Яков Кротов
Дневник литератора
С 5 по 11 мая 2001 г.
К
оглавлению "Дневника литератора"
К предыдущей главе
Отдельно ж-л "Христианство
в истории"
Иностранные новости
Рудольф Колчанов (Труд, 8.5.2001): о немке Сибелле Дреер, которая
президент Объединения женщин в Союзе изгнанных, ненавидит Эренбурга
за его призывы убивать немцев, и вот теперь пытается бороться с
кафе "Эренбург-экспрессо-бар" на аллее Маркса в Берлине.
Посетители об Эренбурге ничего не знают, хозяин кафе считает Эренбурга
просто антифашистом. Дреер призывает "оклеить все окна кафе
высказываниями Ильи Эренбурга, чтобы каждый имел о нем правильное
представление. Следует организовывать "вахты памяти" со
свечами в руках в честь замученных в сталинских лагерях". Пока
в кафе лишь книги Маркса и Эренбурга на немецком, но "на недосягаемой
высоте". Хозяин называет Дреер и др. "ревизионистскими
идиотами".
Может быть, ад для литераторов -- это как раз кафе, в котором все
есть, но окна обклеена текстами, которые лучше было бы не писать?
Ну что, Эренбург так уж переживал из-за погибших евреев? Тогда бы
он написал и против Сталина после убийства Михоэлса. А так -- лаял
строго по указаниям партии и правительства.
Опрос Гэллопа, проведенный по заказу Американского
Библейского общества, показал, что 93% американцев имеют дома Библию.
Чаще всего пользуются переводом 1611 (короля Иакова), и при этом
хотят иметь более понятный перевод — но почему-то не покупают. 36%
опрошенных заявили, что Библия трудна для понимания. До 1950-х только
переводом 1611 г. и пользовались. Теперь 54% пользуются Библией
короля Иакова, 15% Новым Международным Переводом, по проценту —
обновленным переводом короля Иакова, Новой Американской стандартной
Библией, католическими изданиями и Новым пересмотренным стандартным
переводом.
Церковь Христа (Учеников Христовых), насчитывающая
около миллиона членов, выпустила письменное покаяние в том, что
в первые десятилетия своего существования была пассивна в борьбе
с рабством: "Признаем совместную нашу вину и от всего сердца просим
прощения у Бога и у всех детей Божиих, чьи жизни были изувечены
из-за этих грехов". Член нынешнего руководства конгрегации Эмили
Джексон из Мемфиса (Теннеси), потомок рабов, заявил: "Я лично принимаю
извинения и удовлетворен духом, в котором в они принесены". Сейчас
негров в этой конгрегации около 9%. Идея принести такое покаяние
возникла, когда руководство обсуждало обращение к правительству
США с призывом издать формальное извинение за пособничество рабству
— вспомнили, что сами-то в этом не каялись.
Папа в Греции. До чего же с трудом передвигается! Какие бы ни были
к нему претензии, но главное: к нему могут быть претензии, он не
старик в обычном смысле слова -- существо, исключенное из жизни.
Когда кажется, что уже годы "не те" -- а посмотришь на
Войтылу, и делается стыдно.
Российские новости
У нас нельзя даже говорить о "реставрации".
Вот очерк Марины Великановой (Московский комсомолец. Путин на крючке.
5.5.2001. С. 6) о спецраспределителе книг для номенклатуры. "Государственное
унитарное предприятие", директор Александр Миронов. Как обеспечивала
книгами номенклатуру при большевиках (рассылались списки, те подчеркивали
и получали), так и работает по сей день. Судя по тому, что сотрудники
не увольнялись, платили им нормально и в самые тяжелые годы. Возможно,
теперь книги номенклатура берет по тем же ценам, что в магазине,
но тогда в чем смысл существования конторы? Бесплатная курьерская
доставка за счет налогоплательщика.
В Москве обрушилась пара балконов, и "местные
власти поспешили взять у всех квартирантов расписки о том, что они
обязуются не выходить за балконные двери -- в противном случае ответственность
за возможные последствия ложится исключительно на их плечи"
(Вечерняя Москва, 7.5.2001). Интересно, кто-то из жильцов отказался
давать подобную расписку?В псевдоправовом обществе видят в подписи
самой по себе магическую силу, обязывающую человека, почему ее и
требуют -- ведь в суде эта расписка никакого значения иметь не могла
бы как данная под принуждением и против закона. Правда, в псевдоправовом
обществе суд и судит псевдо.
Алексей Тарасов дает существенное дополнение по
конфликту Красноярского алюминиевого завода с Чубайсом из-за электричества:
завод владеет Красноярской ГЭС (точнее, обеими владеет "Русский
алюминий"), Чубайсу же принадлежит лишь посредническая фирма
"Красноярскэнерго", которая продает заводу электричество,
вырабатываемое заводской же электростанцией (Известия, 5.5.2001).
В свете этой информации иначе воспринимаются слова Чубайса: "Когда
мы идем за хлебом, мы не дем, что нам его дадут бесплатно".
Еще одно толкование на "Хлеб наш насущный...". Вся психология
большевизма есть психология посредничества между бытием и личным
существованием. Втиснуться, урегулировать, распределить.
Юр.Феофанов (Известия, 4.5.2001) о рассмотрении
в Конст. суде дела об амнистии: 26.5.2000 дума объявила амнистию,
не сделав обычной оговорки о том, что под нее не подпадают "особо
тяжкие". Месяц спустя вдогонку приняли поправку к амнистии.
В результате часть людей была освобождена, а часть нет, лишь потому,
что у них администрация не была столь расторопной в освобождении.
Причем по Конституции дума не имела права отменять амнистию, пусть
и "неправильную".
Нравственное разложение проявляется прежде всего не в убийствах,
которые неизбежный результат греховности человека, а в том, что
в думе так и не нашли ответственного за "опускание" нужной
части текста. Несомненно, что это сделал совершенно реальный человек.
Несомненно, что установить это можно. То, что этого не сделано,
показывает уровень коррумпированности. Не то общество коррумпировано,
в котором есть коррупция, а то, в котором коррупцию терпят.
Феофанов: "Выпуская опасных преступников, Дума попрала права
жертв преступлений". А на днях по телевизору некий мандарин
рассуждал: да, местные власти вводят незаконные налоги, попирающие
права предпринимателей, но если не изъять у предпринимателей деньги,
то будут попраны права учителей, которым из этих денег платят зарплату.
Концепция "права", оказавшись в сообществе без юриспруденции,
без уважения к закону, превращается в оборот речи. Использовать
его могут все, но на действиях властей это не отражается нисколько.
Собственно, большевизм начинался как защита права бедного и в этом
смысле логично, что преемники большевиков обращаются к подобной
риторике. Что нисколько не отменяет факта вырождения позыва к добру
в риторику, -- процесс, который можно определить как "мумификация
языка". Разговоры о правах человека у преемников большевизма
имеют такое же отношение к правам человека как мумия Ленина -- к
живому организму.
Какая прелесть: "Вечерняя Москва", 3.5.2001,
страница 2 - рядом три статьи: Сергей Минаев критикует Буша за то,
что он "воскресил "желтую опасность". Андрей Евпланов
критикует китайскую "желтую опасность" для России и хвалит
чекистов за арест Вл.Данилова. якобы шпионившего в пользу Китая.
Посередине Наталья Ерофеева критикует США за негодование по поводу
продажи российского оружия Северной Корее, критикует российские
власти за то, что оружие не продается, а в сущности дарится (Ким
II уже должен нам 3 миллиарда долларов). Апофеозом этого хаоса мысли
следует признать все же Ерофееву: "Американцы во многом сами
виноваты, что нам приходится торговать оружием с этими самыми изгоями.
Вашингтон целенаправленно оттесняет нас с рынков сбыта".
В словарь новояза: "во многом" означает "ни в чем",
"ничем".
Скандал на 3-м телеканале ("Московия"): Александр
Тяхта, сотрудник информагентства МП, обличает руководство Подмосковья
в стремлении незаконно контролировать областное телевидение: "Посмотрим,
насколько далеко готов пойти [Виктор] Завьялов. Ясно одно: областное
правительство реально не может содержать и развивать современное
вещание. Для этого не хватает госсредств". О каких других средствах
может идти речь, Тяхта не упоминает. Нынешний руководитель телеканала
Владимир Желонкин три года возглавлял "патриаршее телевидение" (интервью
Тяхты С.Чапнину, http://www.sobor.ru/randp.asp?id=1844, 3.5.2001)
и тем самым являлся начальником Тяхты. Тяхта утверждает, что закрытие
черносотенного "Русского дома" связано не с идеологией,
а с коммерческой провальностью.
Далее
|