Мф 10 35: ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее.
Лк. 12, 53 (по согласованию №61):
отец будет против сына, и сын против отца;
мать против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей.
№72 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая. Ср. Мф. 10, 21.
В этом месте текст Луки выглядит безусловно более стройным и логичным, чем варианты Матфея и Фомы. Лука называет число членов семьи - пятеро, подробно их перечисляет, разделив на три пары (см. подробнее). Но три пары - это шесть человек! Текст, между прочим, становится похож на загадку: кто такой - сын моего отца, но не мой брат? К тому же каждая пара обозначена дважды: отец против сына, сын против отца. Такие загадки и по сей день вызывают улыбку. Почему пятеро, если пар - три? Потому что "мать" и "свекровь" одно лицо. Похоже, у Матфея были проблемы с чувством юмора: он убрал число "пять" и оставил только три пары из шести. Фома же оставил только одну пару - отца и сына. Зато Матфей неожиданно делает именно сына центром семьи, что очень соответствует духу многих притч Иисуса и тому, что известно о его учениках. Они, как говаривали в древней Руси, "средовеки". Не слишком старые, не слишком молодые. Между прочим, если в семье пять человек (отец с матерью, сын с женою и дочь на выданьи), то возможны конфликты не по трём, а по десяти парам. Почему не упомянуты разделения между отцом и дочерью, между дочерью и невесткой, между матерью и сыном? Видимо, названы жёстко именно те пары, которые были связаны тогда (а в значительной степени, и сейчас) отношениями власти и подчинения. Мужчины не вмешивались в отношения женщин, женщины не вмешивались в мужские. Возможно, сестра и жена брата между собой и ссорились, но это не волнует Иисуса, потому что они друг другу не подвластны, обе подвластны хозяйке дома. Так что "меч", о котором говорит Иисус, это не вообще склоки, это разрыв отношений власти. Чем же эти отношения Ему не угодили? Да тем, что они "на месте святе" - в семье. Мерзость власти на месте любви. |