Лк. 1, 20
и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того
дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся
в свое время.
№4 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая.
Элегантно Ефрем Сирин объяснял, почему Захария был наказ немотой за сомнения
в рождении сына, будущего Иоанна Предтечи: "Посредством уст наказал его Ангел.
Ибо если бы сердцем усумнился, в сердце его и наказал бы" (Творения. Ч. 8,
с. 25, Сергиев, 1914). А вот что такое "наказание в сердце"? Страшно
представить, а ведь немножко понятно: сухость, черствость, богооставленность.
То есть, есть такой градус сомнения, при котором уже бессмысленно толкать человека,
уверять человека, делать знаки. "Окаменевшее сердце" - молчаливое сердце.
Захария был поражен немотой за неверие в себя (которое было частью недоверия
к Богу: сказал Бог, что родишь сына, значит, можешь). Так и разговаривал жестами,
пока не родился Иоанн Предтеча. Что Ефрем Сирин объяснял так: Захария верил и
доверял, просто язык по привычке сболтнул глупость. Действительно, нигде так не
проявляется раздвоенность человека, как в речи: говорю не то, что хотел бы сказать,
а что хочу сказать, того сказать не умею и не могу. И грех не только ругаться,
когда хочется молиться, но и молиться, когда нужно просто выругаться или что-то
полезное сделать (бывает и такое: Иисус обличал фарисеев за длинные молитвы; и
лучше выбранить блудницу, чем побивать ее камнями). Грех - несовпадение по фазе
с самим собой. Поэтому в аскетике принято упражняться в молчании - это пытка,
конечно, и как всякая пытка молчание ставит целью заставить человека говорить
правду. |