Яков Кротов
Дневник литератора
С 4 по 11 августа 2001 г.
К
оглавлению "Дневника литератора"
К предыдущей главе
Иностранные новости
В США был бы невозможен такой (бесплатный и хамский по отношению
к народу) проезд Ким Ир Сена. Саркастических комментариев в российский
прессе с избытком. Но это не доказательство свободы слова. В застой
диссиденты ведь подчеркивали, что коммунисты перегибают палку, что
советская власть выдержит критику. Диссиденты, может быть, и лукавили,
а ведь это правда. Советская власть, существовавшая в образе Кощея,
ударилась оземь и обернулась котом Васькой, которой "слушает,
да ест". И не сметанку ест -- человечинку. Да еще и делится
с теми, кто его подругивает.
"Подругивать" -- критиковать из положения подчиненного
ради укрепления подчиненности, зависимости. Такая критика ничего
не меняет, зато создает впечатление, что и критикуемый, и критикующие
подружились навсегда, стали подлинно отцом и детьми.
Андрей Антонов (Экспресс-Хроника, 26.4.2001) напоминает в связи
с делом Буданова о Сонгми (деревня во Вьетнаме, сожженная Уильямом
Келли, лейтенантом. У нас об этом знают, не знают другого: "убийства
пресек и спас оставшихся другой американский офицер Хьюг Томпсон
... Спросите у любого американца, кем из двух офицеров гордится
Америка. Можно ли найти аналоги в реалиях нынешней чеченской войны?
Можно. В селении "Новая жизнь" бойцы мордовского ОМОНа
пытались защитить мирных жителей от озверевших СОБРовцев. ... К
сожалению, в данных эпизодах герои и антигерои предстают некоей
безликой массой. В отличие от "Сонгми" они не персонифицированы".
К вопросу об анонимности: люди боятся подписываться и под добром.
Сергей Валянский и Дм. Калюжный, реализаторы фоменковских идей,
в "Литературной газете" от 18.4.2001 ссылаются на Н.Ефимова:
мол, Джонсон был за патриотизм. Цитируют его статью 1774 "Патриот":
"Патриотом же является тот, чья общественная деятельность определяется
лишь одним-единственным мотивом - любовью к своей стране, тот, кто
представляя нас в парламенте, руководствуется в каждом случае не
личными побуждениями и опасенияи, не личной добротой или обидой,
а общими интересами". Странно, что знаменитой фразы про негодяя
в этой цитате нет - возможна ложь черезу молчание; к тому же в доказательство
хорошего отношения Джонсона к патриотизму приводится то, что он
пишет это слово с большой буквы, но в 18 в. все существительные
так писали. Наконец. странное начало статьи Джонсона: "В конце
каждого семилетия наступает пора сатурналий, и свободные мужчины
Великобритании могут поздравить себя: у них есть из кого выбрать
своих представителей". Сарказм? Проверить. Валянский и Калюжный
критикуют эмигрантов.
"Patriotism is the last refuge of the scoundrel" - фраза
из Samuel Johnson, "Letter to Lord Chesterfield", 7 April
1775. Если еще точнее, Босуэл, записывавший все фразы Джонсона,
пометил, что 7 апреля 1775 года Джонсон сказал, что написал эту
фразу Честерфилду. Американский сатирик Менкен потом заметил, что
Джонсон ошибся: патриотизм -- первое прибежище негодяев.
Шелин Сергей. Альберт Эйнштейн: искушение вселенской гармонией.
// Новое время. - №12. - 2001. - С. 32-35. Слава Э. объясняется
удачным названием его теории, созвучной квази-философским исканиям
масс-культуры. Образ непризнанного гения (ложный, его молниеносно
признали, открытие теории он сделал уже академиком), к тому же молодого.
Социалист, верящий в разум, в порядок, в мировую гармонию. Зашел
в тупик, не приняв квантовй теории. Поддался просоветской ориентации,
не протестовал против сталинских судов. В России же оттепели Эйнштейн
стал символом либерализма и Запада - выбор символа был неширок,
из дозволенных (еще Хемингуэй).
Лешек Кулаковский, интервью (Новая Польша. - 2000.
- №7-8. С. 101) о важности крушения советской идеологии: "Порожденная
ею нищета населения вовсе не обязательно порождала революция --
она могла длиться неограниченно долго. Зао невероятно важна была
смерть идеологии: без идеологии эта система умирает". Увы!
Идеология коммунизма появилась до 1917 года и не в России, она выжила
и после крушения совка и приняла форму путинщины. Главным оказалась
не идеология, не ленинизм-марксизм, а вера в ничтожность права и
человека. На с. 106 после критики фундаментализма (как стремления
к государственной церкви) проходится по постмодернизму как "все
дозволено", полному интеллектуальному и нравственному анархизму.
Отмечает положительное в фундаментализме как уверенности в реальности
добра и зла (религиозные фанатики защищают эту уверенность варварски).
На вопрос о коммунитаризме (как стремлении вернуться к прочным ценностям):
"Ошибка - делать вид, будто существуют некие технические средства
восстановления связи между людьми. Это опять проявление утопческого
сознания ... попытка институционализации братства".
Этапы компьютерных усовершенствований: 1945 - Ванневар
Буш (США, 1890-1974) публикует книгу "As We May Think",
где описывает принцип браузера -- системы для просмотра и соединения
информации. Дуглас Энгельбарт (р. 1925) изобрел: в 1962 текстовый
процессов, в 1965 - мышь для графики, в 1968 - мышь для текста,
гиперссылки и многооконнный интерфейс (патент на гиперссылки получила
British Telecom в 1976).. 1965 - cоединяют телефонной линией два
компьютера в оборонном агентстве США ARPA, в 1969 создают сеть ARPAnet
(первый обмен текстовым сообщением между компьютерами в двух разных
зданиях). 1971 -- создание электронной почты. 1973 - в Арпанете
установлено первое международное соединение между США и Британией.
1980 - первый вирус. 1983 - появление серийных настольных компьютеров.
1986 - появление NSFNET. 1989 - Тим Бернас-Ли, англианин. разрабатывает
язык HTML. В этом же году сеть выходит за пределы США, к ней подключается
Англия. 1991 - Ли изобретает www (пользовательский интерфейс). См.:
Brad A. Neyers, Краткая история взаимодействия человека и компьютера.
"Газета выборча", 5.6.2000 цитирует слова
немецкого бизнесмена: "Польские работники охотно идут работать
в немецкие фирмы, так как эти фиры - синоним порядка. Неприятности
начинаются, когда они обнаруживают, что порядок зависит от них самих".
Движение "Эвен-Эзер": американские баптисты-иудеи,
организатор Густав Шеллер. За репатриацию алии в Израиль. Журнал
"Зов Сиона" (в тетрадку, ттираж 2500, редактор С.Регер,
счет в Хабаровске, ebenezer@pop.redcom.ru). Против неназванных организаций,
которые считают, что в Израиль могут ехать лишь те иудеи, которые
веруют в Христа. Наняли теплоход "Ирис" для перевозки.
22 февраля 2001 г. в Иерусалиме прошел Четвертый международный христианский
конгресс библейского сионизма. 700 делегатов, 25 стран. В защиту
местных арабов-христиан от гонений. Против палестинского национализма
как ложного примера теологии освобождения. Фонд в Москве возглавляет
Борис Васюков. Крестился в 1994 г. Проповедовал в Южной Корее. Его
книга выйдет в "Духовном возрождении". Помогли уехать
из б. СССР 71 тысяче евреев.
"Неприкосновенный запас", №16 (2 2001). Публикация Фукуяма
"Доверие: социальные добродетели и сотворение благоденствия"
- капитализм начинается, когда доверие перешагивает границы одной
семьи. Комментарий А.Эткинда: не стоит забывать и о том, что для
Фукуямы очевидно -- доверие как внутренняя категория подкрепляется
правом как категорией внешней. В России 1990-х годов, по мнению
Эткинда, доверие искусственно вымучивают общностью переживаний в
экстремальных условиях (тюрьма, армия, спорт). Общность переживаний,
а не родства, как в Китае, и не дела. Фукуяма напоминает о Вебере
-- протестанты стояли на общинности.
В Израиле раввины-ашкенази запретили слушать радио
(из-за содержания).
Российские новости
Конечно, смешно, когда корейский фюрер ест ослятину,
называя ее "небесной говядиной" и приправляя хреном под
именем "небесного дерева". Правда, встает вопрос: а не
бывает, что под "небесным царством" имеют в виду свое
личную мечту о вполне земном рейхе, приправленную ханжескими повторениями
слов "небо", "ангели", "еже"?
Валенцова Марина, к.ф.н. Серый час // Родина. - Июл.
2001. - С. 114-117. Суеверный страх перед полунощными духами, перед
полднем - опасение работать в это время. Не менее опасное отношение
к сумеркам (после захода солнца донаступления темноты). Днем и ночью
человеку помогает соблюдение обрядов, в сумерки - нет. В сумерки
пустота, даже ветра не бывает. Родство слову "морок",
"мерцание", "мрак" (как и в "смерти",
корень съмрък). Сербы: увидеть змею утром - к добру, а на закате
- к беде. Запрет на все виды работ в сумерки. Нельзя спать после
захоа солнца, запрещалось хоронить, начинать что-либо. Особенно
уязвимыми в это время считались дети, беременные. В сумерки можно
лишь прясть, ткать, мотать. Сумеречное время - прекращение всех
работ ("повечерять"). Жертвенную овцу в польских Татрах
закалывали в сумерки. "Запрет выливать после заката из дому
воду или помои мотивировался тем, то если кто-нибудь перейдет через
них, то перестанет видеть в сумерках, то есть получит "куриную
слепоту" (С. 116). Поскольку это время духов, то заговоры о
лечении совершались в сумерки, угощали демонов в это время. Иногда
лечебные заговоры читали на заре, тобы болезни остались в ночи.
Левинсон Алексей. На раздвоенном копыте. - "Неприкосновенный
запас", №16 (2 2001). С. 2-25. Анализ опроса ВЦИОМ, 1600 человек,
общероссийская выбора старше 18 лет, февраль 2001 г. 50% за переговоры
с чеченцами, 38% против. Какой параметр определяющий? Не возраст
(среди юношей и дедов большинство за переговоры), не образование
(с высшим образованием больше за войну), не бедность (богатых столько
же за войну, сколько бедных). Среди рабочих больше за мир, чем среди
предпринимателей. Не место жительство (горожане - в основном за
войну). Не в географии: на юге, в приграничных районах, больше пацифистов.
Даже не партийной: за переговоры большинство и жириновцев, и гайдаровцев.
А вот критичным оказывается пол. Причем сперва и женщины в основном
были за войну, но потом стало расти число пацифисток -- расти с
той же скоростью, что и среди мужчин. Левинсон предполагает, что
и милитаристы ведь в данном случае предлагают чеченцев делить на
"женщин" и "боевиков". Все мужчины-чеченцы объявляются
врагами, т.е. налицо "гендерная" война. Ну, положим дело
Буданова напоминает, что и у чеченкам достается.
В отсутствие суда и совести, во что превращается журналистика?
Вот Андрей Степанов (Московские новости, 10.7.2001, с. 7) пишет:
"Два юных отморозка атаковали президентский кортеж на Кутузовском
проспекте". А ведь никто не "атаковал", просто президентская
охрана переусердствовала, а потом невиновных арестовали. А легенда
-- готова.
Лебина Наталья, д.и.н. Ленин в тоге. // Родина. - Июл. 2001. -
С. 81-83. Об идее в 1924 г. поставить на Александровской колонне
памятник Ленину. В т.ч. на с. 82 цитирует: Антирелигиозный песенник.
М. 1925. С. 24-25.: Акафист Марксу:
"Радуйся количества в качество на практике перерождению,
Радуйся буржуазного строя ниспровежению,
Радуйся, о Марксе, великий чудотворче."
Фантаст Александр Романович Беляев до революции был адвокатом,
защищал еврея, обвиненного в ритуальном убийстве. (интервью с дочерью,
Новая газета, 28.6.2001).
Плачутся обитатели бывшего Института марксизма-ленинизма: десять
лет жили в бывшем здании, тихо переименовавшись в Российский независимый
институт социальный и национальных проблем, а теперь их начинают
выживать, требуя платить за коммунальные услуги. Среди их "достижений":
"изучение внешнеполитических взглядов российской элиты"
(Известия, 25.5.2001). Интересно, что по "обычному праву"
постсоветского периода они правы, это их феод. Горячая же вода и
электрический свет рассматриваются в нашем вторичном феодализме
как в первичном рассматривались природные блага, за которые платить
не надо. Поэтому перебои с горячей водой и светом не вызывают бунта
-- не бунтуют же против засухи и затмений.
В июле 2000 г. сын-пьяница убил писателя Дмитрия Балашова, очень
патриотического. В интервью ж-лу "Родина", №10, 2000,
с. 13, Балашов так откомментировал образ в одном из своих романов
- монаха Зосимы, который отрекся от веры и даже рубил иконы: "Помните,
как он кончил? - утопили в нужнике. И поделом".
Накликал, несчастный... За какое "поделом" его самого
убил родной сын?
Стемповский Ежи. Поляки в романах Достоевского. // Новая Польша.
- 2000. - №7-8. С. 61: Д. гениальный моралист, хотя моралист апофатический,
не в лоб. Он не ставит вопрос, как выйти из подполья. "Вопрос
в том, как жить под столом, на котором празднуется пир жизни, как
найти опоры для этой двусмысленной жизни в подполье будто бы навеки,
будто бы без надежды на спасение". Верно: раз отвергнут революционный
путь, остается путь смирения с рабством. Смирения, но с правом отвергнуть
концепцию мировой гармонии. Призыв спуститься к униженным, в подполье,
в низость жизни, не верить в гармонию, право на истерический протест
против самодовольства ханжей. Гармоничность целого не оправдывает
дисгармонии отдельного человека. Шестов сказал, что в романах Д.
больше ужасов, чем в жизни.
30 июля 1602 г. из Архангельска отплыли на английском корабле четверо
детей боярских из дьяческих семей: Микифор Олферьев сын Григорьев,
Сафон Михайлов сын Кожуков, Казарин Давыдов, Фетька Костомаров.
Старшим был Григорьев. Вывез их Джон Меррик. Все четверо отказались
возвращаться, когда в 1613 году о них вспомнили в Москве. Двое уехали
в Индию и там умерли, один уехал в Ирландию, а Никифор Григорьев
стал англиканским священником. Самое больше, добились того, что
10 февраля 1622 г. он пришел на посольский двор и наотрез отказался
возвращаться, заявив, что "нашея крестьянские веры веровать
не хочет". Дьяк Исаак Погожев, глава посольства, требовал выдать
его силой, но получил отказ. Григорьев с 1618 г. имел приход в Гентингдоншире,
в 1643 пуритане лишили его прихода и сана, с женой и детьми выгнали
(а детей было восемь человек). Он поселился в Гоммерсмите, где и
умер в 1660-е в окружении любящей семьи. Звали его в Англии Mikipher
Alphery. Ист.: Кузнецов Борис. За наукой в чужедальние края. - Родина.
- Окт. 2000 г. С. 34-38.
Лукин П.В. Рецензия на Юрганова - // Средневековая Русь. Ч. 3.
М.: Индрик, 2001. С. 241. Особенно критикует за веру в то, что Борис
и Глеб убиты Ярополком Мудрым. Необосновано мнение о монгольском
генезисе московской модели власти. Близость пожаловать и
тюрк. союрга - недостаточное основание. Много из вторых рук.
Не подтверждена гипотеза о существовании вассалитета. Грубая ошибка:
Волоцкий не называл царей земными богами, а просто цитировал 81
псалом. Концепция помазанничества не была новой. Теория духовного
антихриста формировалась не в 1670-е, после гибели первых вождей
старообрядца. Алексея Михзайлович первые старообрядцы называли не
антихристом, но лишь послушником или рожком аантихриста. Слишком
много обобщений.
Наталья Дардыкина (Московский комсомолец, 7.8.2001) хвалит Солженицына
за книгу о евреях, заранее предупредая, что назвать его антисемитом
означает проявить предубежденность. Вот так же, наверное, тяжело
было придворным Людвига Баварского признать, что их король -- сумасшедший.
Держались до последнего. Солженицын может голым выскочить на Красную
площадь -- найдут смысл и в этом. Может объявить, что христианство
-- от сатаны; оправдают. Судя по тому, что приводит Дардыкина из
книги -- она действительно антисемитская по самой методологии: разыскать,
какой банкир предоставил японцам заем в 1905 году -- ага, русский
еврей! значит, хотел погибели России! Солженицын противопоставляет
своего отца, который в 1914 бросил университет и пошел на фронт
- евреям, которые заполнили опустевшие аудитории. "И Солженицын
за это никого не осуждает. Каждому свое".
Гитлер тоже евреев не осуждал. Димитрова, помнится, судили, а вот
евреев -- нет. И чеченцев нынче тоже никто не осуждает и не судит.
Полковника Буданова - судят, а чеченцев -- нет. Судить можно только
человека, а мы разве люди! (Я, кажется, стал по национальности чеченеем
и еврейцем одновременно). У Бога суд страшен, а людей -- бессудие.
Появился сайт петербургской общины греко-католиков
во имя блаж. Леонида Федорова: http://lfedorov.narod.ru/index.html.
Лужковский вице Олег Толкачев, ответственный за
землю в городе, объясняет, что Московской патриархии передают земли
в порядке "приватизации в форме реванша". У такой приватизации
"есть свои издержки. Вот почему применяется она только по отношению
к такому особому институту, каким является в России Церковь. ...
Однажды ... позвонила мне представительница одной из аристократических
семей, владевших до реолюции особняком на Сретенкею. Спросила, будет
ли дом возвращен ей как наследнице бывших хозяев. Ответил, что по
этому поводу идет судебное разбирательство, и давить на суд, торопить
его мы вовсе не намерены. А недавно дама вновь обратилась ко мне
с требованием вернуть "наследство"... Претендовать на
него она, конечно, може, но получить за давностью лет весьма проблематично"
(Вечерняя Москва, 26.7.2001). Ходит, наверное, Толкачев в костюме,
а по сути -- обычный шариков, шпана, пальцы веером и "Гыы!"
в ответ на просьбу вернуть украденное. "А вот у меня тут в
кармане суд, прям как настоящий, давай туды-суды, суды-туды. Гыы!!"
И как шпана вешает на шею крест из золота, да потолще, так и эти
шариковы используют церковь как наперсточник -- наперсток. Во всяком
случае, на храме Христа Спасителя маковки -- точь в точь шулерские
наперстки.
Аверинцев С. Преодоление тоталитаризма как проблема:
попытка ориентации. // Независимая газета. - 15.5.2001. - С. 8.
Мягкая критика идеи планомерного преодоления тоталитаризма: ведь
это "программа перевоспитания масс", а "это сейчас
же ставит ее в опасную близость с тем самым тоталитаризмом, который
необходимо преодолеть". Что средства разные, об этом он как-то
забывает. Уравнивает антилиберальный национализм и "склонность
современного либерализма, взявшего на себя задачу перевоспитания
народов, функционировать наподобие любой другой идеологии, редуцируя
себя до лозунга, до примитивного жеста, навязывая эти лозунги и
жесты как единственную возможность: это уже не столько защита свободы
личного выбора, сколько отмена смысла такого выбора". Гм! если
жест, знак -- агрессия, отмена свободы, то и азбука тоже отмены
свободы. Не случайно Аверинцев избегает говорить об отмене выбора,
а идет бочком: отмена смысла выбора.
Зоя Орьяхова (Экспресс-Хроника, 26.4.2001) о фильме
Игоря Шедхана о Путине "В пути". "Лицо Путина крупным
планом. "Вам предлагают взятки?" Незнакомый, ироничный
блеск в глазах, вызвавший хохот журналистов в зале: "А что
бы Вы хотели, чтобы я сказал?"
Есть люди, которых опасно о чем-либо спрашивать.
Человек, предавший себя, превращается в пузырь -- он наполняется
воздухом, который в него вдыхают. Спросят: вы не против ли смертной
казни -- он скажет, что против. Спросят -- мочить ли в сортире,
он и тут кивнет. Некоторые батюшки поддаются такому искушению под
предлогом, что с больными нужно быть как струна -- звучать лишь
когда тебя трогают, и звучать так, как хочет больной (сравнение
со струной - митр. Антония Блума). Даже о. Александр Мень таковым
бывал. Беда в том, что Путин имеет дело не с больными, а с мнимыми
больными -- и выходит он не спаситель, а мнимость.
Т.Кошкарева, Р.Нарзикулов (Независимая газета, 10.7.2001)
- в новояз: взятки есть "статусная рента".
Топорков Анд. д.ф.н. Убить Змея. // Родина. - Июл.
2001. С. 110-113. О стихе о Егории Храбром. В первом - по апокрифу
"Георгиево мучение". вторая часть - Георгий как "былинный
богатырь, устроитель земли Русской, победитель царя Дектиана".
"Дектианище" в разгар битвы шипит по змеиному. Дектиан
сажает Георгия в погреб, закрывает железной крышей, он тут сидит
тридцать три года, после чего взмолился и вихрь его освободил, принес
на землю святорусскую (хотя сажали его в Иерусалиме). Мать его София
Премудрая. Георгий едет в Вавилонское царство и убивает царя. Сидение
в погребе как смерть с последующим воскресением.
Кучкин В.А. Последнее завещание Дмитрия Донского.
// Средневековая Русь. Ч. 3. М.: Индрик, 2001. С. 106-183.
С. 168, примечание: рассказ 1384 (ПСРЛ15:1:149) о
тяжелой дани татарам при Донском - по полтине с села. Кучкин предполагает,
что в 1384 был двойной налог - деревни были в 1-3 двора, во дворе
в среднем 5 человек. По грамоте 1371 г. в Заячкове волости 160 семей,
по духовнок 1389 с Заячкова собиралось 22 рубля - т.е. с 88 деревень,
в которых жило от 88 до 274 семей, в среднем 176 семей. По завещанию
1389 г. в ОРду шло 940 рублей.
С. 177 - уменьшение золотых вещей в казне Дмитрия
Донского к концу правления.
Чернецов А.В. Связи средневековой Руси с Востоком: некоторые проблемы
и перспективы изучения. // Истоки русской культуры: археология и лингвистика.
Материалы по археологии России. Вып. 3. М.: Русский мир, 1997. - С.
145-162. Подбор фактор усвоения исламских реалий, начиная с Варлаама
и Иоасафа, до Повести у Еруслане Лазаревиче как отражении Шах-намэ.
"Новые известия", 14.7.2001, Валерий Миролевич: в Воронежской
области стали ревизовать посадки на самолете и обнаружили тысячи
гектаров отличных полей, которые нигде не значились. Дотируемые,
якобы увядшие хозяйства покупают дорогостоящую технику и строят
хоромы. Покаяние как полет: грех не обязательно недостаток, грех
часто -- излишек. Не случайно "лишнее" и "лихо"
однокоренные слова.
Стефан Каприо, свящ. Миссия - выполнима! // Italica.
- Янв. 2001 г. - С. 5. "К сожалению, сегодня вера в России
по большей части доведена до суеверия и дешевого мистицизма. ...
Современное русское православие в такой степен опустошено, лишено
своей исторической силы, что иногда становитя просто препятствием
для веры. С другой стороны, если окажется возможным превзойти эту
фазу немного плоского традиционализма, появится надежда, что вера
сумеет возродиться".
Сайт "общественной просветительской организации"Древо добра"
(зарегистрирована Управлением юстиции г. Москвы 03. 07. 1997 г.,
N 7838) - http://www.drevo.org.ru/Texts/01.htm. Указано двое участников
организации: Александр Зорин и Александр
Нежный. На сайте 24 бюллетеня программы "Первые шаги на
свободе", которая "получила гранд Института "Открытое
общество" на 2000 г. Её задача - предложить модель (модели) реабилитационных
центров для людей, только что вышедших из заключения. Участники
программы выезжают в различные области и республики России, бывают
в колониях, знакомятся с тем, как поставлены (или не поставлены)
реабилитационные службы, каковы их формы, кто и как в них участвует".
Я глянул в последний (24) выпуск бюллетеня этой программы, понял,
что в Башкирии все в тюрьмах очень хорошо.
Бугаев Сергей, с. Подколодновка, Воронежской обл. Пятидесятник.
В газете "Мирт" (4 (29), июль - август 2001 г.), статья
"Отказываюсь брать оружие". В том числе: "Мои пацифистские
взгляды укрепились, когда в 1992 г. я уверовал и сразу испортились
отношения с родителями, в частности, с отцом. Он мне часто говорил:
"Вы фанатики! Вам что говорят, то вы и делаете, ни о чем не
думая. Скажут взять оружие, вы возьмете и будете убивать тех, кто
не так верит, как вы". Я ему отвечал, что никогда оружия в
руки не возьму, что это не по учению Христа. Однако одновременно
с этим он злился и ругал меня за то, что я не патриот родины, что
я предатель и т. д.".
"Сегодня американская пятидесятническая церковь приняла решение
о необходимости несения воинской службы членами церкви. Случись
война между Россией и США, наши американские братья будут бросать
на нас "томагавки", пускать ракеты и убивать нас из снайперских
винтовок и автоматов. Может, и российским верующим считать себя
обязанными воевать против христиан? В этом случае мы уже не будем
такими изгоями в глазах общества. Но разве наша цель - угодить обществу?"
Кравченко В. Остров-град. // Родина. - Июл. 2001. С. 16. "После
революции в рамках антирелигиозной кампании в Свияжске был установлен,
наверное, единственный в мире памятник Иуде, выдавшему Христа на
казнь. Местный совдеп долго обсуждал, кому поставить статую. Люцифер
был признан не вполне разделяющим идеи коммунизма, Каин - слишком
легендарной личностью, поэтому и остановились на Иуде Искариотском
как вполне историческом персонаже, представив его во весь рост с
поднятым к небу кулаком".
Русанова И.П. Культовые сооружения и жертвоприношения славян-язычников.
// Истоки русской культуры: археология и лингвистика. Материалы
по археологии России. Вып. 3. М.: Русский мир, 1997. - С. 47-62.
Семь признаков языческих славянских сооружений: располагались вне
поселений, часто на возвышенности, иногда у кладбищ. - были жертвенные
ямы и площадки, круглые капища для идолов, не было тут жилых и хозяйственных
построк. - На площадках следы многократно разжигавшегося огня. -
Ограда в виде круга из кольев, камней, рвов, валов. Поблизости были
длинные общественные дома, священные колодцы, источники. Почитание
огня. Небольшие глиняные хлебцы - жертвы, имитирующие каравай, символ
солнца. Обряд разбивания горшков при свадьбе, родах, похоронах --
часть обряда перехода. Древнейший деревянный идол - из Альфризак,
VII в. Адам Бременский: в ограду разрешалось захотить лишь тем,
кто приносил жертву или кто хотел "отгадывать волю богов"
(и право убежища). 53: с IX в. среди остатков жертв появляются человеческие
кости. Збручское святилище: огромный размер, централизованный культ
(в борьбе с христианством?). Различие святилищ Богит и Звенигород.
Збручский идол стоял, видимо, в Богите. Перед идолом были захоронены
два старика и два ребенка (жертвы). В рядовых, повседневных жертвах
этот идол не нуждался, это был бог неба. "Молящиеся могли наблюдать
за обрядами, совершавшимися перед идолом, из-за низкого вала и горевших
вдоль него огней, отделявших сакральную часть от общественной"
(С. 56). Да это же логика иконостаса! В Звенигороде городище совмещено
с казной, с обычными, частыми жертвоприношениями -- в священном
колодце на склоне скелет мужчины с пробитым черепом. Колодец как
отверстие к матери-земле. Длинные дома для совместных ритуальных
трапез. Вокруг городищ обычные поселения -- видимо, язычники создали
свой изолированный мирок, чтобы укрыться от христианизации. Следующая
статья на ту же тему Б.А.Тимошук с акцентом на том, что капища "ограждались"
-- роль стены христианского храма выполняли валы и т.п. - что уже
в Слове о законе и благодати упоминается. Далее об Илиевском городе
на Львовщине, раскопки 1987 г. Прикарпатской экспедиции -- раннее
железо, площадок для жертвоприношений еще нет, пьедестал для идола.
Святилище было еще до р.Х., в "древнерусское время" возобновлено
- якобы бежали от христианизации.
Один из старых аргументов против католиков восточного обряда: православие,
мол, это не только обряды, это огромная историческая традиция, и
недостаточно служить по православному чину, чтобы усвоить эту традицию.
Верно! Но ведь слова эти верны и по отношению к тем, кто их произносит:
недостаточно вырасти в православной семье (да таких среди нынешних
борцов с экуменизмом почти и нет), недостаточно служить по-православному,
иметь старца, творить Иисусову молитву и молиться Матронушке с Николаем
Вторым, чтобы претендовать быть наивернейшим представителем веры
Максима Исповедника, Афанасия Александрийского и апостола Петра.
Греховность архиереев болгарских, греческих, русских, отсутствие
соборного начала в управлении православными церквами -- разве мешает
быть православным? Ну так и пребывание в юрисдикции римского архиерея
со всеми его своеобразиями -- тоже может ведь и не помешать?
Этот аргумент обычно идет рука об руку с другим: невозможно интегрировать
русскую православную традицию в католичество, потому что антикатоличество
есть существенная часть русской православной традиции. И далее следует
длинное перечисление святых, которые ненавидели католиков -- с преп.
Феодосия Печерского начиная. Но ведь ненавидевших католиков много,
да не все они святые, и даже не все православные. Недостаточный
аргумент -- вот его и подпирают разговорами о непостижимости и непересаживаемости
православной традиции.
Интересный аргумент за смертную казнь приводит Надежда
Шульгина (Труд, 18.7.2001): "У них нет Чечни. Им нас не понять.
"Мудрый найдет и поймет, а немудрому и понимать незачем",
- сказал Гераклит". Беда в том, что это аргумент не в пользу
смертной казни, а в пользу любого греха; такое бесконечное понимание
есть уже вид отупения, как машинка для обрезки сигар, увеличенная
до трех метров высоты, есть уже не машинка для сигар, а гильотина.
А вот аргумент и против смертной казни - начальник
управления генпрокуратуры Олег Анкудинов: "Если преступник
уже совершил деяние, за которое полагается смертная казнь , у него
"отказывают тормоза", он идет на дальнейшие преступления,
так как терять ему больше нечего" (Новые Известия, 14.7.2001).
В.Шендерович, интервью в "Общей газете",
12.7.2001, с. 16: в одном колхозе парторг показал ему на корову
и сказал, что это корова-лидер: "Она отталкивает всех от кормушки
и жрет сама". Он же цитирует телерепортаж о том, как плохо
Россия торгует своим оружием, оно накапливается на складах, взрывается,
"И в итоге, - сказал комментатор, - получается: ни себе, ни
людям!" Комментатор не шутил.
О новых русских, голосующих за Жириновского: "Первобытные
люди не видели связи между половым актом и рождением детей. Вот
точно так же - сначала пихали в щель что ни попадя, а потом удивлялись,
что женщины пухнут".
Некий москвич подал в суд на школу №117 (дир. И.Бабурина)
за то, что его дочь не перевели в 10-й класс. Районный суд отказал
в иске, решив, что "исключить из школы" и "не перевести
в 10 класс" - вещи разные. Мосгорсуд отменил приговор и вернул
иск на новое рассмотрение (Московский комсомолец, 17.6.2001). Глядишь,
к выходу дочки на пенсии как раз добьются приговора, а к ее похоронам
-- и исполнения приговора.
Гудков Лев. Чеченская война и развалившееся "мы".
- "Неприкосновенный запас", №16 (2 2001). С. 31-47. Резко
критично о холуях-интеллектуалах: они придумали чеченскую войну,
чтобы укрепить Путина. Любопытно: "Довольство жизнью связано
с объемом запросов и мотивами их удовлетворения, а наивысшей удовлетвореннстью
собой и своей жизнью (в СССР или сейчас в России) отличались самые
бедные регионы и группы, у которых бедная структура запросов, но
есть возможности их обеспечения" (31). Т.е. нищета спокойная,
блаженная - но не духовная. Смердяковы успокоившиеся. Гудков называет
это "опытом неудачи": социум формирует у себя "импринтинг
неудачи", состоящий из заниженного спроса с себя; идеализация
действия -- лишь герой, святой может чего-то достичь, но не я; чувство
неудовлетворенности собой, сдавленная агрессия против себя; проекция
этой агрессии на окружающих -- "все сволочи", все мешают,
никто не умеет работать. "Внутренняя неприязнь и внешнее преклонение
(не уважение, а зависимость" (с. 32). Ближний воспринимается
не как портнер, а как неполноценный и враждебный элемент мира. Оборотная
сторона: сентиментальность, присюсюкиванье о мертвой русской культуре,
пьянство. Миф о себе как о стране с великим прошлым, мы - добрые,
открытые, духовные, соборные, самоотверженные и пр. (см. его же
статью "Комплекс жертвы: особенности массового восприятия россиянами
себя как этнонациональной общности // Мониторинг общественного мнения:
экономические и социальные перемены. 1999. №3. С. 47-60).
Гудков полагает, что этот комплекс закреплен был
при помощи правительственной советской пропаганды. Государство берет
на себя функцию репрессивного "мы/они" по отношению к
предполагаемому партнеру неудачника. Психология - результат плебейского
бунта (ресентимент как плебейство, люмпенство). Советская система
- перевернутая по отношению к традиционным моделям общества (34).
Упрощенная антропология. Механизмы постоянного обеднения запросов
и людей. В результате: идеализм, нравственность определялись в этой
системе как девиантное поведение, подлежащее негативным санкциям.
Все нестандартное каралось. При этом -- атомизация, ведь нормальная,
позитивная солидарность подавлена. "Хроническое социальное
недовольство, напряжение" (35). Человек, лишенный будущего,
"тревожный, зависимый, диффузно-агрссивный, завистливый, готовый
скорее сказать о другом гадость, чем найти достоинства" (35).
Позитивное действие возможно лишь через нахрап, скандал, даже преступление
и вызов обществу. Но право на преступление резервируется за государством,
спецслужбами особенно. Они -- могут и должны преступать собственные
законы.
Гудков считает, что критика в адрес Гайдара -- однобока,
п.ч. главное не Гайдар и пр., а неготовность совков к реформам.
Думается, что одно не исключает другого. Гайдар -- тот же совок,
только вынесенный наверх. Валить все на него не след, но он ужасен
именно тем, что типичен, что он - не элита, а тот же сантехникдядяваня,
только с образованием. С. 38: Гудков бранит образованщину, ее патернализм,
антизападничество, но, пожалуй, недооценивает хватки, с которой
образованщина реставрировала старую систему, не дав ей распасться.
Ресентимент сегодня: не столько поношение других, соотечественников,
сколько невидение, что ты сам - халтуришь, ловчишь, не используешь
возможности для образования (С. 39). В итоге - "государственно
зависимое сознание", полярное к сознанию того булочника Адама
Смита, который улыбается покупателю вне зависимости от своего или
покупателя настроения. Нет психологии партнерства.
На с. 41 Гудков выделяет как особый признак ресентимента
(этот термин он не использует) стремление загадить храмы, когда
испражнялись в заброшенной церкви, даже если можно было справить
нужду в сторонке. Особая главка против антиглобалистов и в защиту
прав человек, о различии бомбежек Косова и Чечни. Что характерно,
сочли нужным дать статью-возражение - Соня Марголина - без всякой
логики, чистая эмоция и та самая смердяковщина: мол, нету никаких
прав человека, а есть западные сволочи и демагоги, и луну делают
в Гамбурге из скверного сыра. Ресентимент Марголиной пессимистический:
Россия вымирает, Китай напирает, она обречена быть колонией запада,
Гудков идеолог этого колониализма. Впрочем, пессимистический ресентимент
может молниеносно переходить в триумфалистский, это отчеканено во
фразе Путина "Россия будет сильной или ее не будет совсем".
Госкомстат считает, что в Россию въезжает в год 3,5
млн. иностранцев -- правда, включает сюда и украинцев, и китайцев.
Настоящих туристов -- миллион с небольшим, как в Прагу за месяц
(Труд, 10.7.2001).
Левкиевская Е.Е. Славянская мифология: проблемы диалектного
членения. // Истоки русской культуры: археология и лингвистика.
Материалы по археологии России. Вып. 3. М.: Русский мир, 1997. -
С. 111-126. Можно ли отождествлять персонажи-вурдалаки, именуемые
в разных славянских группах по-разному? в т.ч. с. 117 запись в Пошехонском
у. поверья: "если тело долго не гниет в земле, то это верный
признак того, что умерший был человек грешный, и его останки не
принимает мать-земля". То же на Афоне и в Палестине. Откуда
же и когда вдруг взялось нетление мощей? Нетленны вампиры, причем
для восточных славян это единственный признак заложного покойника,
а у южных был целый комплекс (сросшиеся брови, две макушки и пр.).
Далее
|