Яков Кротов
Дневник литератора
С 21 по 27 апреля 2001 г.
К
оглавлению "Дневника литератора"
К предыдущей главе
Отдельно ж-л "Христианство
в истории"
Иностранные новости
В Новой Зеландии гибнут киви, их осталось 75 тысяч, и лидер экологов
Джон Уэмсли предложил разрешить разведение киви для употребления
в пищу -- маори их очень даже ели (Итоги, 20.3.2001, с. 4). Есть
такие процессы, которым идет на пользу истребление -- например,
зарывание зерен в землю...
Александр Рыклин (Итоги, 20.3.2001, с. 28) описывает жизнь российских
милиционеров в Косово: проверяя документы неизменно улыбаются. "Дома-то
вы не больно улыбаетесь", - съязвил я. "Да, понимаете,
тут все улыбаются - и французы, и американцы. Ну и мы стали".
К вопросу о том, зачем нужна церковь -- это место, где все улыбаются.
А если не улыбаются, значит, это не церковь. Ясно, конечно, что
речь не идет о физиологической улыбке
Анна Полянская из Парижа (Московские новости, 3.4.2001) описывает
воспитание детей в детсаду: многонациональные группы, французов
с четверть, четверть африканцев, четверть азиатов, четверть из США
и европейских стран. Тщательно воспитывают толерантность -- дочери
журналиста Андрея Кривова с ходу директриса подарила две куклы-негритянки.
Алексей Смирнов (Новые известия, 6.4.2001): норвежский адмирал
Скурген в интервью "Афтенпостен" объяснил, почему русские
власти лгали: "Русские думают совершенно иначе, чем мы, в таких
вещах. Они могут скрыть правду в тот момент, когда это отвечает
их текущим интересам, не заботясь о будущем".
Консерватизм как формализм: Буш требует от сотрудников одеваться
не в футболки, джинсы, кроссовки (Новые известия, 20.2.2001). Цель:
"Возродить уважение к такому месту, как Белый дом".
Рудольф Колчанов: Клинтон подарил Хиллари, ухаживая за ней, томик
стихов Уитмена - и такой же томик подарил позднее Левински. "Можно
ли нанести большее оскорбление жене...?" (Труд, 15.3.2001,
с. 25).
Александр Игнатов (Итоги, 27.2.2001) - отличный заголовок: "Дело
Пиночета: как раскололась сталь". Чилийские военные, такие
гордые, такие "мачо", стали предавать Пиночета, рассказывая
о его вине в массовых убийствах. Генерал Хоакин Лагос: "Пиночет
лжет". И показал по телевидению рапорт с приказом Пиночета
расстелять 53 человека, который Пиночет приказал уничтожить, а генерал
сохранил (что тоже не слишком-то честно). Военные загнали себя в
ловушку, п.ч. им есть амнистия на преступления, совершенные с 1978
года, но очень много останков, которые неизвестно когда погибли,
военные отказывались сообщать дату смерти -- и это теперь против
них: надо расследовать дела и выяснять, что почем. В словарь новояза:
в октябре 1973 г. а север Чили вылетела расстрельная команда во
главе с генералом Серхио Аррельяно, без суда и следствия казнившая
противников режима (75 человек) с официальной формулировкой - группа
посылается для "ускорения судебных процессов" и "унификации
юридических критериев".
Ну как объяснить, что добрее быть невозможно в рамках определенной
плоскости, как невозможно на футбольном поле плавать. Есть и радость,
есть и бодрость, но кто ж виноват, что они не от чтения газет, а
во время молитвы, особенно, как ни смешно, просительной, похожей
на игру в перегонки - только что-то скажешь, а Он: "Уже давно
об этом Я позаботился". И верно: позаботился, пусть не так,
как я планировал. "А это?" - "Не смеши Меня!"
Ну как тут злиться! Но ведь это же надо на эту молитву встать.
Анатолий Лазарев (Новые известия, 18.4.2001): история туалетной
бумаги начинается с того, что в 1391 г. китайские императоры стали
пользоваться бумагой размером 60 на 90 см. А настоящая история туалетной
бумаги началась в 1857 г., когда нью-йоркский бизнесмен Джозеф Гэйетти
стал продавать увлажненные листы бумаги по 500 штук за 50 центов
каждая упаковка. В 1890 фирма "Скотт пейпер" (США) впервые
выпустила бумагу в рулонах. На самом-то деле история туалетной бумаги
начинается с Рабле, который посвящает целую главу подтиркам Гаргантюа.
А потом аналоцентричная психотерапия... Помнится, кто-то утверждал,
что озабоченность теплым туалетом (у западных людей) есть признак
вырождения, старческого состояния Запада. С таким же успехом можно
утверждать, что умение пользоваться туалетной бумагой есть декаданс,
и лишь панк (в трактовке известного анекдота) - это человек настоящий,
ибо не подозревает о том, что можно вытирать известное место.
А чтобы не казалось, что существует лишь Гайдар, вот Глюксман.
Которого нынешние большевики -- от Путина до Максима Соколова --
объявив себя антикоммунистами, зачислили в коммунисты вместе с Зюгановым,
Гусинским, Бабицким, да и с Боннэр. Все логично: "Держи вора".
И вот уже Александр Архангельский обвиняет митинг в защиту НТВ в
большевизме -- мол, и Ленин митинги собирал, значит, кто собирается
на митинги, те ленинцы. Итак:
Андре Глюксман, интервью Галине Акерман (Новое время, №1, 2001,
с. 22-26). Ястржембский заявил, что Глюксман - левый радикал, который
симпатизирует чеченцам, п.ч. ненавидит Ельцина и всех, кто уничтожил
коммунизм. Глюксман: Я-й "заведомо лжет, поскольку с 1981 по
1989 год он работал в Праге, в журнале "Проблемы мира и социализма",
который ... обличал меня, как и в целом международная коммунистическая
печать, в том, что я был якобы агентом ЦРУ, "рейганистом".
Глюксман бывал тогда в Праге, он участвовал в подпольных антикоммунистических
собраниях "Хартии-77" вместе с Гавелом, а Ястржембский
тогда же пропагандировал коммунизм. "Российские руководители
выступают в роли борцов против возврата коммунизма, объявив себя
либералами, реформаторами, которые противостоят компартии. В моих
глазах эта борьба похожа на балганчик, на театр теней: с одной стороны,
коммунисты вроде Зюганова, ... с другой стороны, Владимир Путин
и другие власть имущие, которых я обвиняю не в том, что они отказались
от коммунистических идеалов (это весьма похвально), а в том, что
они сохраниил сталинские методы на практике".
Глюксман р. 1937, семья участвовала в Сопротивлении, был коммунистом
в 19 лет, после ХХ съезда иллюзион пердю. Так что в 1968 г. движение
в целом и он лично не были коммунистическим. Студенты протестовали
против советского вторжения в Чехословакию - больше в Европе никто
не протестовал. Гулаг издали именно тут, когда в США еще ничего
не понимали. Маоизм наложился на студенческое движение позже, как
вагон прицепили. Тогда же стал антикоммунистов Сартр. Г. не считает
себя учеником Сартра. В 1968 г. умер Александр Кожев, французский
философ русского происхождения, ученик Хайдеггера, в 30-40-е повлиявший
и на Мерло-Понти, и на Сартра, Лакана, Батая - и при этом бывший
агентом чеки. Кожев не был антикоммунистом, был атеитом, проповедовал
конец истории, символом которого был Сталин. Он инициировал появление
философии "ангажемента" - история и философия должны быть
вместе. Что он агент, выяснилось в 1999 г., но что он сталинист
было известно и до войны. Гулаг был воспринят как сенсация не потому,
что разоблачал преступления режима, а потому что разоблачал режим
как принцип.
Окончание в №2-3, с. 34-38. Глюксман отмечает, что идеология диссидентства
- это и проблематика европейскй мысли, как и антизападничество свойственно
западным интеллектуалам, которые созщдавали идеологию гуманитарной
помощи (Кушнер, Врачи без границ): "В чем состояло новшество
"Врачей без границ" по сравнению с деятельностью Красного
Креста: Врачам Красного Креста было предписано никогда не рассказывать
о том, что происходит в тех местах, где они оказывали помощь. Красный
Крест доставлял пакетики с лекарствами в нацистские концлагеря,
но не информировал мир о самом существовании этих лагерей. Новое
поколение врачей, те, кто образовали организацию "Врачи без
границ", решили, что такая точка зрения была в корне ошибочной"
(С. 35; к вопросу об информационной революции). Противопоставляет
это и революционной традиции, которые считали, что должна быть самоцензура,
что "существует примат ангажированности над разоблачением,
над правдой", что можно солгать ради правого дела. Герцен и
Бакунин считали, что нет - Ленин. что да.
"Мне иногда говорят: "Вы против войны в Чечне, а ведь
чеченцы отнюдь не ангелы". Я полностью с этим согласен. ...
Однако проблема не в том, кто ангел, а кто нет. На земле вообще
нет ангелов. Проблема в том, чтобы четко сказать, кто является карателем,
виновником резни, а кто жертвой. Стало быть, надо остановить тех,
кто устраивает резню. А если потом жертвы берутся за нож, их надо
в свою очередь остановить. Рая на земле нет, но есть различные степени
ада. И надо бороться против самых страшных адов".
Глюксман: падение коммунизма не конец истории, а возврат в нее.
С. 38: "У Путина явно проглядывают некоторые черты Милошевича.
Он выиграл выборы, представ во время предвыборной кампании как военный
лидер. Милошевич поступил так же, призывая с 1988 нгода к войне
за Косово. Путин в такой же степени построил свою репутацию на античеченской
пропаганде, как Милошевич на пропаганде против косовских албанцев,
с теми же анекдотическими утверждениям относительно борьбы против
исламизма, международного терроризма и за европейские культурные
ценности. Только Путин оказался еще жестче и кровавее, чем его югославский
собрат".
Хорошая новость: вышел фильм, в котором сказана вся правда об американцах:
что они за возможность купить бензин на доллар дешевле закроют глаза
на бомбежку Ирака или Мексики, что среди них есть люди, готовые
выполнить даже преступный приказ, что садисты, приучившиеся во Вьетнаме
к запаху крови, и сейчас пытаются убивать людей. Фильм называется
"Шторм", снят в 1999 г. Плохая новость для ненавидящих
Америку: фильм снят американцами. Вот одно из отличий ЦРУ/ФБР от
Чеки: в США целый жанр фильмов, предупреждающий о возможности узурпации
власти спецслужбами, а у нас я что-то таких фильмов не упомню. Скорее
наоборот: по всем каналам крутят акафистные фильмы о чекистах, с
"Адьютанта его превосходительства" до Штирлица и "ТАСС
уполномочен". Поэтому, видимо, с узурпацией все, как говорят
за океаном, окей. Не забыть выпить по этому поводу.
Геннадий Герасимов (Новое время, 315, 2001, с. 25):
"Американская политическая жизнь немыслима без юмора. ... Примеры
самоиронии как метода защиты: Барри Голдуотер после поражения на
президентских выборах 1964 года: "Америка - великая страна,
потому что в ней каждый может дорасти до президента. Кроме меня".
Боб Доул после поражения на президентских выборах 1992 года:"
Америка -- великая страна, где каждый может вырасти и издеваться
над президентом". Не забыть выпить по этому поводу.
На французском телевидении стартовало ток-шоу "Вкус темноты"
-- участник дискутируют в полном мраке (идея Грина, искусственно
почувствовать неизвестность, непредсказуемость). Ведущая Софи Массье
слепа. Участники друг друга не узнают, попадают в страшные просаки.
Во Франции уже два года есть ресторан с таким же названием -- без
света, официанты лишь слепые, народ валит, т.к. посетителям удобно
целоваться (Новые известия, 24.3.2001). Эх, вот бы там выпить!
К вопросу о реакционности и любимой метафоре Победоносцева: Россию
надо подморозить. Шведы предложили заморозить "Курск"
и таким образом его поднять (3.4.2001, Труд). Правда, плавать после
заморозки ничто уже не может... Заморозить покойника дело нехитрое,
но вот дождется ли он времени, когда научатся размораживать, чтобы
человек мог выпить.
Дмитрий Радышевский (Московские новости, 10.4.2001) описывает израильское
движение "За Родину", "Беад Арцейну", лидер
ортодоксальный раввин Авраам Шмулевич, вполне согласный с Дугиным,
обличающий "кризис морали в израильской политике". Есть
и другие движения, выступающие против "мондиализма"-американизма.
Так выпьем за союз талибов, иудеев и антисемитов!
Российские новости
Анд. Евпланов (Вечерняя Москва, 10.4.2001): "Как только президент
делает телодвижение в сторону демократии, происходит событие, которое
тут же сводит на нет эффект жеста", например, - арест Бабицкого
якобы помешал окончить войну в Чечне, "наше членство в ОБСЕ
снова повисло на ниточке, а Бабицкий препокойно покинул отечество".
А лет через тридцать Евпланов будет вспоминать, как героически он
намекивал, что Бабицкий покинул Россию не по своей воле.
А вообще писать о Путине скучно, он предсказуем без труда: обещал
защитить права собственников - значит, вечером того же дня у собственника
отберут НТВ. Он не просто лжет, он примитивно лжет, в отличие от
Соколова, Кураева или Павловского, лгущих а ля шахматный конь, с
загибчиком. Способность к загибчику доставляет огромное удовольствие
и загибающему, и слушающему, но ведь можно и правду говорить с загибчиком,
это и для души полезнее.
Один человек спросил меня, почему я сочувствую НТВ (не ЧК - так,
очевидно, надо теперь называть "Четвертую Кнопку",
а "киселевцам"): ведь просто защищали права собственника.
Будучи очень терпеливым, я ответствовал, что права собственника
следовало защищать через суд, а не ночью с большевистской милицией."А
если в магазине Вы протягиваете чек, а продавец отказывается давать
Вам колбасу?" Человек предполагал, что в такой ситуации естественное
поведение: накричать на продавца, вырвать у него колбасу, позвать
милиционера и т.п. Что надо с чеком идти к адвокату, писать заявление
в суд -- кажется невероятным, но ведь это и есть правовое поведение.
Более того: в случае с НТВ отлично проявилась абсурдность совкового
сознания. Совок все поведение строит из боязни потерять крышу над
головой (больше ему терять нечего). Совок одобряет бомбежку Чечни,
потому что вдруг чеченец придет и выселит его из квартиры. Иррационализм
страха особенно ярко проявляется, когда приходит выселять дядя из
жэка, вполне той же - совковой - национальности. Совок абсолютно
не способен выполнить простейшую операцию: представить себя на месте
другого. У Киселева была крыша над головой. Претендовавшие на эту
квартиру господа должны были обратиться в суд. Они предпочли силой
захватить квартиру, так что теперь Киселев должен обращаться в суд.
И в сегодняшних газетах очерк о точно такой же судьбе одного сотрудника
Большого театра, который дошел аж до Страсбургского суда -- это
к нему из жэка пришли выламывать дверь и выселять. Страшный суд
и есть момент, когда Иисус предъявляет иск о вселении в человеческую
душу изгнанных из нее совести, логики, добра. Если кому-то хочется
больше узнать нового о Христе, кроме этой фразы, может почитать
Гоббса. Чтение этого
мегабайтного автора (из-за которого я пишу эти строки в полпервого
ночи) очень заставляет ценить краткость.
Мих. Кругов (Новая газета, 16.4.2001, с. 6, и уже не первый раз
отличная статья): "В СССР была особая пенсионная система --
ни накопительная, ни страховая. Государство просто недоплачивало
людям часть заработанных ими денег. Они использовались на нужды
развития страны, а пенсии выплачивали из доходов общества. ... пенсия
представляла собой как бы дивиденды на инвестиции работника, который,
говоря свременным новоязом, был пусть и принудительным, но инвестором.
... Новые собственники не считают себя чем-нибуль им /пенсионерам/
обязанным, а расплодившимся чиновникам доходов государства самим
не хватает". Несправедливость прошедшей приватизации Кругов
предлагает ликвидировать без передела собсвенности: "Просто
новые собственники должны доплатить суммы, на которые была занижена
стоимость собственности при приватизации. Например, предприятия
нефтяной отрасли ушли за 3-5% их реальной стоимости". Доплатить
не вообще в казну, а именно в пенсионный фонд.
Анна Политковская: "В стране бушует "чеченский"
синдром. - Новая газета. - 15 фев. 2001 г. С. 7. Специфика в том,
что солдаты воевали только за деньги: "Армия, развращенная
преступными методами ведения войны в Чечне, молчаливо допущенная
там мародерствовать и хапать, приученная на Кавказе к немыслимым
безобразиям, приступила к мародерству, вернувшись с поля боя".
Политковская надеется, что от "чеченцев" могут спасти
психиатры.
Лев Тимофеев (Московские новости, 10.4.2001): "Если глава
государства Российского начал изъясняться на языке либеральной экономической
теории ... это значит, что в умах российского политического истеблишмента
наконец-то произошла некоторая лингвистическая революция".
В словарь новояза: умение врать не от случая к случаю, а постоянно
- лингвистическая революция.
В декабре 1979 г. чекисты, убившие главу Афганистана Амина, "отрезали
ему голову, завернули ее в пластиковый пакет и доставили в Москву
как самое надежное доказательство успешно выполненной операции".
- Леонид Млечин. Освободите кабинет зятю генсека. - Новое время.
- №16. 2001. 22 апр. 2001 г. С. 41.
Адвокат Генри Резник на съезде правозащитников заявил, что в Чечне
"на грани геноцида". "Да, убивают по национальному
признаку. Да -- ужас, террор, беспредел мерзейший. Но формулировка
геноцида предполагает умысел со стороны того, кто его совершает.
А умысел доказать трудно" (Юр. Васильев, Московские новости.
23.1.2001, с. 15). А между тем, никакого "умысла" доказывать
и не нужно. И геноцид армян признан без расследования мыслей Ататюрка,
как и геноцид евреев не подкреплен психиатрическим обследованием
Адольфа Шикльгрубера. Даже странно со стороны адвоката допускать
неточность подобногом масштаба. "Мыслепреступления" --
это из сферы большевизма, за "умысел" закон карать не
может, он может карать лишь за "посягательство", "сговор",
но не за мысль. А большевизм наследовал жажду читать в сердцах.
С трепетом брал в руки первый номер путинских "Итогов":
а вдруг хороши? Слава Богу! слава Богу! слава Богу! как иногда хорошо,
что нехорошо!!!
Знакомый - из "фидошников", давно не виделись - мимолетом
бросает: что же Вы, пацифист эдакий, были за бомбежку Косово? На
мой вопрос, откуда такие сведения, отвечает, что "рассказывали".
И это программист высокого класса! Человек, знающий цену если не
слову, то знаку. Чего же ожидать от прочих? Одичание образованных
людей прежде всего проявляется в нежелании и неумении использовать
точную информацию, а не испорченный телефон, в пренебрежении элементарными
правилами цитирования и проверки. Вот поэтому я всегда даю ссылку
даже к изречениям, которые являют собой чистый штамп, который вроде
бы можно услышать на улице -- но услышанное на улице не подошьешь
к исследованию, а то же самое, напечатанное в большевистской прессе
(Известия, Независимая, Российская) -- не вырубишь.
В конце концов, это ведь и есть сползание в Средневековье -- когда
слыша не слышат. Ведь это "благочестивое" Средневековье
наплодило ложные "евангелия", тысячи подделок под Златоуста
и пр. Лгало, п.ч. было уверено в своей правоте. Наше неновое средневековье
лжет, потому что уверено, что правоты нет. Вроде бы крайности, а
одно: гордыня, выражающаяся в отсутствии интереса, помимо кулинарного,
к другому. Начинается с уверенности в том, что другой сказал то,
что другому приписывается, а заканчивается бомбежкой города, в которым
якобы живут террористы.
Газеты переполнены самых различных "опросов". С Запада взята форма
без содержания. Никого на самом деле не интересует общественное
мнение, все понимают, что общества нет. И вопросы задают такие,
какие в приличном обществе невозможно задать: можно ли красть, доверяете
ли вы шпионам. Королевской печатью колют орехи. Западные опросы
выявляют нравственные установки, наши выявляют безнравственные принципы.
Но ведь есть вопросы, которые нельзя задавать. Если мы спрашиваем,
можно ли справлять большую нужду в алтаре церкви, мы прежде всего
озвучиваем то, что нельзя озвучивать, мы вводим в сферу языка то,
что принадлежит безъязычию, мы предполагаем, что может быть и утвердительный
ответ — тогда как его быть не может. Есть вопросы ниже уровня речи,
их нельзя задавать. А есть вопросы выше бытия, но их все равно надо
задавать — как вопрос об истине, вопрос о Боге; атеизм начинается
именно тогда, когда отрицают правомерность спрашивания о Боге как
нецеломудрие.
Отправленная в отставку член Констит. суда Тамара Морщакова: советскую
номенклатуру можно пугать Европейским судом по правам человека,
"который не требует от государства изменения структуры его
судов или изменения содержания законов ... Но он говорит: "Заплатите
из бюджета этому человеку 25 тысяч долларов" (Итоги, 10.4.2001,
с. 26). Что же тут пугательного? Из бюджета -- хоть миллион. Да
и не заплатят -- подумаешь, международные обязательства; не выгонят
европники, не посмеют... Нас европейские нации целой лигой со Сталиным
любили, а уж без Сталина они на нас молиться не перестанут, лишь
бы мы, выпимши, не буянили.
Просят хороших новостей, жалуются на избыток скептицизма в этих
новостях. Это еще мягко сказать, один мой друг -- причем, действительно
друг -- прямо сказал, что я злой человек. И правда! И вот я думаю:
что толку спорить о возможности рукоположения женщин, когда надо
бы спорить о возможности рукоположения злых людей. Ведь апостол
Павел, перечисляя свойства христианского лидера, не говорит, что
тот должен быть ласковым, а говорит: "Не дерзок, не гневлив,
не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий
добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан" (Тит,
1, 6). Ну?! Злой человек больше любит добро, чем добрый. Лучше злой,
сознающий свою злобу и потому ее сдерживающий, чем добрый, по доброте
принимающий тридцать серебреников на строительство храма.
В конце концов, вот у англикан и скандинавов стали рукополагать
женщин -- кстати, не знает ли кто в Москве такого дела? - но ведь
эти женщины ничем не отличаются от мужчин, выбирают не по полу,
а по характеру. Не спорю, сдержанность неплохое качество, но оно
не адекватно "не гневлив". Торквемада тоже был сдержан,
не говоря уже о тысячах торквемажиках. Его современник Савонарола
был повспыльчивее, но ведь он никого не сжег. Но Савонаролу до сих
пор попрекают одним-единственным костром, на котором люди в преддверии
Великого поста добровольно сжигали карты и всякие "произведения
искусства", "суету", аналогичную нынешним глянцевым
журналам и детективам. А Торквемаде костры не то чтобы простили,
но во всяком случае относятся уважительно. "Великий инквизитор".
Евг. Адамов, бывший министр по атомной энергии: "К сожалению,
среди ликвидаторов очень много так называемых суицидов. Но это не
есть результат действия радиации. Это есть результат того, что людей
запугали" (Итоги, 3.4.2001, с. 8). Страхов бывает два: Божий
и человеческий. Страх человеческий -- это вера перед тем, что кто-то
может запугать человека до смерти. Страх Божий связан с верой во
всемогущество не человека, не организации, а Бога. Страх человеческий
рождается легко, рождается снизу через разложение естественной способности
человека реагировать на окружающее. Страх Божий дается свыше, его
не "выработать" и, тем более, не "насадить"
в ближнего.
Егор Гайдар об НТВ: "Я понимаю всю эту логику, связанную с
тем, что НТВ -- это в первую очередь финансовая проблема, что есть
проблема плохого менеджмента, еть накопленные более чем своеобразные
и явно политические долги... Вся эта логика мне понятна, и в некоторым
смысле она безупречна. с ней невозможно спорить, сказать, что это
неправда все..." (Новое время, №14, 2001, 8.4.2001, с. 17).
Понятливый! И такая понятливость есть несомненный грех, паразитирующий
на разумности человека.
Зачем отслеживать греховность? И в каком масштабе отслеживать?
Отслеживание греховности есть такая же попытка создать общую теорию
духовной жизни, как и отслеживание святости. Изучая святость, мы
атакуем вечное в лоб, изучая подлость, действуем методом исключения.
И то, и другое работает достаточно плохо как порознь, так и вместе.
Греховность однообразнее и пошлее святости, хотя это не всегда заметно
именно потому, что греховность старается на святости попаразитировать,
обволакивает святость толстым-толстым слоем умильности и позолоты.
Или просто создает золотую погремушку. И все-таки нужно отслеживать
и греховность, это и есть "информационная революция".
Тысячелетиями люди прекраснейшим образом игнорировали подлости,
не фиксировали их -- и жили хуже, чем сейчас.
Юрий Овсянников, врач из Пятигорска, 65 лет: "Давно пора было
Евгения Киселева послать в Чечню рядовым, в окопы. Может, там он
поймет, что такое патриотизм и интересы Отечества ... Докажите делом
и истинным праведным словом, что вы несете добро новой России"
(Вечерняя Москва, 11.4.2001).
Где причинно-следственная связь между убийством чеченца и добром
Росии? Нет ее. Может быть, самое первое, с чего начинается человек,
так это установление причинно-следственных связей: запах матери
— молоко. И эта же способность видеть связи первой и глубже всего
поддается извращению, когда человек полагает, что расположение звезд
влияет на его поведение. На самом деле, с равным правом, и с большим
правом можно предположить, что мое поведение влияет на расположение
звезд. Я вспылю — и на Солнце вспыхивает буря (был у одного российского
фантаста подобный сюжет, только там машинка специально усиливала
эту обратную связь, а на самом деле тут и усиливать ничего особенно
не надо).
ГУВД Москвы известило, что на Вербное воскресенье в 204 храма Москвы
пришло 600 тысяч человек (Московский комсомолец, 10.4.2001). В храме,
где был, милиционеры наблюдений не проводили. По три тысячи человек
на храм? Но тогда почему на Пасху то же ГУВД сообщило, что "в
211 храмах в ночном богослужении принимало участие 120 тыс. человек
(столько, сколько и в 1944 году)." Освящать куличи пришло 240
тысяч человек. Охраняли церкви 3,5 тысяч милиционеров.
К вопросу о правах собственника: а кто мне вернет деньги за недополученные
номера "Сегодня"?! Я бы пожертвовал их на храм Христа
Спасителя. Или хотя бы купил пива. В общем, нашел бы им применение.
Чистый совок: об этой детали не задумываются ни обагряющие, ни сбагренные.
Илья Кукушкин (Московские новости. 10.4.2001, с. 22) хвалит РГГУ.
Вот был-де университет Шанявского, но его здания большевики отдали
партшколе. "Справедливость была восстановлена лишь в 1991 году,
когда учебный комплекс на Миуссах был передан" РГГУ. Что, Шанявский
в завещании указал Афанасьева в качестве наследника? Статья в рамочке
-- уж не платная ли реклама?
Наталья Ильина в "Сегодня" (7.4.2001): правительство
наняло фирму "Артур Андерсен" проконсультировать за 350
тыс. долларов Чубайса, как ему реформироваться, а консультанты заявили,
что энергетике вообще "достаточно лишь модернизации и ремонта".
что им нужно лишь 7 млрд. долларов -- а Чубайс просил 60 млрд. За
45 млрд. долларов можно все мощности энергетиков сломать и построить
заново. Попросту говоря, из казны пытались украсть 50 миллиардов
долларов. Теперь Чубайсу хорошо: "Сегодня" не выходит
и не будет сообщать подобных деталей.
Владимир Ладный (Комсомольская правда, 1.3.2001, с. 7) в связи
с делом Буданова: "Война, особенно та, которая вряд ли может
называться великой и священной, - место, где нарушение всех нравственных
заповедей возведено в ранг повседневных обыденных обязанностей каждого
участника". Ого! Тогда Буданова выпустить и судить тех военных,
которые не докажут, что они кого-нибудь изнасиловали до смерти.
Анд. Викторов (Сегодня, 31.1.2001), сообщая о нападении на первого
зама гл. редактора "Вечерней Москвы" Павла Матюхина, один
сообщил пикантную деталь: Матюхин "по совместитенльству возглавляет"
одно из управлений "Банка Москвы". Журналист-банкир -
круто, но журналист, посвятивший себя информированию людей о Москве
и одновременно состоящий на службе в банке мэрии Москвы -- это круто
вдвойне.
Федор Ромер ("Итоги", 17.4.2001) статья об Анатолии Брусиловском,
художнике, который в разгар застоя у себя на квартире организовал...
это надо видеть -- изумительный интерьер, какой-то взрыв роскоши,
до которого далеко и нынешним новорусским интерьерам по причине
художественной бесталанности их авторов. Поскольку не лез в диссидентство,
был как-то оставлен в покое. О замысле своем говорит: "Продукт
застойного времени, одушина в нем. Можно было выпасть из него в
атмосферу моей мастерской, превращенной мною в пещеру Аладдина,
оазис. Я ведь никакой не собиратель, не буржуа. Я дела декор, в
котором люди в страшное советское время оттпаивали. Все, чо вы видите
вокруг, -- это декорации моей жизни. Я легко расстаюсь с вещами,
я всегда ел с моими друзьями из коллекционного фарфора, который
часто бился. У меня есть целая урна с разбитыми венецианскими бокалами
и фрфором Гарднера. ... Я устраивал костюмированные балы -- античные,
цыганские. Это был чстый хеппенинг, рассчитанный на то, чтобы забыть,
что за стенами дома лежит грязная мрачная Москва с тусклыми фонарями,
с КГБ, с черными "Волгами" и вертухаями. Это можно назвать
эскапизмом, но это было не бегство в маленькую раковину, а сознательный
перформанс" (С. 83).
На сайте "Итогов", вечная им память, наверное, есть фотографии
интерьера -- очень рекомендую. Отличие эскапизма от творчества (под
псевдоним перформанса) проведено очень четко и помогает понять несправедливость
упреков в адрес отца Александра Меня (да и верующих людей вообще):
мол, опиум, бегство от реальности. Бывает бегство, бывает эскапизм,
и слава Богу, что невозможно (почти) доказать, где эскапизм, а где
творчество.
Далее
|