Мф. 18, 17 если
же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он
тебе, как язычник и мытарь.
Лк. 17, 3 Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему;
№91 по согласованию. Фраза предыдущая - следующая.
У Лк. сокращён следующий диалог и следует сразу текст из Мф. 18, 22. Там см. подробнее о заповеди "Наблюдайте за собою".
См. основной указатель Что ж мы за люди, коли понимаем это предписание как призыв грозно
бойкотировать ослушников! Достаточно почитать Евангелие как исторический источник,
чтобы понять: самые правоверные иудеи ни язычников, ни мытарей бойкотировать просто
не смели. Отчуждение было, что греха таить, и молиться рядом с собой не пускали.
Так тогда были язычники, которые тёрлись около иудаизма, были мытари, которые
украдкой становились в уголочке и били себя в грудь. Сегодня нормальный (средний)
человек уходит из Церкви раньше, чем его выгонят. Это называется "секуляризацией".
Дело довершают остервенелые нравоучения и претензии: вы, мол, свиньи, не видите,
с какого дуба рухнули ваши желуди - вы не кассиры, вы убийцы невинных эмбрионов
- вы такие-сякие... Сегодня средний христианин живёт по логике анекдота советских
времен о женщине, пришедшей к секретарю парткома: "Муж мой сволочь, бабник,
алкоголик, верните мне его!" Спокойнее надо относиться к окружающим, советует
Иисус этой заповедью. Видеть в них не бывших друзей (то есть, предателей), а друзей
будущих.
Многие христиане поневоле занимают такую позицию - ведь пить-есть
надо, а жить в состоянии постоянного бойкота окружающего мира не очень удобно.
Выходит опять плохо: самодовольный сектант, который с хрюканием ест всё, до чего
может дотянуться, вместо благодарности, однако, предлагающий свои поучения и призывающий
опоментаться, покаяться и вернуться в лоно одной из тех карликовых церквей, которых
так много развелось в секуляризованном мире и которые каждая мнит себя последним
островком истины.
Не этой фразой Евангелия опровергается фанатизм, а только живым
Иисусом. Иисус фанатиков мёртв, это - чучело, набитое старыми календарями, триодями,
греческими и латинскими цитатами. Бессмысленно вытряхивать этот мусор и набивать
Иисуса новыми календарями, сборничками христианского рока, попа и бардовщины,
цитатами английскими и французскими. Нужно просто отнестись к Иисусу как к Язычнику
и Мытарю - как к Чужому, с Которым ты не хочешь и не можешь молиться, от Которого
ты ждёшь нерассуждающего повиновения и уступки. Может, хоть тогда нам станет стыдно
за своё всезнайство и высокомерие, и мы научимся относиться к Иисусу как к ребёнку,
который берёт нас за руку и ведёт туда, куда мы сами не догадаемся пойти? То есть,
на Голгофу - потому что не о том должна болеть голова, можно ли пустить недостойного
в свой храм, а о том, придёт ли недостойный напоить нас, когда мы будем мучаться
от жажды.
Иисус один лишь раз говорит о Церкви, причем очень жестко, как об иерахии,
в которой одни имеют право отлучать других, и при этом употребляет выражение:
"если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь"
(Мф. 18 17). Именно поэтому тот же самый Иисус берет мытаря в качестве альтернативы
фарисейству (Лк. 18,10). Хуже - некуда. Фарисей - чист (отсюда само слово "фарисей"),
мытарь - грязен (вполне возможно, что и в физическом смысле). Всю бессмысленность
выбора между мытарем и фарисеем иллюстрирует противостояние Пилата и Каиафы: Пилат
- великий мытарь, собирающий деньги для Рима и немножечко для себя. Каиафа...
Каиафа - это Каиафа.
О фарисее и мытаре сложен анекдот про то, как Василий Иванович объясняет адьютанту,
что такое логика, психология и философия. "Вот идут по улице два татарина,
один чистый, другой грязный. Который из них пойдет в баню?" - "Грязный".
- "Нет, в баню пойдет чистый, потому что он привык мыться, а грязный не привык.
Это - психология. Второй пример. Идут по улице два татарина, один чистый, другой
грязный. Который из них пойдет в баню?" - "Чистый". - "Нет,
грязный, потому что чистому мыться не нужно. Третий пример. Идут по улице два
татарина, один чистый, другой грязный. Который из них пойдет в баню?" - "Ну...
Не знаю...". - "О! Вот это называется философия!"
Так вот, фарисей или мытарь пойдет в храм? Не знаю... По моим наблюдениям,
в христианских храмах нет ни фарисеев, ни мытарей. Одни уже прошли церковную стадию
и парят в эмпиреях, другие никак не дойдут. Это во времена Христа девяносто девять
овец были под присмотром, а одна беглая. Сейчас секуляризация: одна овца в овчарне,
девяносто девять блуждают.
И от этой одной овцы требовать, чтобы она чувствовала себя сразу и мытарем,
и фарисеем? превосходила мытарем смирением и фарисея чистотой? Да! Потому что,
в конце концов, кто ты, как важно, кто те, кого ты согласен приютить в своей душе
и обнять собой.
*
Зловещие слова. "Как язычник и мытарь" - это как? Облить их кипящим маслом? Бойкотировать? Холодно с ними разговаривать? Расклеить повсюду плакат: "Их разыскивает преисподняя"? Опять рассуждение с позиций силы, а Спаситель всегда предлагает взглянуть с противоположной позиции - как в притче о милосердном самарянине предлагает представить себя беспомощной жертвой. "Язычник" - это оккупанты проклятые. Это те, кто захватил землю Израиля и угнетают нас. Язычник - тот, на стороне кого Рим и его армия. Мытарь - начальник таможни, за ним откупщик и, в конечном счёте, то же государство. Это сильные люди, перед которыми я - прах. Так что если собрать по общине меня не послушал и стоит на своём, я должен отнестись к нему как к более сильному человеку. Врагу, но врагу, с которым даже затевать драку не стоит - победит. Вот и выкручивайся, и вспоминай, как ты ведёшь себя с сильными мира сего, когда подчиняться им не хочешь, а бунтовать - не можешь...
*
|