Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов

К ЕВАНГЕЛИЮ


Мф. 7, 23. И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.

№50 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая.

Лк. 13, 27 Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды.

№105 по согласованию. Предыдущая фраза у Луки. См. Еф. 2, 9 (вера и дела).

Фарисейство оказывается разновидностью снобизма. Что может быть хуже, чем хвастать знакомством с уважаемым человеком? Хуже - хвастать знакомством с уважаемым человеком, если ты с ним не знаком. Такого снобизма много в мире, Человек пытается расти как плющ - цепляясь за высокий шест, за стену. Зацепочки - крошечные крючочки. Пожал руку... Сидел рядом на поминках... Один раз выпил чаю... А уж если час беседовал, всё - лучший друг, доверенное лицо. Противоположность такому снобу - Никодим. Единственный, о ком точно известно, что он с Иисусом долго общался на самые интимные темы (Иисус об этом ученикам рассказал), человек, в гробнице которого положили тело Иисуса. Тем не менее, нет "евангелия от Никодима". Сохранил в сердце. Какой ужас: Иисус скажем "Я Вас не знаю" человеку, который всю жизнь ради Иисуса не женился, молился по 8 часов день, словно на работу ходил... "Я Вас не знаю" - может услышать и пропагандист от Евангелия, который научился щипать человеческое сердце лозунгом: "Не знание о Боге нужно, а знание Бога!" Самое кошмарное, что даже кормление голодных, посещение заключённых и упаивание алчужих не гарантирует, что Иисус нас узнает - Он ведь приводил конкретные примеры конкретным людям. А в другую эпоху доброта может совсем иной оказаться. Может, нужно не к заключённым (тюрьмы очень и очень разные, заключённые тоже), а к аутистам или к шизофреникам. А может, и к аутистам не нужно, а нужно к профессорам. А может, вообще нужно не снисходить к нуждающимся, а восходить к людям как нуждающийся. Этот ведь Бог, это не шарманка, которая выдаёт одну и ту же песню. Он - Живой, Он может всё иначе сказать. Тех, кто знает Его только по древним словам и их пересказам, Он может и не узнать...

Филип Енси замечал, что Иисус мог бы сказал: "Вы никогда не знали меня" или "Вы не знали Отца". А ведь это было бы логичнее. Мы тогда знаем человека действительно хорошо, когда узнаем его и в костюме деда Мороза, и больного, охрипшего, посиневшего от холода. Тем не менее, Иисуса это не волнует. Его легко узнать - ведь Он в любом нуждающемся, а не в некоторых. А вот Он не может узнать тех, кого создал, кого наделил собственным подобием - когда мы закрываем глаза на чужую беду, мы становимся непохожи на самих себя, Бог перестаёт нас узнавать. Так исполняется детская мечта: закрыл глаза - значит, меня никто не видит.

Лк. 13, 27 «Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды».
Еф. 1, 20 «которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах,»

(По проповеди в субботу 20 декабря 2014 г.)

Смерть – падение, воскресение – подъем. Смерть – и тело превращается в кожаный мешок с кормом для червей и мух. Воскресение – и тело превращается в Тело, кормящее людей.

Посерединке – культура, которую Николай Федоров назвал исполинским трудом по воскрешению умерших, но которая вовсе никого не воскрешает и не может воскресить, и которая в лучшем случае – всемирная интернет-библиотека, а в худшем – мумия, пытающаяся паразитировать на чужой жизни.

Культура не может подняться до религии (и горе культуре, когда она пытается это сделать), а вот религия, увы, может опуститься до культуры. Именно такая антирелигиозная религия прореживает человечество: эти – свои, часть меня, любимого, избранные (ну, конечно, вместо «я, любимый» говорят «Бог»), а те – козлы. Ничего личного! Просто дайте нам быть с Богом избранниками, и тогда Бог вас не тронет, хотя вы и козлы.

Иисус выступает за другое избранничество – избранничество улитки, которая совершили исход из панциря, а не в панцирь. Вы думаете, что вы избранные, потому что Бог выбрал вас Своими кормильцами – вы Ему жертвы в Храме Соломоновом приносите, всесожжениями балуете и ладаном обкуриваете. Вы обкуриваете, а Бог не обкуривается, Он правду видит и прямо говорит: козлы вы, иди воон туда – видите, к югу от Храма свалку? Вот тудышеньки. Себя сжигайте на вяло тлеющем мусоре долины Генном. Подумать только, вы ели предо Мною – жертву принесете, часть сожжете, а часть сами скушаете! Ну вот прям  такая радость, глядеть, как вы заправляетесь! Передо Мною – не те, кто едят и пьют, а те, кто кормят и поят других!

Кормить других не следует. Во-первых, они нажрутся и полезут драться с нами. Во-вторых, самим не хватает. В-третьих, я его накормлю, а он пойдет идолам поклоняться.

Так кормить других или не кормить? Каким путем идти к Богу – избранничества, обособления, сохранения огня в сосуде или растворения в других? Да ни то и ни другое. Стой! Не иди к Богу! Зачем? Бог пришел к тебе. Бог кормит тебя – и через тебя других, если понадобится. Бог вкладывает всего Себя в мир – и в тебя лично. Избранники не те, кто идет к Богу, а те, через кого Бог идет.

В послании апостола Павла, которое за православным богослужением предшествует этому тексту, Павел называет Христа Воскресшего – головою Тела, тела общения, «церкви», тела человечества, «полнота Наполняющего все во всем» (Еф. 1, 23). Мы-то представляем себе избранничество как выделение части из целого, а у Бога взгляд другой – избраны те, кто соединяет и принимает Соединяющего.

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова