Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

ДЕЗЕРТИРЫ В КЛЕТКЕ

ПРАВОСЛАВИЗАЦИЯ

Журналистика

См. указатель персоналий последней трети XX - начала XXI вв.; ср. журналистика.

*

 

*

Вл.Шевелев (Моск. новости, 16.9.3) вспоминает о своей многолетней работе в журнале "Наука и религия" и делает вывод: "В самых неожиданных местах могут возникать очаги сопротивления догматизму и чиновничьему произволу". Я аж вздрогнул и перечитал всю статью: в ней - только о том, как журнал не сопротивлялся. Максимум - главред сдерживал атеистический пыл, вычеркивая выражения "фронт атеистического воспитания". Как мало нужно человеку, чтобы считать себя диссидентом! И этот человек критикует ныне верующих: "Церковь более чем благополучна". Да и "Московские новости" не бедствуют. Уволенный нынче главный редактор Лошак отпуск этим летом (писали в газетах) провел в Италии, сняли на двоих половину виллы - а вторым был минкультуры Швыдкой. И могла эта газета писать критично о политике министерства при такой степени близости? Может, и могла - но не писала. Газета давно стала беззубой бабушкой, которая еще и клюкой машет на попов - будто у нее под носом нет субъектов, куда более виноватых. При советской власти у "МН" кукиш был в кармане, а последние лет семь, как и у многих, переместился в собственный рот.

*

Надежда Кеворкова комментирует ущемление прав протестантской общины "Эммануил" (пастор Пуршага): "Ни город, ни цена земли, ни конфессия значения не имеют. ... Год назад только после личной встречи Патриарха ... и президента ... Церкви были переданы три разрушенных московских храма" (Газета. 6 июл. 2005 г. С. 6). Вот уж точно - у кого суп жидок, у кого жемчуг мелок. Как можно ставить в один ряд событие, когда протестантам не отдали их собственности, и событие, когда православным их собственность отдали?

*

Не православие является главным мотивом охотников на "сектантов". Это видно из того, что многие охотящиеся открыто признают себя людьми неверующими.

Таков, к примеру, Евгений Мухтаров. Журналист из Ярославля (род. 1969), он стал активно поставлять в газету "Труд" материалы, обличающиеся "неправоверных". Более того: создал "общественную организацию" с названием, подражающим названиям государственных учреждений: "Ярославский областной Комитет по делам религий". Был востребован властью - состоял секретарём совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы на территории Ярославской области, а с 2003 г. был включён в Совет по вопросам религиозных объединений при мэрии г. Ярославля. Мухтаров открыто и печатно заявляет себя неверующим, но при этом совместно с "православными" травит пятидесятников и других инославных. В июле 2005 года он напал на свящ. Александра Меня обвинив его в симпатиях к католичеству, поясняя:

"Мне, собственно, сама по себе природа внутренних убеждений этого человека неинтересна. Но, с другой стороны, на А. Меня как на лояльного к ним «известного православного священника» часто кивают сектанты, которые мне, напротив, весьма интересны. Соответственно, волей-неволей встает вопрос об уровне этой самой «православности» Меня" (http://www.kuraev.ru/forum/view.php?subj=44146).


*

Патриарх устроил ежегодную встречу с редакторами газет и телепрограмм в Данилове монастыре. Сообщение ТАСС и комментарий Александра Колпакова, Сергея Бычкова (Московский комсомолец, 27.5.1999): "В очередной раз продемонстрировал предельную открытость и доброжелательность в общении со СМИ".

*

Дмитрий Власов в начале 1990-х годов был"либеральным" православным, имел смелость работать (за деньги, конечно) в информационном агентстве "Благовест", которое организовал католик. Католик умер, Власов агентство возглавил и превратил нормальное западное информационное предприятие в пропагандистский орган Патриархии. В начале 2004 года набросился на российский лютеран, заявив, что они-де церковь западного происхождения. А православие - что, сугубо российский продукт? Пастор Константин Андреев выступил с протестом, но вряд ли Власов извинится - такие люди обычно погребены под тоннами самооправданий. Иначе бы они не выступали со столь странными речами.

Другой пример: Александр Щипков, который вдруг заявил публично, что украинские католики восточного обряда, освободившись от гнета Московской Патриархии, сами стали гнать патриархийных и даже римо-католиков. Фактов, конечно, не привел. Он съездил во Львов, ему так показалось. А на самом деле, Львов милый провинциальный городок, где христианская жизнь любых направлений так же маргинальна, как в Москве, но значительно менее политизирована. Националисты есть, но их намного меньше (в процентах), чем в Москве, и они куда меньше влияют на события и власть. Возможно, у Щипкова зрение острее, чем у других людей, но вряд ли: если б у него было такое острое зрение, он бы и в Москве заметил некоторые непорядки, однако до сих пор он обнаруживал в этом отношении поразительную аккуратность. В своей книжке "Во что верит Россия" кого он только не критиковал - обычный комплект сектофоба, от рериховцев до неоязычников - кроме, конечно, тех, кого считает единственно православными (старообрядцев, к примеру, он православными не считает). При Брежневе был в диссидентах, а стал - номенклатурный "религиозный журналист". Вот кому замена коммунизма православизмом очень удобна.

*

Антижурналистика и, что хуже, антиэссеистика: передовая в "Известиях" 13.9.3. Начинается утверждением: "В мире появились два новых политических беженца". Речь идет о русском предпринимателе Березовском, который получил статус беженца в Англии, потому что его травит президент России, и об арабском террористе Арафате, которого Израиль намерен депортировать из страны. Остаток передовицы посвящен доказательству того, что оба не политические беженцы, потому что араб - террорист, а русский - предприниматель, финансирующий политику, которая газете не нравится (защищает "злейших врагов своей родины - чеченских сепаратистов, финансирует их адвокатов").

Но все усилия автора пропадают втуне, потому что автор неправильно понимает, что считается в законодательстве западных стран "статусом политического беженца". Речь не о невинных людях, и не о политиках, которые проводят "хорошую" политику, а их преследуют "плохие парни". Речь идет о людях, которых преследуют не по закону. Поэтому Арафат, если его вышлют, может и не считаться политическим беженцем - да и зачем? Ведь Израиль не для того его высылает, чтобы затем требовать его выдачи. Что до Березовского, то он ведь финансирует адвокатов не "чеченских сепаратистов", а одного конкретного чеченца, обвиняемого в России в том, что тот убил православного священника - причем священник жив и здоров. Конечно, такая передовица - всего лишь пропаганда, не правительственная (правительство прямо защищает Арафата), а проправительственная (то есть, от политики правительства делается отступление во второстепенном вопросе - палестинском, но тем ревностнее поддерживается правительственная ложь в главным для правительства вопросе). Такая проправительственная пропаганда хуже (для ее авторов, конечно, и для тех, кому она нравится), чем правительственная, потому что легче покаяться в полностью принудительном, подневольном лицемерии, чем в лжи, где человек приложил к принуждению внешнему толику своей сообразительности, потратил свое воображение. Впрочем, именно за такую полуложь и платят больше, потому что лобовая пропаганда не очаровывает даже заказчиков.

И, конечно, особенно виртуозно, что газета ставит всех, кто выступает за независимость Чечни от России, "неполитиками", вышвыривает их из пространства политического дискурса - как же, они на стороне "злейших врагов своей родины". Таких людей можно убивать, высылать, пытать - они же не политические, они просто уголовники и государственные изменники... Абсолютный секулярный аналог церковной психологии "православистов", полагающих, что все, кто не в государственной церкви, те попросту нехристи.

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова