Мф. 5, 40 и
кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;
Лк. 6, 29 Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему
у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку.
№50 по согласованию (Нагорная проповедь)
Фразы предыдущая - следующая.
Кузнецова считала, что Иисус описывает какого-то очень плохого человека, намеревающего нарушить закон и отобрать плащ. Между тем, законы, на которые она ссылается, не запрещали отбирать у человека верхнюю одежду, но предписывали возвращать взятое на ночь - напоминает предписание в юбилейные годы освобождать раба и возвращать землю владельцу. Исх. 22, 26 и Втор. 24, 12 говорят лишь о взятии плаща в залог, а Иисус описывает другую ситуацию: кредитор обращается в суд для описи имущества. Предполагается, что кредитор имеет право на пальто, что суд это право подтвердит. Речь не идёт о том, что "ученики сами должны быть готовы поступиться своими законными правами". Нет, ученики вновь опускаются до положения бездельников, которые залезли в долги, да ещё и сопротивляются законным требованиям кредиторов. Это призыв отдавать долг, и не просто отдавать - а с процентами. Останешься голым? Этого-то Иисус и хочет. Своего рода пост на одежду: побыть голым, да ещё ночью, то есть, станет не только стыдно перед окружающими (стыд не дым), а станет холодно. Темень и холод - прямая противоположность тому, для чего создан человек. Так вот надо пройти через противоположное, чтобы вернуться к себе - ведь мир греха есть Зазеркалье, и надо вывернуться, чтобы вернуться к норме.
*
Человек склонен противопоставлять личное и общественное. Поэтому задумываешься,
к чему относятся заповеди Иисуса - к домашней жизни или к социальной. Нужно терпеть
обиды от мужа или от короля? Делиться с соседом по дому или с оккупантом, которого
вы ненавидите вместе с соседом по дому? Но точно ли Создатель различает эти оттенки?
А вдруг он к этому относится, как родители - к столь важным для шестилетнего ребенка
подробностям отношений с ребятами с песочнице? Возможно, Иисус иногда просит евреев
любить римлян - сегодня, наверное, Он сказал бы что-нибудь вроде: арабу, просящему
у тебя Иерусалим, отдай ему и Тель-Авив - но все равно социальное фиктивно, сотворено
не Богом, а людьми, и глубина жизни не в социальном, а в частном. И самое больное
частное - то, которое не может жить без глобального. Если бы евреи не могли прожить
без Иерусалима, народ бы исчез задолго до рождения Христа. Нельзя прожить только
без Того, Кому поклоняются в Иерусалиме, как и в любой другой точке планеты.
См. о плаще в эссе о коже.
|