1930-е гг.
Библиография
См. отдельно - обновленчество. Фиолетов
(судьба интеллектуалов, антисергианство).
*
Летом 1929 г. Союз воинствующих безбожников торжественно подарил российской армии самолёт "Безбожник". В 1931 г. собрали деньги и подарили танк "Воинствующий безбожник" и тут же (якобы по инициативе моряков-кронштадцев) объявили о сборе денег на подводную лодку с таким же названием. Однако, лодка изготовлена не была. Деньги, которые на неё собрали в Куйбышевской области, исчезли неизвестно куда, дошло -в 1938 году - до суда (10 тысяч рублей), некоторых функциониров союза посадили как вредителей. Историк Курятников не без ехидства заметил, описываю эту историю, что вопрос о деньгах на подлодку "всплыл" на конференции Союза воинствующих безбожников.
*
Вот символ развития Русской Церкви при тоталитаризме: в 1918 году прихожан не просто много, они представляют всё общество: молодые, среднего возраста, старые, много мужчин, "белых воротничков". К съёмке готовились: духовенство торжественно посажено, все встали по ранжиру, мужчины, несомненно, стоят на каких-то скамьях. В 1940 году фотография сделана наспех, духовенства почти столько же, сколько прихожан, а прихожане одни "бабки" и один джентльмен, по виду - дворник. В 1918 г. архиереи сидят спокойно, без пафоса - в 1940 г. надменно высятся. Над чем? Над ничем, над собственной пустотой.
*
*
Если баптистов сажали за надпись "ХВ", истолковывая её как "Хотим войны", то митр. Евгения Зёрнова и нескольких священников в 1935-м посадили за то, что они устроили богослужение на Пасху исключительно "с целью отвлечения населения от участия в торжественной демонстрации". А в сентябре 1937 г. группа священников была расстреляна по обвинению в организации "ПУХ" - "Партии угнетённых христиан" (см. о Василии Носове).
*
Монахиня астраханского монастыря Анастасия (в миру Мария Вацлавовна Жугаевич) в пермской ссылке писала стихи. Они сохранились в следственном деле 1936 года. Отрывок из них:
Вокpуг живущие зыpяне
Как звеpи на меня глядят,
Хотя они и хpистиане,
Но нет, нельзя их так назвать.
Без меpы жадные, скупые,
Не выпpосишь в Кpещенье льда,
Живут как дикаpи лесные,
И нет в них ласки никогда.
Запpосов Духа в них не стало,
Молитву бpосили давно
И в хpам не ходят, пеpестали,
И на душе у них темно.
Дел милости, дел состpаданья,
Добpа чуждаются они
И все их мысли и желанья
Заполнились делами тьмы.
*
Любопытная советизация религии. Нечаев вспоминал, как в детстве воспринимал рассказ о медведице и детях, и комментировал, делая Маяковского критерием истинности Библии: "Я и сейчас считаю, что Елисей был прав, потому что «вырастет из сына свин, если сын — свиненок»" (Нечаев, 2004, 25).
Нечаев так описывает отношение к религии в школе:
"В школе ко мне относились хорошо. Что я верующий — понимали, но делали вид, что не знают. Вообще эта тема публично не обсуждалась. Дети из верующих семей догадывались друг о друге, но никогда об этом не говорили. Ни в пионеры, ни в комсомол я не вступал. Насчет пионеров пробовали уговорить, стали допытываться, почему не вступаю. А я ответил: «Что пристали? Не хочу — и все. Понимаете: не хо-чу!» Больше не приставали" (Нечаев, 2004, 29).
Такие же воспоминания Нечаева об учёбе в московском институте инженеров транспорта:
"Мы знали, что актовый зал был некогда домoвым храмом. Конечно, речи о его восстановлении не было. Но как-то негласно признавалось то, что возвышение, расположенное на месте алтаря — священное место, и оно ничем не было занято. Воинствующего атеизма не было. Преобладал общий дружеский тон. Кто-то бывал в церкви. Посещавшие храм не вызывали удивления или критики. Однажды один из студентов рассказал о своей озорной выходке в церкви. Его никто не поддержал и, тем более, никто не одобрил" (Нечаев, 2004, 74).
Тоталитаризм освобождал неписаное пространство для дозволенной религиозности, она отвечала не предписанным смирением. Сестра митр. Питирима "заведовала кафедрой в МАМИ. На службу ей приходилось ездить в Ленинград — чтобы никто не видел. А ее коллеги из Ленинграда приезжали в Москву" (Нечаев, 2004, 32). Другая его сестра вышла в 1945 г. замуж за генерала, который решил венчаться в мундире - венчались ночью. "Постоянным прихожанином Брюсовского храма был Иван Семенович Козловский. Правда, рассказы о том, что он пел там в хоре — всего лишь легенда. Иван Семенович был человеком мужественным, но осторожным и в церкви все-таки не пел"(Нечаев, 2004, 333-4).
"Мужественный, но осторожный"...
При этом , вспоминает Нечаев, "в военные и послевоенные годы чтецом в храме Иоанна Воина был проректор Московского университета Юрий Алексеевич Салтанов. Как ему удавалось совмещать проректорскую должность с церковным служением — не знаю, но это продолжалось долгие годы, сначала у Иоанна Воина, потом, кажется в храме апостола Филиппа на Арбате" (Нечаев, 2004, 60).
В некоторых вопросах, однако, именно на компромисс не шли.
Хотя Московская Патриархия в 1990-е канонизировала Мечёвых,
Акцент делается на поведении, а не на идеологии. Считается, что модификация
поведения может спасти от "заражения" сергианством. Решающим фактором
оказывается громкость звука при поминовении, коленопреклонение и т.п.
Типичный уклад жизни православного интеллектуала 1936 г. в Питере: "Я
аккуратно три раза в год исповедовался и причащался (в великом посту, в рождественском
и в день своего ангела — 16 июля) и старался не пропускать праздников. (Воскресных
богослужений я посещать не мог, т. к. воскресенья тогда были рабочими днями).
Однако пунктуальнейшим образом соблюдал первую и страстную недели поста; не пропускал
тогда ни одного богослужения и старался не вкушать мяса" (Краснов-Левитин,
Лихие годы, с. 298-9).
Там же о статусе лишенца:
«Лишенцы » — это была особая категория отверженных, подобно евреям в Германии
во время фашизма. Всюду, куда ни являлся лишенец, вход ему был воспрещен (даже
в столовых в 30-е годы я видел надпись : « Обеды отпускаются только гражданам,
не лишенным избирательных прав »). Духовенство, лишенное всех прав в течение почти
20 лет, воспряло : им хотелось думать, что с принятием конституции все изменится.
(Иллюзии ! Опять иллюзии !) В то же время все газеты пестрели лозунгами о « демократизации
» конституции, о демократизации жизни. Владыка Николай [Ярушевич] лелеял, видимо,
какие-то личные планы. Помню, как он с горечью сказал : « Я теперь человек, стоящий
в стороне ». И тут же, как бы между прочим, прибавил : « Скоро это, я думаю, изменится
». (Краснов-Левитин,
Лихие годы, с. 300).
"все духовные лица были лишены избирательных прав — и пользование библиотеками
было исключено" (Краснов-Левитин,
Лихие годы, 250 - поэтому Левитин смотрел книги для Ярушевича).
Монах Енох Белан, который
во время коллективизации по-своему понял проблему, что такое правое и левое в
тогдашней пропаганде и последовала сцена, достойная пера Хармса:
“Какого ты уклона?” Емельян: “Я правого уклона. А вы какого?” Председатель:
“Я — левого уклона”. “Правый уклон — есть истина и правда, а левый — ложь, обман
и неправда! Я — правый уклонист!” — снова повторил Емельян. “Ты контрреволюционер!”
— успел прокричать председатель и упал в обмороке на пол".
О нем же: "Никогда ни словом, ничем ни укорил, ни обидел, ни осуждал никого.
Ни одну травинку не сорвал, ни один листочек. Как старец Силуан, боялся сломить
какую веточку, тоже считал грех нарушать зря природу. Ни одну муху не убил, ни
одного комара. Комар сидит на руке, а он смотрит на него и дует, не тронет".
Монахиня Марфуша, отсидевшая
свое: "На власть зла не держала, а с радостью вспоминала годы заключения,
приговаривая: “Свет мой карцер!”. Не так ли и вся жизнь наша... Как по Платону,
так и по конкретным обстоятельствам родной плотно окружающей среды. Карцер, но
ведь - свет мой карцер.
Март 1930: дело Платонова
В Ленинграде привезли к процессу из Соловков В.Н.Бенешевича, прот. Михаила
Митроцкого. Бенешевич написла "признание", бкудто во время командировки
в Рим вел переговоры с папой об унии, и "папа обещал поддержать заговор Платонова,
если православные примут унию". "Бенешевич оговорил протоиереев Н.К.Чукова
(он должен был ... стать кардиналом Московским и Крутицким) и Н.В.Чепурина (кардиналом
Ленинградским и Ладожским). Кроме них, были арестованы о. Павел Аникиев (настоятель
церкви при Женском педагогическом институте, духовник семьи Платоновых; взят 5
мая), о. Павел Митроцкий, иеромонах И.П.Астанин (в монашестве Игнатий), пастор
А.Ф.Фришфельд и т.д." Ф.Ф.Перченок. Академия Наук на "великом переломе".
Звенья. Вып. 1. М.: Прогресс, 1991. С. 217..
Все затуманивалось мнимым противостоянием капитализма ис оциализма.
Поставлена проблема большинства и меньшинства.
Пресс-конференция Сергия 18.2.1930 - ему верны163 епископа, в расколе справа 15%,
26 епископов поданным митр. Иосифа Петровых. Митр. Иосиф: "Будем помнить,
что большинством голосов (и подавляющим) была распята Сама Истина". Посп
149.
Проблема различения советской власти и царской - все, в чем упрекали Сергия, было
и до 17-го года (переводы архиереев).
Проблема терпимости. Митр. Иосиф не признавал благодатности сергианцев, митр.
Кирилл признавал.
Ленинград под руководством И Верюжского отделилился 26.12.1927.
Афанасий Сааров - хиротония 1 г. из 41года епископства (ум 1961) 28 лет в тюрьмах
и лагерях.
В 33 првал с Сергием и занял позицию, аналогичную Кириллу Казанскому.
Законодательство о рел об\ед 8.4.1929.
1929, 1 октября. Постаноавление НКВД о регистрации.
Следовало ли сперва добиватся уступок от сов прав-ва (Посп 157).
Интерес Церкви или интерес человека.
Церковь как частное предприятие - налоговое давление.
1930, 19 февраля. Меморандум Сергия в Совнарком требуя прекратить гонения, открыть
духовные заведения. Лигение Евлогия звания экзарха.В 1931 возобнвление ЭМП.
1930, 20 июня. Циркуляр ВЦИК онарушении законодательства о культах - енпавомерное
лишение жилплощади, чрезмерное налоговое обложение, изхятие культовых зданий в
одностороннем порядке.
Протест Сергия КП патриарху Фотию против принятия запдноевроп приходов.
1932 0 новая антирелиг кампания, в34передышка, но аресты первые обновленцев.
32 - закрытие храмовв Ленинграде, арест Николая Яукова, Иосифа Петровых, Алексия
Буя, 13 архиереев-иосифлян.
Вопроо числе атеистов. -числе совершающих обряды
к 30 году церквей 28 тысяч из 77, обновленческих 3 тысячи.
1930, 3января. в Правде напечатано постановление о том, что все лшенцы выселяются
из всех национализ помещений, кооперативных и промышленных.
с 30 по 33 церквей в Москве осталось всего 100.
1941 - 5665 зарегистр св-ов, Поп 169
до 1934 при Президиуме ВЦИК Постоянная комиссия по вопросам культов, затем до
1938 пост ком по культовым вопросам, руководил Красикеов, до 1935 Смидович, сопротивлялся
произволу по мере сил.
в 1934 в Комиссию прислано 8229 жалоб, отвечено на 2216
удовлетворено жалоб 679
газета Безбожник закрыта в 1934, возобновлена в 1938, когда комиссия по культам
закрыта - кур на полную ликвидацию религии
духвная жизнь интенсивнее в катакомбной церкви, чем в контролируемой власти -
Посп 173.
до 20 проц обновленцев - Поспеловскому сомнительно, григорьевцев меньше5 процентов.
разхяснение к конституции 1936 года - церковь не считается общественной органиацией
"по причине реакционного и антикультурного характера ее деятельности"
Сергий в 30-е гг за новый стиль и западный обряд для правол.
1934, 27 апреля. Сергий провозглашется митрополитом Московским.
1934, 22 июня. Сергий запрещает карловчан в священнослуении.
Реакция крестьянства на закрытие церквей
На мартовском пленуме МК - материалы были секретны, опубликованы частично - А.Болотин,
З.Иноземцева. "Разрешит ли правительство колокольный звон?" - Вечерняя
Москва, 5.7.1995. - отмечалось, что в 1929-1930 гг. в Московской Промышленной
области, куда входила земли Москвы, Твери, Калуги, Рязани закрыли около тысячи
церквей. Сравнительно спокойно закрывались церкви в фабрично-заводских городах
и поселках. "В Тумановском районе Рязанского округа в селе Андрианово по
инициативе сельсовета и бригады в церкви (о закрытии которой вопрос не ставился)
было назначено колхозное собрание, которое не состоялось из-за неявки крестьян.
На другой день в сельсовет явилась делегация женщин, потребовавшая выписать их
из колхоза. В том же районе, в селе Калтуки из колхоза вышло 51 хозяйство, чему
накануне предшествовал арест в церкви попа во время богослужения. ... В Шацком
районе, в селе Кулики при раскулачивании было допущено издевательство над религиозными
чувствами верующих: часть икон покололи и пожгли ... Комсомольцы в присутствии
толпы женщин одевали ризы и высмеивали религию".
2 февраля 1930 года: начала крестового похода против России.
Пий XI (вдохновляемый Эрбиньи) подписал письмо римскому кардиналу Помпили, призывая
верующих мира к молитввенному крестовому походу, чтобы искупить перед небом кощунственные
издевательства над религией в Советском Союзе. Он подчеркнул, что гонения нарушают
даже саму советскую конституцию. 19 марта состоялась торжественная месса о России
в соборе св. Петра. В России отреагировали усилением антирелигиозной кампании.
Даже Бухарину было разрешено написать для "Правды" памфлет против католиков.
Однако 14 марта ЦК по инициативе Сталина раскритиковал насильственные меры в закрытии
церквей. Это было частным проявлением той попытки перевалить вину за гонения на
крестьян (и христиан) на низшее партийное звено, которая началась 2 марта статьей
Сталине в "Правд" - "Головокружение от успехов". 6 апреля
1930 года Папа отделил Руссикум от Конгрегации восточных церквей, сделав комиссию
самостоятельной (под руководством фактичесаки Эрбиньи), Комиссия была расположено
непосредственно в папском дворце.
Феномен: социальное положение священника: независимость или ангажированность
(ассоцация с Зап. Цвью 11 века, начало западной цивилизации)
Жизнь Флоровского несла привкус трагизма еще и потому, что он пошел по пути, для
русской культуры необычному и почти что запретному. Он стал священником, но не
стал пастырем. Культура русская, как и западноевропейская средневековая, допускает
такое лишь при условии, что священник станет клерком (клириком), чиновником церковного
или хотя бы светского аппарата. Собственно, западная цивилизация как таковая началась,
в число прочего, именно с того, что священник получил право стоять вне государственной
или церковной иерархии, быть не пастырем и не чиновником, а "просто"
богословом, преподавателем, мыслителем. Это был один из истоков создания гражданского
общества, маленький элемент свободы. Правда, такая независимость всегда может
быть заподозрена с богословской точки зрения: священник-де жених церковной общины
и без нее существовать не должен. Правда, священнику-чиновнику, лишь фиктивно
числящемуся при каком-нибудь приходе, а фактически обслуживающему власть (не обязательно
церковную, можно и светскую, -- к примеру, капеллан) этого не говорят. Так что
брюзжание вызывает не факт независимости священника от общины, а факт его независимости
от власти вообще, а это уже вовсе не христианское недовольство, пожалуй, даже
и антихристианское.
Свободных священников практически не было в России до двадцатого века; были только
священники на таких чиновничьих синекурах, которые делали их свободными фактически
(как о. Иакинф Бичурин, китаевед). Русская культура была терпима ко многим запретным
вещам, лишь бы они осуществлялись без открытого вызова.
В двадцатом веке в России, наконец, стало появляться гражданское общество, независимое
и от правительства, и от Церкви, когда общество стало изобиловать всевозможными
местами -- в независимых университетах, издательствах, школах -- где можно было
заработать себе на жизнь мыслью, в том числе и богословской, не числясь в каком-либо
церковном учреждении. Стали постепенно появляться и священники, не подотчетные
традиционным центрам власти, подотчетные самому гражданскому обществу. Приходилось
им все время очень тяжело, ибо само гражданское общество было в зачаточном состоянии
и, в конце концов, было задавлено. Отцу Григорию Петрову пришлось расстричься,
были лишены сана (варварская, совершенно средневековая процедура; в двадцатом
веке хотя бы не воспроизводили средневекового обряда, при котором священника расстригали
буквально) Георгий Гапон и Глеб Якунин; был запрещен Сергий Желудков. Крайне двусмысленным
было и осталось положение отца Павла Флоренского. Пишущий священник воспринимался
и воспринимается как нечто ненормальное. Единственный способ смягчить эту ненормальность:
совмещать писательство с активной, выдающейся против обычного пастырской работой
(отцы Сергий Булгаков, Валентин Свенцицкий, Александр Ельчанинов, Александр Мень,
Александр Шаргунов) либо с преподаванием в официальном церковном учреждении (Александр
Шмеман, Иоанн Мейендорф).
Отец Георгий Флоровский представлял совершенно иной тип поведения. Он был священником,
и священником служащим (литургисающим, как говаривали в старину), но ни в каком
приходе не числился, из церковным учебных заведений его выжили, духовником не
был, а все-таки его уважали и в православной среде. Правда, к этому уважению примешивалось
ощутимое недоумение: как это так возможно жить? Уж больно уникальное получается
положение, социальное непривычное. (Правда, в эмигрантских церквах священники
часто вынуждены прирабатывать или просто работать, не получая за богослужение
денег, но это ситуация маргинальная, нормальная в ненормальном положении гетто).
При этом о. Георгий был безукоризненно православен, иначе его быстро заклеймили
лжесвященником и на этом успокоились бы. Если такой тип существования возникнет
вновь, это будет весьма точным признаком развития гражданского общества в России.
1932: гонения на ленинградское духовенство
Под угрозой гибели. Публ. М.В.Шкаровского. В кн.: Минувшее. 12. М.; Спб.: Atheneum,
Феникс, 1993. С. 249-257.
С 250 к марте 1931 в Ленинграде оставалось 111 действующих церквей, к 22.11.33
61, в тч в 32 закрыт Казанский и др соборы, крестные ходы стали разрешаться лишь
в рождество и на пасху. 27.11.31 - на совещании райинспекторов категорич запрет
служить священникам не из своих приходов.
с 251. "23 октября [1932] инспекторам указывалось: "До Октябрьских торжеств
следует путем налетом (с участием милиции) проверить проживающих при церквях и
в церквях, всех непрописанных забирать для выяснения их личностей".
с 251. 18 февр 1932 практически всех монахов арестовали - около 500 человек, в
тч и белое духовенство. Следующий удар весной 1933 при паспортизации - ногие вынуждены
были уехать, в тч Серафим Чичагов вынужден был переехать в Тихвин, отправлен на
покой и 5 10 33 его сменил Симанский.
с 255-7 публикация протокола совещания инспекторов культов гор Ленинграда и Пригородного
района от 126 марта 1933. с. 257 "При выдаче справок на получение паспортов
особенно крепко подходить к Сергиевской ориентации и мягче к обновленцам. ...
надо принять меры к устранению выступления в церковных хорах артистов. ... Выдача
паспортов попам является серьезным вопросом, поэтому угробить нужно обязательно
того, кто мешает нашей работе больше всех" - массовая паспортиихация
На 22 11 33 в Лениграде 44 храма были патриагшии, 16 Синодальные, 1 - живоцерковнический.
с. 252. В конце 1927-наал 1928 насчитывалось ок 40 епископов=антисергианцев. За
Петровых последовало лишь 10 приходов =- к 32 году их число сократилось до 3,
причем последний действовал до середины войны, 24 ноября 1943 прихождан храма
обратились к Алексию - Свято-Троицкий храм - с просьбой принять к себе. "Мы,
- последователи митрополита Иосифа, - совершили великий грех перед Русской Церковью,
нарушив ее единство и одновременно не меньший грех совершили мы и пред Советской
властью и родиной, стремясь поставить себя в какое-то изолированное положение,
вне государства".
1932
Воспоминания Татьяны Миллер, "АВ июле 1932 года у меня родилась дочь.
... Лежала я в большой палате на 12 человек. Слушаю, как мило беседуют роженицы.
"Обязательно окрещу, - говорит жена предгорсовета [Таганрога]. - Это Настя,
мой второй ребенок. Первый был мальчик и умер некрещеным. И вот снится мне: огромный
зал, столы стоят, и за ними дети сидят, и мой там сидит. Входят ангелы и разносят
угощения, а моего минуют. Хоть мы и партейные, а все равно окрещу. Мой-то и знать
не будет" Континент. №40. С. 319..
10 октября 1936 года: расстрел митр Петра
Дамскин, 2, 369.
1936: стереотип отношения интеллигента к религии
Самойлов Д. Памятные записки. М.: Международные отношения, 1995. 473 с.
1936 год. Светлов в 8 классе, его друг Феликс Зигель под влияние ммитр. Александра
Ввведенского стал христианином.
Запись из юношеского дневника Светлова.
"Теперь он принимает христианство целиком, не рассуждая и не критикуя. И
дошел до выводов чрезвычайно вредных. ...
2. Христос - бог, перевоплотившийся в образ человека, чтобы спасти человечество.
Своими страданиями он искупает грех.
Примечание. Как может бог страдать? Если он всемогущ, почему он не может освободить
человечество от греха?
3. Единственная цель жизни человека - любовь, вера, служение Христу и христианству.
Примечание. Что лучше: неверующая в Христа добродетель или любящий его грешник?
4. Единственная этика - христианская добродетель.
Примечания. Т.е. правила, противоречащие всякому чувству и человеческой природе.
... Честная борьба за идею - выше всего. Выше Любви, выше ненависти, выше страданий,
желаний, стремлений; выше благородства и чести. Путем убийства, преступления,
смерти, презрения, мучений должно достичь ее".
Светлов поздний: "Я был воспитан в понятиях умеренных и гуманных. Эти понятия
как-то странно уживались с жестокими идеями времени. И все же в результате понятия
оказались долговечнее идей". 107-8.
1938 год
Все было не так героически, как стали представлять после конца гонений. Гонения
ужасны не тем, что люди теряли веру (не все теряли), а тем, что теряли солидарность.
Летом 1938 года в концлагере ИТК№12 в 12 км. от Алтышева Алатырского района Чувашии
рухнула баня, до августа ее не ремонтировали. В лагере было духовенство местное,
чувашское, были священники и монахи, церковные старосты, дьяконы привезенных из
других областей. Местные получали из дому передачи, держались крепче. Церковникам
"чужакам" не помогали, себе ведь еле хватало. Бывший заключенный (не
из церковнослужителей) И.Долгов вспоминал полвека спустя:
"За это время все старые, малодвигающиеся церковно-служащие завшивились.
Страшно было смотреть на замученных заключенных, которые сидя в траве били вшей!
Слепые заключенные их давили зубами, а двигающиеся заключенные били ногтями. Одежда
на них было вся порватая, изношенная до ниточки, заплатанная и перезаплатанная....
Я ходил то в столярный цех, то убирать в цехах мебельной фабрики, поэтому получал
хлеба 600 г. и трехразовое питание, а этим попам выдавали только хлеба, и чаю
и баланду чуть-чуть сладковатую. На обед их водили в дождь и снег в босых ногах.
Они до того были слабые и ослепшие, один зрячий за руку водил остальных, так они
тянулись в столовую, как журавлиный косяк. ... В 1941 году началась война и нас,
способных к работе, увезли в Куйбышев на строительство гос. авиационных заводов.
Я больше не знаю о судьбе попов и др. "Мы умрем от голода, холода",
-- кричали они нам, обливаясь горючими слезами. Им давали 550 г черствого хлеба
и горячей баланды через 2-3 дня. Конечно, они погибли от голода" (Из писем
в "Мемориал". Звенья. Вып. 1. М.: Прогресс, 1991. С. 54..
Были слезы, не было героического терпения, которое принято называть "спартанским".
Кстати, Долгов написал жалобу на начальника лагеря, что тот не заботится о заключенных,
и начальника осудили на два года. Что "попы" погибли, это, разумеется,
предположение Долгова, его в этом лагере уже не было, но из других источников
известно, что от голода заключенные умирали очень часто.
1 сентября 1939 года: Молчание Русской Церкви
Митрополит Сергий не выступил с осуждением вторжения Германии в Польшу. Зато 22
июня 1941 года выступил с обращением к народу встать на защиту отечества. Обращение
было замечательное. Однако, такие же точно замечательные слова говорили в те дни
многие руководители (только сам Сталин трусил). Плохи были не слова, а молчание.
Молчание в дни, которые все прочие народы стали считать началом Второй Мировой
войны, было понятно: ведь Россия помогла Германии начать войну и, в сущности,
вступила в войну через две недели после Германии, захватив часть земель, принадлежавших
накануне войны Польше. Молчание Церкви совпало с молчанием политиков. Можно было
бы вообще не упоминать о молчании Русской Церкви при начале мировой войны, можно
было бы вообще воздержаться от оценки поведения Русской Церкви с точки зрения
нравственности, если бы она сама не предлагала судить себя с этих позиций, если
бы она не гордилась тем, что поступила "порядочно", выступив против
войны 22 июня 1941 года. Главное же, полвека спустя после окончания войны русский
народ совершенно иначе видел мир и его историю, не был солидарен с другими европейскими
народами (в том числе, славянскими и православными) в опыте. Для него была лишь
Великая Отечественная война, в которой Россия была с самого начала невинной жертвой,
а в конце победительницей и спасительницей человечества. Ни малейшего сознания
вины России во Второй мировой войне. И в то время, как западные народы -- и побежденные
немцы с итальянцами, и победившие французы с англичанами -- приходили к мысли
о том, что в войне не бывает ни победителей, ни побежденных, русский народ продолжал
оставаться столь же примиренным с войной, как до Второй мировой войны.
Цыпин: успех - эмп выходил с 31 по 35 год, 24 номера.
В Уфимской епархии в 32 г. 345 сергиевских, 55 обновленческих, 30 андреевских,
4 григорианских, 2 иосифлянских.
27.4.32 синод дал Сергию титул митр Моск и коломенского
Герман Ряшенцев, письмо из ссылки в Арзамасе 18.10.33: "Происходит очищение
... святынь ...Посмотрите, как жизнь фактически стала аскетична, как самоотреченна,
... как необходимо все разрозненное и почти во всех самых разнородных по содержанию
областях жизни идет к единству через коллективизм... Вы скажете, но все это не
во имя Его, а против Него. Да, это верно. Сейчас все с Его печатью в скорби, в
Гефсимании и на Голгофе. Это верно, но так же несомненно, что все усилия и творчество
направлены на создание таких форм жизни, какая в своей принципиально идейной части
вся Им предуказана, без Него не может быть осуществлена и неминуемо приведет к
Нему". - Цыпин 104.
1935, 18 мая. Митр. Сергий распускает Временный Патриарший Синод, т.к. почти все
его члены арестованы.
к 1939 в России около 100 храмов.
при даче титула в 34 г.: "Мудрое руководство кораблем церковным, безграничная
любовь Ваша к Матери-Церкви, братское олюбовное отношение к соепископам-братьям
и отеческое ко всем чадам Церкви соделали Вас в общецерковном сознании Первым
Епископом страны". -
28 августа 1925 г. Андрей Ухтомский сам помазывает себя миром в знак воссоединения
с беглопоповцами.
1933, 23 мая. Письмо Ухтомского Молотову - с 161 - "Наш русский социализм
- это подлинная жизнь, воплощение слова Евангельского в дело христианское; этот
социализм Евангельский живет уже 1900 лет, несмотря на гонения Неронов, и несмотря
на лжепокровительство Николаев Романовых. И этот социализм несравненно научнее
так называемого научного социализма, ибо захватывает всю жизнь, а не часть ее".
в 32, 19.9. получил миро и дары от белокриницкой иерархии - архиеп Мелетия.
29 г. - Деяние Сергия, с насмешками над белокр, о снятии клятв со старых обрядов.
(подтверждено в 1971)
1932, 28 августа/10 сентября. Архиерейский Собор РПЦЗ анафематствовал масонство.
1934, 22 июня. Митрополит Сергий Страгородский запретил в священнослужении
клириков РПЦЗ.
1935, 17 ноября. Архиерейский Собор РПЦЗ осудил еретическое учение прот.
Сергия Булгакова о Софии, Премудрости Божией. |