Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

НОВОЯЗ

К оглавлению

 

КРАТКИЙ НОВОЯЗО-РУССКИЙ СЛОВАРЬ

Адаптация социальная. Пытки. Архивист и депутат думы Ройзман назвал так пытки, которыми пытались лечить наркоманов Екатеринбурге в 2010 г.

Борьба бесконтактная. Бомбёжка. Бомбежки Чечни генералы называют "бесконтактной борьбой с бандформированиями" (Известия, 24.9.1999, Ю.Голотюк).

Ветеран

Взаимодействие. Диктатура. Бывший адвокат Михаил Барщевский стал представителем правительства в "высших судебных инстанциях" - правда, почему-то его в "Еж. журнале" (2.6.3) по-прежнему величают адвокатом. Несчастный вынужден объяснять, как это выходит: в кабинете вице-премьера собирают совещание, на него вызывают сотрудника Высшего арбитражного суда, и пишут в протоколе: просим этот суд "осуществить ... судебный надзор за рассматриваемыми арбитражными делами по искам ГУП "Союзмультфильм". Иски - тяжба с американцами, которым мы продали права на мультфильмы десять лет назад, а теперь хотим права назад, но денег не возвращать. Когда американский суд прочел это место из протокола, то упал в обморок, а поднявшись, записал, что российский суд судит "под сильным влиянием, если не под давлением, различных чиновников". На что Барщевский оправдывается: мол, "независимость каждой ветви власти не означает ее изолированности и отсутствия взаимодействия". Угу: свобода не означает анархии, отделение Церкви от государства не означает отделения Церкви от общества - того общества, которое с акционерами и нефтью, "не убий" не означает отмены смертной казни... Оборотная сторона сознания, которое склонно нагружать значениями то, что значения не имеет: с легкостью - когда это выгодно своему эгоизму - объявляют не имеющим значения именно то, что принципиально. Сами себя и выдаем: не вообще слепы, а избирательно слепы. А избирательная слепота - это и не слепота, и не зрение, а разглядывание жертвы.

Внегосударственный - адский, греховный, преступный. Слово "внегосударственный" - тонкая подмена слова (и понятия) "негосударственный". Замена "не" на "вне" создаёт сильнейшую эмоциональную нагрузку. Резко негативна и ближайшая ассоциация - "внесудебная расправа". "Вне" - как "опричь". Ад в славянском переводе Евангелия - "тьма внешняя". Государство - свет и жизнь, вне государства - тьма. На самом-то деле, это именно государство - внешняя, отчуждённая реальность. Юлия Латынина в 2010 г. назвала либералов, диссидентов, вообще борцов за свободу "внегосударственными бюрократами". Они, мол, ещё смеют какие-то законы составлять, угрожать наказаниями, бумажками махать - вот бюрократы! То ли дело "государственные бюрократы" - у этих каждая бумажка служит счастью людей. Более того, идиома расчищает путь дальнейшим изворотам: бюрократ - это государственный диссидент. Добро - это государственное зло. Зло - это внегосударственное добро.

Вникнуть в трудности. Дать взятку. Вл. Александров (Концерн ПВО возглавит питерский чекист. - Независимая газета. - 12 авг. 2003 г.) замечательно по-английски выразился: начальником отдела некоего концерна "назначен бывший руководитель департамента военных программ ... Минэкономразвития 65-летний Виталий Князев, хорошо известный широкому кругу руководителей оборонных предприятий, ежемесячно вникавших в его жизненные трудности". Новояз, конечно, лишь подвид цивилизованной речи, изысканного жаргона, двоюродный брат языка политической корректности. В данном случае новояз призван не скрыть правду, а именно сказать то, что иначе невозможно сказать из-за угрозы судебного преследования: "взяточник - человек, понуждающий других вникать в его жизненные трудности". Язык же религиозный - это язык взяточника, который испытывает такие жизненные трудности, что их может разрешить только существо, от взяточника совершенно независимое. Понятно, почему религиозный язык столь многосоставен и преимущественно иерархичен.

Война информационная - правда. Новояз - это язык в состоянии войны.
На новоязе правда - это информационная война.

Дороговизна. Дефицит. Ел. Владимирова (Труд, 301.2003) комментируя установление потолка для импорта мяса, говорит: "С введением квот на российском рынке мясного дефицита не будет, но цены вырастут". Гайдаровский новояз, нео-новояз - не просто извратить слово, а извратить ситуацию. Этот неоновояз возможен лишь в стране, где все пользовались "обычным" новоязом, где при пустых полках говорили, что нет дефицита. Но "дефицит" - не только, когда товара нет на полках, потому что его "не завезли", но и когда товар есть на полках, потому что он слишком дорог. Дефицит денег у тех, кто эти деньги заработал, - абсолютно уродливое явление, созданное Гайдаром и его командой чисто советскими методами, поддержанием совершенно советских запретов на свободу экономической деятельности, советской системы бюрократического надзора за экономической, советской милитаризации и кое-какими новыми пакостями. Когда в советские времена говорили "дефицит" тоже имели в виду не отсутствие товаров, а отсутствие денег или отказ продавать "дефицит" за деньги. Даже в ленингадскую блокаду продукты были - только они не продавались, а распределись среди начальства.

Замкнутость от рабовладельца. Свобода. "Новоиерусалимской коммуне имени Толстого ставили в вину то, что она не брала государственных кредитов — «финансовая замкнутость» (Поповский).

Зрелый - ср.инфантильный.

Инфантильный - свободный. Употребление слова "инфантильный" хорошо видно на примере идиомы "инфантильный гуманизм". Словосочетание в 2004 г. отчеканил и, главное, очень подробно откомментировал ничем не знаменитый русский интеллектуал в расистском сочинении о азиатах, захватывающих Европу. Но его текст остался в подвалах интернета, а слова журналистки Юлии Латыниной в 2010 г. кремлёвским эхом разнеслись по всей Москве.

Расисты изобрели термин "исламизм" и радуются: мол, мы не против ислама, мы против исламизма. "Мы не против семитов, мы против жидов".

Исламофобы (исламизмофобы?) утверждают, что они не расисты. "Исламист" - не раса. Ну, так и евреи - не раса, и Гитлер не расист. Расисты-исламофобы подчёркивают, что знают и «хороших арабов» - как антисемит в доказательство своей объективности обязательно упомянет, что у него есть друзья-евреи.

Чтобы унизить врага, нужно представить его невменяемым, не понимающим, что из его действий вытекает зло, страдание окружающих. Значит, представим врага выжившим из ума стариком либо неразумным младенцем, а в идеале - стариком, впавшим в детство. Сектанты - инфантильные верующие. "Мы же взрослые люди", как говорил Пилат, отправляя Иисуса на Голгофу. Приковать наручниками к батарее и лечить до опупения. Кого лечить? А всех. Все больные!

Напротив, "зрелый" - мощное обозначение истины. Зрелый социализм. Ложь - зрелая правда. Смерть - зрелая жизнь. Рабство - зрелая свобода. Напротив, демократия - инфантилизм. Отсюда "демократичные цены" - маленькие как дети.

Страшнее этого новояза простая, прозрачная речь многих моих единоверцев, которые говорят просто "гуманизм" так, словно произнесли смертный приговор. Нехотя, с омерзением. Гуманисты Христа распяли. Гуманизм - это аборты, эвтаназия, тоталитаризм, цивилизация смерти. Политкорректность мерзость пред Богом, потому что политкорректность - лишь замаскированный гуманизм.

На этом фоне "инфантильный гуманизм" - это ещё полбеды, тут гуманизм хотя бы признаётся ценностью, пусть даже подразумевается, что высший гуманизм - это людоедство (на новоязе "людоед" звучит как "волкодав"). Всё больше русских, которые не любят новояза и прямо выступают за простой зрелый милитаризм как высшую стадию каннибализма. Что ж – значит, усерднее надо быть эхом Христа.

Капитализм авантюрный, дики. Большевизм. Основная проблема России после формального свержения большевизма - как назвать имитацию капитализма. Некоторые термины были взяты из прошлого, например, "дикий капитализм". Этот оборот защищал отсутствие реформ элементарным софизмом: в истории капитализма бывало воровство, в истории России 1990-х городов бывало воровство, следовательно, история России после 1990 года есть строительство капитализма. Билл Томас, американский литератор, придумал выражение "авантюрный капитализм" (так он назвал свою книгу о России). Он считал, что капитализм построен, потому что при большевиках из станции метро "Площадь революции" люди выходили "на сталелитейные заводы и колхозные картофельные поля", а теперь - "в банки, офисы коммерческих компаний и консалтинговых фирм" (его статья в "The Washington Post", 20.9.2006). Капитализм в России примерно такой же, какой уровень мышления Томаса. И дело не столько в том, что из станции "Площадь революции" даже при всемогущем Сталине было трудновато выйти в поле или на завод, а в том, что и в 2006 году из этой станции выходят не в банки и офисы, а в конторы тайной политической полиции, в государственные министерства, на работу в "администрацию президента". А шикарные магазины для чиновничества были и при Сталине.

Конокрад. Враг. В Чечне нашли семь трупов растерзанных мужчин у хутра Капустина Наурского района. Представитель неосоветской власти заявил: "Мы не исключаем, что это конокрады, которым отомстили станичники за пропавшую живность. Подобных предположений много, все они проверяются специальной следственной группой" (Новые известия, 12.2.3, Саид Бицоев). То есть, специальная группа для изобретения фантастических гипотез - на расследование преступление, конечно, людей уже не остается. Нельзя огласить весь список? "Боевики" - тоже новояз (вместо "партизан"), но заменить "боевик" на "конокрад" - это сильно. Может быть, тут фрейдистское? Себя или часть себя истребитель "конокрадов" воспринимает, возможно, как коня, а возможность независимость Чечни - как угрозу кастрации. Империализм как бегство от страха кастрации... Или комплекс Дон-Жуана? И Литву иметь, и Латвию иметь, и Чечню иметь...

Корректировка - изменение, революция. "Д. Медведев подчеркнул, что речь идет не об изменении, а лишь о корректировке Конституции, по которой срок полномочий президента и Госдумы составляет по четыре года» (2008 год). Аналогичным, хотя и противоположным образом, падение курса акций называют «корректировкой». Говорящий, в любом случае, присваивает себе право определять, что «правильно», а что – нет. «Коррект» от слова «правильно». Человек определяет, что больше лет у власти – правильнее, что меньше денег акционерам – правильнее.

Ограничение в средствах защиты. Пытка. Вл. Буковский, А.Подрабинек обратились к Вл.Лукину, ставшему омбудсменом, с просьбой "незамедлительно и публично поднять вопрос о пытках и убийствах в местах заключения" ("Поднять вопрос..."... а что, вопрос ранее был опущен? кем?). На что Лукин ответил, что зэки "несомненно ограничены в действенных средствах защиты своих прав". Самое фантастическое, что Буковский, такой грозный в общении с "быдлом" (так, если не ошибаюсь, он именует несчастных постсоветских людей за то, что они не штурмуют Кремль с вениками наперевес), проявил удивительную дипломатичность и заявил, что от ответа Лукина у него "первое впечатление вполне позитивное" (Иностранец, 29.4.4). Но определение недурно: "Пытка есть ограничение...". А всякое ограничение - пытка, это уж точно.

Олигарх - богач, непокорный номенклатуре . До марта 1998 г. слово "олигарх" означало в русском языке, как и в прочих, всего лишь члена правящей элиты. Брежнев был олигарх, Горбачёв был олигарх. Олигарх никогда не правит один, иначе он бы назывался деспотом или царём. С марта 1998 г. власть развернула кампанию по "раскулачиванию" богачей, которым было позволено немножко экономической свободы в предыдущие 10 лет. Начали с евреев: Гусинского, Березовского, Ходорковского, Сороса. Якобы эти олигархи правили страной при Ельцине и "ограбили народ". Термин запустил "демократ" Борис Немцов (впрочем, бывший премьер-министром при Ельцине же и сам отнюдь не бедный человек). Реально даже самые богатые предприниматели России страной не управляли. Спустя десять лет самыми богатыми людьми стали, как это было и при коммунистах, члены кремлёвской номенклатуры. Олигархами же продолжили называть богачей - тех богачей, которые были неугодны власти. См. статью Прибыловского, 2003.

Ответственность за других. Диктатура. В 2008 г. православный В.М.Кириллин объяснял, что превращение России в православную империю - это проявление "личной и взаимной ответственности друг за друга". То есть, диктатор и его слуги отвечают за народ.

Покупка. Взятка. Максим Блант (Еженедельный журнал, 2.4.2002). "Западные компании просто не выдерживают конкуренции. Они не привыкли работать в условиях политической и экономической неопределенности, не владеют технологией покупки судей и не знают, как и в каких пропорциях "делиться" с местными и центральными властями" (Максим Блант (Еженедельный журнал, 2.4.2002. С. 25). Это как раз западный бизнес работает в условиях неопределенности, а вот у нас (Украина и Россия в данном случае похожи) полная определенность: было, есть и будет трусливое и жестокое холопство в паре с не менее трусливым и жестоким барством. И вот в условиях подлости бизнес, действительно, работать не может - или, точнее, не хочет, если у него есть выбор.

Помощь - помеха. Помешать выборам - помочь тому, кто хочет отмены выборов, "помочь президенту" (подробнее).

Порядок, рабочий - решение вопроса в рабочем порядке. Беззаконие. По новому Закону об обороте сельхозземель Патриархии надо бы выкупить землю, которая у нее в постоянном бесплатном пользовании. Патриархия заявляла, что денег на выкуп нет. Комментарий Евг. Арсюхина в правительственной "Российской газете" (9.8.2002): "Как уже сообщала наша газета, скорее всего этот вопрос решится в рабочем порядке, без написания особого закона". "Решить в рабочем порядке" - "Решить вопреки закону". Нарушение закона является основной работой диктатуры.

Провокация.

Проигрыш информационной войны. Разоблачение. Новояз 2000-х гг., когда кремлёвская власть всерьёз поверила, что достаточно переименовать агитпроп в пиар, чтобы выглядеть белой и пушистой в глазах окружающих. "Политтехнологам" стали платить во много раз больше, чем при Брежневе - советским журналистам. (Впрочем, в процентном отношении соотношение осталось, видимо, прежним; просто цена на нефть позволяла сорить деньгами). Результат, однако, был прежний: обещания политтехнологов не исполнялись, самая утончённая ложь разоблачалась быстро, потому что нормальный, свободный человек легко опознаёт ложь. Так, когда Кремль устроил фашизоидную антигрузинскую кампанию, симпатии не только внешнего мира, но и многих дотоле смирных слуг режима, оказались на стороне грузин. Тогда-то Дм.Стешин в "Комсомольской правде" (6.11.2006) и заявил, что Россия "наткнулась на серьезно спланированную и подготовленную пропагандистскую войну", которую и "проиграла".

Реализм. Милитаризм. На Синоде 28 ноября 1968 года митр. Никодим докладывал по чешской проблеме и постановили: "Указать представителям Московского патриархата в Христианской мирной конференции на необходимость и в будущем столь же принципиально отстаивать реалистическую позицию в вопросах сохранения мира в Европе и во всем мире" (ЖМП, 1969, №1).

Решение. "Военное решение" - "жареный лёд". "Военное решение" шахматной партии - схватить доску и треснуть врага в висок. Военное решение математической задачи - порвать листок с задачей, расстрелять автора задачи за помощь врагу и объявить математику терроризмом-экстремизмом.

Самозащита общества от экстремизма. Диктатура. Павел Бардин, редактор "Известий": "Демократия подразумевает, что власть народ реализует через выборы. Правда, только в том случае, если выбор каждого отдельного индивидуума осознан. Но пока электорат - легкая добыча манипуляторов. ... Значит, цензуре быть. Не как инструменты влияния, но как самозащите общества от экстремизма" (Известия, 24.6.2002).

Слушатель. Диктатор. Слово "диктатор" обозначает человека, который диктует - диктует свою волю, не слушая других. Но вот митр. Кирилл участвовал в совещании в Кремле, где формируют "Общественную палату". Объяснил, зачем она нужна: "Демократия по-российски - это не модель разделения, конкуренции, столкновения мнений. ... Это модель соборности ... Подлинную демократию мы создадим именно тогда, когда будем ... прислушиваться к голосу народа, к его чаяниям и чувствам и основывать на этом внутреннюю и внешнюю политику страны. Только тогда будет достигнуто единство народа и власти, которое всегда было российским идеалом" (http://txt.newsru.com/religy/03aug2005/cyrill.html). Демократия есть отсутствие демократии... Фрейдистской проговоркой можно только считать словечко "прислушиваться".

Совесть - бессовестность. Свящ. Николай Погребняк сказал о государственных дотациях своей конфесии: "Даже если власти пошли на небольшие льготы — уже хорошо, это по совести" (2009, подмосковные власти выделили четверть миллиона долларов на отопление храмов) . Тут слово "совесть" используется специфическим образом, как и слово "демократичный" в выражении "демократичные цены". "Низкие цены" на самом деле - "капиталистические", т.е., связанные с конкуренцией. "Демократичные цены" - это высокие цены в условиях монополизма и коррупции. "По совести" в несвободном обществе означает "бессовестное использование благоволения начальства в собственных целях".

Согласие общественное. Предательство. 8 октября 1989 г. Гайдар в «Московских новостях» утверждал, что нельзя передать «средства производства в руки нуворишей теневой экономики, наиболее разворотливых начальников и международных корпораций».  В.Белоцерковский считал, что реформы Гайдара стали именно такой передачей. Нет: не «теневики», не «наиболее разворотливые» и уж подавно не ТНК выиграли от этих реформ, а кремлёвская номенклатура как сословие. Наиболее разворотливые – в эмиграции в Испании и Израиле, кто менее разворотливый – у параши на урановых рудниках (причём все сброшенные с корабля, как ни удивительно, евреи). Гайдар вполне последователен, ибо и в 1989 году главным критерием того, что можно, а что нельзя, он выставлял «обеспечить общественное согласие». «Общественное согласие» - утопия. Его невозможно измерить, зато власть всегда может легко выступить замерщиком. Французская революция родила "Комитет общественного спасения", раздавивший жизни миллионов личностей. Пост-коммунистическая Россия насоздавала множество "общественных палат", "комитетов общественного согласия", - покорных марионеток номенклатуры. Когда к общественному согласию стремятся, оно всегда оборачивается не «общественным», а государственным, и не согласием, а безопасностью. Согласно общество с государством – вот и безопасно. Так что «общественное согласие» есть всего лишь «согласие с правительством».

Содержание населения. Диктатура. Юлия Калинина (Моск. к., 10.4.2003): "Понятно, отчего во всяких там западных демократиях равители не могут себе позволить содержать население ниже черты бедности. Потому что у них население - это избиратели". Замечательно правдиво: в России правители содержат население. Есть разные страны, в каких-то живут беднее, в каких-то богаче, в каких-то демократичнее, в каких-то тоталитарнее, но нет второй страны, где добились невероятного, поменяв верх и низ. Во всяком случае, в головах. Правители содержат население. Правда содержит ложь. Мужчина содержит женщину.

Социум. Тоталитарное государство. "Социальное учение", "социальная проблематика" - это новояз. Во всяком случае, в России. К этим выражениям прибегают, когда уже стыдятся говорить "государство должно", но ещё не решаются сказать "общество может". "Социум" - именно "общество". Только это общество, увиденное глазами тех, кто недолюбливает общества и побаивается его, кто был бы не прочь это общество оседлать, попасти его, превратив в стадо. Либо уж, в крайнем случае, вернуть людишек государству - пусть оно их пасёт, руководствуясь, конечно, мудрыми советами мудреца - эксперта в "социальном учении", "социальной проблематике". Только государству не нужны эксперты, которые принимают решения и ждут от чиновника простой реализации этих решений. Обществу же не нужны пастухи, которые не в силах отличить человека от овцы.

Трудности. Война. Немецкий журнал - казенный, правительственный гламурный буклет к 20-летию воссоединения страны, на русском языке. magazin-deatschland.de. Интервью с министером иностранных дел Вестервелле. "Сейчас Германия испытывает трудности в Афганистане". "Воевать" - "испытывать трудности". Ведь чистая правда, только не святая. Гитлер испытывал трудности в России, Юлий Цезарь в Галлии. Хорошо покойнику - никаких трудностей не испытывают. Ну и, конечно, "Германия  - это активная политика мира".

 
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова