Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов

Дневник литератора

С 19 по 24 августа 2001 г.

К оглавлению "Дневника литератора"

К предыдущей главе

 

Иностранные новости

 

"Опросив более 1000 клириков Церкви Англии, социологи выяснили, что за последние два года три четверти священнослужителей подвергались тем или иным формам дурного обращения, причем каждый восьмой подвергался физическому насилию. За период с 1996 года в Англии было убито шесть священников, причем в 2001 году - двое. "Если вы служите в полиции или в пенитенциарной системе, у вас, помимо всего прочего, есть доступ к криминальным досье, и вы можете получить информацию о тех или иных людях, - говорит представитель NC Ник Толсон. - У священника такой информации нет. Ему дают совет "не открывать дверь" незнакомым, но священники считают, что "не открывать дверь" было бы неправильно".

Английское "не открывать дверь" адекватно русскому "не соваться", "не лезть". Другое дело, что, насколько я знаю английских священников, они "откроют дверь", даже если будут знать, что за ней опасный человек. Не так важно, открыты или закрыты царские врата во время богослужения, как важно, открыты или нет наши собственные двери после богослужения.


Протестантский пастор, обвиненный в том, что он занимается прозелитизмом и переманивает чужих овец, пошутил: "Я не краду овец, я лишь выращиваю траву" ("I don't steal sheep; I just grow grass.").


"Новая Польша", №7-8, 2000 - круглый стол интеллектуалов с обсуждением итогов ХХ в. Постановили: век виновен в том, что легкомысленно доверился раузму и пытался подчинить человека массе, не виновен в прочих грехах - профанации демократии, падении ценности человеческой жизни, углублении пропасти между Севером и Югом, безответственном использовании научных открытий, в разрыве преемственности памяти. С. 28. На с. 26: якобы в ХХ в. возросла анонимность и поэтому уменьшилась ответственность.


Российские новости

Евг.Рубцова (Новые Известия, 24.8.2001) цитирует запись врача из чувашского концлагеря: "Я совершила укол в левый поджопник правого полужопья". Может, все-таки зэковская байка? Примечательнее, впрочем, что у нас до сих пор называют концлагеря -- колониями, словно зэки что-то колонизируют. Впрочем, может, так оно и есть и нынешнее состояние страны -- потому что она строена заключенными?


Павел Никитин (Огонек, №28-29/4703-4704, Июль 2001; http://www.ropnet.ru/ogonyok/win/200128/28-10-12.html) - подробный репортаж о священнике, о котором кратко в июле писали все газеты: он украсил свою церковь крестом со свастикой. Село Веденько Ярославской обл., несколько изб, народ почти вымер. О. Сергий "крепкого телосложения ... На голове сидела нацистская пилотка, горделиво сдвинутая набок, на волосатой груди, посреди бугристых мышц, чуть выше нательного православного креста, красовался красный с черной свастикой эсэсовский медальон. В этом селе родился бывший член Политбюро А.Н.Яковлев. Священник показывает аккуратную баньку, которую ему сложили "всего за 600 долларов". В доме "нечто необычное для дома священника -- цветную брошюру с надписью: «СС» в годы Второй мировой войны. Форма, знаки различия, вооружение». Фотография священника с Баркашовым. Священник сам ездит на автобусе (тоже украшенный свастикой) в соседнее село, привозит прихожан, чем те очень довольны. Епархия в ответ на жалобы про крест приказала прикрыть свастики шарами - целиком менять крест накладно. Священник Р. 1965 в Москве, крестился 1977 в церкви Новодевичьего монастыря. Был членом "Памяти" Васильева. Свастику называет "гамматическим крестом". Говорит: "Начал Гитлер правильно: как только пришел к власти, построил в центре Берлина православный храм Пресвятой Троицы. Ну а потом окунулся в протестантизм, оккультизм". Деньги на крест дали некие православные эмигранты из Бразилии. О евреях: "Они, евреи, постоянно перекрашиваются. Они во всех бедах России виноваты. Подтачивают ее силы". Висит портрет Евы Браун. Подчеркивает, что его свастика повернута не в ту сторну, что у Гитлера, но лукаво добавляет: "Но если зайти с другой стороны церкви и посмотреть на просвет, будет один к одному -- свастика!"

Все разумно: нацизм и должен был воскреснуть именно в той стране, где оставлен в живых и подкармливается его двойник -- коммунизм.


О визите Путина на Соловки

В самом начале правления президента Путина его сторонники подчеркивали целомудренное отношение Владимира Владимировича к Церкви, нежелание публично демонстрировать свою веру. Недоброжелателям приходилось прилагать определенные усилия, чтобы понаблюдать за отношением президента к Церкви. Отмечали, что Путин в христианстве новичок, крестится неумело, с ходу доверился просто самому близкому к Лубянке - территориально близкому - священнику Тихону Шевкунову, молодому и по неопытности довольно радикальному в церковных делах человеку. Но довольно быстро Путин выправился, научился класть крест, во время визита в Псков посетил духовного наставника самого Патриарха старца Иоанна Крестьянкина. Однако, этот визит не афишировался кремлевскими пропагандистами. Поездка на Соловки стала началом нового, третьего этапа в отношениях Путина с православием: широко освещаемый по инициативе Кремля визит, использование православной риторики для укрепления репутации традиционалиста и державника. Оправдать визит легко: всякий имеет право поехать в монастырь за благодатью. Да вспоминается Златоуст: не надо паломничать в Иерусалим, если рядом есть нищий -- потрать деньги на него, а благодать сама тебя найдет.

Правда, Путин допустил ряд ошибок, но это уже на совести его спичрайтеров: наименование Руси Святой - вовсе не древнее, а совсем даже недавнее. Из утверждения, что "Бог все народы спас" даже самые изощренные православные богословы не делали вывод, что Россия призвана объединить все эти спасенные народы и стать добровольной хранительницей христианства. Скорее, наоборот: если уж спасение через Христа приходит к представителям любых народов, Россия может немножко отдохнуть. Небольшая промашка вышла и по обрядовой части: Путина угостили рыбой 20-го августа, а ведь идет крайне строгий Успенский пост. Возможно, произошла накладка, потому что накануне, 19-го, рыба дозволяется в честь праздника Успения.

В поездке Путина на Соловки есть элемент того, что уголовный кодекс называет "особым цинизмом": ведь президент верен букве и духу именно из того ведомства, которое превратило Соловки в мясорубку для духовенства. Возможно, это цинизм не от хорошей жизни. Вообще в русской истории посещение монастырей царями - явление необычное, обычно свидетельствующее о слабости власти. Часто посещали монастыри первые Романовы, чтобы затушевать память о своем нецарственном происхождении. Любили изображать из себя паломников императоры предреволюционной России. Во время же взлета империи, как при Петре Первом, правители России нещадно отбирали у монастырей деньги и земли, чтобы профинансировать этот самый взлет. В этом отношении готовность правительства профинансировать восстановление Соловков - хорошее дело для монастыря, но не слишком благоприятный знак для страны в целом.


 

Внучатый племянник Толстого, тоже Лев Николаевич, оказывается был в 1991 г. сотрудником КГБ, начальником 9-го управления в Крыму, охранял Горбачева (его интервью: "Вечерняя Москва", 17.8.2001). Пытается предстать эдаким дворянином: "Все мы - государевы слуги и выполняем приказ, который получили". А кто ж был "государь"? Горбачев, которого они арестовали? Крючков, по приказу которого арестовывали? Вот она, опасность аллегоризма -- сравнить легко (советскую власть с монархией). Покаяться трудно. А Лев Толстой не сравнивал бы, он бы в такой ситуации -- если бы предал императора - просто застрелился бы.


Вл. Крючков был не только вдохновителем ГКЧП. Потом его взял к себе, в АФК "Система", Лужков - председателем "аналитического центра" "Регион". Вот и объяснение всему происходящему: при таких консультантах что еще могло произойти?


Способность человека к самообману беспредельна. Дм. Язов (Комсомольская правда, 16.8.2001), когда в тюрьме получил от жены цветы к дню рожденья 8.11.1991 написал стих: "Гвоздики в камеру принес, Необъяснимое виденье. Это откуда? Сам Христос Меня поздравил с днем рожденья".


В зале церковных соборов храме Христа Спасителя "прошла инаугурация президента Академии ювелирного искусства России". То есть, представляли Анатолия Климина, "владельца компании "Том Клайм" (Мария Волкова, Новая газета, 26.7.2001). "Госпожа Коноваленко радовала великолепным бриллиантовым гарнитуром". "Продолжение торжества состоялось в "Метрополе". Здесь гостям был преподнесен сюрприз. Жена президента академии господина Климина Оксана представила свою новую коллекцию одежды, причем в костюмах отсутствовали верхние элементы, с тем чтобы была возможность достойно показать ювелирные украшения". Если я правильно понял, господа после храма отправились в ресторан смотреть на обнаженные бюсты манекенщиц? Не знаю, как ювелирное искусство, а изысканность слога очаровывает.


Мудрое наблюдение Юрия Левады (Общая газета, 16.8.2001): в августе 1991 г. было два путча: неудавшийся -- Крючкова, удавшийся -- Ельцина. Другое дело, что он напрасно называет москвичей-демократов "скорее свидетелями, чем участниками событий". Конечно, на политическую жизнь наше стояние у БД не повлияло, но это был один из первых актов гражданского поведения жителей России. Что несравненно важнее.


Лев Аннинский (Вечерняя Москва, 30.7.2001) хвалит Путина: "Ни одной глупости он не сделал ... отказался пить в Чечне с офицерами и генералами. А ведь провоцируют его без конца! Скользкая была провокация, чудовищная -- с "Курском". Произошло несчастье, и на этом несчастье НТВ паршивое делает политику: Путин не предусмотрел, Путин не поехал!". Напомню, на всякий случай, что Путина упрекали не в том, что он не предусмотрел и не поехал, а в том, что он лгал об обстоятельствах гибели подлодки.


Далее

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова