Яков Кротов
Дневник литератора
С 14 по 21 сентября 2001 г.
К
оглавлению "Дневника литератора"
К предыдущей главе
Иностранные новости
За что люблю советскую журналистику: она незатейлива как вывески в сказочной
Стране Лжецов. Если написано: "По цивилизованному Западу прокатилась волна
арабских погромов под лозунгом "Бей ислам - спасай планету" (Комсомольская
правда, 20.9.2001), то нужно читать: "По цивилизованному западу не прокатилась
волна арабских погромов, никто не выдвигал лозунг "Бей ислам - спасай планету".
Все, что Максим Чижиков наскреб: меньше десятка драк и ни одного погрома в точном
смысле слова, и ни одного "лозунга". В Америке убили в одном штате
египтянина-христианина, в другом - сикха, потому что в тюрбане. В России столько
чеченцев убивают каждый день между первой и второй.
Разумеется, Чижиков не сообщил о посещении мечети Бушем. Об этом - Юр. Сигов
в "Новых известиях", 20.9.2001. Сигов приводит, кстати, и "лозунг":
Майкл Джонсон избил афганца в Вашингтоне, объяснив это тем, что он хотел "что-то
сделать полезного для Америки в трудный для нее час". Как жонглер перед
статуей Богоматери жонглировал, так дуболом, искренне желая помочь, способен
лишь сломать еще один дуб. Кстати, Джонсон объяснялся перед судом.
Валентина Бакмастер из США в
"Иностранце" (19.9.2001): "Было много всего: горя, боли, ужаса.
Не было паники".
Конгресс выделил на ликвидацию последствий взрывов 40 млрд. долларов - в два
раза больше того, что просил Буш. Строительство башен обошлось тридцать лет
назад в полтора миллиарда.
По результатам опросов в США за три дня резко увеличилось число американцев,
которые испытывают злобу (гнев, тут как переведешь) в связи со взрывами -- до
48%. 26% просто в шоке, 26% в печали (тот же "Иностранец).
Один из знакомых Бакмастер, брокер, чудом спасшийся, уехал с семьей из Нью-Йорка
-- и так проявляется шок. Другая подруга, ненавидящая телевизор, сразу после
взрыва один купила.
Наталья Алексеева, адвокат из Нью-Йорка: "Глава крупной фирмы ценных бумаг
Кантор Фицджеральд во вторник опоздал на работу в свой офис на 105-м этаже первой
башни. В то день он в первый раз отводил сына в детский сад. В его офисе работали
почти 700 человек. Погибли ВСЕ, включая его брата. Директор фирмы павзрыд плачет
на CNN" (Иностранец, 19.9.2001).
Юрий Марьямов (Иностранец, 19.9.2001): это не столкновение двух цивилизаций,
а столкновение цивилизации и варварства, ибо цивилизация - не техника, а умение
бескровно разрешать конфликты. От себя замечу, что это архаичное определение
цивилизации, характерное для Просвещения, но уже в XIX в. расширенное.
Светлана Бабаева о поддержке Лукашенко российской номенклатурой: "Нынешнее
сохранение одиозного президента логично лишь при одном сценарии: чтобы без революции
подвести Белоруссию к более цивилизованному режиму правлению ... мягкое подталкивание
Белоруссии к внедрению демократических принципов" (Известия, 10.9.2001).
Так изящно даже в Мюнхене не выражались! В новояз: смертная казнь - мягкое подталкивание
палача к милосердию.
Кто-то из европейских дипломатов выразился корректнее: мол, фарс в Белоруссии
хотя бы показал, что там есть оппозиция, и она крепнет. Вспомнился один лесковский
лекарь: "Больной перед смертью потел? Ну и хорошо". Оппозиция разная
бывает. Когда такая, как в Белоруссии -- из номенклатуры -- это уже агональный
симптом.
Лидер польской крестьянской партии "Самооборона" Анджей Леппер получил
медаль им. Альберта Швейцера за успешную борьбу с системой промышленного откорма
свией в концерне "Смитфилдс фудс". Леппер провозгласил, что скот,
как и все живые существа, обладает "естественными инстинктами, которые
должны находить свое прояление. Мы обязаны относиться к животным с уважением,
достоинством и сочувствием" (Газета выборча, 24.5.2001, цит. по Новой Польше,
№7-8, 2001, с. 47). Между тем, свинью, которую откормили без уважения к ее инстинктам,
зарезать, кажется, проще -- эмоциональной привязанности к ней нет. Лепперу нужно
идти до конца и переходить на сою, потому что "с уважением, достоинством
и сочувствием" откармливать скотину на убой -- так же нехорошо, как откармливать
ее на убой без уважения, без достоинства и без сочувствия. И в том же номере
"Новой Польши" уже из другой газеты: онаго Леппера приговорили к году
и трем месяцам тюрьмы за то, что он публично назвал президента Польши величайшим
лодырем, Бальцеровича идиотом и бандитом, а министра внутренних дел - просто
бандитом. Да, некоторые ласковы лишь к тем, кого собираются зарезать.
Задним числом начинает появляться масса сообщений о том, что террористы наследили:
украли форму пилотов, кто-то в Германии прямо звонил американцам и предупреждал
о теракте. Не поверили! И первая реакция пострадавших была "Невероятно".
Так что, не говоря уже о смысле доверия, стоит отметить и чисто мирское: никакой
это был не "идеальный теракт". Злой человек не может ничего хорошо
сделать. Сатанинская красота - это фигура речи, в реальности красота сатанинской
не бывает, и Бердслей красив лишь настолько, насколько он "приукрашивает",
"сдабривает" зло. Уж я-то знаю! Сколько раз я поддавался искушению
поглядеть на соблазн, поданный как красивый - и всегда оказывалось не очень-то
и соблазнительно. Наше воображение приукрашивает зло, за что нам от сатаны полагалось
бы большое и сердечное спасибо. А он...
Наши светские и церковные власти призвали американцев объединиться для борьбы
с мировым терроризмом. Американцы вежливо молчат. А в чем будем объединяться?
В готовности использоваться любые средства для устранения тех, в ком нам почудился
враг? Или будем объединять бюджеты (получится как в анекдоте: "поллошади,
полрябчика - вот вам и лошадь с рябчиком")? Или объединимся в готовности
соблюдать закон, конституции, международное право, в готовности прислушиваться
к общественному мнению? Объединимся в неприятии казнокрадства как средства строительства
капитализма?
Российские новости
Александр Кырлежев
обратил мое внимание на то, что слова Патриарха Алексия "Мы ... столкнулись
с еще одной, особенно дерзкой попыткой насильственно навязать другим свое видение
мирового порядка, опираясь на собственные мировоззренческие или религиозные
убеждения, абсолютизируя свою культуру и свой образ жизни", -- звучат кощунственно.
Ведь "еще одна" -- а какая попытка первая? Ясно, что имеется в виду
"американизм". На самом деле, ведь террористы совершенно не требовали:
"Примите нашу культуру". Кстати, и США этого ни от кого не требуют.
Хочешь -- в Макдональдс, хочешь - в лужковское бистро. А что в Макдональдсе
чище, вежливее и дешевле, это уж извините... Видимо, и тут налицо проекция на
других собственной вины.
18 сентября 2001 г. на пресс-конференции в Москве митр.
Кирилл Гундяев заявил: " С
христианской точки зрения, у американцев есть религиозные основания на ответный
удар ... С христианской точки зрения зло должно быть наказано". Ну, как
говорится, никто тебя, мужик, за язык не тянул... Надо крепко молиться о митрополите
Кирилле, чтобы он не был наказан за то зло, которое творил (а кто не творил
зла! разве что очень злые люди не творят зла, будучи удовлетворены тем, что
носят в себе). Впрочем, тут даже не милитаризм, а просто плюрализм в отдельно
взятой голове: одновременно призывать к мирному сосуществованию и к суровому
наказанию террористов, как это сделал владыка, можно только разучившись слышать
не только другого, но и себя самого.
А в самих США все-таки слышнее голоса христиан-миротворцев. И, если я не ошибаюсь,
они даже сильнее, чем голоса традиционно пацифистской левой интеллигенции. Пожалуй,
двадцать первый век неплохо начинается. Если двадцатый век начался с того, что
христиане благословляли войну -- каждый по свою линию фронта, то двадцать первый
век начинается с того, что христиане благословляют миротворение и прощение.
Вот подробности о францисканце свящ. Майкле Джадже: 68-летний Джадж, уроженец
Ирландии, являлся капелланом нью-йоркского городского отдела пожарной охраны.
Монах с 1955 г., священник с 1961 г., жил во францисканском монастыре на Манхэттене,
но проводил большую часть своего времени в больницах, пожарных частях. После
того как первый самолет, управляемый террористами, врезался в одну из башен
Торгового
центра, Майкл Джадж срочно прибыл на место трагедии вместе с одной из первых
пожарных команд и сразу же начал читать разрешительные молитвы над ранеными
и убитыми. Он погиб, когда здание рухнуло, вместе со многими пожарными".
Тело Майкла Джаджа, обнаруженное спасателями, было перенесено в церковь св.
Петра на Баркли-стрит и помещено близ алтаря вместе с телами пожарных, погибших
при обрушении
небоскребов. Для истории Церкви 11 сентября 2001 года -- этот не день начала
конфликтов цивилизаций или прочей болтологии, это день мученической кончины
этого священника и многих других людей.
В Техасе Ол Мередит, лидер баптистской общины в Форт Ворфе, завел гимн "Он
держит весь мир в Своей руке". Затем он попросил прихожан спеть: "Он
держит Усаму бин
Ладена в Своей руке", призывая оставить отмщение Богу. После некоторого
замешательства все собравшиеся присоединились к пению. Два года назад церковь
пережила собственную трагедию, когда неизвестный открыл огонь во святилище.
При этом пострадало 14 человек, причем семеро из них получили смертельные ранения,
прежде чем убийца покончил с собой".
Террорист, очевидно, не достигнет своей цели, потому что американцы не ужасаются,
а страдают. У них появляется история -- история всегда есть опыт страдания.
А вот наши взрывы, кто бы их ни организовывал, вызывали лишь ужас и злобу, а
они не насыщают время, а разъедают его.
А наша номенклатура раздвоилась: светская мягко увещевает американцев соблюдать
международное право и права человека, ни в коем случае не бомбить гражданское
население -- а церковная (митр. Кирилл Гундяев по ТВ): в такой обстановке уже
не до соблюдения прав человека. То-то Стругацкие назвали большевистского интеллектуала
"Выбегалло" -- хитрые большевики все время подставляют своих идеологов
так, что те оказываются впереди, в чистом поле, кричат непристойности в то время,
как их хозяева, притормозив, изображают из себя джентльменов. Такой вот офсайд.
Всякое бездействие равно противодействию. Серой зоны не существует.
Остановившиеся часы показывают верное время дважды в сутки. Мое отношение к
американской трагедии показывает Путин,
остановившийся в двуличии: не следует спешить, нельзя мстить огулом, надо выяснить
точно, кто виноват. Точно так же рассуждают все американские христиане, и не
только американские -- они сопротивляются взрыву ненависти в душах.
Разумеется, если бы Путин рассуждал столь же рационально после взрывов в России,
он бы не начинал бойню в Чечне. Но это скучная материя: обычная готтентотская
мораль, "хорошо, когда я украду корову, плохо, когда у меня украдут корову".
Хорошо, когда я мщу без разбору, плохо, когда другой мстит без разбору.
На самом-то деле, и разбираться я не очень вижу причин. Усама виноват? Молимся
об Усаме. Все мусульмане виноваты? Молимся обо всех мусульманах. Это у которого
оружие - бомба, тот должен рассчитывать, хотя бы ради экономии, ведь бомб на
всех не напасешься. А у кого оружие - молитва, тот может молиться щедро, за
всех скопом.
Борис Немцов заявил, что отказывается от идеи переговоров с чеченцами: "Все
разговоры могут вестись только на языке "калашникова". Надо бросить
все силы на уничтожение банд. Если мы сейчас не уничтожим террористов, они когда-нибудь
доберутся до Кремля" (Труд. 15.9.2001).
Впрочем, что Немцов. Интереснее понять ломку другого человека. Вл. Войнович
в "Известиях" (15.9.2001): "Америка объявила войну ... Люди опасаются,
что в ней будут гибнуть не только террористы, но и мирные граждане. Но кого
считать мирными? Гнусные твари, которые, видя гибель тысяч людей, прыгали от
радости, не мирные. В их среде вырастают террористы и, ими подстрекаемые, идут
на свой мерзкий подвиг".
И чуть ниже Войнович даже оправдывает бомбежки Дрездена,Хиросимы и Нагасаки:
"Бомбардировки тех городов многие и сейчас называют варварскими и не оправданными
военной необходимостью. Это соображение спорное. Бесспорно то, что начинающие
войну должны быть уверены, что получат ответный удар, и он будет страшным. И
что силой целей своих они никогда не достигнут".
Я все ждал, когда и как разрешится странное сосуществование Войновича с Соколовым-Архангельским.
Все-таки Войнович "старый антисоветчик", к Путину отнесся прохладно,
войну в Чечне не одобрил. И вот - сломался. Потому что Войнович во вторую очередь
старый антисоветчик, а в первую очередь он -- советский писатель.
А что до "уверенности", то лучше Бендера не скажешь: покупайте страховой
полис.
Кстати в новояз: "спорный" - нечто, о чем недопустимо спорить. Нельзя
даже начинать дискуссию о том, оправданы ли были бомбежки Дрездена, Хиросимы
и Нагасаки, не оказываемся ли мы заодно с леваками и коммунистами, когда осуждаем
эти бомбежки. Человек определяется не тем, о чем спорит, а тем, о чем отказывается
спорить.
"Не подозревал, что Вы такой непротивленец", - написал мне о. Вениамин
Новик в связи с полемикой о том, как бороться с терроризмом. А я вовсе не такой
непротивленец. Я - сякой непротивленец. А есть еще такие-сякие непротивленцы
- вот на кого я гляжу снизу вверх.
Далее
|