Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов

С Л О В А Р Ь
С В Я Т Ы Х

 

Дамаскин Цедрик (29.10.1877, пос.Маяки Херсонской губ. - 15.9.1937). Дмитрий Дмитриевич Цедрик окончил духовную семинарию, но так же и сельскохозяйственный институт во Владивостоке - учился на агронома, а потом уехал в Казань и тут поступил на курсы восточных языков при миссионерском училище, крупнейшем в России. В Первую мировую войну был в отряде Красного Креста на Кавказском фронте. После войны жил в Киевском Михайловском монастыре, учился в Киевской духовной академии и в 1919 году был рукоположен в иеромонаха. Еп. Димитрий Абашидзе поставил его настоятелем Балаклавского Георгиевского монастыря, возвёл в сан архимандрита. Его арестовали в 1922 г., девять месяцев держали в тюрьме, но адвокат Евгений Сальков добился освобождения. Обвиняли Цедрика в том, что он посмел устроиться работать в "советское учреждение", будучи "церковником". Поступок архимандрита был нетривиален и с точки зрения тогдашнего православного благочестия, но Цедрик полагал, что в новые времена надо жить по-апостольски, собственным трудом, а не за счёт прихожан. 5 ноября 1923 г. патриарх Тихон в Москве рукоположил Цедрика в епископа Глуховского, викария Черниговской епархии. Харьков. 1924 год. Слева направо: епископы Стефан (Андриашенко), Константин (Дьяков), Павел (Кратиров), Борис (Шипулин), Онуфрий (Гагалюк), Дамаскин (Цедрик) и Антоний (Панкеев)Город только что пережил атаку советской власти через посредство "обновленчества": большинство священников испугались угроз и предали патриарха Тихона. Цедрик ответил так же оригинально, как оригинально советская власть наступала: рукоположил Салькова и сделал его настоятелем собора. Адвокат оказался блестящим проповедником, организовал деятельное сестричество. Нашлись бескорыстные и активные священники и среди местных священников. Они отмечали в Цедрике не только "величие духа" - понятие трудно определимое, но и не слишком нехарактерную для архиереев старого (и новейшего) образца черту: "удивительно корректное отношение к пасомым". Неудивительно: Цедрик не проходил дореволюционной епископской школы. В сентябре 1925 еп. Дамаскина выслали в Москву и тут 30 ноября арестовали. Три года он был в ссылке в Сибири, освободившись, поселился в Стародубе. Еп. Дамаскин не принял курса митр. Сергия Страгородского на подчинение властям и за это в октябре 1929 г. был арестован как один из руководителей "катакомбной" Церкви. Он, действительно, был одним из активнейших катакомбников: писал десятки памфлетов, организовал поездку специального связного к сосланному митр. Петру Полянскому в Сибирь, чтобы опровергнуть ложь о том, будто митр. Пётр поддерживает Страгородского. Пять лет он провёл на соловецкой каторге, а после освобождения опять поселился в Стародубе и стал активно созидать подпольную церковь, служил и в Киеве на квартирах. Его вновь арестовали осенью 1934 г. в Нежине и уже не выпустили: сперва он был в концлагере в Сибири, с 1936 года в Карлаге, тут его и расстреляли. И в лагере Цедрик продолжал служить литургию, хотя это было строжайше запрещено, да и трудно было собрать все нужное, и в лагере он объединял людей - таких же, как он, "катакомбных" христиан. С ним одновременно, в 11 вечера 15 сентября, было расстреляно десять человек: священники Иван Смоличев (которого сам Цедрик и рукополагал в 1924 году), Владимир Моринский, Евфимий Горячев, Иоанн Мельниченко, Виктор Басов, Василий Зеленский, Федот Шатохин, Канон. МП 2000 (как епископ Стародубский, хотя Цедрик никогда таковым не был, а лишь жил в этом городе). Канон. Апостольской Православной Церковью: память в соборе катакомбных святых 27 сентября/10 октября и 2/15 сентября.

О нём Лемешевский, Осипова, 1997. Его сочинения:

"Киевское послание" (Нач.: "Шестого августа (по старому стилю) этого года (1927—Ред.) в жизни Русской Церкви совершилось большое событие").

14 октября 1929 года. Письмо митр. Страгородскому (Нач.: "К настоящему письму побуждаюсь я установленным В[ашим] В[ысокопреосвященст]вом сроком для ответа митрополита] К[ирил]ла на Ваше к нему письмо от 18-IX-29).

29.03.1929. Письмо Митрополиту Сергию (Страгородскому). Нач.: "Христос Воскресе! Христос Воскресе! Сим миропобедным кличем Церкви приветствую..."

1929 г. "Письмо в легализованным". Нач.: "Плодом необдуманной..."

16.1.1930. Показание на следствии.

22.1.1930. Дополнительное показание.

1934. Христос воскресе! Письмо на волю.

15 апреля 1934 года. Письмо архиеп. Серафиму Самойловичу.

16 августа 1934 года. Заявление в НКВД.

23 сентября 1934 года. Заявление в НКВД.

1935. Рождество Христово. Проповедь.

 

Ставленая грамота оп. в статье: В. Пуцко. Глуховский епископ Дамскин // Московский журнал.10.2002

 

"Великий Архиерей Господь Бог наш Иисус Христос, иже всем человеком хощет спастися и в разум истины придти, дал есть овы убо апостолы, овы же пророки, овы же благовестники, овы же пастыри и учители.

Того спасительным промышлением Архимандрит Дамаскин от Святейшаго Патриарха и Священнаго при нем Синода утвержден и определен быти Епископом Богоспасаемаго града Глухова, Викарием Черниговския Епархии: по чиноположению Святыя Апостольския Восточныя Церкви, содействующу Всесовершающему и Всесвятому Духу, в лето от воплощения Бога Слова 1923-е, месяца Ноября в день 5-й, во граде Москве, во храме Иконы Донской Богоматери, что в Донском монастыре, Святейшим Тихоном, Патриархом Московским и всея России, Преосвященными Архиепископом Черниговским и Нежинским Пахомием, Епископом Ананьевским Парфением Рукоположен во Епископа Глуховскаго.

Во свидетельство же рукоположения Дамаскина (в мире Димитрий Димитриев Цедрик) во Епископа Глуховскаго дадеся сия грамота, руками нашими подписанная.

Тихон, Патриарх Московский и Всея России.

Никодим, Архиепископ Таврический и Симферопольский.

Пахомий, Архиепископ Черниговский и Нежинский.

Парфений, Епископ Ананьевский.

№ 139

22 ноября 1923 года.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова