Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов

Дневник литератора

С 14 по 21 сентября 2001 г.

К оглавлению "Дневника литератора"

К предыдущей главе

 

Иностранные новости

 

За что люблю советскую журналистику: она незатейлива как вывески в сказочной Стране Лжецов. Если написано: "По цивилизованному Западу прокатилась волна арабских погромов под лозунгом "Бей ислам - спасай планету" (Комсомольская правда, 20.9.2001), то нужно читать: "По цивилизованному западу не прокатилась волна арабских погромов, никто не выдвигал лозунг "Бей ислам - спасай планету". Все, что Максим Чижиков наскреб: меньше десятка драк и ни одного погрома в точном смысле слова, и ни одного "лозунга". В Америке убили в одном штате египтянина-христианина, в другом - сикха, потому что в тюрбане. В России столько чеченцев убивают каждый день между первой и второй.


Разумеется, Чижиков не сообщил о посещении мечети Бушем. Об этом - Юр. Сигов в "Новых известиях", 20.9.2001. Сигов приводит, кстати, и "лозунг": Майкл Джонсон избил афганца в Вашингтоне, объяснив это тем, что он хотел "что-то сделать полезного для Америки в трудный для нее час". Как жонглер перед статуей Богоматери жонглировал, так дуболом, искренне желая помочь, способен лишь сломать еще один дуб. Кстати, Джонсон объяснялся перед судом.


Валентина Бакмастер из США в "Иностранце" (19.9.2001): "Было много всего: горя, боли, ужаса. Не было паники".

Конгресс выделил на ликвидацию последствий взрывов 40 млрд. долларов - в два раза больше того, что просил Буш. Строительство башен обошлось тридцать лет назад в полтора миллиарда.


По результатам опросов в США за три дня резко увеличилось число американцев, которые испытывают злобу (гнев, тут как переведешь) в связи со взрывами -- до 48%. 26% просто в шоке, 26% в печали (тот же "Иностранец).


Один из знакомых Бакмастер, брокер, чудом спасшийся, уехал с семьей из Нью-Йорка -- и так проявляется шок. Другая подруга, ненавидящая телевизор, сразу после взрыва один купила.


Наталья Алексеева, адвокат из Нью-Йорка: "Глава крупной фирмы ценных бумаг Кантор Фицджеральд во вторник опоздал на работу в свой офис на 105-м этаже первой башни. В то день он в первый раз отводил сына в детский сад. В его офисе работали почти 700 человек. Погибли ВСЕ, включая его брата. Директор фирмы павзрыд плачет на CNN" (Иностранец, 19.9.2001).


Юрий Марьямов (Иностранец, 19.9.2001): это не столкновение двух цивилизаций, а столкновение цивилизации и варварства, ибо цивилизация - не техника, а умение бескровно разрешать конфликты. От себя замечу, что это архаичное определение цивилизации, характерное для Просвещения, но уже в XIX в. расширенное.


Светлана Бабаева о поддержке Лукашенко российской номенклатурой: "Нынешнее сохранение одиозного президента логично лишь при одном сценарии: чтобы без революции подвести Белоруссию к более цивилизованному режиму правлению ... мягкое подталкивание Белоруссии к внедрению демократических принципов" (Известия, 10.9.2001). Так изящно даже в Мюнхене не выражались! В новояз: смертная казнь - мягкое подталкивание палача к милосердию.

Кто-то из европейских дипломатов выразился корректнее: мол, фарс в Белоруссии хотя бы показал, что там есть оппозиция, и она крепнет. Вспомнился один лесковский лекарь: "Больной перед смертью потел? Ну и хорошо". Оппозиция разная бывает. Когда такая, как в Белоруссии -- из номенклатуры -- это уже агональный симптом.


Лидер польской крестьянской партии "Самооборона" Анджей Леппер получил медаль им. Альберта Швейцера за успешную борьбу с системой промышленного откорма свией в концерне "Смитфилдс фудс". Леппер провозгласил, что скот, как и все живые существа, обладает "естественными инстинктами, которые должны находить свое прояление. Мы обязаны относиться к животным с уважением, достоинством и сочувствием" (Газета выборча, 24.5.2001, цит. по Новой Польше, №7-8, 2001, с. 47). Между тем, свинью, которую откормили без уважения к ее инстинктам, зарезать, кажется, проще -- эмоциональной привязанности к ней нет. Лепперу нужно идти до конца и переходить на сою, потому что "с уважением, достоинством и сочувствием" откармливать скотину на убой -- так же нехорошо, как откармливать ее на убой без уважения, без достоинства и без сочувствия. И в том же номере "Новой Польши" уже из другой газеты: онаго Леппера приговорили к году и трем месяцам тюрьмы за то, что он публично назвал президента Польши величайшим лодырем, Бальцеровича идиотом и бандитом, а министра внутренних дел - просто бандитом. Да, некоторые ласковы лишь к тем, кого собираются зарезать.


Задним числом начинает появляться масса сообщений о том, что террористы наследили: украли форму пилотов, кто-то в Германии прямо звонил американцам и предупреждал о теракте. Не поверили! И первая реакция пострадавших была "Невероятно". Так что, не говоря уже о смысле доверия, стоит отметить и чисто мирское: никакой это был не "идеальный теракт". Злой человек не может ничего хорошо сделать. Сатанинская красота - это фигура речи, в реальности красота сатанинской не бывает, и Бердслей красив лишь настолько, насколько он "приукрашивает", "сдабривает" зло. Уж я-то знаю! Сколько раз я поддавался искушению поглядеть на соблазн, поданный как красивый - и всегда оказывалось не очень-то и соблазнительно. Наше воображение приукрашивает зло, за что нам от сатаны полагалось бы большое и сердечное спасибо. А он...


Наши светские и церковные власти призвали американцев объединиться для борьбы с мировым терроризмом. Американцы вежливо молчат. А в чем будем объединяться? В готовности использоваться любые средства для устранения тех, в ком нам почудился враг? Или будем объединять бюджеты (получится как в анекдоте: "поллошади, полрябчика - вот вам и лошадь с рябчиком")? Или объединимся в готовности соблюдать закон, конституции, международное право, в готовности прислушиваться к общественному мнению? Объединимся в неприятии казнокрадства как средства строительства капитализма?


 

Российские новости

Александр Кырлежев обратил мое внимание на то, что слова Патриарха Алексия "Мы ... столкнулись с еще одной, особенно дерзкой попыткой насильственно навязать другим свое видение мирового порядка, опираясь на собственные мировоззренческие или религиозные убеждения, абсолютизируя свою культуру и свой образ жизни", -- звучат кощунственно. Ведь "еще одна" -- а какая попытка первая? Ясно, что имеется в виду "американизм". На самом деле, ведь террористы совершенно не требовали: "Примите нашу культуру". Кстати, и США этого ни от кого не требуют. Хочешь -- в Макдональдс, хочешь - в лужковское бистро. А что в Макдональдсе чище, вежливее и дешевле, это уж извините... Видимо, и тут налицо проекция на других собственной вины.


18 сентября 2001 г. на пресс-конференции в Москве митр. Кирилл Гундяев заявил: " С
христианской точки зрения, у американцев есть религиозные основания на ответный удар ... С христианской точки зрения зло должно быть наказано". Ну, как говорится, никто тебя, мужик, за язык не тянул... Надо крепко молиться о митрополите Кирилле, чтобы он не был наказан за то зло, которое творил (а кто не творил зла! разве что очень злые люди не творят зла, будучи удовлетворены тем, что носят в себе). Впрочем, тут даже не милитаризм, а просто плюрализм в отдельно взятой голове: одновременно призывать к мирному сосуществованию и к суровому наказанию террористов, как это сделал владыка, можно только разучившись слышать не только другого, но и себя самого.

А в самих США все-таки слышнее голоса христиан-миротворцев. И, если я не ошибаюсь, они даже сильнее, чем голоса традиционно пацифистской левой интеллигенции. Пожалуй, двадцать первый век неплохо начинается. Если двадцатый век начался с того, что христиане благословляли войну -- каждый по свою линию фронта, то двадцать первый век начинается с того, что христиане благословляют миротворение и прощение.


Вот подробности о францисканце свящ. Майкле Джадже: 68-летний Джадж, уроженец Ирландии, являлся капелланом нью-йоркского городского отдела пожарной охраны. Монах с 1955 г., священник с 1961 г., жил во францисканском монастыре на Манхэттене, но проводил большую часть своего времени в больницах, пожарных частях. После того как первый самолет, управляемый террористами, врезался в одну из башен Торгового
центра, Майкл Джадж срочно прибыл на место трагедии вместе с одной из первых пожарных команд и сразу же начал читать разрешительные молитвы над ранеными и убитыми. Он погиб, когда здание рухнуло, вместе со многими пожарными". Тело Майкла Джаджа, обнаруженное спасателями, было перенесено в церковь св. Петра на Баркли-стрит и помещено близ алтаря вместе с телами пожарных, погибших при обрушении
небоскребов. Для истории Церкви 11 сентября 2001 года -- этот не день начала конфликтов цивилизаций или прочей болтологии, это день мученической кончины этого священника и многих других людей.


В Техасе Ол Мередит, лидер баптистской общины в Форт Ворфе, завел гимн "Он держит весь мир в Своей руке". Затем он попросил прихожан спеть: "Он держит Усаму бин
Ладена в Своей руке", призывая оставить отмщение Богу. После некоторого замешательства все собравшиеся присоединились к пению. Два года назад церковь пережила собственную трагедию, когда неизвестный открыл огонь во святилище. При этом пострадало 14 человек, причем семеро из них получили смертельные ранения, прежде чем убийца покончил с собой".

Террорист, очевидно, не достигнет своей цели, потому что американцы не ужасаются, а страдают. У них появляется история -- история всегда есть опыт страдания. А вот наши взрывы, кто бы их ни организовывал, вызывали лишь ужас и злобу, а они не насыщают время, а разъедают его.


А наша номенклатура раздвоилась: светская мягко увещевает американцев соблюдать международное право и права человека, ни в коем случае не бомбить гражданское население -- а церковная (митр. Кирилл Гундяев по ТВ): в такой обстановке уже не до соблюдения прав человека. То-то Стругацкие назвали большевистского интеллектуала "Выбегалло" -- хитрые большевики все время подставляют своих идеологов так, что те оказываются впереди, в чистом поле, кричат непристойности в то время, как их хозяева, притормозив, изображают из себя джентльменов. Такой вот офсайд.


Всякое бездействие равно противодействию. Серой зоны не существует.

Остановившиеся часы показывают верное время дважды в сутки. Мое отношение к американской трагедии показывает Путин, остановившийся в двуличии: не следует спешить, нельзя мстить огулом, надо выяснить точно, кто виноват. Точно так же рассуждают все американские христиане, и не только американские -- они сопротивляются взрыву ненависти в душах.

Разумеется, если бы Путин рассуждал столь же рационально после взрывов в России, он бы не начинал бойню в Чечне. Но это скучная материя: обычная готтентотская мораль, "хорошо, когда я украду корову, плохо, когда у меня украдут корову". Хорошо, когда я мщу без разбору, плохо, когда другой мстит без разбору.

На самом-то деле, и разбираться я не очень вижу причин. Усама виноват? Молимся об Усаме. Все мусульмане виноваты? Молимся обо всех мусульманах. Это у которого оружие - бомба, тот должен рассчитывать, хотя бы ради экономии, ведь бомб на всех не напасешься. А у кого оружие - молитва, тот может молиться щедро, за всех скопом.


Борис Немцов заявил, что отказывается от идеи переговоров с чеченцами: "Все разговоры могут вестись только на языке "калашникова". Надо бросить все силы на уничтожение банд. Если мы сейчас не уничтожим террористов, они когда-нибудь доберутся до Кремля" (Труд. 15.9.2001).


Впрочем, что Немцов. Интереснее понять ломку другого человека. Вл. Войнович в "Известиях" (15.9.2001): "Америка объявила войну ... Люди опасаются, что в ней будут гибнуть не только террористы, но и мирные граждане. Но кого считать мирными? Гнусные твари, которые, видя гибель тысяч людей, прыгали от радости, не мирные. В их среде вырастают террористы и, ими подстрекаемые, идут на свой мерзкий подвиг".

И чуть ниже Войнович даже оправдывает бомбежки Дрездена,Хиросимы и Нагасаки: "Бомбардировки тех городов многие и сейчас называют варварскими и не оправданными военной необходимостью. Это соображение спорное. Бесспорно то, что начинающие войну должны быть уверены, что получат ответный удар, и он будет страшным. И что силой целей своих они никогда не достигнут".

Я все ждал, когда и как разрешится странное сосуществование Войновича с Соколовым-Архангельским. Все-таки Войнович "старый антисоветчик", к Путину отнесся прохладно, войну в Чечне не одобрил. И вот - сломался. Потому что Войнович во вторую очередь старый антисоветчик, а в первую очередь он -- советский писатель.

А что до "уверенности", то лучше Бендера не скажешь: покупайте страховой полис.

Кстати в новояз: "спорный" - нечто, о чем недопустимо спорить. Нельзя даже начинать дискуссию о том, оправданы ли были бомбежки Дрездена, Хиросимы и Нагасаки, не оказываемся ли мы заодно с леваками и коммунистами, когда осуждаем эти бомбежки. Человек определяется не тем, о чем спорит, а тем, о чем отказывается спорить.


"Не подозревал, что Вы такой непротивленец", - написал мне о. Вениамин Новик в связи с полемикой о том, как бороться с терроризмом. А я вовсе не такой непротивленец. Я - сякой непротивленец. А есть еще такие-сякие непротивленцы - вот на кого я гляжу снизу вверх.


Далее

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова