Мф. 6, 5 И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
№50 по согласованию (Нагорная проповедь).
Фразы предыдущая - следующая.
Ср. Мф. 7,7 о молитве. Комментарий Бонхёффера.
Лицемерами не рождаются, лицемерами становятся - и очень постепенно. Наверное, есть притворщики цинические, никогда не верившие в то, что провозглашают. Только большинство циников когда-то были искренне верующими (цинизм противостоит не наивности, а именно вере). Преклонение перед Богом незаметно превращается в манипулирование Богом, и ещё незаметнее - в жажду преклонения себе от людей. Высшее постепенно отождествляется с тем низшим, что есть в любом мужчине (лицемерие - характерно мужской порок, порок человек в иерархии), - потребностью в похвале, в награде. Иисус знает эту потребность, Он пытается (без большого успеха, между прочим) изобразить Царство Своё наградой - жемчужиной, деньгами и пр. Тут он пытается пригрозить: награда одна на земле и на небе, если ты получить награду на земле, то на небе уже ничего тебя ждать не будет. Напугал! Да человек потому и стал молиться напоказ, что от неба ничего не ждёт. Всё-таки ужасная вещь "релиджн", когда извращается самое святое. Лицемеры есть в футболе и в кулинарии, в политике и в математике, но нигде так не бьёт контраст между намерением и исполнением как в обращении со Всевышним.
Между прочим, в древнем Риме считалось подозрительным, если человек молится тихо или уединённо - уж не заговоры ли он шепчет. Так в современной России подозревают тех, кто молится не вместе со всеми, в чём-то, что и сформулировать затрудняются: ну а что, в самом деле... Лицемеры подозревают в лицемерии тех, кто отказывается носить маску, кто прячет не лицо, а прячет себя, кто не идёт на совет нечестивых, чтобы изнутри разложить его и преобразить, да просияют лица нечестивых...
|