Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов

К ЕВАНГЕЛИЮ


Лк. 1, 24 После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила:

№4 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая.

В синодальном переводе не очень удачно в предыдущей фразе стоит "дни службы", так что может показаться, что "после сих дней" - отсылка к служению. Речь идёт вообще о предшествующих событиях: "После этого", "после всего этого", чтобы не намечалась причинно-следственная связь между беременностью и богослужением. Поведение её странное. Легко было бы понять, если бы Елисавета пряталась, когда уже беременность стала заметна. Однако, следующая фраза даёт разгадку (и синодальный перевод удачно даёт намек на то, что "таилось" объясняется словами Елисаветы). Во-первых, можно предположить, что насмешки односельчан - дело не далёкого прошлого, что Елисавета не могла на улицу выйти без того, чтобы кто-нибудь не попрекнул её бесплодием. Во-вторых, психологически вероятно, что она хотела простого человеческого триумфа, граничащего с местью - вполне, впрочем, понятной, оправданной. Чтобы окружающие не постепенно догадывались, чтобы не ржали - мол, растолстела ты что-то, словно на сносях (и тут скажешь "а я и есть беременная", так ещё больше смеху будет), а чтобы вмиг остолбенели: "Беременная! Точно беременная, я тебе говорю!!"

Кстати, а как Елисавета узнала, что забеременела? Захария говорит, что он и супруга "в летах преклонных". Но в рассказе нет фразы, которая есть в рассказе о чудесной беременности Сарры - что у Елисаветы прекратились месячные. Если бы у неё не было месячных, то о беременности она бы догадалась по другим признакам, а это не через месяц и даже не через два. Конечно, не исключено, что Лука, как многие писатели, увлёкся и пропустил деталь, но, с другой стороны, он же ещё был и врач. Скорее, именно как врач он полагал, что "преклонные годы" - не обязательно после менопаузы. К тому же у мужчин есть отвратительная привычка рассматривать женщину как вечернее приложение к себе. Захария мог иметь в виду: "Я такой старик, что о потенции и не вспоминаю". Восемьдесят лет, к примеру, - бывает, что мужчины и в этом возрасте оказываются способны к зачатию, но всё-таки это почти чудо. Менопауза наступает, самое позднее, в пятьдесят с небольшим. Если Захарии было 80, а Елисавете 50... Если они поженились, когда ему было 55, а ей 25... Тогда всё сходится: пожилой мужчина отчаянно хочет потомства, женится на молоденькой, а она не рожает... Действительно, забавная ситуация - для тех, кого забавляет чужое несчастье.

Любопытно, как точно Елисавета формулирует суть чуда в ст. 25: Бог избавляет от насмешек окружающих. Ни о каком продлении рода она не думает, не надеется, что ребёнок будет кем-то великим. Елисавета довольно естественно радуется одному - что в ней наконец-то перестанут видеть бесплодную смоковницу. Очень грамотное отношение к чудесам. Чудо, в отличие от денег, не должно передаваться по наследству. Оно и больше одного дня длиться-то не должно. "Довлеет дневи чудесность его". А завтра - новое чудо.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова