Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов

Дневник литератора

С 28 июля по 3 августа 2001 г.

К оглавлению "Дневника литератора"

К предыдущей главе

 

Иностранные новости

Милая дискуссия в "Еврейской газете "(№27, 2001): убивать ли Арафата. Главное возражение: убьешь явного мерзавца -- его место займет новый, с более приличной (в глазах Запада) террорист. Что ж, аргумент, приложимый к смертной казни вообще: убьешь одного -- освободишь место для более жестокого экземпляра, который учтет опыт предыдущего. Смертная казнь заставляет эволюционировать жестокость.


Старое интервью о. Романа Скальфи (Независимая газета, 16.12.1993, с. 5), где он, ссылаясь на некоего православного мыслителя (наверное, Аверинцев), цитирует: "Пусть православные станут настоящими православными, а католики - истинными католиками. Мы должны помочь друг другу прежде всего обратиться к Христу, каждый на своем языке, а Христос нас соединит, когда это будет ему угодно. Соединение - не дело человеческих рук, а дело Святого Духа".

А ведь это сугубо антицерковное мышление. С таким же успехом можно сказать, что не нужно строить церкви и совершать литургию -- это, мол, все дела рук человеческих. Не нужно есть - пусть нас Дух питает, как Марию Египетскую. Аргумент из того же ряда приписывали Иловайской: мол, да, я, православная, хожу в католическую церковь, но я это выстрадала, у меня это от сердца, а не легковесный экуменизм. Так что, теперь у каждой церкви ставим человека, который будет спрашивать: а вы выстрадали право зайти в храм Божий? у вас есть подлинный, глубинный мистический опыт? или вы легкомысленно сюда входите? Тогда нельзя.

Это тот случай, когда сама постановка вопроса предопределяет его неверное решение. Значит, есть отличие "настоящего католика" от "настоящего православного"? Значит, возрастать во Христе означает становиться каким-то там "католиком" или "православным", а не простым, извините, святым?

Рассматривать католичество и православие как "языки" -- для филолога понятное, напрашивающееся сравнение. Но оно неверно. Смысл христианства в соединении языков, а не в том, чтобы изобретать свой, групповой воляпюк. Таких эсперанто, каждое из которых -- всемирное -- уже больше чем ран Христовых. А по здравому смыслу -- совершенствование в русском языке никак не поможет понять англичанина.

История это подтверждает: совершенствовались-совершенствовались в католичестве, а выходила грязь, кровь и стыд, именно потому, что совершенствовались в католичестве, а не в следовании за Христом. И к православным это тоже относится.


Премия "Шерсти клок" - Валерию Якову за статью "Террористическая комедия" - кратко и точно написал (Новые Известия, 20.7.2001, с. 1-2): о суде над обвиняемыми во взрывах домов в Москве в августе 1999 г.: "Именно после этих взрывов началась умело срежисированная антикавказская истерия. Началась подготовка к войне в Чечне. А на этой истеричной волне был выбран в президенты вчерашний чекист. ... Но суд, которого страна ожидала два года, сделали закрытым и для прессы, и для общества. Скромные чекисты умолчали о том, каким образом им удалось разыскать столь опасных террористов и как удалось доказать, что это именно на них совести московские взрывы. ... Не случайно, наверное, уже в самом начале процесса все обвиняемые от своих показаний отказались, заявив, что делали их под давлением. И потребовали суда присяжных. Но вскоре, после какой-то тайной суеты за тюремными стенами, они уже и от этого требования отказались. ... Судебный процесс, который по определению должен стать самым громким процессом последних лет, превращается в тихую лубянскую возню с дурным душком на ставропольским пленэре. Некоторое время назад весь мир, а не только американское общество, с напряжением следил за судебным процессом над террористом Тимоти Маквейем ... В нашей же истории все наоборот: и играет Лубянка, и смотрит Лубянка, и оценивает Лубянка. А всем остальным - либо учебная тревога, либо участь жерв".

Кстати, все обвиняемые - не чеченцы, а карачаевцы. Видимо, ни одного чеченца сломать пытками не смогли.


Изумительный фильм "Торжество" (Дания, Томас Винтерберг, 1998). Изумительный по эстетике (триеровской). Главный герой спрашивает своего отца, почему тот насильничал над ним в детстве, заставлял делать себе минет, и отец отвечает: "Потому что ты ни на что больше не годишься". И смертная казнь -- отсюда же. Всякая нелюбовь говорит другому: ты ни на что не годишься, кроме как стать жертвой моего греха.


