Мф. 11, 15 Кто имеет уши слышать, да слышит!
№54 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая.
Точно такая же фраза встречается еще несколько раз : Мф. 13, 9 (завершает притчу о сеятеле, как и Мк. 4, 9 и Лк. 8, 8 и 8, 15 - и см. далее притчу); Мк. 4, 23; Мк. 7, 16; Мф. 13, 43 и 25,30, Лк. 14, 35 как часть фразы.
Человек обладает способностью всё использовать не по назначению. Эта способность может быть повёрнута ко злу - когда костер используют для сожжения человека. Может быть повёрнута к добру - когда уши используют для того, чтобы слышать неслышное. Ибо слова Иисуса не только те слова, которые были когда-то слышны, но и то невидимое, что таится за этими словами. Иисус использует, видимо, обычную поговорку, но в Его ситуации поговорка обретает необычный смысл. Поговорка зовёт к тому, чтобы быть проще, телеснее, не отягощать сознание предрассудками - Иисус зовёт к тому, чтобы быть духовнее. Потому что человек - единственное живое существо, у которого физиологическое подчинено духовному, и это подчинение часто требует от тела подняться выше телесного. Чтобы слышать, человек нужно не уши простить, а душу. Без благодати не понять даже простого "Я тут". Целые философские школы и литературные направления бились над тем, как побудить человека просто быть, освободившись от иллюзий, как встать лицом к лицу с реалиями звука, цвета и т.п. Оказывается, чтобы освободиться от предрассудков, человеку нужно подняться выше предрассудков, а не ниже. Чтобы обострённо почувствовать реальность, нужно обострить сознание, а не отупеть. Чтобы услышать то, что звучит в душе и в мире, нужно не ухо - сердце. |