Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов

СТРАНА ДЕЗЕРТИРОВ

Психология крипто-советских интеллектуалов

 

Миф о влиянии интеллектуалов

Ср. о поиске виноватых в революции 1917 года.

Часть мифа о всесилии народа. Диссидентка - из тех, что выбрали курс на заигрывание с Кремлём - Людмила Алексеева и Георгий Сатаров, из тех ельцинских помощников, которые считают себя большими демократами, собираются конгресс и заявляют официально: "Власть плоха в той мере, в какой мы сами позволяем ей быть таковой" (Алексеева Л., Сатаров Г. Зачем нам нужен Конгресс? // Новая газета. - 9 дек. 2004 г. - С. 4).

Значит, достаточно собрать конгресс и принять заявление: "Не позволяем власти быть диктатурой!" - и всё переменится? На майдан выходить не надо, это экстремизм? Конечно, это демагогия самого большевистского толка: товарищи, всё зависит от вас, навались! Достаточно указать на атомную бомбу, высокие цены на нефть и огромную милитаризацию страны, чтобы понять: вполне возможны режимы, при которых от народа ничего не зависит, никакая оппозиция ничего добиться не может. Грустно? Нет - только от лжи бывает грустно, от реальности бывает остро, пряно, задорно, но не грустно.

Только интеллектуал своим самопожертвованием (т.е. предательством идеалов) умеряет жестокость власти.

Вл.Бонч-Бруевич еще в 1918 г. говорил знакомому (будучи фактически главой правительства): "Наша задача умиротворить ненависть. Без нас красный террор был бы ужасен [...] Вероятно, мы погибнем. Меня расстреляют". Не расстреляли - в отличие от миллионов других. Я был в его роскошной квартире-музее. Идеология его пережила: любой интеллектуал при губернаторе убежден, что без него было бы хуже.. А с ним - "да, ужас, но не ужас-ужас-ужас".

На самом деле, тут интеллектуал рассуждает вполне как чиновник - это часть знаменитых "номенклатурных ножниц", благодаря которым и добро, и зло объясняются к выгоде для себя.

Интервью Лихачева в "Иностранце" (6.10.1999): хвалит Наполеона за любовь к искусству и праву. Отрицает, что культура должна дистанцироваться от власти: "Дистанцироваться от власти нельзя. Иначе она дичает. Признаки этого уже налицо. Когда власть одичает, ее нужно бояться. Подле нее должен быть врач". Однако, требует дистанцирования от церкви: "Самодержавие и православие не должны быть рядом" (Лихачев, оказывается, стал за монархию). Вот Лихачев и был идолом советских интеллектуалов, которых власть создала, выдрессировала, и которые без этой власти себя не мыслят. Идея быть врачом у дикой власти высмеяна была еще Щедриным в заметках о либералах, мечтающих водить начальство за нос, но обнаруживающих, что носы начальства для этого мало приспособлены. Эдакое светское ханжество, если определить ханжество и фарисейство как веру в то, что ты можешь и должен подсказывать Богу, что Ему делать. Славословия Лихачеву были столь непристойны, что Мария Колдобская (Новое время, №40) возмутилась: Лихачев-де "поддерживал иллюзию европейской России, культивировал миф интеллигенции, ... за этот бальзам на раны его и любили". Достаточно саркастично она подчеркивает, насколько карьера Лихачева тривиальна: "Возвращение в Ленинград без поражения в правах, в сталинские годы научная карьера в области, считавшейся идеологической, в старости — публичный триумф".

Драматург Елена Гремина: "Когда демократы были у власти, в центре процесса, цензура отменена... Был шанс делать что угодно! С помощью механизмов культуры влиять на менталитет. И ТВ здесь - самый эффективный способ. Но гуманитарное влияние ушло в инфорационные войны" (Гремина Е. Требуется Родина с человеческим лицом. // Новая газета. - 11 окт. 2004 г. - С. 21)

Александр Архангельский (Известия, 13.1.2003) бичует интеллигенцию: она и перестройку, оказывается, «безответственно заболтала», она и оказала на власть такое «моральное давление», что та не решилась проводить реформы, она, в конце концов, отказалась вместе со всей страной «принимать новые экономические реалии и участвовать в политической жизни».

 

«Московские политтехнологи, пользуясь жадностью СМИ, привели в Москве к власти таких людей, что выборы перестали иметь смысл и работа политтехнолога никому больше не нужна». – Валерий Панюшкин. Вестарбайтеры. // Большой город. – 15 окт. 2004 г. – С. 15.

Телеведущий С.Кучер: «У нас СМИ никогда не были самостоятельными. В лучшие времена … разные СМИ принадлежали разным олигархам, которые играли в свои игры. Создавалось ощущение свободы слова, но на деле это был просто плюрализм мнений. … Если бы я был уверен, что нынешняя информационная политика приведёт именно к стабильности и сытости, - я бы первый призвал коллег не мешать власти. … Я искренне верю, что Путин и наиболее разумные люди из его окружения … всё-таки найдут адекватный баланс между «информационной безопасностью» и здоровой взаимосвязью власть-общество». Кучер С. Не люблю суетливых теледвижений. / Новая газета. – 14 окт. 2004 г. – С. 9. Он же: «Когда я поступал в МГИМО в 80-м, наша специальность на бумаге … называлась тремя буквами: ИПР – информационно-пропагандистский работник».

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова