Мф, 22, 37
Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим:
Мк. 12, 29 Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; 30 и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, - вот первая заповедь!
Лк. 10, 26 Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? 27 Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. 28 [Иисус] сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.
По согласованию №133 (Лк - №98). Фразы предыдущая - следующая. См. Заповеди. Любовь. См. далее у Луки этот разговор переходит в притчу о милосердном самарянине.
Не готовь, а готовься, не воспитывай, а питай!
"Исполнять заповеди" означает прежде всего любить Бога. Бог призывает любить Себя, прежде всего Себя. Неверующий принимает это за эгоизм и удивляется: разве совершенство и превосходство не исключают эгоизма. Разве кормящая пловом Марфа не более любит людей, чем любящая Бога Мария? Это взгляд со стороны на еду и на любовь. Кто кормит, знает, что он именно кормит, а не любит. Кто любит - не кормит, кто любит - живёт.
Болезненность и зависимость есть в человеке постоянно, это и есть "падшесть", поэтому в чистом виде любви не встречается. Впрочем, и зависимости в чистом виде тоже нет, этим и живы. Различие в свободе - зависимый не может не зависеть, любящий может не любить.
Любовь к Богу для того на первом месте, чтобы освободить любовь от эгоизма. Человек достаточно бог, чтобы любить Бога, и только любовь к Богу помогает человеку не любить другого как Бог.
Сам Бог любит не "как Бог". Бог любит чисто, свободно, Бог любит так, что всё живо Богом, и при этом свободно от Бога, а Бог свободен от тех, Кого любит, не зависит от них. Человек же любит "как Бог", в любви человеческой сильно подражание, а сильнее всего эгоизм, попытка сделать любимого зависимым от себя, чтобы никуда не мог деться. Эгоизм маскирует это, побуждая человека искать освобождения для себя, не видя, что важнее всего - освобождать другого от своего эгоизма. Так рождаются попытки "освобождения от любви", "освобождения от привязанности".
Человек освобождает свой эгоизм от любви, лишь бы не освободить любовь от эгоизма. Порыв к свободе правильный, только дешёвый - мы пытаемся приобрести свободу через "духовные усилия", "просветление". Свобода же приобретается самоумалением, и эталон самоумаления, к сожалению - смерть. Яд эгоизма выцеживается смертью и воскресением. Вот почему Иисус говорит, что кто хочет жить, должен умереть. Идеально "единое на потребу" перевёл на русский язык Толстой в описании предсмертного откровения Волконскому: "Всё, всех любить, всегда жертвовать собой для любви, значило никого не любить, значило не жить этою земною жизнию". Говорить такое, думать такое, переживать такое допустимо лишь перед смертью. Иисус - был перед смертью.
*
В Мф. 22, 37, вопреки обыкновению, текст короче, чем у Марка,
фарисей изображен без симпатии, даже с враждебностью. Опущено,
что Иисус и фарисей обменялись взаимными похвалами. Опущено то,
что есть в Мк. 12, 29: "Иисус отвечал ему: первая из всех
заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый".
Дано сразу продолжение: "возлюби Господа...". Это, разумеется,
не отрицание единства Божия, потому что не Единого - как любить?
Единство и благость Творца - синонимы. Не единый не благ, и это
постоянно видно во всех политеистических системах. Попытка решить
проблему страдания изобретением "злого бога", на которого
списывать то, что не хочется приписывать Единому Богу - эта попытка
ничего не решает, только все запутывает, потому что тем самым
хорошее уравнивается со злым, мир действительно превращается в
черно-белое пятно, в шахматную доску. А благо - не противоположность
злу, благо - это весь мир. Весь мир "хорош весьма".
Поэтому так трудно хорошесть заметить, поэтому время измеряется
не хорошими событиями, а дурными. Это разумно -- в падшем мире.
Счастье, добро, свет и есть константа. Воздух и отсутствие воздуха
так же несимметричны как дыхание и удушение. Свет и тьма неравноправны.
За окном мелькают столбы, а не планета Земля. Грехи, предательства,
ошибки, - это столбы, которые воткнуты в Землю. Они и бросаются
в глаза. Вот почему "Бог един" - это напоминание о той
константе, по отношению к которой и Земля - лишь штришок.
В России, кстати, легче понять, что такое грехопадение, потому
революция была грехопадением отдельной страны внутри грехопадения
целого мира. В нормально ненормальном мире константой является
существование частной собственности и связанного с этим права.
Ужас революции в том, что константой стало зло, простое и веселое
зло: отсутствие частной собственности и беззаконие. Хотя жизнь
в России и после 25 октября 1917 года была по многим параметрам
вполне нормальная, люди ели, пили, веселились, писали книги, получали
премии, снимали кино, сражались, - но все эти нормальности деформировались
под влиянием отсутствия частной собственности (и, разумеется,
права). Поэтому ошибка надеяться, что можно остаться невредимым,
забиться словно премудрый пескарь в норку и там заизолироваться
от разлагающего влияния "совка", что достаточно слушать
битлов - и ты уже вроде бы под Ливерпулем, а не под Лубянкой.
Генерал, как говорится, - он ведь и в Африке генерал. Но генерал,
который падает без парашюта с самолета, будь то над Африкой или
над Сибирью - вроде бы и генерал, а не совсем тот, что на африканской
или европейской почве. Он ведь еще вообще не на почве, и даже
если в конце падения он встанет на землю обеими ногами, вряд ли
это его порадует.
*
Заповедь любить пришельца есть продолжение заповеди о любви к Творцу. Бог - первый иностранец. Бог - больше
чужак, чем антипод. Бог - приходит к нам, преодолевая несравненно большее расстояние, чем любой турист. Бог
непонятен как иностранец, и у людей с узким кругозором Создатель вызывает те же ассоциации, что иностранец:
нетрудовой доход. Крестьянин либо боится чужака, либо видит в чужаке глупое животное с большим выменем, немое
и слепое, не понимающее, что происходит. Но рано или поздно обнаруживается, что Создатель не только вымя, но
еще и рог - рог Силы. Его нужно бояться, Его нужно просить, но все это нечеловеческое. Человеческое же - любить
Иного.
*
"Какая есть наибольшая заповедь..." Так древний еврей выражал то, что сегодня выражают словами "в чём смысл жизни", "во имя чего всё", Для ультрасовременных людей, предпочитающих формулы, предлагается такой ответ: 1-ЛКБ-2. Или ЛКБ в квадрате. Любовь к Богу и любовь к ближнему. У них - ФСБ, у нас - ЛБК. У них - КГБ, у нас - ЛБК. У них - ЦБК (целлюлозно-бумажный комбинат), у нас опять ЛБК!
Человек обычно зовёт Бога на помощь, когда не хватает сил сделать своё человеческое дело. Писатель - когда пишет книгу, дровосек - когда рубит дрова, рыбак - когда удит рыбу. Способности к писанию, рубанию и удению есть, только недостаёт времени или сил. Можно позвать на помощь ближнего, но иногда ближнего нет под рукой, а иногда работа не та, чтобы вдвоём её делать. Тут и начинается молитва, и слава Богу, если от недостатка сил начинается молитва, а не запой.
Молитва высшая, однако, начинается там, где заканчиваются не только человеческие силы, но и человеческие цели. Много есть определений человека, но не определяли его как существо любящее. Хотя, казалось бы, уж кто-кто, как не человек... Вот именно, что "казалось". Человек умеет любить, но человек и подпрыгивать умеет, однако полёты - не для человека. Та любовь, которой любит человек, есть всего лишь подпрыгивание. Та любовь, о которой просит Бог, есть полёт. То воскресение, о котором мечтает человек, есть подъём из гроба на поверхностность земли. Это и наука, возможно, когда-нибудь учудит. Воскресение, о котором мечтает и которое осуществляет Бог, есть подъём с поверхности земли в глубину жизни.
*
Эгоизм, гордыня паразитируют на самом основном человеческом свойстве:
быть единственным перед Богом. Доброкачественность духовной жизни
проверяется умением молиться и веровать, как если бы в мире не
было ни одного больше верующего и молящегося, более того - ни
одного человеческого существа вообще. Без этого все остальное
падает. Поэтому любовь к ближнему - вторая заповедь, а любовь
к Богу - первая, как брак, который поддерживают ради детей, не
любя друг друга - грех.
*
"Какая есть наибольшая заповедь..." Так древний еврей выражал то, что сегодня выражают словами "в чём смысл жизни", "во имя чего всё", Для ультрасовременных людей, предпочитающих формулы, предлагается такой ответ: 1-ЛКБ-2. Или ЛКБ в квадрате. Любовь к Богу и любовь к ближнему. У них - ФСБ, у нас - ЛБК. У них - КГБ, у нас - ЛБК. У них - ЦБК (целлюлозно-бумажный комбинат), у нас опять ЛБК!
Человек обычно зовёт Бога на помощь, когда не хватает сил сделать своё человеческое дело. Писатель - когда пишет книгу, дровосек - когда рубит дрова, рыбак - когда удит рыбу. Способности к писанию, рубанию и удению есть, только недостаёт времени или сил. Можно позвать на помощь ближнего, но иногда ближнего нет под рукой, а иногда работа не та, чтобы вдвоём её делать. Тут и начинается молитва, и слава Богу, если от недостатка сил начинается молитва, а не запой.
Молитва высшая, однако, начинается там, где заканчиваются не только человеческие силы, но и человеческие цели. Много есть определений человека, но не определяли его как существо любящее. Хотя, казалось бы, уж кто-кто, как не человек... Вот именно, что "казалось". Человек умеет любить, но человек и подрыгивать умеет, однако полёты - не для человека. Та любовь, которой любит человек, есть всего лишь подпрыгивание. Та любовь, о которой просит Бог, есть полёт. То воскресение, о котором мечтает человек, есть подъём из гроба на поверхностность земли. Это и наука, возможно, когда-нибудь учудит. Воскресение, о котором мечтает и которое осуществляет Бог, есть подъём с поверхности земли в глубину жизни.
*
Лука чуть изменяет повествование, так что Иисус отвечает вопросом на вопрос и заповедь цитирует сам спрашивавший. Так один хитрец поспорил с гроссмейстером, что выиграет у него
по переписке хотя бы одну партию из двух. И вот, ходы, которые
гроссмейстер делал в одной партии белыми, возвращались к мастеру
в другой партии, где белыми играл хитрец.
*
Вообще слишком расхвален сократический метод, чтобы не возникало
отторжения и желания вспомнить какой-нибудь еврейский анекдот
(Рабинович, почему Вы всегда отвечаете вопросом на вопрос? - А
с чего Вы взяли, что я отвечаю вопросом на вопрос?)
С другой стороны, опыт преподавания подтверждает, что если ученик
включен в диалог вопросом, начинает рыться у себя в голове, а
не в голове у учителя, -- результат крепче.
А опыт допрашиваемого с третьей стороны подтверждает: следователь
дорожит тем, что "вопросы здесь задаю я". И очень подчас полезно по-швейковски добродушно поводить его маленько за салом,
именно отвечая вопросом на вопрос.
У Льюиса есть эссе "Бог под судом" - и вот Иисус приходит
в мир, где каждый считает себя следователем, а Его подследственным.
И когда кажется, что "Бог умер" или, самое меньшее,
оглох и не слышит моих воплей -- это "молчание Бога"
есть просто задаваемый нам вопрос. Еврейские штучки русского Бога.
*
Проблема не в том, что человек любит не Бога, не «Кто» с большой буквы, а «что». Любить Бога вообще от человека не зависит, как и всякая любовь, всякая «зависимость» (любовь без свободы есть именно зависимость). Человек любит не «что», не секс, не деньги. Человек любит любовь к сексу, любовь к деньгам. Ради этой любви человек «научается убивать», замечал Афанасий Великий (1, 129). Мимоходом замечал, а ведь и по сей день большинство людей полагают, что убивают «во имя спасения ближних» и т.п. Да нет, убиваем лишь потому, что боимся остаться без любви. Убийство для зла - кратчайший путь к любви. В пределах сатанинского лабиринта это, увы, справедливо. Правда, любовь будет к себе... Выход очевиден, он в противоположном направлении: не «любить Бога» (что, ещё раз скажем, не в нашей власти), а хотеть любить. Хотеть любить Бога, хотеть любить людей, хотеть любить жизнь так, как мы любим смерть – смерть других, конечно, не свою.
*
КТО ЗАЖМУРИВАЕТСЯ, ТОТ ЖМУРИК
Жорж Санд заметила, что «любовь без благоговения и восторга — это лишь дружба».
Другое дело, что именно считать благоговением. Иначе придётся признать Средневековье самой любвеобильной и благочестивой эпохой в истории человечества, а наше время — всего лишь дружелюбным и неплохо образованным, в том числе, в вопросах богословия.
Благоговение не только в том, чтобы опускаться на колени — оно ещё и в том, чтобы не расставаться с любимым. Средневековье проделывало с Богом ровно то же, что с женщиной — опускалось на колени, но подымало объект поклонения как можно выше, настолько высоко, что всякая возможность общения исключалась. Символом такого благоговения может служить Евангелие в одном из суздальских музеев: книга выше человеческого роста в серебряном окладе. Её не то что прочесть, её открыть трудно.
Когда мы дружим, мы посылаем друг другу записки. Когда любим, даём друг другу читать всего себя. Любить Бога и ближнего означает отдавать себя целиком на прочтение и вчитываться в Другого, а не зажмуриваться от наслаждения своими чувствами.
|