Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

ИСТОРИЯ РПЦ МП В 2000-Е ГОДЫ

МИФ О СЕБЕ КАК ГОНИМОЙ ЦЕРКВИ И ОБЛИЧЕНИЯ ГОНИМЫХ ПО-НАСТОЯЩЕМУ

Ср. диссиденты. Свящ. Дм. Смирнов против демократов, 2010.

Ранние христиане не мыслили в категориях катакомбной Церкви. Миф о гонимой Церкви сформировался лишь после того, как Церковь стала гонящей - в IV столетии. Это была компенсация за ощущение неудобства, моральной порочности своего нового положения. Миф о гонениях придавал легитимность союзу с Царством Кесаря по принципу: "Мы своей кровью заслужили...". Полезно помнить, что гонениям подвергались в намного большей степени манихеи.

В наши дни так же о гонениях более всего рассуждают представители господствующей в России конфессии. Они любят выпячивать случаи гибели членов своей конфессии, громко оповещают о реальных и мнимых угрозах в своей адрес, говорят о гибели митрополита Филиппа Колычёва "мы страдали"...

Реально находящийся в подполье нормальный человек не ощущает себя гонимым, он быстро адаптируется к маргинальному положению и компенсирует (если он не инвалид) эту маргинальность творческим напряжением.

Лишь ненормальная психология считает, что подполье - для крыс, для ненормальных, что общество устроено так, что только ненормальные - внизу, а чем нормальнее человек, тем он выше по социальной лестнице. Таковым людям надлежит чаще перечитывать 66 сонет. Этот сонет - замечательный образчик тео- и антроподицеи, здравого морального суждения: зло не в том, что гонят моих единоверцев, а в том, что гонят всех праведников, и победа над злом не в бунте против Бога и людей, а в сохранении верности Богу и людям.

*

*

Алексей Соколов в журнале «Фома» разоблачает пять клеветнических мифов о Московской Патриархии (которую называет просто «Церковь»). Это тоже новояз, поскольку новоязом является всякая пропаганда. Тут механизм фальсификации языка однообразен. Представим себе человека, которого бьют эсесовцы или гестаповцы. Несчастный кричит: «Суки! Сволочи!» - «Ну что Вы!» - обращается к нему оказавшийся рядом журналист из «Фолькишер Беобахтер». – Какие же они суки, если они, во-первых, мужского пола, а кстати и люди? И почему Вы клевещете, называя их «сволочи», если они никуда Вас не волокут?»

Ах, кто-то написал, что ересь объявят уголовным преступлением? Ну и клевета! А что картины Тер-Оганьяна не разрешили вывести на выставку в Лувр, что Мавроматти объявили в международный розыск за якобы учинённое кощуство, - это как? А кто отбирают храмы в Суздале у православных не из МП и передают МП – это что? А об этом – молчок!

Ах, как можно написать, что Торопецкую икону отдали из музея миллионерам! Ей лучше у миллионеров, те создали ей прекрасные условия охранения, её увидели сорок тысяч паломников, да и вернут её в музей, это не насовсем! И ровно в эти же дни миллионер «убедил» руководителя музея продлить срок, на который сперва выдали икону. Состояние иконы, разумеется, никто не проверял, как и количество паломников – чистый плод чистой фантазии. Перевести разговор на вздор, отказавшись обсуждать реальные проблемы – гибель музейных памятников, переданных чиновникам в рясах (не Церкви!) – на Соловках, в Пскове, далее везде.

Ах, как можно говорить, что «церковники отбирают у людей колодец», когда закон не позволяет вообще оформлять колодцы в собственность! Да, Патриархия заявила, что самодеятельные часовни – это парасинагоги, это отступление от православия, что любая часовня должна быть её, но колодец – не в собственности. Он – в пользовании. Почувствуйте разницу – раньше вы были крепостными господ, а теперь вы – в пользовании!

Главный враг новояза – диалог. В диалоге быстро выясняется лукавство пропаганды. Поэтому сперва Путин и светско-церковная номенклатура зачистили информационное пространство, а теперь торжествующе вещают. Конечно, где-то там в подполье отдельные кроты что-то верещат, но это уже смехотворно…

*

Обличения в адрес вл. Григория (Лурье), посыпавшиеся из правительственных СМИ весной 2010 г., были замечательны тем, что организовывались сверху с оставлением деталей на усмотрение нижестоящих - и проявилась психология этих нижестоящих. Я, в отличие от вл. Григория, не склонен делать вид, что тут "экономическое рейдерство МП" - позиция разумная для страдающего, но ведь явно речь идёт о сугубо государственной программе, в которой МП лишь пешка, пусть и весьма наглая. Общая схема обличений разослана, но в рамках этой общей схемы интеллектуалы пытаются как-то проявить свою оригинальность. Отсюда замечательное противоречие: вл. Григория одновременно обвиняют в том, что он ходит в церковной одежде - и в том, что он ходит в светской одежде. На светскую одежду не имеет права, потому что священник должен ходить всегда в церковном (особо возмущаются "косухой" - причём, те же люди, которые восторгаются православным священником-байкером из дозволенной юрисдикции). На церковную одежду не имеет права, потому что не из МП.

Искренность, с которой обличают непокорных, сама по себе любопытное явление. Тут работает опаснейший механизм. Люди жалкие, забитые, подневольные набрасываются на немногих смельчаков не только по указанию начальства, но и по зову сердца. Только сердце - горделивое. Гордость и побуждает человека рассуждать (подсознательно): "Я хороший, добрый, смелый человек, куда добрее и смелее имярека, но и я молчу и не высовываюсь, потому что жизнь такая. А имярек высовывается! Значит, он плохой, глупый и опасный для всех нас человек и его нужно засунуть назад".

"Совок", конечно, не монолитное существо, как и "военный" (разновидностью которого совок является). Как "военный" делится на приказывающего и исполняющего, так и совок делится на активного и пассивного, исполняющего. Сила совка в том, что пассивный совок часто проявляет массу инициативы и выдумки в защите именно своей пассивности и холопства. Хотя отпущена ему инициативность и фантазия для защиты свободы.

 
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова