Лк. 10, 34 и,
подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла,
привез его в гостиницу и позаботился о нем;
№98 по согласованию. Стих предыдущий
- последующий.
В
притче о милосердном самарянине не сказано точно, на каком животном ехал добрый
человек. Когда в русском переводе появляется осёл, это лишь показывает, что в
России не было мулов. Один изящный способ перевести это место Евангелия - написать
"посадил его на животное, на котором ехал сам". Итальянский живописец
Бассано в XVI веке попытался изобразить эту процедуру. Кошмар: полное ощущение,
что самарянин издевается над несчастным, скручивая ему руки словно полицейский
демонстранту. Спасение редко бывает так изящно, как гибель - палачу есть время
подумать об эстетике, спасителю - нет. Попробуйте в одиночку загрузить бездвижное
тело хотя бы в машину - а вьючное животное будет и повыше, и не такое спокойное.
И уж, наверное, самарянин дальше шёл пешком, ведя скотину в поводу. Вряд ли, впрочем,
он направлялся далеко - во-первых, вся-то Палестина с гулькин нос, во-вторых,
он оставил хозяину гостиницы два динария из расчета "пока не вернусь",
а два динария - не так уж и много, дневная плата поденщика, а для гостиницы, наверное
- плата не более чем за неделю. Самарянин в точности исполняет главную заповедь:
он поступает с врагом (а еврей - враг самарянину, это полезно помнить) так, как
было бы удобно, если бы враги поступали с нами. Он ставит врага на своё место.
Место оказывается достаточно просторным.
*
Павлов (2005, 86) замечает, что вином рану промывали для очищения, оливковым маслом - для затягивания. В наши дни, если в открытую рану попадёт вино или масло, это будет скорее поводом для беспокойства. Мы кинемся искать средство для дезинфекции - именно для дезинфекции, не для очищения, ибо боимся не грязи, а бактерий. Будет искать и пластырь. Разумеется, специально изготовленные средства действуют лучше вина и масла, потому что "изготовление" заключается в очищении - определении того, что именно лечит в природных средствах, и освобождении именно этого вещества от ненужных или даже вредных примесей. Только то, что вредно для выздоровления - полезно для жизни. Вино, возможно, хуже зелёнки, однако зелёнка не заменит питья, а вино - вполне. Почему у самарянина, собственно, и было с собою вино и масло. Если искать в притче не о временном урока, а о вечном, то он в том и заключается, что больному человеку - несчастному, грешному и пр. - верующий норовит всучить лекарство. Благочестивая брошюрка, возвышенная проповедь, иконка, библия с "золотыми стихами"... А ему нужно не это, ему нужно именно то, для чего и Библия, и брошюрка, и проповедь - ему нужна наша жизнь, чтобы она переливалась в него. Полнота нужна, которая годится и здоровым, и больным. Христос не сказал: "Я - это вино". Он сказал: "Это вино - Я". Он не заменил Собой жизни, Он растворил Себя в жизни, наложился на раны человеческие Собой, а не какими-то брошюрками и лекарствами. |