Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЦЕРКВИ В ХХ В.

1970-е гг.

О том, что уже в 1970-м была мода на Церковь - Глазов.

Мемуары о. Августина Никитина.

*

Антизападнический, в духе грядущего православизма выпад Прохорова, 1979.

*

"Общая установка семинарий и академий, инспирировавшаяся свыше, состояла в том, чтобы выпускать "служителей культа", требоисправителей. Здесь совпадали цели представителей КГБ и крайних консерваторов. И именно крайние консерваторы и были обычно наиболее рьяными агентами КГБ" (Краснов-Левитин А. В поисках нового града. Тель-Авив, 1980. С. 242).

*

В начале 1970-х гг. диссидентское движение было нравственно сильным и единым. "Никому не приходило даже в голову делить своих друзей на "христиан" или "сионистов", или "правозащитников". Эти разделения наметились только потом" (Сахаров А. Воспоминания. 1998. Т. I. С. 510). К концу 1970-х "полезно столько мерзости!" (Татьяна Великанова, цитировано в тех же воспоминаниях). Причин самое меньшее две: во-первых, Лубянка стала активно внедрять своих агентов в диссидентское движение, во-вторых, этим движениям стали пользоваться для эмиграции - так восточные немцы использовали воздушные шары, следившие за погодой, для перелётов в ФРГ.

*

В 1973 г. власти разрешили увеличить в два раза квоту на поступающих в духовных учебные заведения. В 1979 г. митр. Кирилл Гундяев публично отмечал, что во Франции меньше католических семинаристов, чем в России - православных. При полном заполнении квоты количество учащихся составляло в 3 семинариях России составляло 720 чел., в академиях - 160 чел. В 1952 г. количество учащихся было меньше - 633 чел. В 1983 г. в ленинградской семинарии были расширены регентские курсы. И.Павлов вспоминал, что в том же году ректор этой семинарии Гундяев говорил о том, что выпускникам предстоит "большое церковное делание". В этом же году было принято решение о праздновании юбилея "крещения Руси". Одновременно осенью 1983 г. из ЛДС были исключены два студента за встречу с баптистами. Весной 1984 г. Гундяев рассказал Павлову, что ещё в начале 1970-х гг. митр. Никодим встречался с высшим руководством страны и "возвращался окрылённым". Павлов делал вывод о том, что Андропов, сменивший Шелепина на посту председателя чеки, планировал изменение идеологии "от обанкротившейся коммунистической к некоей нео-имперской" (Павлов, 2006). Возможно, что после смерти Андропова этот проект натолкнулся на сопротивление (Гундяев был снят с ректорства).

*

Джудит Корнблат «Дважды избранные: Еврейская идентификация, советская интеллигенция и Русская православная церковь» (Judith Deutsch Kornblatt. Doubly Chosen: Jewish Identity, the Soviet Intelligentsia, and the Russian Orthodox Church. Madison: The University of Wisconsin Press, 2004. Pp. XII, 203).

Книгу не читал. Прочёл лишь название. Впрочем, я c некоторыми статьями автора знаком, и с её общей вероисповедной и научной позицией знаком. Подозреваю, что мог попасть в эту книгу - Корнблат как-то со мной разговаривала. Самый ненавистный мне американский способ собирать материал - интервью. Обычно это механическая подмена настоящей аналитической работы.

Мне кажется сама постановка вопроса некорректной, п.ч. "еврей" в России, особенно в Москве последней трети ХХ века, понятие качественно отличное от "иудей" или "еврей" в любой другой стране или в самой России ранее. Дело в том, что общая парадигма национального, этнического, после полувека советской жизни решительно видоизменилась. Посвящать книгу "евреям и Русской Церкви" означает игнорировать тот факт, что и евреи исчезли, и Русская Церковь переродилась качественно. В наше время это новое качество слегка замаскированно, но в основном для тех, кто хочет обманываться этой маскировкой. Налицо абсолютно искусственная стилизация под "евреев", под "российское православие". В принципе, такие стилизации могут превращаться из эскапистской игры в живую реальность - хорошим примером является Израиль. Однако, в России отсутствует важный материальный фактор: нет гражданского общества, нет экономической и политической свободы личности, сохраняется сугубо лагерная экономика и психология. В этих условиях социологические методы, выработанные в обычных странах (не обязательно демократических, но хотя бы допускающих некоторую экономическую и психологическую самостоятельность граждан) оказываются не проясняющими ситуацию, а затуманивающими, плодящими фикции под видом объяснений.

*

Н.Гаврюшин, проецируя собственный, видимо, опыт (он родился в 1946 г.) писал: "В конце 1972 года московская интеллигенция - православная и "ищущая" - стала с повышенной настойчивостью и дерзновением прокладывать дорожку в Новодевичий монастырь, в редакцию "Журнала Московской Патриархии" (Символ, №48, с. 163). Гаврюшин вспоминает, что к секретарю ЖМП Евг. Карманову шли за трудами Лосского (свою статью он посвящает мягкому, но решительному разгрому творца мифа о паламизме). Так началось складывание круга "православных интеллектуалов", не претендовавших, подобно деятелем начала ХХ века, ни на что новое, но с тем большим усердием претендовавшим представлять истинное православие. Которое, однако, оказалось довольно своеобразным соединением весьма новых мифологем. Большинство этих интеллектуалов изначально были "лояльны" в самом полном советском смысле слова. Были они в основном лояльным и к новообретённой православной номенклатуре, платя за это вечным инфантилизмом: умной критикой других и неспособностью заговорить собственным голосом, вечным чревовещанием от имени "вселенского православия".

См. литовский ксендз Сигитас Тамкявичус, был посажен за издание "Хроники" в Пермь, друг Ковалева и Якунина.

14 марта 1978 года Шмеман пометил, что Клеман отказался выступать на конференции, где предполагалось и выступление Шмемана. Причина - статья Шмемана в ВРХД.

"Вестник русского студенческого христианского движения" издавался в Париже Никитой Струве - человеку с немецкой фамилией и французским паспортом, выбравшем Россию в качестве хобби. Никаких студентов не было, да и никакого движения не было. Христианство было подменено проповедью "православности", но издательство формально носило название протестантской YMCA. Когда одна из книг издательства стала бестселлером начала 1970-х, американские протестанты очень удивились, что она вышла под их маркой.

"Архипелаг" был выпущен (первый том) 28 декабря 1974 года, в пятницу (Шмеман. Дневники. С. 60).

*

Вестник РХД 111 - I - 1974.
с. 133 - протест Осипова, Агурского и др. против заявления Шпиллера - еще в 72 передал на запад письмо частное против Солжа - теперь в бюллетене ОВЦС - 74 год. 4, 4 апреля
с 130 - письмо Регельсона от 17 2 74 за Солжа

*

 ВРХД 112/113 - c этого номера снято слово студенческое и прибавлено Москва в выходных
 II-III 1974
уп. оА: с. 15. Дудко Д. из бесед "О нашем уповании". рекомендует кн. А.Боголюбов "Сын чел. "Написана в наше время с приведением последних научных данных. Автор - молодой, полон сил, живет в нашей стране".
с. 122-  о Бердяеве к 100летию Алексей Колосов. Неюбилейные размышления.
14 ноября 1974 - или 73? - года, в четверг состоялась на квартире Шафаревича пресс-конференция к выходу из-под глыб. Отзыв о ней с 226-8

с 20 мая 1974 Дудко запрещен в священнослужении Серафимом.

*

Митр. Питирим Нечаев вспоминал, что в Англию "не разрешалось также ввозить фотоаппараты, — точнее, можно было иметь при себе фотоаппарат для съемок, но привозить для продажи было нельзя. А я как раз этим очень неплохо поддерживал наш приход: покупал у нас старые фотоаппараты, возил их туда владыке Антонию, а они их там очень выгодно продавали. Возил я их в митрошницах, клобучницах. Однажды я вез с собой три фотоаппарата. На пропускном пункте служащий спросил меня: «Ничего не декларированного нет?» «Нет» — невозмутимо ответил я и тут только увидел, что дно одной из коробок отстало и в щель виден ремень от фотоаппарата..." (Нечаев, 2004, 303). И он же с гордостью бросает: "Я с церкви никогда денег не брал" (Нечаев, 2004, 328).

 

 

*

Александр Ильич Гинзбург (21.11.1936 - 19.7.2002, двое сыновей от Ирины Жолковской) был православным. Был выслан из России 27.4.1979. Путинщину не любил и в декабре 2001 года заявил, что нормальное общество в России появится не раньше чем через 80 лет (ох уж этот еврейский оптимизм!). Гинзбург он, кстати, только по матери. Православным стал в концлагере, но защищал права всех гонимых верующих. Примечательно, что права верующих не гонимых, а сотрудничавших с властью, не было нужды защищать; не потому, что они спокойно пользуются своимаи правами, а потому, что у таких людей и не было прав вообще. Права есть лишь у гонимых и у свободных, а у лакеев - нет. (Данные из некролога Феликса Корли).

Любопытные проговорки у еп. Василия Кривошеина. В связи с высылкой одного литератора: "не архиерейское это дело заступаться за писателя". Или: "архиерей ведь не профессор, с него нельзя требовать много в области богословия". То есть, блаженны гонимые - только если они не писатели? Кстати, из его мемуара я узнал о том, что митр. Антоний Блум протестовал против высылки того же литератора и вообще был не так нейтрален в отношении патриархийных безобразий.

1975 год, декабрь - перевод Дудко из прихода в Кабаново в Гребнево "за систематическое включение им в свои проповеди и беседы политического материала антиобщественного характера, содержащего тенденциозную критику жизни нашего государства" (митр. Серафим Крутицкий в объяснении Западу).

1977 год, 20 апреля - статья в "ЛГ" против Дудко, Якунина, Регельсона, Огородникова. Дудко и Огородников разлагают молодёжь, Регельсон получает деньги из-за границы. Апрель-сентябрь - гонения на трех десятков участников семинара Огородникова.

1978 год, 20 ноября. Арест Огородникова, суд 10 января 1979 г., 1 год принудработ в Сибири. Через год пересуд и дополнительный срок.

1979 год, октябрь. Дудко вызывает для переубеждения митр. Ювеналий Поярков.

К лету 1979 г. "светские" диссиденты были уже ликвидированы (посажены, высланы), пошла череда мер против "религиозников": в августе арестован Вл. Пореш, 1 ноября - Якунин и Великанова. Протесты Шафаревича, о.Н.Гайнова (впервые с 1971). Конец 1979 г. - вторжение в Афганистан. 24 декабря - арест Регельсона (пытался скрыться в Таллине). 8 января арест "огородниковцев" Виктора Попкова и Вл. Бурцева - полтора года каждому.

1980 г., 15 января арест Дудко. Протесты архиеп. Кентерберийского, сокращение делегации МП на его интронизацию. Блум служил молебен об освобождении Дудко и Якунина. Впервые - протесты зарубежных православных иерархов.

Отбивая нападки, Алексий Ридигер говорил: "В Советском Союзе граждан никогда не арестовывают за их религиозные или идеологические убеждения". Он утверждал, что причины ареста Дудко в МП неизвестны. Питирим же подчёркивал, что учился вместе с Дудко в семинарии и что тот неуравновешенный человек.

1980 г., 31 января. Арест Виктора Капитончука. 29 февраля - обыски у феминисток в СПб. (Татьяна Горичева, Юлия Вознесенская). В июле Горичеву и ещё двух феминисток высылают из страны. 25 апреля к 5 и 3 годам приговорён Пореш.

1980 год, 20 июня. Телевизионное выступление Дудко, новая волна арестов. "Дело Божие делается скромно и тихо, терпеливо и смиренно, а не так, как мне мечталось в моем воображении". Против Запада ("забавляется"). Назначен в "богатый" приход в Виноградове.

Проблема новояза. Дудко объяснял, что в его покаянии был важнее подтекст: например, он отвергал незаконные контакты с иностранцами, но не утверждал, что его контакты были "незаконными". Но почему бы тогда ему не искать подтекста у тех, кто обвинял его в предательстве?

1980 г., 28 августа. Осуждён на 5/5 Якунин. Против него свидетели проф. А.Осипов, Иосиф Пустоутов, Карелин, Регельсон, Капитончук. Протест ВСЦ. 7 сентября осуждён Огородников (6/5). Изгнание из Псковского м-ря брата Огородникова. 24 сентября суд и покаяние Регельсона. На пресс-конференции он сказал, что "готов сидеть в тюрьме за веру, но не за права человека". 9 октября суд над раскаявшимся Капитанчуком (условные сроки).

Екат.Истомина (Иностранец, 18.4.2000): очерк о своем крестном отце, которого видела последний раз в 12 лет, Владимир Шибаев (жена Татьяна). бывшая "золотая молодежь" и диссидентство 1970-х, дети Денис и Митя, окончил семинарию, стал иереем ("в переводе на мирской — заместителем батюшки"; вообще в статье масса ляпов), служил в Отрадном у о. Валериана Кречетова, "которому одно время прочили духовную карьеру оца Александра Меня. "Именно благодаря разносторонее образованому батюшке Валериану (обитателю коммуналки в районе гостиницы "Россия"), эта простая деревенская церковь желтостенного классицизма, расположенная в двадцати километрах от Москвы, стала в середине семидесятых годов местом духовного общения столичной инеллигенции и кучки диссидентов". Вошел в Хельсинскую группу., преследует ГБ после ареста Крахмальниковой, но отец Татьяны - из номенклатуры. В 1987 подали на выезд, в 1988 выехали во Францию, ныне в Мюлуза, приход 60 человек. "Сейчас их практически не интересует то, что происходит в России, — они давно живут в другом измерении и совершенно счастливы в нем".

МЕМУАРЫ О. АВГУСТИНА НИКИТИНА

Архим. Августин Никитин свои мемуарные очерки об истории Церкви начинает упрёком Бакатину, который возглавил Лубянку после падения Горбачёва, но не выполнил обещания «расшифровать сексотов и стукачей». «В результате образовался духовный вакуум, и очередное поколение вступает в жизнь с незамутненным, хрустальным сознанием». (6). Он так анонсирует свой текст: «Книга, предлагаемая читателю, - тоже своего рода «ДСП» - для молодых пастырей, не имеющих иммунитета против «наследия светлого прошлого». Замалчивать его – это все равно, что говорить про церковную жизнь в Германии в 1930-1940-х годах без упоминания о концлагерях, застенках гестапо и о тех дьявольских играх, которые оно вело с «церковниками» (7).

Классический перенос: ведь «дьявольских игр с церковниками» гестапо не вело. Это делал Кремль.

Сам Никитин описывает нескольких доносчиков, но ни одного не называет по фамилии. Хотя описывает так, что после изучения хроники церковной жизни определить, о ком идёт речь, вполне возможно. Никитин пространно цитирует немногие публиковавшиеся в начале 1990-х гг. «исповеди» духовенства о сотрудничестве с Лубянкой, несколько раз подчёркивает, что нельзя было регулярно выезжать зарубеж, не сотрудничая плотно с «органами», однако и себя, и митр. Никодима, и других упоминаемых лиц изображает оппонентами советской власти, хитроумно водившими её за нос. Возможно, совесть его нечиста и поэтому он, видимо, бичует самого себя, а не других, когда пишет:

«Большинство людей всегда придерживается инстинкта самосохранения или, как это зовётся, «житейской мудрости». Это заставляет их сначала молчать, а затем поддакивать. В конце концов, это заставляет поверить всей той лжи, которая, как пыль, садится тонким слоем на картину прошлого. И когда невозможно уже ничего разлядеть – её подменяют тем, что выгодно выдавать за прадву. Кто потом осмелится опровергать официальную версию? Свидетели умирают, с ними умирает правда» (7).

В обширных мемуарах о патр. Алексии Ридигере – только апологетические цитаты из интервью самого Ридигера. Между тем, с этим иерархом Никитин не мог не сталкиваться многократно. Служил митр. Никодим мессы? Ни единого слова. Есть уверения, что митр. Никодим не был полковником КГБ (подразумевается – в отличие от митр. Питирима). Скорее всего, не был. Возможно, был на заре юности, но, как в «светской» советской иерархии после достижения определённого уровня в номенклатурной иерархии человек снимался с учёта как доносчик, так и в иерархии церковной, видимо, после определённого уровня уже не выполняли распоряжения, а совместно разрабатывали политику.

Как и в случае с Ридигером (ровесником Ротова) один из главных вопросов: как молодым людям удалось не служить в армии? О Ротове мемуарист пишет: «Загремел бы тайный монах в действующую армию. Но в первые послевоенные годы она и без того была «переукомплектована» … «Недокомплект» образовался к 1954 году, когда о. Никодим был уже приходским священником и призыву в СА не подлежал» (26).

На самом деле, сан вовсе не освобождал в 1954 году от службы в армии. Никодим родился в 1929 году и призыву подлежат в 1947 либо в последующие годы. Единственное объяснение: «органы» закрыли глаза и на пострижение студента в монахи в 18 лет, и на уход от военной службы, потому что Ротов дал согласие на «сотрудничество».

Однако, Никитин рисует картину страданий юного священника от доносчика-настоятеля, бывшего «обновленца». Обновленцы-де «вернувшись в Московскую патриархию, «опираясь на органы», «дорвались до корыта» и вели себя нагло и бесцеремонно: ведь у них – солидная «крыша» … Как зачумленные крысы. Обновленцы привнесли в церковную среду инфекцию «стукачества»: посыпалась лавина доносов – надо было отрабатывать «должок» (31).

Ротов в 1956 году, в 27 лет, отправляется в Русскую духовную миссию в Иерусалим. Никитин подробно рассказывает историю образования государства Израиль, но ни единым словом не объясняет, каким образом юный монах из рязанской глухомани оказывается на переднем фронте советской восточной политики – и через три года, в 30 лет, в разгар гонений на религию, возглавляет канцелярию московской патриархии и становится заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений. Через два года он занимает место собственного начальника и становится прямо председателем. Вместо этого Никитин помещает цитату из воспоминаний православного диссидента Краснова-Левитина о 1950-х годах. Десять страниц без единого упоминания о Ротове закрывают дыру в повествовании. Затем Ротова делает епископом Ярославля – вместо объяснения такого карьерного взлёта следует двадцать страниц рассказа о ярославских церковных диссидентах 1920-х годов. Это всё равно, как если автор биографии Сталина главу о 1937-м годе посвятит описанию лекций Бердяева в Париже в этом году. (Кстати, Никитин подробно, на нескольких страницах описывает, как Сталин был завербован охранкой, перепечатывает поддельный документ об этом).

В одном месте Никитин всё же пишет о Никодиме прямо и тут же проговаривается: «Обладая неограниченным влиянием в Московской патриархии, владыка Никодим продвигал своих ставленников в епископат, на должности, связанные с долгосрочным пребыванием за границей. Это была вынужденная мера. В те годы Совет по делам религий препятствовал обновлению епископата Русской православной Церкви на территории Советского Союза. А рукоположить архиерея для служения за границей – это пожалуйста» (71).

Конечно, всё наоборот. «Для служения за границей» архиерея рукополагали куда более «надёжного». И откуда взялось «неограниченное влияние»? Единственный ответ: митр. Никодим, его отдел и его ставленники проходили по другому ведомству – не КГБ, а внешней разведки. Отсюда и совершенно особое финансирование, поражающее размахом, в том числе, при чтении мемуара Никитина.

Сказав одним абзацем о странном «неограниченном влиянии» Ротова, Никитин возвращается к анекдотам, слухам и заканчивает цитатой из интервью председателя ГКБ Крючкова, обвиняющей Ельцина в работе на США. Опять перенос!

Митрополит Никодим умер в 49 лет. Никитин коммментирует: сгорел на работе. Ненавистный Никитину его преемник – митр. Антоний Мельников – умер в 62 года, и Никитин прокомментировал: «Ложь вредно отражается на здоровье человека» (85).

P.S. На всякий случай: митр. Кирилл Гундяев, безусловно, так же связан с различными "службами", как и митр. Никодим. Тем не менее, это не делает его хуже митр. Климента - на всякий случай замечу. Это вообще не делает его "плохим". Человек - система сложная, история - ещё более сложная, и упрёки митр. Никодиму и его преемникам предъявлять стоит, но совсем не за экуменизм и криптокатоличество (которые были очень поверхностны), а за другое. Но об этом в продолжении отзыва на мемуар о.Августина. Который, замечу, судя по его статьям очень и очень добрый и умный человек. Только когда добрый человек пинает митр. Антония Мельникова, это куда, боюсь, срамотнее, чем когда митрополита пинает такая известная злобная сволочь как автор этих строк.

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова