Лк. 10, 35 а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.
№98 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая.
в Лк. 10, 35 самарянин говорит хозяину гостиницу, оставляя на его попечение
несчастного: "позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь,
отдам тебе". Самарянин похож на Христа - он ведь не просто спасает человека,
сколько то, что он оставляет его на попечение гостинника. Толкование аллегорическое
идет еще далее, толкуя это высказывание так. "Позаботься о нем" - как
Христос заботится о грешнике. "Если издержишь что более" - юмор иронии:
если можешь, попробуй быть больше благодати, которую Господь тебе оставил, возносясь.
"Когда возвращусь, отдам тебе" - награда после Страшного Суда. "Поступай
так же" - следуй за мною. Конечно, такое толкование притчи - все равно что
икона, у которой глаза выложили рубинами и бриллиантами.
*
На латыни, как всегда, звончее будет "отдам тебе": "Еgo cum rediero reddam tibi". Хотя с точки зрения китайца - ничтожная разница двух европейских диалектов. Чем не "золотой стих" - хотя это выражение теряется в мощном потоке рассказа.
В жизни каждого человека есть измерение пути, а есть измерение дома. Это богоподобие в человеке, ведь и Бог есть абсолютное отсутствие движение, абсолютный покой и мир (правы были древние греки), Бог есть и абсолютная стремительность, абсолютная скорость, рядом с которой скорость света - торможение. Современный человек острее стоит перед этим парадоксом, потому что в глобализации мир становится и огромной дорогой, принципиально нескончаемой, и глобальным общим домом.
Быть в пути - риск, но, к счастью, беды происходят редко даже в пути. Не благодаря предусмотрительности путешественника, а благодаря тому, что есть гостиницы. Предусмотреть, у кого остановиться - вот высшая предусмотрительность, а не понадеяться на спальник под кустом. Есть, однако, ещё больший риск - принимать путника. Поэтому высшая добродетель - гостеприимство, а не странничество. Приютить, накормить, потратиться - всегда рискуя тем, что человек не возместит потраченное. Бог возместит! Бог не мстит тем, кто обижает, Бог возмещает тем, кто обижен, тем, кто помогает обиженному.
Только уж помогать, так помогать, а не руководить под видом помощи. Послал нам Бог несчастного - так помочь ему продолжить путь, который тот избрал, а не зудеть: ну что ты потерял в Иерихоне, возвращайся лучше в Иерусалим, или давай ко мне нанимайся в конюхи... Вон, не случайно же тебя избили и ограбили, небось, нет воли Божией, чтобы ты шёл в Иерихон, а вот ко мне Господь тебя привёл... Просто помогать, а когда чувствуешь, что силы на исходе - молиться Богу: Ты обещал воздать, что потрачу сверх данного, так давай, пора! Бог не коммунист, Он не отложит до морковкина заговенья воздаяния, всегда воздаст, хоть и не всегда наличными, но мы же люди, мы ведь и Духа Святого принимаем в возмещение потраченного нами, не так ли?
1606
|