Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов

Дневник литератора

 

К оглавлению "Дневника литератора"

К оглавлению за 1998 год

 

НЕДАВНИЕ ИСТОРИИ: 31 декабря 1998 г. и ранее

Вернуться к обзору за предыдущую неделю

Обзор наиболее интересных сообщений прессы для программы "Радиоцерковь".

Иностранные события
1. В бюллетене американской организации MARC, специализирующейся на помощи миссионерам за ноябрь 1998 г.  - Кеннет Дейл, миссионер, проведший 45 лет в Японии, отмечает, что главное препятствие для распространения здесь христианства — идея лояльности (императору, фирме, семье). Лояльность подменяет религию и лишает личность свободы.

2. Немного статистики  (из New York Times от 19.9.1998): число католиков в мире растет, даже в США и Западной Европе, выросло до 990 млн., но процент их снизился с 17,8 в 1978 г. до 17,4 в 1995. Число священников и монашествующих растет, но с меньшей скоростью.

3. Миссионер-меннонит Гэри Кауфман сообщает статистику Китая (MARC бюллетень, №4 за 1998): протестантов до 20 млн., из них 75% стали верующими в последние десять лет, в вере нетверды, часто впадают в ереси, большая текучка (остается не более 40%). И в любом случае - это лишь 2% населения страны. Правда, есть поселки, где христиан 80% - все очень неравномерно. Что меня лично воодушевляет, потому что показывает: статистика есть разновидность вселенской смази, хотя иногда она и полезна. Все зависит от личных усилий и от самопожертвования (как миссионера, так и членов созданной им общины — но они ведь учатся самопожертвованию от того, кто рожал их во Христе).

4. Bryant Myers  (MARC бюллетень, №4 за 1998) размышляет о грядущей на смену Модерну эпохе, считая главной ее чертой глобализм. Он полагает, что это эпоха глобализма, но: "Рынок может быть глобальным, коммуникации могут быть глобальными, технология может быть глобальной, но я никогда таким не буду. Человеку нужно место, контекст, отношения с ближними". Я бы даже сказал, что не только человеческая природа сопротивляется глобализму как она сопротивлялась социализму, но что именно глобализм — в отличие от социализма — освобождает человеческую природу от давления промежуточных институтов (рода, государства), давая личности возможность — только возможность, но и это очень много — использовать свободу творчески.
 

Российские события
1. Чекисты продолжают клеветать на Старовойтову (Комсомольская правда, 22.12.1998). Сразу после убийства был пущен слух, что у нее были с собой огромные деньги, значит, убили свои ради ограбления. Но тогда не нашлось подлеца, который бы от своего имени озвучил слух. Теперь эту версию поддержал Александр Борисоглебский, телеведущий, который утверждает, что Линьков вовсе не был ранен, так, легкая царапина, что Старовойтова утверждала, что у нее есть три миллиона долларов на выборы и пр. При этом он сам ссылается на "круги, ведущие следствие" — в общем, круговая порука подлости. Однако, в предновогодние дни по телевизору сообщили, что ведущие следствие "круги" заявили категорически, что никаких больших денег при Старовойтовой не было.

2. А 17 августа трагедия для иностранных банкиров, но более всего - для российских пенсионеров. По указу Ельцина от 16.9.1992 были созданы негосударственные пенсионные фонды (рассказывает "Сегодня" 23.12.1996), причем президент их обязал вкладывать собранные с граждан деньги в ГКО -- а 6 лет спустя объявил, что денег по ГКО платить не будут. Фонды разорены. "Так что за банковским крахом страну может ожидать новый обвал, окончательно рухнет надежда на то, что в этой стране можно своим трудом заработать на обеспеченную старость", - пишет Елена Гостева, демонстрируя непрофессионализм либо лукавство, ибо таковой надежды у рациональных людей никогда и не было. ЦК (Царство Кесаря) все учит нас и учит не верить себе, и пора бы урок усвоить - но как мало нужно людям, чтобы разувериться в Боге, и как много - чтобы разувериться в кесаре. ЦК нужно отдавать -- но не брать у него. Во всяком случае, если есть возможность не брать.

3. Андрей Яхонтов (Московский комсомолец, 20.12.1998) в очередном выпуске "Школы для дураков" пишет: "Если родители могут посягать на ваше бытие (что сплошь и рядом делают, лишая вас права появиться на свет — с помощью абортов, лишая вас права самостоятельно существовать на этом свете, подвергая насилию и подавлению вашу личность, поучая, заставляя действовать под диктовку), то и вы вправе отвечать им тем же". Перечел я это десять раз, но так и не понял — человек иронизирует или всерьез. В любом случае, он четко сформулировал главную (и подсознательную) претензию большинства людей к Богу: за что?! Ты в нас не веришь, насылаешь на нас казни египетские от бородавок до архиереев, мы в Тебя не верим. Примечателен иррационализм бунта: ведь кто бунтует против родителей, делающих аборты, тут явно не пал жертвой аборта. Бунтуют именно те, кто жив и кто не был бы жив без того, против кого бунтуют. Причем если родители в каком-то смысле всего лишь стартовая площадка (хотя попробуйте восемнадцать лет подставлять себя под дюзы), то без Бога, по пословице, ни до порога — и дюйма не проползешь.

4. Сергей Романов (Московский комсомолец, 20.12.1998), автор постоянно публикуемых крошечных рассказов, обычно бытовых анекдотов, выразил свое (и, увы, не только свое) понимание смысла жизни. Он описал трех друзей, которые все погибли как мужчины на вершине блаженства. Первый полез воровать портвейн из цистерны и задохнулся винными парами. Второй пьяным ввязался в драку с продавцами арбузов и был зарезан. (Автор подчеркивает, что продавцы были азербайджанцы, обнаруживая свой расизм, и отмечает, что русские были в меньшинстве — трое пристали к пятерым — что чистая фантастика, ибо в реальности подобные случае знают прямо противоположное численное соотношение, и уж, конечно, не продавцы лезут к прохожим, а пьяные прохожие обнаруживают свой расизм и любовь к халяве). Третий же "несся со скоростью сто восемьдесят на своем роскошном "Мерседесе" по загородном шоссе. Одна рука лежала на баранке, а в другой он держал бутылку шотландского скотча. Блондинка-красавица в это время делала Гарику минет. "Ради всего этого стоило жить", — думал он. ... А на повороте его машину занесло". Вот чему противостоит религия (любая), а еще этому, как ни странно, противостоит общество потребления, которое хотя и дозволяет потребительство, но резко ограничивает его: чтобы потребительство не было агрессивным. Между тем, "Гарик" был агрессивен по отношению к блондинке (уж ей точно такое времяпровождение не доставляло удовольствия, хотя самовлюбленному эгоисту в это труднее поверить почти так же трудно, как в существование Бога) и ко всем, кто мог попасть под колеса его машины. Поэтому христианам полезно помнить, что в нашей критике потребительства мы должны помнить, что есть вещи более опасные, против которых мы слишком часто не выступаем из боязни ли получить плюху, либо из надежды получить какую-нибудь пышку.

5. Марк Дейч (Московский комсомолец, 24.12.1998) справедливо упрекает директора ФСБ Путина в том, что он неправильно трактует закон, утверждая, что там "требуется доказать, как воспринимала аудитория то, что вещал этот оратор" (Макашов). На самом деле, в законе говорится, что поступки "считаются оконченными преступлениями с момента совершения действий, направленных на возникновение национальной, расовой или религиозной вражды или розни, унижения достоинства граждан как представителей соответствующей нации, расы или конфессии. Достигли ли эти действия намеченных результатов, значения для квалификации не имеет". Правда, Дейч против чекистов как еврей, которого оскорбили, но как православный, которого оскорбляет проповедь кришнаитов, он — потенциальный союзник чекистов.

6. Я часто говорю, что главная беда России — не властолюбие властей (оно естественно), а властолюбие интеллектуалов. Вот пример. Сергей Лесков (Известия, 23.12.1998) критикует негосударственные вузы за то, что они "не обременяют себя получением государственной лицензии, не заботятся о том, чтобы их диплом был сертифицирован, не соблюдают нормы на состав преподавателей и учебные площади". Так это дело студентов — следить за тем, куда они поступают. Да и нельзя без частной собственности (а ее нет) негосударственной школе соблюсти нормы на площади. Вот Православный университет Меня — зачем ему лизенция? Это опять логократия — желание, чтобы каждое слово значило только то, что хочет государство. Если университет — то обязательно государственный, если верующий — то тоже обязательно зарегистрированный. Христа никто не регистрировал, а какой эффект!

7. Профессор, д.э.н. Иосиф Дискин в статье "С капитализмом халявщиков пора покончить" (Общая газета, 24.12.1998) пишет: "Нужна протестантская этика". В наших СМИ протестантизм вообще очень редко упоминается, а вот его этика — очень часто. Православие, напротив, упоминается очень часто, а православная этика — очень редко. В общем, царство кесаря как гоголевская невеста — от протестантизма берет этику, от православия архитектуру, у Гегеля дух, у Фейербаха материю. А Царство Божие все дает, дает и при этом, как ни странно, не беднеет.

8. Игорь Минтусов, специалист по политическим компаниям, отмечает с горечью продажность своих коллег и то, что бойкотировать их нельзя — "все наши команды близко общаются друг с другом и тесно переплетены" (Московские новости, 20.12.1998). Так расплетитесь — хотя трудно ждать этого от человека, который работает в фирме "Никколо М", названной так в честь Маккиавелли. Все равно что я бы взял себе в крещении имя Иуда специально в честь Искариота.

9. Яна Амелина (Экспресс-хроника, 21.12.1998) сообщает, что в Дорогомиловском суде Москвы судят скинхэда Семена Токмакова, избившего негра из американского посольства, причем судья принимает всерьез его заявления о том, что он вовсе не расист, а просто был в плохом настроении, а свои первоначальные показания дал под давлением милиционеров.

10. Дев Гудков из ВЦИОМ заявляет, что "жизненные установки россиян гораздо более материалистичны, чем у иностранцев. Более приземлены и направлены именно на выживание, на очень конкретные вещи. А вот американцы более идеалистичны, более альтруистичны, больше заинтересованы общественными проблемами. Вопреки тому, что мы думаем о себе и  что думаем об американцах. Подавленность и приземленность нашего существования приводят к тому, что горизонт наш очень ограничен. В том числе и бесконечными страхами" (Вечерняя Москва, 22.12.1998). Ну, наши страхи имеют предел — они не переходят в страх согрешить, в страх остаться без Бога. А жаль.

11. В Москве прошла конференция "Человек и тюрьма". Английский профессор Рой Кинг (ун-тет Бангора) отмечает, что преступность есть пирамида, в основном состоит из мелких преступлений. В Англии нет особых тюрем для номенклатурщиков, но и осуждают людей из среднего класса немного. В России на зэка тратят 67 копеек — цена 300 грамов хлеба. В Англии 300 грамм хлеба стоит 10 рублей на наши деньги, а на зэка дают от 70 до 100 долларов в неделю. В 1992 г. на 100 тысяч населения в России было зэка в пять раз больше, чем в Англии, хотя преступлений было совершенно в шесть раз меньше, чем в Англии — то есть, русские используют тюрьму в 30 раз активнее англичан. "Если бы в Англии сажали за те правонарушения, за которые сажаете вы, то очень быстро страна стала бы бедной". В год тысячи зэка умирают от туберкулеза. Вместо поговорки насчет тюрьму и сумы, в Англии поговорка о смерти и налогах.

12. Московский комсомолец (23.12.98) приводит подборку аргументов за и против смертной казни, по двенадцать. За: (1) предотвращает разгул преступности; (2) отменять нужно, но позже; (3) СК - "око за око"; (4) СК уравновешивает права жертвы и права преступника (5) СК дешевле; (6) родственники как налогоплательщики не должны содержать убийцу; (7) мертвый преступник безвреден; (8) пожизненное заключение чревато побегом или амнистией; (9) СК - традиция России; (10) СК — внутреннее дело России, символ независимости; (11) без СК начнется самосуд; (12) в тюрьме зэки живут лучше нас; (13) без СК среди зэков начнется беспредел; (14) преступника не перевоспитать; (15) где отменили СК, там об этой жалеют; (16) без СК государство рухнет. Аргумент против СК, не имеющие контрдоводов: (17а) СК делает судебную ошибку безвозвратной (возможный контрдовод: лучше погубить невинного, чем оставить жить убийцу); (18а) никто не вправе распоряжаться чужой жизнью; (19а) в российских тюрьмах ужасно содержат зэка, гуманнее расстреливать — возможный контрдовод: так наладьте работу тюрем; (20а) живой преступник — напоминание о наказании; (21а) нельзя казнить, если нет суда присяжных, а его почти нигде в России нет. Аргументы-контдоводы против защиты СК: (1а) Нет зависимости между ростом преступности и наличием СК; богатые от СК все равно откупятся — в преступном обществе (а общество с СК преступно в целом) преступна и правовая система (3а) Евангелию СК противоречит, Россия должна быть ближе к христианской этике, чем к новозаветной; (6а) если наладить работу тюрем, пожизненное выгоднее обществу — преступник будет трудиться; (8а) пожизненное можно сделать действительно пожизненным, тогда она страшнее СК; (10а) России важен международный престиж в Совете Европы; (14а) перевоспитание зэка - долг государства, и иногда оно совершается. Надо заметить, что целый ряд довод в защиту СК оставлен без опровержения, восполняю пробел: (2а) "завтра" при такой психологии не наступает никогда; (4а) у человека нет права требовать смерти другого даже для своей безопасности, а вот права на жизнь есть у всех; (5а) можно снизить налоги для родственников; (7а) тогда надо убить всех; (9а) грех тоже национальная традиция, но грешить все же не надо; (11а) самосуд уже есть, его поощряет мысль о допустимости убийства ради справедливости — то есть, СК; (12а) наладьте работу тюрем и жизнь общества, а не рубите голову, чтобы вылечить перхоть; (13а) наладьте работу тюрем; (15а) это дезинформация, да и какое нам дело до других, когда речь идет о идее добра; (16а) будущее не может быть аргументом, ибо его нет — вилами оно на воде писано.

Перейти к обзору за следующую неделю

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова