Мф 27, 33 И,
придя на место, называемое Голгофа, что значит: Лобное место,
Мк 15, 22 И привели Его на место Голгофу, что значит: Лобное место.
Лк. 23, 33. И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого
по левую сторону.
Ио. 19, 17 И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа;
№160 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая.
О распятии двух разбойников Лука сообщает здесь, Матфей же чуть ниже, в ст.
38. Лука в данном случае проявляется избыточность,
характерную для хорошего писателя: добавляя лишнюю вроде бы деталь он добавляет
напряжения, которое потом разряжается при рассказе о покаявшемся разбойнике. "Голгофа"
- на самом деле, "Гулгулта" (арамейский), "Гулголет" (еврейский).
Предание о том, что Черепом гору назвали, потому что-де считали, что под нею похоронен
Адам, скорее всего, вторично по отношению к форме горы. Собственно, это мог быть
и пригорок, бугорок, напоминающий лоб. Человеку свойственно видеть человеческое
там, где его нет: сколько почиталось выемок в камне, похожих на отпечаток стопы
или руки, в Нормандии страдающие геморроем присаживались на два углубления в скале:
считалось, что тут присел святой Фиакр, вот и получились две округлые вмятины.
Голгофа вряд ли была скалой, ведь в скалу не вроешь крест. Видимо, это был все-таки
холм, только не расплывшийся как курган, а необычно выпуклой формы. Но все-таки
холм этот был из земли и со временем свою необычную форму потерял. Было бы неплохо,
если бы люди умели не только замечать в природе человеческие черты, но и в себе
- черты неживой природы: отсутствие гордыни, покой, уравновешенность и открытость,
умение страдать бесстрастно - ведь распятие Иисуса заставило мучаться прежде всего
природу, прежде всего, этот самый холм. Это все задавлено грехом в душе, но Дух
помогает человеку восстановить в себе не только человеческое, но и то, что роднит
человека со всем творением и что вовсе не сводится к "праху".
|