Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

СТРАНА ДЕЗЕРТИРОВ

СЕКТОФОБИЯ

А тут об истории определения того, что такое "секта".

* * *

*

В июле 2008 г. Григория Грабового осудили на 11 лет за мошенничество. Суд - тот самый, "басманный". Суд позаботился не включать в приговор инцидент, с которого началась травля Грабового - его связь с "матерями Беслана". За два года следствия (Грабовой всё это время сидел в тюрьме, что по европейским критериям само по себе является пыткой) добились от одиннадцати человек исков к Грабовому - сперва исков не было. Никакие предосторожности Грабовому не помогли. Он оформлял деньги как плату за семинары и консультации, не как плату за обещание воскрешения мёртвых. Юридически он всё сделал правильно. Только к юриспруденции не всякий суд имеет отношение. Судья просто заявила: "Грабовой брал с них деньги и сообщал, что их родственники воскресли и они скоро смогут встретиться". А доказательства... Воскресение разве можно доказать?

Встречаются два адвоката.

- Советское правосудие воскресло!

- Неправда, оно и не умирало!

Приговор украшен фразой: "Грабовой использовал систему психологического воздействия на потерпевших, косвенное внушение и искажение процессов мышления".

Таким образом, практика опережает закон. Чтение в сердцах побеждает: посадить могут за то, что человек, по мнению судьи, "исказил процесс мышления" своего ближнего.

Зачем Кремлю и его обслуге сажать Грабового - один вопрос, не очень сложный.

Сложнее понять, почему это вызовет у многих совершенно незаинтересованных господ живую радость. Наверное, потому что они решат, что в России стало больше порядка. Классическая российская болезнь: отождествлять "больше порядка" с "меньше правопорядка".

*

Татьяна Зильбер (Известия, 23.7.1999). В Кемерово бабушка, учительница истории, украла внучку у невестки (с сыном та в разводе). Районный суд и городской постановили вернуть ребенка, но областной постановил: установлено, что летом 1998 г. Е.Шалыгина (мать) "прошла обряд крещения, отличающийся от обряда, производимого официальной церковью ... С учетом вышеизложенного при новом рассмотрении дела суду необходимо определить юридические значимые обстоятельства". Оксана Усманская, зам. председателя Кемеровского обл. суда на вопрос, существует ли у нас "официальная церковь" ответила: "Конечно. Православие!". Потом поправилась: "Ну правильней сказать — традиционная религия". Зильбер удивляется: ведь нет юридического понятия "традиционная религия". А что удивляться: ведь в законе о религии этот термин употреблен, так что он теперь — юридический. Вот так — начиналось с того, что доказывали нам: это все лирика про "традиционность", а вот уже из-за этого плачет мать и страдает ребенок. Мать крестилась у баптистов ЕХБ, но в документах суда баптистов постоянно называют сектой. И тоже — а что тут удивительного, разве в самих "Известиях" этот термин не используют?

*

В Омске в августе 2007 г. чиновник мэрии Александр Голев ("директор департамента информационной политики и общественных отношений") заявил, что баптисты - "недружественная религиозная организация", огласил список их миссионерских предприятий, осудив таковые.

Его помощник - Евгений Лобунец, "начальник сектора по взаимодействию с национальными и религиозными организациями департамента информационной политики и общественных отношений", заявил: "Сейчас проблема сомнительных религиозных организаций стоит в нашей стране очень остро. Назвать их, впрочем, я не могу, специфика ситуации такова, что все они зарегистрированы, соответственно на меня подадут в суд".

Баптисты выступили с протестом, подчеркнув, что они исправно молятся за губернатора Омска и прочие власти.

"В ответ на выступление Малюты Скуратова, назвавшего протестантов сомнительной сектой, представители лютеран заявили, что они неустанно молятся за царя-ирода"...

*

*

Из постановления о привлечении Грабового в качестве обвиняемого: "Посетитель [семинаров Грабового] вводился в состояние религиозной веры в идеи Грабового". Проверка тестом Христа: "Слушатель Нагорной проповеди вводился в состояние религиозной веры в идеи Иисуса".

Грабовой сидит без суда с сентября 2006 года. Когда лет через пять деньги граждан России будут выплачены правительством Грабовому в качестве компенсации за беззаконие - помните, помните, почему кто-то умирает от нехватки не то что лекарства - врачей. Пенсия маленькая, бабушка? А Грабового одобряешь, что сидит без суда? Одобряешь... Так вот, бабушка, ты из пенсии двести рублей заплатила, чтобы Грабовой сидел...

*

Борис Клин, которого 17 ноября 2006 г. патриарх Алексий Ридигер наградил грамотой, 16 марта 2007 г. опубликовал в "Известиях" статью, в которой потребовал, чтобы представители Русских Православных Церквей, которые не подчиняются Московской Патриархии, обязательно указывали свою юрисдикцию. В качестве примера фигурировал о. Михаил Ардов, который по телевизору появляется в рясе, говорит вещи, кажущиеся Клину нехорошими, а народ возмущается не Ардовым, а Московской Патриархией.

Представление о Церкви как об идейно монолитной организации, в которой все лишь озвучивают мнение лидера, - это светское, более того - партийное представление, перенесённое на Церковь.

В Московской Патриархии как раз предостаточно людей со взглядами столь же неприличными (в интеллигентном обществе), как и у о. Михаила Ардова. Нашумевшее в феврале 2007 г. письмо еп. Диомида - самый свежий пример. Та же, что у Ардова, ненависть к иноверцам. Нападки на "Мастера и Маргариту", которые возмутили Клина, - общее место и у публицистов Московской Патриархии.

*

Комиссия по вопросам религиозных объединений Якутии, секретарь её Аф.Николаев сказал о протестантах: "раскалывают население по религиозному признаку и фактически реализуют установку, которую в свое время давал Адольф Гитлер". В мае 2006 г. в газете "Якутия" А.Николаев связал появление неправославных церквей "со стремлением ряда иностранных государств, в первую очередь США, укрепить свои позиции в России и ослабить нашу страну, расколоть ее население по религиозному признаку путем создания своеобразной «пятой колонны», нетрадиционных религиозных организаций протестантов, католиков, новых религиозных движений".

Своеобразие деспотизма 2000-х гг. во-первых, в преобладании антизападнической риторики над любой иной. Ближайшая этому причина, видимо, приход к власти представителя именно той части Лубянки, которая боролась с Западом. Вторая и более принципиальная причина: отсутствие какой-либо своей идеологии. У большевиков был хотя бы марксизм. Внешний противник был гарниром к противнику внутреннему - социальному. Лишившись марксизма, большевики лишились идейной базы для чистки. Внутри страны изменять нечему, всякая измена теперь фундируется как измена с внешним врагом.

Ещё одна оригинальная черта деспотизма 2000-х: система, изначально сформированная как нисходящая, пытается стать восходящей. Лубянка после Сталина, при всём своём могуществе, была структурой не только вторичной по отношению к партийной элите, но и структурой сильнейшим образом бюрократизированной, лишённой первоначального энтузиазма. Этим, помимо прочего, объясняется и "провисание" российского деспотизма в конце XX в. В 2000-е годы система попыталась обрести страстность, яростность, для чего прибегла к услугам наиболее "отвязанных" пост-советских интеллектуалов. Разумеется, поскольку деспотизм со страстностью несовместим, все усилия привели только к имитации энергичности. Преобладающим стилем поэтому стала имитация высокомерной уверенности в себе.

*

А.Л.Никитин зафиксировал гонения на неподотчётную властям Церковь уже в феврале 1991 года: в Ленинском райисполкоме Калуги он ознакомился с ориентировкой, разосланной из Москвы председателям городских и районных исполкомов: "Принимать своевременные меры к недопущению организации в городе, районе приходов (церквей) с канонической юрисдикцией (подчинением) зарубежной церкви, деятельность которой враждебна советскому государственному строю" (вход. №116 от 14 февраля 1991 г., цит. в: Польский, 1931 (изд. 1995), с. 97, прим. 3).

*

Бывший глава Чеки Николай Ковалев, ныне в госдуме возглавляет комиссию по борьбе с коррупцией: "Честному человеку бояться полиграфа смешно ... Модный за последнее десятилетие тезис о всесилье КГБ -- эта карта была хорошо разыграна ... Да, были попытки проникновения в некоторые сферы деятельности, которые контролю не подлежали. Но с другой стороны, по требованию демократической общественности сейчас мы не контролируем общественные организации, партии. К чему это привело? Расцвел махровым цветом национализм, религиозный фанатизм -- все из-за того, что потерян контроль во многих структурах" (Независимая газета, 22.12.2001). Так вот почему расцветает православный фундаментализм: чекисты утеряли власть над Патриархией. Кто бы мог подумать! Не имеет же Ковалев в виду, скажем, протестантов или прочих загнанных за можай инославных. А какая откровенность: уже без кавычек нападает на демократов (еще год назад заявил бы, что он -- настоящий демократ). Прямо призывает к нарушению закона: ведь закон запрещает чекистам "контролировать" религиозные организации.

В Борисоглебске в 2002 г. игумен монастыря подал в суд на капитана-милиционера, который зашел в церковь с бутылкой пива и в украшенной чем-то вроде черепа на молнии и креста вверх ногами черной куртке. Капитан любит рок-музыку. Прокурор Валетина Матвичева заявила: "Кого считать сатанистами — тех, кто любит рок-музыку, или тех, кто гадает по картам? Я уверена, что на самом деле никаких таких страшных сатанистов, которые совершают обряды с человеческими жертвами и так далее, мы никогда не найдем, потому что их у нас просто нет". (http://www.province.ru/publishing/index-izdanie.html?get=934571957&number=2002.19&s=6&r=2).

*

В Пскове в 2002 баптисты ("Эммануил", Виктор Петкевич) подают в суд на власти (заместитель главы И.Калинин и начальник управления строительства и архитекторы Ю.Носов), запретившие им реконструировать свою церковь на ул. Красных партизан, 7 - п.ч. против выступил православный епископ, у которого по соседству две церкви и епарх. управление.

*

Диктатура не поощряет особой тонкости в методах. Да ей и нужны грубые методы - чтобы напугать противника и ослабить его волю. Правда, эта грубость иногда не пугает, а смешит. Впрочем, только наблюдателя со стороны. Смешно было читать в газетах, что одному нефтяному нэпману, которого власть выбрала (вполне произвольно) для показательной казни во устрашение прочих нэпманов, поставили в вину, что кролики на принадлежавших ему землях ели слишком много травы, так что там могло начаться опустынивание. Но нэпмана посадили в концлагерь рядом с урановым рудником, ему-то было не до смеха. В Иваново 14 мая чекист С.А.Пищугин, взяв с собою для прикрытия милиционеров, нагрянул на миссионерскую встречу в кинотеатре и задержал пятнадцать баптистов, обвинив их в нарушении закона о печати:

"Объектом осмотра является брошюра религиозного содержания под названием «Новый Завет и Псалтирь». Брошюра размером 7 на 12 см в синей обложке, количество страниц 659. В данном издании имеются следующие нарушения порядка объявления выходных данных: отсутствие данных главного редактора, порядкового номера выпуска и даты его выхода в свет, индекса, тиража, адреса редакции, издателя, типографии. Данная брошюра раздавалась гр. Левочкиным Романом Валентиновичем по адресу пр-т Ф. Энгельса, д. 87".

Комично требование, чтобы у Евангелия был "главный редактор". Пока это требование - не к Вам.

*

Ср. циркуляр еп. Германа Моралина 2005 г. с требованием доносить на сочувствующих "сектам".

Кто там доказывал, что введение регистрации дело безобидное и к гонениям не приведет? 5.4.2001 горсуд Амурска ликвидировал пятидесятническую общину "Победа веры" (200 членов) за то, что они (а) использовали домашний адрес в качестве юридического". Уполномоченный по делам религий Хабаровского края Виктор Никульников заявил, что если пятидесятники зарегистрированы в Амурске, то они не имеют права проповедывать в других городах края. В Вяземске (2 часа от Амурска) пятидесятникам 19.5.1999 письменно отказали в возможности арендовать здание для богослужений: "Российская Федерация - светское государство, в котором церковь отделена от государства. Использование общественно-культурных институтов государственной или муниципальной собственности для религиозных проповедей является нарушением конституционного порядка Российской Федерации" - подписал председатель местного совета А.Остапец. А в Нанайском районе того же края 7.9.1999 председатель сельсовета Иннокентьевки В.Иосифов издал постановление о запрете миссионерской деятельности "Победы веры", поскольку та не зарегистрирована в районе. Ист.: Джеральдина Фейган, статья для Кестона.

*

Реставрация... В 2004 году московские власти выгнали буддистов из здания у м. "Курская", где община "Ринчен-линг" находилась с 1997 г. Тогда помещение дали в аренду на 15 лет, буддисты его отремонтировали. Теперь объявлено, что здание сносят. Община была основана в 1992 г., вторая по численности в России, почему и могла содержать помещение. Она также владела лагерем в пос. Сосновый Бор под Павловым Посадом - бывший пансионат. В январе 2006 г. отобрали и это помещение. Буддисты стали проводить семинары в помещении одного из еврейских культурных центров.

*

Атака на Григория Грабового, которая в сентябре 2005 года приобрела – в том числе, благодаря «Известиям» - характер массовый, выызвает у разумного человека недоумение, а если разумный человек ещё и верующий – то и озабоченность.

Нормально критиковать Григория Грабового за обещание воскрешать умерших. Ненормально останавливаться: если уж не верите в возможность воскресения мёртвых, то критикуйте и о. Александра Меня, и митр. Антония (Блума), и Папу Римского, называйте обманщиком и автора этих строк. Общего у Грабового с Менем не то, что оба веруют в воскресение, а то, что оба получали деньги в связи со своими религиозными убеждениями. Нет – с точки зрения доказуемости - принципиальной разницы между рассказами Евангелия о том, как Господь Иисус воскресил дочь вдовы из городка Наин, и рассказами поклонников Грабового о том, как он кого-то воскрешал.

Нормально обвинять Грабового в мошенничестве. Но если уж полагаете, что религия и деньги несовместимы, тогда критикуйте и духовенство всех религий. Не останавливайтесь: ищите доказательства того, что Грабовой брал деньги именно за обещание воскрешения. Нет доказательств? Молчите. Ненормально, когда «против овец молодец, а против молодца и сам овца». На Грабового выплескивают ненависть, которую не смеют выплеснуть на Церковь. А до этого претензии к православию проецировали на ислам, на Аум Синрике, на католиков.

Нормально полагать, что знакомство с Грабовым дискредитирует. А что, сидеть за одним столом с президентом России – не дискредитирует? Кто виновнее: кто не воскресил убитых газом и огнём детей или тот, кто приказал задушить газом и сжечь, лишь бы казаться сильным властителем? Демагог, играющий на лучших чувствах людей - жажде видеть живыми своих любимых, или демагог, играющий на худших чувствах - циник, хам, лгун? Кто обещает сомнительное воскресение или кто несомненно убьёт атомной бомбой миллионы, лишь бы сохранить позолоченый кабинетик?

Печататься в газетах, где на одной полосе нормальные материалы и «заказные» фельетоны против какого-нибудь банка, где одновременно проповедуют демократию и расизм с цинизмом – не дискредитирует? А быть русским - когда быть русским в глазах совестливых людей означает быть нациствующим милитаристом, невежественным, трусливым, норовящим сделать любую гадость, если будет гарантия безнаказанности? Тем не менее, нужно и называться русским, и быть – быть русским, быть таким верующим в воскресение, чтобы никто не мог дурного слова сказать о России или о Христе.

Журналистка одновременно критикует власти за антидемократичность – мол, Каспарова в Беслане травили – и тут же требует от этих же самых властей быть ещё более антидемократичными, затравить ещё и Грабового. А надо требовать, чтобы никого не травили. Веруют не в силу и свободу личности, а в слабость человека и в то, что вертикаль власти должна компенсировать эту слабость. Нет! Любит каждый своим сердцем, а не чужим – и в одиночку человек должен разбираться с Грабовым, Христом, Асахарой.

Люди, которые призывают власти наказать Грабового, лицемеры. Они зовут прокурора – и тут же заявляют, что не верят прокурору. Зовут милиционера – и заявляют, что все милиционеры куплены. Призывают отдать Грабового под суд, но судебную систему открыто называют бессудной, каковой она и является. Вот результат компромисса с деспотизмом: если демократия изгнана, если из души вытравлена вера в возможность и необходимость свободы, то в душе поселяется паранойя, противоречащая самой себе.

«Я хотя и неверующая, но знаю, что воскрешения не может быть», - сказал один из критиков Грабового. Абсурд? Нет, она имела в виду: «Я хотя и неверующая, но знаю, что воскрешения не может быть, кроме того, вера в которое одобрена государством».

Плохая новость: воскресения не может быть и тогда, когда его санкционирует государство.

Хорошая новость: там, где побеждена и вера в государство, и недоверие к нему, там открывается возможность настоящей, а не иллюзорной веры, и настоящего воскресения – без милицинеров, без лекций, без человеческих усилий, без денег, зато – с Христом.

Общего у Грабового и Каспарова не то, что оба чемпионы, а то, что они никаким судом ни в чем не только не признаны виновными, но даже не обвинены.

Демократически настроенные люди, которые требуют отдать Грабового под суд любой ценой, недооценивают роль права. Это общая российская болезнь. Меня спросил: что ж, и Эйхмана (уничтожавшего евреев) нельзя было судить? Да, Эйхмана нельзя было похищать, это было нарушение международного права. И суд над ним был пародией над законом, дискредитацией идеей суда. Это была месть в правовой оболочке. В России, где закон не уважают власти, хотя бы люди, стремящиеся к свободе - должны особенно уважать закон.

Уважение к Закону в современной России прежде всего означает отказ пользоваться тем, чем Закон подменили. Это называется гражданским неповиновением. Неприлично одновременно критиковать Басманный суд за расправу над Ходорковским и волочь на расправу в Басманный суд Грабового: "По закону-то он ни в чём не виноват, но давайте используем беззаконность нашего суда для торжества добра!" А уж подозревать, что Грабовой - или шум вокруг Грабового - это спецоперация спецслужб, есть проявление того же душевного расстройства, которое людей иных убеждений заставляет во всём видеть жидо-масонский заговор.

Манипулятивная психология - когда ненавидят Церковь, но готовы вместе с нею охотиться на мошенника. Цель оправдывает средства - ну ладно, это так у ксендзов, у большевиков, у психопатов-сектофобов, но с каких пор это и у демократов так? Или это проявление наполеоновской мании? Мол, сейчас мы в союзе с большими мерзавцами придушим маленького, а потом придушим больших мерзавцев? Не надейтесь, потом - большие мерзавцы придушат вас, причём используя именно вашу "демократическую" риторику.

 

*

В Подмосковье на дереве нашли отрезанную голову человека, уж год висела. "Не исключен и вариант, что некто стал жертвой черных сектантов" (Вечерняя Москва, 21.7.2000). Тоже -- новояз; с таким же успехом можно написать: "Не исключен и вариант, что некто был зарезан президентом России". 

*

Анд.Себенцов из президентской администрации мягко критикует Патриархию. Ну, конечно, как и положено чиновнику, подвирает в ее пользу немножко: например, утверждает, что вернуть всю церковную землю "невозможно, и Церковь это прекрасно понимает. Так вопросы ею не ставятся". А ведь вопрос ставился - в письме патриарха Путина после собора 2000 г. Но основной удар он направляет против "экстремистов": переделать ст. 14 нынешнего закона так, чтобы легче было с ними бороться: "Признаками религиозной организации считаются воспитание и обучение, и если граждан так воспитывают и обучают в некоторой религиозной организации, что они, следуя велениям своей совести, совершают нехорошие поступки, значит, с этой организацией не все в порядке и ее, наверное, надо ликвидировать, и у суда есть, что рассматривать. Мне кажется, что такой подход был бы весьма разумным, и вполне возможно, что такое предложение может быть и принято". Интересно, как суд будет анализировать причинно-следственную связь между обучением и совестью? Себенцов издевается над московским судом, который обвинил иеговистов, что они воспитываются на примере Самсона, убивавшего филистимлян - но сам приходит к такой же логике. Интервью дано сайту "Религия и СМИ" (http://www.religare.ru), организованному в рамках инициативы Павловского "Гильдия религиозной журналистик Медиасоюз" А.Щипковым, собственно за сайт отвечает А.Кырлежев.

*

Дм.Калюжный защищает погром в музее Сахарова как борьбу с теми, кто оскорбляет религию, и приводит пример: "Верь в любого бога, или во всех сразу, или ни в какого. Но чтобы, проходя мимо храма, сбить с ног православного, который крестится, ничего не замечая, - это нет, нельзя" (Литературн. г., 17.9.3, с.5). А ведь защищает он именно тех православных, которые не умеют молиться так, чтобы не замечать, что в каком-то там центре что-то там выставили, и которые пришли и разбили.

Аналогичным образом в 2005 г., нападая на Г.Грабового, сектофобы возмущались идеей, что каждый должен в одиночку сопротивляться проповеднику воскрешения. Сравнивали это с тем, как если бы прохожий, увидев девушку, на которую напали хулиганы, не позвал бы милицию - пускай, мол, одна отбивается. Между тем, и в данном случае все в реальности было прямо наоборот: один проповедник против нескольких десятков "девушек", которые пришли на его проповедь. А "милиционеры" - это как раз те тысячи военных, которые поубивали детей несчастных матерей Беслана. Что ж, если у партии власти символ - русский медведь, то и помощь в борьбе с насильниками будет медвежьей услугой - убьют девушку вместе с насильниками и еще пару прохожих.

Недостающее звено между сектофобией первой половины 1990-х и исламофобией второй половины: Татьяна Дмитриева из института Сербского сравнивает подготовку террористок с "зомбированием". "Набирают женщин молодых, с учетом их воспитания, проживания на территории, где была или идет война. У них нет никакой информации из внешнего мира, нет образования. Как правило, они потеряли мужей или всех своих близких. ... Их изымают из привычных условий, используют их покорность, страх. ... Имеет место и зомбирование". "Мы как аналог взяли модель, когда женщины, мужчины оказываются в различных сектах, и эти секты порой толкают к суициду" (Жить в России самоубийственно. - Российск. г., 26.7.3).

*

Статья Саракаевой о глоссолалии интересна как пересказом некоторых зарубежных исследований, так и сочетанием академической терминологии с конфессиональной предубежденностью. Автор пишет: "Парадоксально, что сами пятидесятники не скрывают, что глоссолалию можно совершенствовать и закреплять с помощью тренировок (что, по нашему мнению, в корне противоречит их же интерпретации глоссолалии как дара Божьего, изливающегося на достойного по воле Святого Духа)". На чем основано это "наше мнение"? На философской предпосылке? На бытовом предрассудке? На православии, как его понимает автор? Последнее представляется наиболее вероятным, учитывая написание религиозных терминов с прописных букв. Между тем, с научной точки зрения несомненно, что в религиозной психологии всегда сочетается вера в спонтанность благодати и уверенность в том, что эту спонтанность следует закреплять, к ней следует готовиться. В этом отношении различия между пятидесятническими "тренировками" и православной "аскезой" нет. Усмотреть противоречие между спонтанностью и подготовкой может лишь атеистическое сознание, не имеющее опыта духовной жизни (или, точнее, не осмыслившее его) либо неопытное религиозное сознание. Неофит часто мыслит как атеист, только он исключает из алогического скепсиса собственный религиозный опыт. На таком избирательном скептицизме строится православовидная сектофобия, пришедшая в России на смену большевистской религиофобии.

*

Петр Алешковский, зам. гл. ред. "Книжного обозрения" критикует "секты" - мунистов, сайентологов, уп., что вел диалог с Дм. Харитоновичем, автором книги "Масоны" "о феномене возникновения различных сект и эзотерических учений в те моменты развития человечества, когда религия сдает позиции и на первый план выходит наука" (Известия, 28.8.2002). Алешковский и Дмитрий Харитонович против вообще всякой религии или только против тех, кого разрешено травить сейчас?

*

Фельетон Марка Дейча против свящ. Глеба Якунина (Московский к-ец, 7.6.1997) - это когда о. Глеб подал в суд на друга Дейча Дворкина, требуя обуздать господина сектоборца. Здесь ведь частный случай общероссийского явления 1990-х. Репутации многих лидеров - больших, как Ельцин, и небольших, как Дейч - составлялась за счет их оппозиционности. Оппозиционность часто была сугубо символической: человек тайком дружил с диссидентом, читал подпольную литературу. Человек искренне радовался тому, что пожал руку Якунину, был тенью Сахарова - кончиком тени. И вот, хвастаясь тем, что она тень Якунина или Сахарова, тень пришла к власти - большой или маленькой - и стала сперва помогать идеям Сахарова и Якунина воплотиться, разумеется, дополняя своих героев по своему разумению, а потом - и до сего дня - и исправляя. И доисправлялись до того, что тень убила - или думает, что убила - того, тенью которого была. Теневая экономика, теневая личность...

Схожий процесс со многими людьми, которые в 1970-80-е были активны, были верующими, прилагали усилия для осуществления каких-то планов, и вот - по тем или иным слабостям либо вовсе перестали веровать, либо веру превратили в сугубо частное , ни к чему не обязывающее свойство персоны, вроде цвета волос. Тем не менее, поскольку в их жизни так и не появилось другого столь сильного интереса или потому, что эрудиция, навыки, личные связи у них завязались в период веры, они остаются где-то у церковных стен. Журналистами, религиоведами, библеистами. Чувство неполноценности у них все-таки появилось, хотя держатся они в высшей степени уверенно - как же, превзошли самое религие!. От сознания неполноценности они агрессивны как расстриги (часто они и есть расстриги, только не формально отрекшиеся): уверены, что все священники - сволочи, гомики и лицемеры (и Мень? все! все!!), что воскресение Христа придумали после апостола Павла, труды которого, однако, они продолжают изучать, благо это дает заработок и социальный статус. Твердят, что источник антисемитизма - христианство... И это еще достаточно благородная позиция в сравнении с позицией тех, кто формально вроде бы остается верующим и даже "церковным", но превращает церковность просто в трибуну - как у того же Дейча, одной ногой борющегося с фашизмом, а другой ногой, языком и ручками поддерживающего тоталитаризм наших сектоборцев, у Кублановского, обличающего распущенность телеэкрана, и мн. дрр.

*

В Екатеринбурге милиция освободила из "реабилитационного центра" в пос. Шарташ 19 девушек-наркоманок, которых там держали принудительно - приковав за ногу к кровати, на воде, хлебе, луке. Д.Соколов-Митрич (Известия, 18.9.3) не отрицает, что это нарушение УК, ст. 117 - истязание, но подчеркивает, что это же ради блага девушек, а милиционеры подонки - защищают-де право наркоманов умирать от передозировки. Ага: давайте всю Россию прикуем к постели. Протестантов, наркоманов, олигархов, милиционеров... Всех детей в сиротские дома - с согласия, конечно, родителей. Мне нужно запретить совершать богослужение - во-первых, потому что никто не должен сметь оскорблять чувства прихожан Патриархии, и авторские права на богослужение принадлежать могут лишь ей, во-вторых, потому что с точки зрения многих собратьев я просто гублю свою и чужие души, на что право имею, но разве можно спокойно смотреть, как я иду прямохонько в ад? нет, сердце их, надеюсь, рвется меня спасти... Лишь бы меня не приковали к одной кровати с наркоманкой - бедолаге и так плохо, а тут еще такое рядом с собой увидит, так просто прекратит дыхание свое.

*

26 марта 2003 г., судья Е. А. Булучевская (Симоновский суд г. Москвы) отклонила иск Новоапостольской церкви к чекистам, заявив, что от имени такой церкви может жаловаться лишь апостол. В июле 2000 г. Министерство образования РФ распространило по учебным заведениям Письмо "О деятельности на территории России представителей нетрадиционных религиозных организаций" (№ 549/28-16 от 12.07.2000). В приложении к письме поливались грязью "секты", в т.ч. Новоапостольская церковь: "Представители... иностранных сектантских общин... используя религиозное прикрытие... собирают ... военную и другую информацию, разжигают экстремистские настроения.... В ряде общин, находящихся под их влиянием, насаждаются религиозных фанатизм и экстремизм, культивируются асоциальность, отрицание конституционных обязанностей, наносится ущерб нравственному, психическому и физическому здоровью членов этих общин...". В общем, в годы войны сотрудничали с гестапо.

Подали в суд на минобраз, а минобраз заявил, что просто воспроизвел бумажку чекистов за подписью зам. директора ФСБ В. Комогорова (№ 2224-Кв от 29.5.2000). Тогда чекистов привлекли как соответчиков. Полтора года волынили, и 26.3.3 чекисты заявили в суде, что Управленческий центр Новоапостольской церкви в России и подписавший исковое заявление президент Управленческого центра "не являются надлежащими заявителями по делу. Почему? Представитель ФСБ пояснил, что "в письме говорится о Новоапостольской церкви как таковой, а не об управленческом ее центре в России", следовательно, Центр истцом по этому делу выступать не может. На вопрос истца, кто же может обратиться с такой жалобой, был дан ответ - "Первоапостол вашей церкви".

Центр Пчелинцева и Ряховского, который защищал новоапостолов, не выдержал и разразился чем-то вроде фельтона: что ж теперь, баптистов в суде должен представлять Иоанн Предтеча, в большинстве европейских языков известный как "Баптист"? Буддистов - Будда? Кришнаитов - Кришна? Я бы продолжил: католиков должны представлять каты, харизматов - хари, а министерство образования вместо себя должно отправлять в суд мини-образа.

*

Наркомпрос Вл. Филиппов (Родительское собрание при МН, №5, 2003, с. 8) объясняет, почему сотрудничает лишь с МП - вплоть до ежеквартальных совещаний: потому что РПЦ одна, а с мусульманами собрались было подписывать соглашение, но "в России несколько мусульманских конфессий, с каждой из них оформлять отношения не имеет смысла, а договориться между собой, кто будет представлять их общие интересы в соглашении с Министерством образования, руководители духовных управлений мусульман не смогли". ! Филиппов искренне не ведает, что православные не менее раздроблены, что есть несколько старообрядческих юрисдикций, карловчане, суздальцы, что есть и инославные христиане - это они просто не в состоянии. "Разделяй и властвуй" - это у нормальных диктаторов, а у этих - "Игнорируй и властвуй". А название интервью - оно ж цитата: "Свободы совести не может быть много". Казалось бы, идиома, ну, чуть изменили - а вышел ефрейторский окрик, как с "Души прекрасные порывы!"


Смерть студента инъяза: якобы был членом некоего "братства монахов", ездил в Сергиев в монастырь (значит, православные?). Милиция почему-то сообщила журналистам, что это секта: "Приверженцам нового вероучения предписывалось отрешиться от всего мирского, а к остальным людям относиться с пренебрежением и свысока". Может быть, это со слов отца. Милиция полагает, что юноша был наркоманом, родители заявляют, что это невозможно. Формулировка "МК" (16.1.4): "По имеющимся у милиции данным" может ведь означать "милиционерам неохота ничего расследовать, они решили объявить юношу психом". Юноша хотел ехать в монастырь, мать заперла его в комнате, тот полез в окно 6 этажа и сорвался. Конечно, в этих условиях верить родителям сильно не приходится, как и милиции. А вот что молодой человек "запал" на монашество, а родителям монашество показалось "новым вероучением" - вероятно. Один из путей образования сектофобии: как удобно свалить вину с себя, доведшей сына до самоубийства, на "секту".

Джеральдин Фейган (новости Форум 18, 21.4.3) дополняет информацию о закрытии в Приморском крае библейского колледжа. Оказывается, колледж обвинили в нарушении закона об образовании - мол, преподают, не имея лицензии на образовательную деятельность. Между тем, указывает адвокат, Закон об образовании требует иметь лицензию только, если учреждение выдает сертифицированный диплом, на что колледж не претендовал. Но местная прокукрорша Нина Сайко заявила, что это не имеет значения - пусть и не государственный диплом, а давали, значит - нарушение. Преподававшая в колледже, Ноэль Моррис, ныне в Новой Зеландии, заявила, что уже в начале февраля чекисты по нескольку часов рылись в бумагах колледжа каждый день, копировали факсы и электронные письма в поисках предлога для закрытия колледжа. Донимали пожарники и санэпиднадзор. В апреле потребовали установить пожарную сигнализацию за полторы тысячи доларов.

См. сектофобские призывы у проф. С.Фирсова, 2002.

Замечательно негодование генерала Трошева, получившего строгий выговор за то, что в 2002 г. не уберег вертолет с солдатами: "Я что, хотел его сбивать, что ли?" Вот если бы хотел сбить - тогда ему можно было бы объявлять строгий выговор. А если бы Трошев сбил - тогда, страшно сказать, он бы заслуживал увольнения. Условность наказания для белой кости поражает: милиционер, который в Дубне в начале года задавил девушку и сбил двоих подростков - милиционер-гаишник! - получил три года условно (Московский комсомолец, 26.8.2002). Зато горе-педагогам Ир. Дергузовой и Татьяне Ломакиной, устроивших коммуну а ля Макаренко с телесными наказаниями, впаяли 8 и 6 лет - а "Вечерняя Москва" заклеймила их как "тоталитарных сектантов" (27.7.2002). Есть ощущение, что в словосочетании "тоталитарные сектанты" советским людям не нравится последнее слово, а против, скажем, "тоталитарной номенклатуры" ничего против не смеют иметь.

*\В сентябре 1999 г. суд лишил иеговистку родительских прав из-за её веры. Движение "Свидетелей Иеговы" было основано в 1881 году американцем Чарлзом Расселом. Рассел отверг учение о Троице и подчеркивал, что Библия называет Бога именно "Иегова". Иеговисты отказываются от переливания крови, считают принесение клятвы государственному флагу — идолопоклонством, а следовательно, не служат в армии, за что их преследовали в США во время Первой мировой, в Германии при нацистах, да и у нас. Из пяти миллионов иеговистов в России около ста тысяч, причем первые появились сто лет назад.

С точки зрения православных, католиков, да и баптистов с адвентистами, иеговисты — еретики, близкие к арианству, отрицавшему божественность Христа. Сейчас в России иеговисты стали объектом ожесточенных нападок со стороны агрессивного православного меньшинства и некоторых чиновников, прежде всего в провинции, где дружба светской и церковной номенклатуры переходит уже рамки приличий и закона. Их обзывают "тоталитарной сектой", хотя с точки зрения науки тоталитарных сект нет вообще, и ни один суд не смог доказать злокозненность иеговистов в целом, они зарегистрированы в обычном порядке. Но задавить иноверцев очень уж хочется. Граждане, которые более сообразительны, чем нравственны, стали использовать неприязнь к так называемым сектантам, чтобы воздействовать на правосудие. Наши суды крайне редко отдают ребенка на воспитание отцу, а не матери, но если мать — иеговистка, то суд против нее.

Но как бы ни были православные или баптисты ни были далеки от учения иеговистов, стоит помнить, что методы, которые отрабатывают на иеговистах, могут применить и к ним. В июле 1999 г. в Кемерово суд отобрал детей у родителей-баптистов, записав в приговоре, что те крестились не правильно, не в "традиционной" церкви. В августе 1999 г. в Кировской области посадили на три года православного дьякона Евгения Морозова, который осмелился носить подрясник после того, как епископ лишил его сана — это назвали обманом людей. И для государства, и для верующих будет лучше, если религиозные вопросы раз и навсегда исключат из компетенции чиновников.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова