что он не псих, а
просто юродивый, с лихвой додавали к природным ненастьям насмешками: ну как удержаться, видя существо беззащитное
и непристойно свободное. Еще при жизни он и прославился тем как пророк (за “твердое” исполнение его провидений
Исидора и прозвали “Твердисловом”) и чудотворец. Память 14/27 мая, соборная 23 мая/5 июня.
Проложное житие.
См.: Каган М.Д. Житие Исидора Твердислова // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вторая половина
XIV - XVI вв. Л., 1988. Вып. 2. ч. 1. Сс.280-284.
Житие Исидора Твердислова: список РГБ. Ф. 304/I № 630, Лл. 262-281 об.
|