Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

К ЕВАНГЕЛИЮ

Мф 3 7 Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?

Лк. 3, 7 [Иоанн] приходившему креститься от него народу говорил: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?

По согласованию №20. Фразы предыдущая - следующая.

Комментарии: Златоуста;

БЫЛ ЛИ АВРААМ ЕХИДНОЮ? -

"Увидев ... фарисеев и саддукеев, идущих к нему кресться", Иоанн сказал: "Порождения ехиднины!"

Это вызывает в память русское "сукины дети" - но вряд ли Предтечи просто ругался; точнее (и ближе к оригиналу) был бы перевод: "Ах вы, змеи!". Фарисеи и саддукеи приближались к нему, непрерывно извиваясь духовно, не "твердыми стопами", а всем существом своим колеблясь то в сторону покаяния ("вроде бы этот пророк прав, по крайней мере в отношении меня"), то в сторону фарисейства ("как может быть он правым, осуждая народ избранный со времен Авраама"). Они юлили, как волчок поворачиваясь к нему то искренней, то лживой своей стороной, не в силах остановиться. И, словно читая в их сердцах, Иоанн говорит: "Не думайте говорить в себе: "отец у нас Авраам".

Однажды мне довелось назвать сукиными детьми людей, которые вопреки закону устраивают в школе принудительное обучение детей религии - и меня сразу обвинили в том, что я назвал Церковь - сукой. Так обличаемые Иоанном все извинение и спасение искали в своей кровной связи с Авраамом - по четкой логике мире сего, если "порождения ехиднины" происходят от Авраама, о ехидна - это Авраам. А Предтеча потому и является Предтечей, что не течение крови в человеческой плоти предшествуют явлению Христа, а течение Духа Божия в человеках; и христиане "ни от хотения плоти, но от Бога родились". И именно благодаря рождению от того же Духа, чье дыхание той незабываемой ночью в Уре открыло Аврааму присутствие живого, дышащего Бога, христиане являются детьми Авраама - переставая ими быть, едва мы соскальзываем в фарисейство и начинаем юлить и извиваться в объятиях Божиих.  

Неоп. 1990-е гг.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова