Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

ГОСУДАРЕВ БЛАЖЕННЕНЬКИЙ

Cм. справочные материалы; общую библиографию. Арифджанов, попытка его обелить.

Первого апреля 2002 года «Московский комсомолец» сообщил об очередной встрече на высшем уровне:

«Глава российского государства Владимир Путин принял в Кремле своего духовного собрата, православного мистика отца Иоанна Охлобыстина. … Собеседники много говорили о воздержании и смирении. … Владимир Владимирович поделился с отцом Иоанном семейным рецептом приготовления постнх картофельных оладушек, а отец Иоанн, в свою очередь, открыл секрет варки тушинского крыжовенного киселя».

Это сообщение можно было бы счеть первоапрельской шуткой, но опровергнуто оно не было, да о президенте шутить как-то уже не принято. К тому же об Охлобыстине уже давно пишут активно. Правда, на вопрос, чем он славен, неизменно вспоминают одно: его участие в фильме с бендеровским названием «Нога». Все остальное даже поклонники Охлобыстина склонны извинять тем, что, мол, и у гениев бывают ошибки.

Свое православие Охлобыстин сделал публичным фактом в 1998-м году. Православие оказалось довольно агрессивным: Охлобыстин не упускал случая обругать сектантов. Его сделали ведущим телепередачи «Канон», но ненадолго. В 2000-м году Охлобыстин исчезает с телеэкрана.

В начале 2001 года появляется фильм «Даун-хаус» с его участием. Одновременно становится известно, что Охлобыстин рукоположен в священники, причем в Ташкентской епархии. В конце 2001 года Охлобыстин возвращается в Москву и устраивает презентацию короткометражного фильма о князе Данииле. Это первый фильм из цикла, в котором должно быть 477 серий.

Практика рукоположения где-нибудь, где воли побольше, на Руси достаточно древняя. Духовник Охлобыстина, священник Владимир Волгин, сам в конце 1970-х годов уехал из Москвы и был рукоположен в Белгородской епархии, подобно многим воцерковившимся интеллектуалам.

В 1970-е это объясняли тем, что в Москве КГБ особо пристально следит за тем, чтобы интеллектуальный уровень духовенства не повышался. Делалось это, что характерно для чекистов, сугубо механически: отслеживали наличие высшего образования.

В 1990-е годы выяснилось, что диплом отнюдь не гарантирует повышения интеллектуального уровня. Более того, обнаружилась и некоторая обратная зависимость. Люди с дипломом оказались востребованы, потому что они умели выразить в слове то, что было в головах у прочих.

А в головах было разное. Тот же Владимир Волгин, прославившийся в начале 1970-х некоторой легковесностью поведения (он работал пономарем у отца Александра Меня), в начале 1980-х прославился самиздатским памфлетом против Меня. Не обременный знаниями и совестью «младостарец» обличил своего бывшего наставника в безграмотности и попустительстве разврату. Мень, отвечая, попустительства не отрицал и только слабо удивился тому, что тот, кто попустительством широко пользовался, будучи овцой, так резко изменил позицию, став пастухом.

Теперь Волгин служит рядом с Кремлем в Софийской церкви на одноименной набережной. Среди его «чад» особенно заметен Охлобыстин, но немногим уступает ему и Екатерина Васильева, давшая не один десяток интервью с разоблачением демоничности театра и кино. Одновременно она продолжает зарабатывать деньги именно в той сфере, которую считает демонической.

Даже на таком фоне Охлобыстин не теряется. Формально он всего лишь один из обоймы, куда входят Максим Соколов, Михаил Леонтьев, Сергей Мостовщиков, Александр Архангельский. Соколов даже намного более соответствует имиджу «колокольного дворянина».

Но есть существенное различие: если из перечисленных персонажей каждый хоть что-то сделал (написал) существенное, пусть даже потом большинство из них либо исписались, либо просто скурвились, то все проекты Охлобыстина проваливались. Даже симпатизирующие ему люди в лучшем случае говорят что-то о «личном обаянии» и «многообещающем потенциале».

Православная телепередача принесла Охлобыстину обильную и скверную прессу («служитель пульта» было самым мягким отзывом, а «муза с пустыми глазами» – наиболее метким). Но фильм «Даун-хаус» побил все рекорды: «Какафити в стиле мочарель» (Валерий Кичин, «Известия», 13.3.1); «Приключения идиотов» (Ольга Кузнецова, «Сегодня», 13.3.1); «Хор мальчиков в особо извращенной форме» (Алла Боссарт, «Новая газета», 12.3.1). «Глумливый стеб, с каким авторы покуражились над сюжетной канвой «Идиота», так и «вааще» вызывает приступы животного гогота». Это – не из отрицательной, а из положительной рецензии (Владимир Полупанов, «Аргументы и факты», 11.4.1).

Охлобыстин заявил, что фильм «гарантированно займет на месяц-другой первые места в рейтингах по продажам, сделает участников еще популярнее, принесет инвесторам имиджевые дивиденды, прибыль прокатчикам и приведет не избалованного культурой зрителя в восторг» (там же).

Проверить эти утверждения невозможно, но людей, которые бы не по долгу рецензента или приятеля автора посмотрели «Даун-хаус» пока в России обнаружить не удалось. Стоит заметить, что все это Охлобыстин произносил, уже будучи священником. Выражение «имиджевые дивиденды» означает, видимо, что никаких дивидендов не предвиделось. Вряд ли кто-то получил какие-то деньги. За исключением Охлобыстина.

Зачем инвесторам фильмы, которые приносят лишь «имиджевые дивиденды»? Это объяснял Никита Михалков. «Наше кино делается методом «отката». То есть спонсоры дают миллионов десять, те проводятся по документам, а потом миллионов восемь возвращаются обратно уже «отмытми». Остальное – на кино» (Ольга Бакушинская, Комсомольская правда, 20.11.1). Михалкову можно верить, уж он-то вряд ли кому-то что-либо возвращает.

Охлобыстин не может ничего произвести, кроме впечатления. Зато впечатление, которое он производит, служит неплохим тестом, по которому выявляется, кто есть кто-то, а кто есть никто. Последних с каждым годом становится все больше. Все меньше газет, которые игнорируют или бранят Охлобыстина, все больше журналистов пишут о нем с пиететом.

Водораздел проходит по «Известиям». Тут обругали «Даун-хаус», но тут вскоре поместили и огромный фотопортрет Охлобыстина в рясе вскоре после его рукоположения с подписью: «Лики XXI века» (5 апреля 2001 г.). Так проявилась грызня между «церковной» и светской фракциями кремлевских пропагандистов.

В ноябре 2001 года началась волна публикаций о новом проекте Охлобыстина. Большинство публикаций дословно повторяли друг друга (то есть, очевидно, какой-то пресс-релиз). Батюшка пытается представить эту волну как проявления спонтанного энтузиазма. Станислав Комаров утверждает, что общение Охлобыстина с прессой «сведено до минимума»: сан священнослужителя не позволяет излишней публичности» (Московский комсомолец, 5.1.2). Но вряд ли без его инициативы представители всех газет бросились (да еще одновременно) брать у него интервью.

Может быть, поводом для волны публикаций стал показ короткометражного фильма о князе Даниила, который Охлобыстин снял. Но о качестве фильме никто из журналистов не написал. Зато в разных интервью Охлобыстин поведал о себе различные яркие подробности. Соединяя их воедино, можно получить прелюбопытное панно .

Журналу «ТВ-Парк» (3.12.1) о. Иван поведал о своем удивлении, когда его неожиданно вызвали в наградной отдел Кремля и «вручили золотые часы с изумрудом и золотой нагрудный знак с рубином, … часы были украшены не оставляющей сомнений гравировкой "За заслуги перед Отечеством"».

Действительно, с чего бы батюшку так награждали? Правда, Марьяне Сидоренко (Вечерняя Москва, 17.1.2) Охлобыстин сообщил, что «является советником президента по связям с общественностью», а другой газете – что «числится в сотрудниках Управления делами президента по общественным связям» (Аргументы и факты, 21.11.1).

Третьей газете он представился как «советник по вопросам PR при администрации президента» (Россия, 11.12.1). И разъяснил: «Это работа с журнальными изданиями. И опять же, в общем, деятельность просветительского порядка». И подчеркнул, что не напрашивался на эту работу: «Советником мне предложило стать само управление в лице директора департамента по PR» (Московский комсомолец, 5.1.2).

Какие из прокремлевских статей были организованы отцом Иоанном Охлобыстиным? Какого-то, видимо, очень важного Фому Неверного он обратил к президенту, раз получил золотые часы с изумрудом и золотой знак с рубином. Вспоминается крошка Цахес, только нынче Крошка не получает награды, а награждает.

Впрочем, Охлобыстин утверждает, что не получает зарплаты (деньгами) в Кремле, а «пишет статьи, работает штатным сотрудником одного из информационных холдингов», получая там 3000 рублей (Вечерняя Москва, 17.1.2).

Формулировки заставляют вспомнить о Павловском, но скромный размер вознаграждения не вяжется с тем, как подают свои достижения сотрудники этого господина. Ни одной статьи за подписью Ивана Охлобыстина обнаружить в российской прессе не удалось.

Охлобыстин жалуется на бедность: «Почти год назад он на взятом напрокат мотоцикле «Харлей-Дэвидсон» перевернулся на большой скорости. И до сих пор не может вставить зубы – все деньги уходят на содержание семьи» (Комсомольская правда, 11.1.1). Между прочим, «год назад» означает, что на мотоцикле ехал уже священник. Видимо, спешил к умирающему. Правда, из другой публикации мы узнаем, что дело происходило в Дублине (Московский комсомолец, 5.1.2).

Охлобыстин не продал золотые часы, чтобы вставить зубы. Более того, он отправился к префекту Тушинского округа «просить дополнительную жилплощадь». Правда, через фразу этот бессеребренник сообщает, что дважды покупал «Ниву» (Московский комсомолец, 5.1.2).

О своих гонорарах он говорит на редкость откровенно: за сценарий фильма о детстве патриарха получил 7,5 тысяч долларов и «уверяет, что раньше его сценарии стоили в десятки раз дороже» (Вечерняя Москва, 17.1.2). Означает ли это, что за «Даун-хаус» Охлобыстин получил сто тысяч отнюдь не имиджевых долларов?

О своем рукоположении Охлобыстин сообщает: «Священником я стал в Средней Азии. Там правящий архиерей – мой друг и наставник. Он историк, который изначально был церковным человеком, написал много книг – Владимир Иким. Это он сказал, что мне срочно нужно становиться священником» («Россия»).

На самом деле, митр. Ташкентский Владимир «много книг» не писал, хотя издал еще в советские времена альбом о православной церкви в Праге, где был настоятелем. «Историк» он ровно настолько, насколько пропагандирует евразийские идеи Льва Гумилева. Абсолютно брежневский архиерей, многолетний сотрудник ОВЦС, он менее всего способен поддаться чарам «Даун-хауса».

Биография еп. Владимира, впрочем, помогает предположить, как Охлобыстин стал священником. Иким был викарием патриарха Пимена: Пимен его и рукополагал, и продвигал. Как только место Пимена занял нынешний патриарх, Иким был отправлен, куда Макар телят не гонял, с правом именоваться архиепископом Среднеазиатским. Рукоположение Охлобыстина, возможно, является утонченной местью Икима: получите, столичные друзья, подарочек, чтобы богослужение медом не казалась.

Внутрицерковными интрижками, однако, не объяснить, почему бульварная пресса так любит Охлобыстина. Подобные дутые кумиры появляются в массовой культуре регулярно. Причем это кумиры не для масс, в этом их отличие от Филиппа Киркорова и подобных.

Бульварная пресса над Киркоровым может поиздеваться, над Охлобыстиным – не хочет. Это кумир для себя, а не для толпы, и поклонение ему помогает поверить, что ты причастен не только к работе в желтой прессе, но и к чему-то большему. Этот герой – из того же ряда, что великий богослов Андрей Кураев (которого Охлобыстин именует «мой сердечный друг»). Православие для этого человека – бич, которым он стегает, кто ему не нравится. А не нравятся Охлобыстину многие, начиная «рекламщиков», которых он предлагает хоронить вне кладбищенской ограды. Видимо, в последнем проявляется комплекс неполноценности рекламщика.

Достается и инославным: католики и баптисты якобы посмели «подвергнуть интеллектуальной критике религию»; православие – единственная религия, «все остальное – это либо психические тренинги, либо откровенная мистификация». Буддизм? «Чистой воды психологическая йога». Правда, разоблачая буддизм, Охлобыстин почему-то заявлял, что восемь лет посвятил тантре, которая к буддизму отношения не имеет (Аргументы и факты, 18.2.1998). Через два года после этого заявления он был рукоположен. Видимо, восемь лет изучения тантризма были зачтены за четыре года духовной семинарии.

Охлобыстин оказался наиболее ярким представителем "постмодернистского православия", которое не прячет, а выпячивает сочетание несочетаемого. Можно упомянуть ещё Сергея Шаргунова, сочетающего любовь к православию с богемным отношением к наркотикам, сатанизму и пр., Дмитрия Быкова - сочетающего с защитой православия откровенный атеизм. Такой стиль приветствуется и номенклатурой Ненового Средневековья, которая сочетает капиталистические вывески с феодальным содержанием. В августе 2005 г. Охлобыстин был приглашен в Киев освятить здание украинского отделения издательства "Коммерсант" - как будто бы в Киеве нет духовенства каких угодно юрисдикций. Он порадовал журналистов благочестивой речью, которую закончил словами: "«Мы верим в санитарию, но все-таки спускаем воду в унитазе» (www.telekrititka.kiev.ua, 15.8.2005). После освящения Охлобыстин появился на фуршете в шортах и футболке. В конце 2005 года Охлобыстин выпустил огромный роман в стиле "фэнтези". Примечательно, что огромность стала общей чертой книгоиздательской деятельности многих юродивых Ненового Средневековья (огромны и романа Дм. Быкова).

*

В "Большом городе" от 8 мая 2006 интервью с кумиром гламурненьких журналистов (точнее, журналисток - кажется, о нём пишут, причём много, сплошь дамы), столичной фигурой о. Иоанном Охлобыстиным (Кронгауз Е. Симпатичная глупость // Большой город. - 8 мая 2006 г.). Охлобыстин предлагает не громить гей-клубы, а открыть для геев «районы красных фонарей», "чтобы они там наслаждались своей половой независимостью". Тут гипотеза о том, что гомофобия - результат подавленного в себе гомосексуализма, кажется, оправдывается, ибо Охлобыстин признаётся: "Мы все латентно сексуально неустойчивы. Но надо же как-то сдерживать себя". Убийство армянского юноши в Москве Охлобыстин объясняет вполне по-нацистски: "Это же юношеский радикализм. Он появляется оттого, что азербайджанского мальчика в школу на Audi привозят, а ты на маршрутке добираешься. У армянского мальчика коммуникатор, а у тебя до сих пор Nokia 3310".

Г-жа Кронгауз спрашивает: "А вот ты — ходишь без рясы, без бороды, даже креста на тебе явно не висит, а рожа противная и волосы длинные: сам не боишься?" и получает интересный ответ: "А у меня пистолет".

Что ж. Стране пост-коммунизма - пост-православие. С пистолетом.

*

Охлобыстин - бессознательный или сознательный обманщик? Конечно, для пострадавших (а пострадали все налогоплательщики) это безразлично, но для интеллекта любопытно. Ответ, возможно, надо искать в сопоставлении Охлобыстина с подобными ему. Например, Юрий Климин из Ржева - побывал и лютеранским пастором, и православным (катакомбным) священником. Неудачник: пристроится у благотворительного потока, положит в карман несколько долларов, и бежит. А сколько миллионных состояний бло сколочено на кражах из благотворительных денег в России (и не только в ней, конечно). Успех, однако, мешает разглядеть суть воровства - исследователю мешает, не вору. Неуспех помогает понять: это и сознательный грех, и бессознательный.

*

Известный актер и священник Иоанн Охлобыстин признан лучшим автором журнальной колонки журнала "Русский пионер" в 2009 году за эссе про собственный визит в секс-шоп, сообщает "Интерфакс-религия".

Священник, ставший победителем по итогам голосования читателей журнала, на церемонии награждения в одном из книжных магазинов Москвы получил от редакции издания новый "BMW" с тюнингом.

"Один "BMW" у меня уже есть, но без тюнинга. А это отдам детям, пусть на нем рисуют, расписывают его, а через год кому-нибудь передарю, кто лучше меня пишет для журнала. Пока таких нет", - заявил, получая ключи от машины, отец Иоанн, слова которого цитирует издание "Мир новостей".

Священник, пришедший на мероприятие вместе с дочкой и тещей, также исполнил для собравшихся романс Булата Окуджавы "Виноградную косточку в землю зарою". Пение отца Иоанна понравилось публике, и "в довесок" к машине ему подарили новый iPhone.

*

Церкви, считает священник Иоанн Охлобыстин. "Должен возникнуть принципиально новый метод избрания помазанника Божия, при непосредственном участии Русской Православной Церкви и в соответствующие этому процессу времена", - пишет отец Иоанн в статье, опубликованной 11 января в журнале "Сноб".

По мнению священника, сегодня государству следует предложить всестороннюю помощь Церкви в области религиозного просвещения, "чтобы однажды сама мысль о возможности избрания помазанника Божия опять показалась русскому человеку естественной".

"Иначе никак. Иначе только война. А не хотелось бы", - резюмирует отец Иоанн.

Он подчеркивает, что, говоря "монархия", не имеет в виду "искусственную реконструкцию института монархии прошлого, подходящую разве что для благотворительных вечеров и награждений алюминиевыми бирюльками чванливых общественных иждивенцев". Об этом сообщает "Интерфакс-религия". январь 2010

*

Бесплатные медицина, образование, просвещение - отлично! Но как из этого умудряются вывести, что автору текста не нужно платить - поражаюсь! Что, врач должен лечить бесплатно? Вечерами, поработав за станком или прилавком, оперировать? Учитель не должен получать платы? Энтузиасты бесплатной культуры быстро приходят либо к уголовному: "Эй ты, в очках, давай нам про Монте-Кристо!", либо к большевисткому - государство берёт на своё иждивение писателей и пр., как оно берёт на своё иждивение врачей и учителей. Что из этого следует, хорошо бы помнить (да оно и продолжается): коррупция, несправедливость и конец культуры.

Рядом с этим требования, чтобы священник не получал зарплату. Именно требование, выдающее себя за нравственный постулат. По логике и совести решать этот вопрос можно по-разному, но в любом случае этот вопрос должна решать община, в которой священник, а не атеист, который изволит размышлять о том, что правильно, а что нет. Православные священники в Западной Европе и США обычно зарплату не получают и работают, как все. Делают они так, уступая не требованиям атеистов, а малочисленности и бедности прихожан.

Русские особенно злобно требуют, чтобы священник не получал зарплаты, потому что русский воспринимает жизнь как солдат. Он - на полном обеспечении государства, с какой стати он должен ещё платить полковому попу, полковому врачу и т.п.?

Свящ. Иоанн Охлобыстин в 2010 году изволил пошутить - пусть, мол, богословы сами платят за возможность преподавать богословие, тогда станет ясно, кто из них искренен, а кто конъюктурщик. Передаю это из вторых рук - из возмущённой статьи кого-то из богословской академии. Даже возмутившись, богослов сделал поклон в сторону Охлобыстина - мол, гениальный актёр... В том смысле, что может себе позволить...

Во-первых, Охлобыстин - актёр не гениальный. Это не уровень Хаматовой или Маковецкого, коли брать сегодняшних. Между тем, защитники Охлобыстина - а он очень нуждается в защитниках - постоянно подчёркивают его гениальность. Понятно, почему: гений и злодейство две вещи несовместные, если Охлобыстин гений, значит все его поступки - выдаивание из казны денег, прежде всего - это не злодейство. Вот судья, который осудил Ходорковского, получил квартиру - это злодейство. Охлобыстин получил квартиру и много более - это гений.

Именно гений - таланту не прощается то, что прощается гению. Талант и злодейство совместимы. Так вот, Охлобыстин - талантливый актёр, так же совместимый с коррупцией, как не менее (и не более) талантливый Никита Михалков.  Вот Смоктуновский - гений, и по этой причине он со злодейством не совмещался.

Охлобыстин - кумир многих талантливых людей, которые нуждаются в идоле, оправдывающем их собственный жизненный выбор: обменять талант на как можно больший кусок государственной казны. Именно государственной казны - в этом специфика проблемы. Обменять талант на деньги потребителей - это нормальная проблема, вполне закрытая "Портретом" Гоголя. Когда же место клиента, потребителя, заказчика занимает государство - это совсем другая проблема, это не Гоголь, это Орвелл и Милош закрыли. Пушкин мучался тем, что зависел от самодержавия, Охлобыстин, Михалков и прочие этому радуются.

Частные лица - потенциальные потребители - друг с другом конкурируют, а государство одно и конкурируют в нём лишь чиновники. Конечно, чиновник искренне полагает, что Охлобыстин гений, только искренность эта ничего не стоит - ведь чиновник подкрепляет её не своими деньгами, а государственными. Даже Путин отлично знает разницу между своими деньгами и государственными, почему и ведёт себя так, как ведёт.

Проблема не в том, талант Охлобыстин или гений. Судя по регулярным неудачам самых разных его проектов - не гений. Проблема в том, не задавил ли Охлобыстин (или Михалков, или кто угодно из доителей государства) кого-то более талантливого. Можно надеяться, что нет - сейчас есть возможность уехать туда, где не чиновник решает, как будет жить и зарабатывать талант. Другая проблема теоретическая - не задавят ли крики о том, что гений имеет право, нормальные представления о том, что такое право, что такое щепетильность, что такое порядочность. В России - почти задавили, и поэтому нужно вновь и вновь напоминать: не всегда от человека зависит, справит он нужду в туалете или в брюки, но всегда от человека зависит удовлетворять свои нужды, предлагая плоды своих рук людям или шуруя этими самыми руками в государственной казне.

*

Обложка журнала "Story". Крупно вынесена цитата из о. Иоанна Охлобыстина:

"Я встал на голову Ваалу медиаиндустрии и паразитирую. И буду паразитом, пока не надоем".

Не надо на себя наговаривать. Гнойник - вовсе не паразит.

Что лучше: так оправдывать предательство человеческого в себе или убеждать окружающих, что служишь Ваалу, дабы постепенно его перевоспитывать, пытаться предотвратить крайние зверства, в общем, вести дело эволюционным путём, а не революционным? Хлестаков или Молчалин?

Пусть Скалозубы и Зубоскалы предлагают выбирать между Хлестаковым и Молчалиным, выбирать следует Чацкого.

*

В сентябре 2011 года Охлобыстин выдвинулся в президенты. Так шут идёт за нормальным человеком (за о.Глебом Якуниным, в данном случае), передразнивая его. Только тут ещё - не без выгоды для себя и уж точно безо всякого риска. Информагентство назвало Охлобыстина в этой связи "заштатный священник и эпатажный актёр". Всё-таки, вернее было бы наоборот. Эпатажный священник и провинциальный актёр. Больше, мне кажется, позор не для Церкви, а для театра.

О его пресс-конференции тогда же:

"Отец Иоанн никогда не скрывал, что по сути он монархист: "Этому основание не моя психическая нестабильность, а живая логика Платона и Аристотеля: подобное к подобному. Семья базируется на том, что отец главенствующий, мать содержащая. Следуя вот этой логике биологического развития, а семья является ячейкой общества, надо ожидать и того, что просто живой человек может быть не временщиком и не думать все 6 лет своего избрания, как остаться на следующие 6 лет". Для этого, по мнению Ивана Ивановича, лучше, чтобы президентский срок был не 6 лет, а хотя бы 14."

Вот, кажется, и разгадка - Охлобыстину поручено озвучить идею об увеличении срока президентских полномочий.

 

"Мировая идея любой нации – это мировое господство. Только у одной нации – у нас – это не допустить достижения мирового господства ни одной другой нацией".

*

Отец Иоанн Охлобыстин пообещал, что вернётся «в свой приход», если закончится сериал «Экстерны». Полезно помнить, что никакого «своего прихода» у о.Иоанна, к сожалению, нет. «Своим» приход может назвать лишь его настоятель. Отец Иоанн служил в приходе отца Владимира Волгина в Москве.

Волгин – человек знаменитый. Впервые он прославился в приходе отца Александра Меня, где в середине 1970-х годов был пономарём, своей способностью имитировать Ленина и засыпать в любой момент богослужения, компенсируя ночной недосып. Затем он уехал в Белгородскую епархию, был тут рукоположен в священника (в Москве это сделать интеллигентному человеку было почти невозможно), и вскоре ещё раз прославился, выпустив – к радости Конторы – открытое письмо, обвиняющее о.Александра Меня в том, что его прихожане ведут безнравственный образ жизни. Как один из тех прихожан, могу подтвердить: да, мы такие были и, в целом, такими и остались. Боже, милостив буди мне, грешному!

Зато о.Владимир Волгин сделал неплохую карьеру. Теперь его рыжая ленинская бородка превратилась в седую старцевую, он настоятель храма в центре Москвы, где старостой одна из лучших актрис России, у него исповедуется жена Медведева, у него в духовных чадах Охлобыстин. Охлобыстин и священником стал по благословению и, очевидно, сценарию Волгина – нашёл в провинции архиерея, который его рукоположил, а потом уже с благодатью приехал в Москву. Такой «ход конём». Именно так, между прочим, стал священником и бывший министр здравоохранения, у которого Патриарх пытался отобрать квартиру в Доме-на-Набережной. Да и какой начальник любит, когда его объезжают по кривой?

Отличие в том, что о.Владимир Волгин давно уже конём не ходит, а о. Иоанн Охлобыстин только так и передвигается по жизни.

Конечно, возвращение любого священника из «заштатного» положения к священнослужению зависит не только от желания священника. Нужно ещё разрешение («благословение») – и не только настоятеля, но и епископа. В Москве – согласие самого патриарха (у него в принципе есть заместители по кадровым вопросам, но, учитывая всероссийскую известность о. Иоанна, решение, конечно, придётся принимать лично Святейшему).

Можно не сомневаться, что в данном конкретном случае Патриарх разрешит о.Владимиру Волгину взять назад Охлобыстина. Когда светские газеты называют о.Иоанна «бывшим священником», а иногда даже «лишённым сана», «отказавшимся от сана», «снявшим с себя сан», это просто незнание церковных норм. «Заштатный священник» – как «бывший чекист». Он даже может служить литургию – с особого разрешения, но, во всяком случае, заново рукополагать его не надо. И воспитанный человек всё равно будет называть его именно «отец Иоанн», хочет он того или не хочет. Благодать, знаете ли, не рукавица, с белой ручки не стряхнёшь и до лучших времён за пояс не заткнёшь...

Другое дело, насколько искренно о.Иоанн хочет вернуться «в свой приход». Но это лишь часть более общего вопроса о том, насколько можно верить любому слову о.Иоанна. И вот тут вспоминается древнегреческий парадокс: если критянин заявляет, что все критяне лжецы, то сам он говорит правду или лжёт?

Например, правду ли говорит о.Иоанн, что он очень устал на съёмках сериала? Об этих съёмках он сообщает:

«Выработка почти как на шахте: в 7 утра ты выходишь из дома, а в 11 вечера только возвращаешься. И так уже три года».

Ясно, что при таком режиме снимают не одну серии, а, самое меньшее, две. Следовательно, за три года должны были бы снять сериал на шесть лет, до 2015 года, а снято – лишь до ноября этого года. Остаётся предположить, что съёмки идут не каждый день, а, скажем, дважды в неделю.

Хотя судя по качеству сериала, который является, стоит помнить, лишь очередным воровством у Голливуда («Скорая помощь», «Доктор Хаус»), съёмки производятся раз в месяц. Во всяком случае, у о.Иоанна хватило времени сняться в фильме «Царь» в роли самого себя, то есть, шута.

Одновременно с размышлениями о возможном уходе из сериала о.Иоанн заявил, что выходит из политсовета партии «Правое дело», повинуясь решению Синода. Он даже добавил, что рад, что Синод его, о.Иоанна, услышал. Увы, верить тут можно лишь тому, что из политсовета о.Иоанн выходит. Но Синод не запрещал ему быть в этом политсовете – Синод лишь подтвердил запрет священникам быть членом партий, а этот запрет принят в прошлом тысячелетии.

Оценивая степень надёжности о.Иоанна, нужно вспомнить, что год назад он заявлял о намерении баллотироваться в президенты России и даже выступил на стадионе с оглашением своей программы. Но – не баллотировался. Однако, поставленную перед ним задачу выполнил. Кто ставил задачу? А какая, собственно, был задача? Создать в России видимость честных, равных, конкурентных выборов. Смотрите – вон, сколько конкурентов. Кто там жалуется, что в Москве соперникам Путина невозможно снять даже зальце? Люди целый стадион снимают без проблем.

Миновали президентские выборы, на повестке дня встала другая задача – борьба с оппозицией. Не с «системной оппозицией» - «системная оппозиция» это как осетрина второй свежести – а просто с оппозицией, которая смеет выходить не туда и не тогда, когда прикажут. Именно тогда, весной этого года, вдруг сразу пяток человек – все близкие друзья о.Всеволода Чаплина – заявили, что образуют новые политические партии, все очень православные и все без какой-либо внятной программы. Охлобыстин заявил, что создаёт партию «Коалиция Небо». Правда, 14 августа выяснилось, что никакой партии он так и не сделал, а, напротив, вошёл в построенную другими партию «Правое дело». Прямо в политсовет.

У актёров нехорошая слава. Дело вовсе не в том, конечно, что Церковь осуждает лицедейство. Церковь осуждала исключительно участие актёров в непристойных или антихристианских «позорищах», но в непристойностях и неактёрам не следует участвовать. Проблема в том, что актёры учатся жить в мире вымысла как в реальном, но в итоге часто живут в реальном мире как в вымышленном. Казус священника-актёра (актёра-священника) особенно болезненный, потому что священник – посол невидимого мира, а «невидимое» для неверующего идентично «вымышленному». Чтобы серьёзно и благоговейно слушать, как священник возглашает «Благословен Бог», надо верить в Бога. Чтобы серьёзно и благоговейно слушать, как актёр, ставший священником, возглашает «Благословен Бог», надо верить в человека – что он способен на всё, в том числе, на серьёзность среди лихости, на правду среди лукавства. Увы, похождения Охлобыстина в роли монархиста, путиноборца, праводельца и т.п., веру в человека – во всяком случае, этого конкретного человека – не сильно укрепляют.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова