Лк. 1, 22
Он же, выйдя, не мог говорить к ним; и они поняли, что
он видел видение в храме; и он объяснялся с ними знаками, и оставался
нем.
№4 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая.
Замечательная может быть игра "по Евангелию": один выступает в роли Захарии, может лишь объясняться знаками, а другие должны за минимальное количество вопросов выяснить, что с ним случилось. Огромный пласт древнего юмора - разговор жестами и путаница из-за разного их понимания. Если серьёзнее, то Захарию можно провозгласить покровителем молчальников, первым исихастом. Правда, учение о безмолвной молитве подразумевает, что человек вообще не общается с окружающими, хотя бы жестами. Не слова ведь отгораживают от Бога, а люди. В этом лукавство - в лучшем смысле слова, лукавство как непоследовательность - и Григория Паламы, и его слишком многочисленных нынешних изучателей (они-то, конечно, считают себя исследователями) - их от Бога отделяют рассуждения о молитве, бесконечная полемика, пускай и беззвучная, книжная, ориентированность вовсе не на Бога, а на людей. Учат, полемизируют, - когда уж тут молиться. Захария, впрочем, как и подобает праведнику, не пытался выглядеть ижехерувимом, знаками объяснялся на сугубо бытовые темы, с удовольствием помогал жене вынашивать ребёнка. Жена благодарила Бога за немого мужа. Хоть на девять месяцев, а оказался в положении, в которое большинство мужей хотели бы поставить своих жён. Даже если Захария и без этого был немногословен (что сомнительно, судя по его нахрапистости в разговоре с Высшим), а всё же немногословность ещё утомительнее многословности. В речи нет золотой середины, а есть лишь один критерий: говорить столько, чтобы не терять контакта с собеседником. Немота Захарии, как и изгнание Адама с Евой из рая - отличный пример того, что Божьи "наказания" лучше человеческих "благословений". Лучше - в смысле "продуктивнее". Немота готовит Захарию к общению с ребёнком, который, как мы знаем, был первостатейный ритор. Это не означает, что надо подражать Захарии и брать на себя обет молчания - он же не брал, немота на него свалилась с неба. Это означает, что надо уметь различать благословение Божие в том, что кажется наказанием Божиим, и не Бога приспосабливать к нашей жизни, а нашу жизнь - к Богу. |