Лучший аргумент против смертной казни -- это китайская манера изымать у казненных все, что можно продать, от кожи до почек и сердца. Подробно об этом А.Подрабинек (Общая газета, 26.7.2001). Время казни приурочивается к наличию клиента. Органы передаются коммунистической номенклатуре бесплатно, а хуацяо и прочие иностранцы платят по полной программе. Почему бы не ввести такое и в России? Можно это логически опровергнуть? Нельзя. Кто требует смертной казни, чтобы не тратиться на содержание "извергов", тот должен даже настаивать на таком. Но почему-то -- молчат. Перейдена какая-то неуловимая грань, за которой кончается восточное в России и начинается западное, т.е., как ни крути, христианское. Бывают изуверы, которые подчеркивают, что Иисус принял собственную смертную казнь как законный акт, повиновался, не протестовал. Но даже эти изуверы вряд ли бы одобрили изъятие у Иисуса почек и сердца. А Он бы -- тоже не протестовал. Воскрес бы и без них. Существует же Он без, предположим, Иуды.


Тарасов А. Хватит врать о Пиночете. - "Неприкосновенный запас", №16 (2 2001). С. 67- . Подробно, с цифрами о терроре при Пиночете. И об экономике: при Альенде был рост, пока американцы не начали демпинг меди и террор. Тарасов отмечает, что любовь к Пиночету объединяет Леонтьева, Илларионова и Авена. Вранье о Пиночете: якобы он присоединился к перевороту в последний момент -- нет, он еще в апреле 1972 г. согласился на переворот. Статистика при Пиночете врала, после его ухода выяснилось, что ВНП из-за чикагской терапии сократился на 19%. Вырос бюрократический аппарат и расходы на армию, армия выросла в четыре раза. Внешний долг вырос на 20%. Из Чили эмигрировал 1 млн. человек - почти 10% населения, треть трудоспособных. Рост начался лишь в 1984 г. и шел за счет сверхприбылей американскому капиталу. К уровню экономики при Альенде экономика так и не вернулась. Увеличилась детская смертность, продолжительность жизни сократилась на год с четвертью, доля зарплаты в ВВП составила 38% в 1989 г., а в 1972 была более 60%. Пиночет уничтожил средний класс - он частью пролетаризировался, частью эмигрировал. Миф о том, что Пиночет убил 1200 человек -- это число лишь тех, чьи могилы не найдены, а реально убито 30 тысяч за первый месяц после переворота, в первые два года посадили 110 тысяч (а в Чили всего 10 млн.). С. 74: разгрому подверглись не только две лево-католические партии, но и все священники, пытавшиеся защищать "смутьянов". По меньшей мере 12 священников погибли. Переворот носил антисемитский характер. Драматурга Марию Рекену солдаты пытали жаждой, а потом предложили ей пить свиную кровь )С. 75).

Далее интервью с Найшулем, который хвалит Пиночета за то, что он "чистый консерватор", опиравшийся на слой католической аристократии, боролся с антисанитарией. Найшуль не приводит ни единой цифры, - в отличие от Тарасова. С. 79, Найшуль: "Есть все же одна вещь, которой у Пиночета и его сторонников, на мой взгляд, можно и вдохновляться. Это твердость, которой они следовали своим путем, определенность морального выбора и понимание того, что достижение целей требует жертв, в том числе и от элиты". Гм! жертвы требуются от элиты, а расстреливают почему-то интеллигентов...


Российские новости

Россия живет по сценарию "алкоголик и его жена" (Эрик Берн). Только не "народ" верит в доброго царя, а конкретные люди. Например, явный форвард: Л.Аннинский (Родина, 7.2001, с. 24): "А что, если приход офицера КГБ поможет стране преодолеть экономический спад, ликвидировать ядерную нестабильность и выйти из непрерывного самоощущения гуманитарной катастрофы?" Мда... "А что, если посажение гр-на Аниннского на кол поможет..." (далее по тексту)? Что, все подряд будем пробовать, чтобы преодолеть "самоощущение"?


Еще одна верующая в то, что можно государству подыграть -- и не обмануться. У детективщицы и бывший сотрудницы МВД Александры Марининой ограбили "Форд", хотя живет она в доме милицейском, номенклатурном. И очень плохо искали. "Этот случай ... серьезно пошатнул и мою веру в хорошую, честную, профессиональную милицию" (Комсомольская правда, 16.7.2001, с. 7). Потом воров нашли. Вера, очевидно, сразу поправилась? Конституцию для гомо советикус надо начинать словами: "Верую...".


Игрок из толпы: А.Булошников из Москвы -- письмо в "Известия", 9.7.2001: "В свое время Ельцин первым из российских правителей сказал: "Люди, живите как хотите! Устраивайте свою жизнь сами! Отвечайте за себя сами!" Мы, российский народ, привыкший жесткому патернализму, не поняли и не приняли это. Поймем мы неизбежность этого теперь?" Во-первых, Ельцин, кажется, ничего подобного не говорил, хотя смысл демагогии его команды передан верно. Говорилось о независимости регионов -- берите, сколько хотите. И в этом смысле история с Чечней, которая поступила, как предложил Ельцин, и получила ковровые бомбежки -- символ того, что произошло и с каждым деятельным и порядочным человеком в пост-горбачевской России. Предложили свободу и стали давить всех, кто использовал эту свободу помимо начальства.


Адвокат Гералина Любарская перечисляет (Общая газета, 19.7.2001) массу нарушений, допущенных Черемушкинским судом при рассмотрении тяжбы Гусинского с Кремлем. Назову одно: был договор сторон о том, что дело "ни при каких обстоятельствах" не может рассматриваться Черемушкинским судом -- но его проигнорировали. А скажи об этом Соколову или Леонтьеву - хихикнут и станут стебаться. Да вот в "Известиях" от 14.7.2001 Соколов издевается: мол, Венедиктов выступил против передачи части акций "Эха Москвы" Немцову, потому что якобы хотел, чтобы эти акции подарили ему. А схвати его за руку и спроси: "Разумееши ли, что пишеши?" - скажет: "А это такой у меня обормот речи".


А вот прямо-таки центр-форвард. Юр.Афанасьев (Аргументы и факты, №28, с. 3) критикует прихватизаторов: вот на Западе приватизировали неосвоенные земли, вкладывали в них труд, а у нас просто присвоили уже готовенькое. Верно, только забавно, когда это говорит человек (поносящий Ельцина, кстати, в этом же интервью), сразу после путча выпросивший у Ельцина здание высшей партшколы со всеми чиновниками и заявляющий, что он создал университет -- тогда как он просто эксплуатирует интеллектуалов, которым податься-то особенно некуда, только выбирай из них, кто попригожее.


О таких, как Афанасьев, пишет Дм. Фурман (Общая газета, 12.7.2001, с. 7): "Объединить либерализм и всеобщее избирательное право трудно, но можно. Но объединить либерализм, всеобщее избирательное право и обогащение либеральной элиты з счет народа, насколько я знаю, не удавалось нигде и никогда". Правда, я бы на месте Фурмана ставил "либерал" в кавычки, коли речь идет о казнокрадах с либеральными сердцами, но его оптимизм мне нравится: реализовать идеи либерализма можно, "но только когда элита сознательно и добровольно отдаст на 13% дохода, а значительно больше, ей удастся объединить важные права, всеобщее избирательное право и свое положение элиты". Делиться надо, как говоривал Лившиц, только важно не перепутать -- ты делишься или с тобой делятся.


Буров А.В. Образ мировой горы у новгородских кривичей и словен. // Истоки русской культуры: археология и лингвистика. Материалы по археологии России. Вып. 3. М.: Русский мир, 1997. - С. 87-98. Гора как прародительница, символ женского плодородия, детородный орган матери-земли (пещера). Обычай делать камни с углублением - чашники - размещая их вблизи воды. Умершие уходят в гору и там обитают. Так ф финнов, у славян (бог Род "мечет на землю груды и в том рождаются дети"). Множество гор "Девичья", "Девин". Сопки словен - полное совпадение с бурятскими, которые изображают священную гору Сумеру, вершина которой уходит заоблака. Тибетский трактат Сумати-мани-пранджи вполне описывает и древние словенские сопки: приношение духам в сосудах к востоку от осевого стержня "горы", установка осевого стержня с надписями - шест изображает древо жизни. В основании шести изображения животных, столб ограждается, украшается ветками, ленточками, шерстью животных. Сопки - переработка тюрского ритуала.


Москвич Игорь Сергеев подал в суд на Мосгортепло -- пусть эта организация заключает с ним договор. МГТ сослалось на то, что в хрущобе нельзя поставить счетчик горячей воды, и суд согласился, что это уважительная причина не заключать договора. Но если МГТ может не заключать договор, то Сергеев имеет право сам устанавливать цену услуги - и он платит за горячю воду и отопление в четыре раза меньше, чем выставляет счет ЖЭО, и его не могут заставить платить больше. Сергеев также подал в суд на Мосводоканал с тем же требованием, суд опять признал, что это не обязательно, и вновь Сергеев платит за холодную воду по своему усмотрению. Разумеется, ЖЭО отказалось выдавать ему какую-то справку из-за задолженности, Сергеев опять подал в суд -- и тут же суд обязал ЖЭО выдать справку (Известия, 10.7.2001, Алексей Андреев). Жаль, не пишут, выдали все-таки справку или нет -- потому что приговор суда в этой стране мало что означает.


Интервью С.Ковалева (Новые Известия, 19.5.2001, с. 4): мужество Сахарова в том, "что он никогда не боялся говорить банальности, которые должны были быть произнесены". "Никогда не считал себя единственным борцом с режимом. Это Александр Исаевич Солженицын считает, что он один противостоял советской власти ... Сахаров же всегда проявлял глубочайшее уважение к другим участникам правозащитного движения", Ковалев критикует западных политиков за цинизм ("не надо раздражать Кремль", "политика - искусство возможного"): "Мне этот тезис представляется социально опасным анахронизмом". "Мне очень неприятно, что даже партия Гайдара поддержала нынешнего президента на выборах. На мой прямой вопрос: "Стыдно?" Гайдар ответил: "Стыдно". И мне тоже было стыдно, только он поддерживал Путина, а я нет". На вопрос, появится ли в России когда-нибудь человек масштаба Сахарова: "Конечно, да. Ведь Андрей Дмитриевич никогда не являл собой нечто совершенно небывалое. ... А что, собственно, Сахаров произнес такого оригинального ...? Почти ничего. ... в политике, истории, социологии он ничего сверхгениального не придумал".


Леонид Никитинский из "Московских новостей" вдруг выказывает странное (он вообще-то демократ) непонимание того, что такое право. Две полосы о конфликте между заводом "Каучук" и неким Секлером, который с завода требует денег. Надо было читать открытые письма Путина от каучуковцев: мы воевали (письма писали люди, которые по возрасту очевидно не воевали), а тут буржуй наше добро себе заграбастать хочет -- ярко советская риторика. Никитинский -- противник советскости, но не понимает, откуда она растет, коли принимает сторону "Каучука". Соль дела в том, что бывший директор завода включил в договор с Секлером необычный пункт о том, что все споры решаются в Лондонском арбитражном суде -- а этот суд берет сторону Секлера. Ясно, что Секлер и бывший директор были в сговоре (бывший директор ныне в Нью-Йорке), но ведь раньше надо было думать, а теперь уж поздно. Договор подписан и должен соблюдаться. Никитинский же комментирует: "Мы ни в коем случае не хотим ревизовать решение лондонского арбитра Андре Ньюбурга. С юридической точки зрения, оно, может быть, и безупречно. Но фактически он видел только одну половину дела..." (МН, 10.6.2001). Вот эта наивная вера в "фактическое" как противоположное "юридическому", и есть корень советскости, и далее Никитинский совсем уж странно пишет: "Под такие международные третейские решения можно обанкротить полстраны". Что ж, значит, нужно банкротить - и вводить внешнее управление. И зачем это преуменьшение: полстраны банкрот... Вспоминается герой Лескова, о котором говорил лакей: "Барин он хороший, только дурной платить". Страна великая, только дурная платить.


Турилов А.А., Чернецов А.В. К характеристике народных верований восточных славян (по данным письменных источников) // Истоки русской культуры: археология и лингвистика. Материалы по археологии России. Вып. 3. М.: Русский мир, 1997. - С.99-110. Методика статьи сомнителна: по заговорам 17-го в. реконструируются пережитки язычества, без системы и параллелей. Подчеркивается, что в Голубиной книге есть миф о происхождении каст от различных частей тела первопредка и о соответствии элементов космоса частям тела - Старшая Эдда. Обряд выведения блох напоминает жертвоприношение в "Одиссее": лечебник ОР ГИМ, Музейск. собр. №1226, "Великоустюжский сборник", л. 163: "Аще в которой избе много блох, и ты скопай яму долинну среде храма, влей кровь козью, сам выди вон - все изомрут, и ты огнем сожги" (л. 163, с. 105).

Из того же сборника заговор для солдата: "Святая государыне Пречистая Богородице, защичивай меня, государыни, сковородою железною. Как сковородник ушима воротится к сковороде, так бы, государыне, ко мне всякую стрелу вороти" (л. 29, с. 107). Мистика железа? Модификация мотива Алатыря: произносящий заговор "обожается", подставляется в центр мира: "Есть святое море Окиян. На том святом море Окияне есть бел камень Латырь, на том белом камени Латыре сижу яз, раб божий имярек, отынився и огородився железным и булатным тыном" (. 13, с. 108). Вон откуда железный занавес пошел!


Вероника Сивкова (Аргументы и факты, №30, с. 10) напоминает, что 13% -- это не весь налог, что из зарплаты вычитают еще 35,6% социального налога. При этом доля подоходного налога в бюджете 0,17% -- то есть, населения вообще как бы нет, в других странах эта доля доходит до 60% (в США 35%). Почему-то Сивкова считает, что у нас высшая ставка налога 13% -- традиционная ошибка, ведь платят и 35%, с лотерей, с заработков у иностранцев. Работать на иностранца считается чем-то вроде выигрыша в лотерею.


Симоновский суд Москвы постановил "прекратить право собственности" г-на Юрия Леонидовича Жданова на его дом на Большой Тульский, 36. Это один из немногих частных домов в Москве, уцелевший при Соетской власти. Суд не ознакомил Жданова с приговров, срок кассации истек, теперь его нужно восстанавливать по суду. (Комсомольская правда, 24.7.2001). И уж вроде бы мэрия решила брать Жданова изморов -- окружить его дом забором и пр. Но сам факт, что в городе осталось что-то нормальное, шариковым нестерпим.


Борис Вишневский (Новая газета. 18.6.2001, с. 11): расходы на силовиков выросли с 8 млрд. в 2001 г. до 11,5 млрд. "Превентивные меры для парирования недовольства граждан?"


Вот характерный образчик логической петли, в которую попадает агрессивность. Евг. Латышев из Красноярска (Новые Известия. 20.7.2001, с. 7) критикует "быдло" и хамов, от которого "мы" "не защищены" -- и требует ввести смертную казнь, и расширить количество расстрельных статей (например, расстреливать наркоторговцев). "Цивилизованные законы могут работать только в цивилизованном обществе". А степень цивилизованости общества оценивается не по наличию "быдла", а по наличию людей, которые способны использовать письменность для обличения "быдла". Самое страшное - не те, кто матерятся, хамят, хулиганят, а те, кто призывают расстреливать хамов и хулиганов. Шакал не так опасен, как пьяный охотник.


Матушки, и Петр Алешковский туда же: "Нужно, чтобы государство выплачивало писателям стипендии" (Книжное обозрение, 16.7.2001, с.11).


Аноним о выступлении Солженицына против частной собственности на землю (Вечерняя Москва, 27.6.2001): "Мнение крупнейшего вермонтского землевладельца Александра Солженицына ... звучит очень странно. ... получается, что в России нельзя, а в Америке можно". Тут же, в новояз: председатель московской думы Вл.Платонов назвал вопрос о земле "сложным" (там же). "Сложное" (сов.) - "простое".


Где границы бесстыдства? Их нет. Борис Ефимов (Вечерняя Москва, 14.6.2001) оправдывается. Евг. Раменский напоминает, что Ефимов был пособником палачей, его карикатуры сопровождали процесс над Промпартией и многие другие. Ефимов уцепился: Раменский называет карикатуру в сборнике "Лицо врага", которой в этом сборнике нет. Что эта карикатура может быть в другом сборнике, что Раменский называет и другие карикатуры -- об этом молчок, и только величественно: "Я мог бы многое сказать, мог бы многое объяснить, но, полагаю, что это будет воспринято господином Раменским как оправдание. Этого я не хочу, как не желаю и полемики - бесплодной и ненужной". Ефимову за сто лет. Редактор газеты сопровождает все это проповедью: кто мы, чтобы судить... С таким же успехом можно сказать: кто мы, чтобы пить или есть!

Наверное, можно было бы оставить Ефимова в покое. Но ведь он не оставляет в покое нас: издает воспоминания, дает интервью. Конечно, виноваты в основном те "интеллектуалы", которые дают ему печататься, покупают его книги, публикуют его статьи и интервью.


 

Миронов Б. От сохи и топора до серп и молота. // Родина. - Июнь 2001 г. С. 54. К середине 19 в. количество городов в России стабилизировалось, в 1857 г. было 519 уездных и губернских городов, 122 безуездных, 50 посадов. Среднее расстояние между гроодами составляло 87 км. в Европейской России (в западной Европе 12-30 км.). Но села и деревни обычно были не далее одного дня пешего хода от города. Малые города - до 20 т., средние - 20-100, большие - свыше 100 т. К 1722 г. три города были среднми, к 1856 - 39 (Одесса - третий большой). К 1910 было 58 средних и 23 больших города, в Питере и Москве было более миллиона. Доля населения в больших городах возросла к 1910 г. до 40%, в малых городах сократилась до 23%. В 1987 г. в больших городах ждило 69% населения, в средних - 28%, в малых - 3%. Число сельских поселений в России росло, в Зап. Европе уменьшалось. В 1857 г. в Европ. России было 245 тыс. сплошных (более 10 человек) и 87 тыс. мелких и одиночных поселений. Благодаря Столыпину появилось 200 тысяч хуторов, к 1917 г. число сельских поселений достигло 800 тысяч. До 1775 г. город и деревня не различались строго административно и юридически, господствовало старое представление о единсте "волости", "уезда". В 1775 г. разделяется впервые должность городничего и уездного воеводы. Культурные различия и накануне революции были не очень велики между городом и деревней, тем более шла миграция в город из села. В 1990 г. среди 60-летних горожан было лишь 15% родившихся в городе, среди 40-летних - 40%. Доля во всем населении коренных горожан составляла 37% (С. 59). Т.е. страна была по психологии еще крестьянской. См. также: Вишневский А.Г. Серп и рубль. Консервативная модернизация в СССР. М., 1998.


Ирина Хакамада (Новое время, №28, 2001). Против принятия антикоррупционных законов: Россия, мол, не США, "они в демократии двести лет, а мы десять". Хакамада ошибается: мы в демократии и пяти минут не были. Потому что как может быть демократия в стране, где политик, считающий себя демократом, говорит: "Демократы страшно виноваты перед военной организацией ... фактически уничтожили военную элиту" (С. 9). "Фактически" -- верный признак лжи, никто никого не уничтожил, не уволил, военная элита на месте, давит демократов по мере сил. Но даже если бы демократы уничтожили красноармейскую "элиту", это было бы правильно и разумно.

С. 11 -- Хакамада жалостливо о себе: СПС заплатит за возрождение среднего класса: "Заплатим рейтингами, заплатим популярностью среди демократических кругов". Напоминает агитку времен Второй мировой войны про энтузиастов, которые якобы писали: "Если не вернусь из атаки, прошу считать меня коммунистом". С таким же успехом палач, опуская топор, может вздохнуть: увы, вряд ли казнимый оценит мой подвиг.

Хакамада возлагает надежды на неких русских яппи, членов клуба "2015", которые якобы знают по 10 языков, учились в Гарварде, но хотят жить и работать в России -- вот это профессионалы, не то что интеллигенция, "люди, которые в принципе привыкли, что или государство их обеспечивает, или какие-то фонды, но не сами. Эти же все делают сами". Таких якобы 5-6% в России. Адреса ни единого русского яппи или клуба 2015, однако, не оставила. В показаниях путается: сперва заявила, что они "становятся собственниками предприятия", через пять минут -- что эт люди, занимающиеся компьютерами и программным обеспечением.

Что до реформ, к примеру, административной, то Чубайс в разговоре с Хакамадой заявил, что "сейчас лезть с этим невозможно. Сейчас нужно упереться в экономический рынок, попробовать изменить правила в экономике. Внутреннее сопротивление бюрократии огромное. Тот президент, который возьмется ломать эту машину, может вылететь с выборов" (С. 12). Хакамада забыла главный аргумент Гайдара-Чубайса: ничего нельзя реформировать, потому что в стране может начаться гражданская война, голод и землетрясение в Нурландии.

С. 13: Хакамада обозвала Сергея Ковалева "ортодоксальным", то есть слепым фанатиком правозащиты, который не видит все как "политик", видит все в искаженном свете. А вот Хакамада старается-де "максимально объективно анализировать ситуацию вокруг. Исходя не только из ортодоксальных ценностей, которые ты принял, но и из той цели, которой ты хочешь добиться в конечном счете".

Вспоминается анекдот: мужик приходит домой с партсобрания и говорит жене: "Залезай на стол, танцуй и раздевайся". Та повинуется. Мужик смотрит с минуту, плюет ожесточенно и говорит: "Надо же, не соврал парторг, действительно -- стриптиз гадость". После того, как Хакамада, забравшись на стол "Нового времени" изобразила "правого политика" может показаться, что и правость, и политик -- гадость. К счастью для нас и к несчастью для Хакамады горизонт не кончается в Бресте, и можно сопоставить ее хлестаковские тирады с реальностями демократического мира. Передайте Хакамаде, что в Англии людей, которые подчиняют средства цели, называют разными словами, но не политиками.


Беляев Л.А. Проблема христианского и языческого в погребальном обряде средневековой Москвы: семантические элементы надгробий XIII-XIV вв. // Истоки русской культуры: археология и лингвистика. Материалы по археологии России. Вып. 3. М.: Русский мир, 1997. - С. 30-46.

В античность саркофаги украшали венками с лентами, и на мраморных саркофагах эти венки высекали в виде более или менее реалистических кругов. Изображали три венка на крышке, один или два на боковинах. На ранних христианских надгробиях в центр этих рельефных венков помещали иногда крест (лабарум). С крестовых походов этот мотив был подкреплен знакомством с "гробом Господним". Игумен Даниил описывал три круглых оконца в мраморной доске над "гробом": "Есть ныне лавица та святая покрыта дъсками мраморяными. Суть на стране проделана оконца 3 кругла, и теми оконци видится святый ть камень, и туда целуют вси христьяне". Три круга стали (особенно на иконах, изображающих Гроб Господень) отождествляться с этими тремя оконцами.

Подъем интереса к романскому искусству обусловил и возродение узора на надгробиях из трех кругов. На Руси он появляется в Москве в конце XIII в., расцвет в XV-XVI вв., не позднее Смуты вышел из употребления. Иногда эти три круга разделяли на шесть полукружий, изображавшихся не в центре, а по краям (впрочем, если надгробия лежали рядом, то узор восстанавливался именно как круги). Одновременно с этим изображалась продольная осевая полоса и трапеция, воспроизводившие ребра крышки саркофага в виде храма (очень распространенный тип в Византии и ее провинции). Но постепенно смысл узора забылся. В 1376 г. художник Никколо Семитеколо в сцене "Положение св. Стефана" трактовал эти круги как ручки для поднимания саркофага (С. 36). Возможно, такие ручки действительно имелись в ту эпоху, но не в античность. Эльзасский художник Ганс Мульчек в картине 1437 г. "Воскресение" изобразил эти три круга в виде лунок, какие были на античных каменных жертвенниках.

В конце ХХ в. исследователи русских надгробий решили, что эти круги -- солярные знаки, связанные с древним язычеством. Блестящий пример ложной интерпретации, основанной на поверхностном знакомстве с памятниками. Исследователи поступили точь в точь как средневековые книжники, многие вполне христианские обычаи перетолковывавшиеся как "плохие" языческие. Например, старообрядцы упрекали никониан, что те осыпают тело или могило золой -- якобы это пережиток трупосожжения (C. 31). Но пепел символизировал тут не огонь, а прах, из которого сотворен человек и в который возвращается. Утверждали, что обычай класть на могилу валун -- языческого происхождения, а валун тут символизировал Голгофу. Так что "двоеверие" не следует преувеличивать и видеть всюду, как не следует полагать, что в средневековой Руси мотивы заимствовались "снизу вверх" -- из низовой социальной среды в верхнюю. И тогда вполне обычным было заимствование противоположное, характерное и для современности: сверху вниз, когда низы подражали тому, что видели в городе, у господ, в церкви.

Далее

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова