Яков Кротов
Дневник литератора
С 22 по 28 сентября 2001 г.
К
оглавлению "Дневника литератора"
К предыдущей главе
Иностранные новости
Вот беда: фильм "Куда приводят мечты" (1998, реж. Винсент Уорд, гл.
роль Робин Уильямс) -- премия "Оскар" за видеоэффекты -- замечательно
показывает загробную жизнь. Сюжет прост: умирает муж, жена кончает с собой,
и муж спускается за ней в ад. Она отказывается идти, она его не узнает (самоубийца-де
замкнут в себе), и тогда он решает остаться в аду, -- и в этот момент она прозревает.
"Погубивший душу спасет ее"... "Лучше с Христом в аду...".
Фильм хорош, потому что Бог выведен за скобки и не профанируется. Умершие дети
героев появляются -- один в образе негра, другая в образе филиппинки -- как
бы объясняя, зачем нужна расовая терпимость. И вот после всего этого идет сцена:
главные герои решают реинкарнироваться и прожить на земле еще одну жизнь. Решение
абсолютно беспричинное, не вытекающее из предыдущего сюжета и резко ему противоречащее.
Все равно как сороковую симфонию закончить кришнаитским пением. А как бы хорош
был без этой сцены фильм для показа и обсуждения в молодежном кружке -- лет
в 10-13, думаю (для 13-17 настоятельно рекомедую "Догму", самый благочестивый
и православный -- в смысле апофатики -- фильм из известных мне). Беда же в том,
что конец очень легко обрезать, -- никто даже не поймет, что минут пять отправлены
в корзину. Но ведь это означало бы поступить по-советски! Нет, лучше уж пусть
и в 10 лет смотрят "Догму".
К вопросу об интеркоммунионе: оказывается, в 1967 году митр. Антоний Блум в
ответ на решения Второго Ватиканского собора о допуске православных к причастию
у католиков потребовал, чтобы католическое духовенство в Англии все-таки не
причащало православных, -- мол, православный, если он обращается к патеру с
просьбой его причастить, самым фактом просьбы насилует свою совесть. Это было
на конференции в Хаммермите. Еп. Неофид Эделби (Алеппский) ответил на это, что
у патеров тоже есть совесть и она не позволяет отказать в причащении. К ужасу
Блума через несколько месяцев синод в Москве разрешил причащать католиков. Тогда
Блум выступил с любопытным заявлением: решения высших церковных властей, если
они вводят ограничения, обязательны для исполнения, а если они вводят послабления
-- то нет.
Сейчас в США епископ Сирийской православной церкви (т.н. "антиохийцы",
вроде бы монофизиты, но в 1983 Иоанн Павел Войтыла и патр. Игнатий Закка подписали
документ о признании таинств друг дурга) заявил, что разрешает причащать католиков.
Католики причащают православных и, тем более, греко-католиков, но есть один
нюанс: патеры отказываются причащать детей греко-католиков. Что, конечно, абсурд,
но имеющий место быть абсурд.
К переводческим чудесам: американский фильм "What dreams may come":
о судьбе души после смерти (снято прекрасно, хотя "Путешествие капитана
Смитфилда в рай" было бы лучше в качестве идеи сценария. чем банальные
размышления о невредности вдовьего самоубийства). Название - цитата из монолога
Гамлета: умереть означает заснуть, но только вот какие сны могут придти в этом
сне (передаю прозой). Перевод в фильме: "Куда приводят мечты". Самое
замечательное -- запас прочности языка, фильм это выдержал. Шекспир тоже.
В Оттаве тоже собрались политики помянуть жертвы теракта, но тут строжайше
запретили упоминать имя Божие и вообще веру. Религиозным лидерам слов, правда,
вообще не давали. Буш объявил в США общегосударственный День молитвы. Северная
Америка - земля контрастов. Но мне больше нравится канадский вариант: молчание
выразительнее. Когда Буш говорит о Боге... У одной моей знакомой, немки, занимающейся
благотворительностью среди заключенных, висит плакатик из какого-то немецкого
журнала: портрет Буша, окруженный портретами людей, казненных в его бытность
губернатором.
Барбара Ли из палаты представителей (республиканка) голосовала против бомбардировок
Сербии, проголосовала и против применения военной силы сейчас -- единственная
из 420 американских белодомовцев. Заявки на интервью с ней подали 200 журналистов.
Ей выделили особую охрану.
Е.Бай (Известия, 24.9.2001): "В дружном хоре поддержки Буша появились
первые критические голоса". Неадекватно: ведь Ли никогда не была бушевой
хористкою.Так хочется пнуть американцев, что Е.Бай даже решается посочувствовать
(правда, легонько) пацифистке. Да Ли и не очень пацифистка, она на своем сайте
пишет, что резолюция о военном вмешательстве дает слишком много полномочий президенту.
Гордон Макдональд из американского журнала "Leadership" рассказывает,
как он в Нью-Йорке приходит к месту катастрофы (вместе с женой Гейл, если я
правильно понимаю, кто его спутница) и в составе Армии Спасения помогает спасателям.
Они стоят прямо у границы кратера, обращаются к тем, кто выходит -- уставшие,
измученные: "Не хотите попить?" Пока человек пьет, задает несколько
вопросов: "Сколько вы пробыли в дыре?" "Кто вы по профессии?"
"Где ваша семья?" "Вы кого-нибудь потеряли?"
Мало кто отказывается от разговора. Почти у каждого кто-то погиб, у многих
-- не один. Часто Макдональд говорит: "Я люблю молиться за своих знакомых.
Не возражаете, если я помолюсь?" Никто не отказывается, большинство берут
его за руку или, если Макдональд обнимает человека, инстинктивно придвигается
к нему. В Америке телесного контакта не любят крайне, но в случае с молитвой
действует другой стандарт. Он молится: "Боже, я благодарю тебя за моего
нового друга. Дай ему, пожалуйста, отвагу, силу, безопасность и истину. Помоги
ему помнить, что этот город любит его сейчас". (реферирую статью в christianitytoday.com).
Армию Спасения, замечу от себя, в Москве только что запретили - за военизированность.
А все-таки многие приносили цветы к американскому посольству. Конечно, это
не диссидентство, но это уже и не совсем кролики.
А для баланса: новый консул в том же посольстве, Джеймс Уорлик (Известия. 22.9.2001):
"Америка гордится своим открытым обществом, мы таковым и останемся. ...
Наша работа - выдавать визы, а не отказывать в них". Между тем, по моему
опыту, подлость в том, что могут и не отказать - а просто заволокитить, предложить
поставить визу, когда уже все сроки намеченной поездки истекли. А сколько мне
знакомых американцев объясняли, что правильно закон предписывает видеть в русских
потенциальных иммигрантов. Может быть, пожалуйста -- но тогда не надо называть
себя открытым обществом. Открытым обществом Америка была до 1929 года, когда
ввели ограничения. Дурны не ограничения, дурны уверения, что ограничений никаких
нет.
Российские новости
Увидел тут заставку второго телеканала: трое коней, выкрашенные в цвета российского
флага. Полное ощущение, что это - всадники Апокалипсиса, удирающие из России
(повернуты налево).
Путин первым выступил после кошмара в Нью-Йорке. Комментарий Е.Овчаренко, А.Баранова
в "Комсомольской правде" 25.9.2001: "То, что первой страной,
отозвавшейся на рагедию в Америке, была Россия, здесь заметили многие".
Мэлор Стуруа, "Моск. комсомолец", 25.9.2001: "Его выступление,
сжатое по форме, но насыщенное по содержанию ... сразу же выдвинуло Россию в
авангард". Это мнения старых и новых застрельщиков будущего. А вот Валентина
Блокмастер из США: "Владимира Путина называют Vanilla Pudding. Сегодня
он поразил американскую общественность: выразил свое отношение к сложившейся
ситуации такой невнятной, рыхлой, скользкой и сладкой, как пудинг, фразой, что
все правительство и политики не могут понять, чт же это сочетание слов на самом
деле значит" (Иностранец, 25.9.2001).
Адекватная реакция на благотворительный концерт в США - Ольга Кабанова (те
же "Известия"): "Концерт в пользу жертв терактов прошел этически
безукоризненно". Неадекватная реакция там же у А.Архангельского: "Западные
актеры спешно меняют ролевые позиции". И, что еще хуже, он это одобряет:
"Тут не до иронии. Просто кончился ХХ век, мы, россияне, находимся пускай
на очень важной, опасной и все-таки тыловой обочине мирового исторического процесса;
так что не наша очередь идти на передовую". Неадекватно, во-первых, потому
что концерт исполнял траурные песни памяти павших, а не боевые попевки типы
"Священной войны", которую поминает Архангельский; во-вторых, отрицание
искренности -- жутковатый симптом цинизма.
Афганцу, знакомому моего сына, у которого родители в США живут постоянно, дали
грин-кард; но после 11-го сентября уведомили, что грин-кард отзывают. Понять
можно, одобрить -- нельзя.
Для балансу: по ТВ-3, вечер 24-го.Гейдарь Джемаль (что-то красноватое у него
стало лицо, уж не попивает ли наш исламистский геббельс?): талибы защищают Россию
с юга от нападения Америки.
Митр. Кирилл заявил, что и Казахстан -- "каноническая территория"
Патриархии. Вот только плохо, что почему-то мы забыли: Польша -- тоже наша каноническая
территория, ведь она входила в состав Российской империи, была в ведомстве Синода.
А что на возу полежало -- то наше. И что с возу упало -- тоже наше. И что наш
воз переехал -- тоже наше, возяное. "И не боятся казаться смешными",
-- сказала моя жена. А что: в лицо ведь смеяться не станут. Между прочим, подозреваю,
что в Казахстане было (и есть) больше католиков, чем православных -- за счет
ссылавшихся туда поляков и немцев.
Московская счетная палата обнаружила следы коррупции при строительстве третьего
кольца: фирма "Организатор" потратила денег больше, чем обещала (а
подряд получила именно потому, что обещала немного потратить), бетон низкого
качества, трескается и пр. и пр. Перерасходовано 593 млн. рублей. Но мэрия на
фирму в суд не подает, лицензии ее не лишает, денег не требует. Лужков только
наказал руководителя департамента мэрии Юр. Росляка - ему "объявлено замечание"
(Аргументы и факты, №38). Замечательные люди -- это те, кому объявлено много
замечаний...
Александр Панарин (Литературная газета, 19.9.2001): "Америка противопоставила
себя миру, изменив гуманистическим традициям эпохи Просвещения. Деление человечества
на цивилизованное меньшинство и нецивилизованное большинство ... подозрительно
напоминает доктрину избранной расы".
Вспоминается хулиган Федя из "Операции Ы": пороть -- негуманно. Это,
разумеется, он говорил, потому что собрались пороть его. Ежели Панарину попадется
в темном переулке связанный по рукам и ногам Буш, он про гуманизм вспоминать
не будет. Он ему покажет, в чем сила нецивилизованного большинства.
А верно я заметил, что нынешние "миссионеры" рвутся туда, где легче:
в школы, в лагеря, в казармы - туда, где люди слабые и не могут их просто послать
на три буквы. Вот и митрополит Кирилл, объясняя, почему патриархия выступила
с инициативой строительства часовен на всех вокзалах в Москве, сказал: "транспортные
узлы, коими являются вокзалы и аэропорты, являются для Церкви очень важным миссионерским
полем". Дело в том, пояснил он, что именно здесь во время путешествий "люди
чаще всего оказываются беззащитны перед лицом криминала, да и просто потеряв
билеты или деньги" (ОВЦС, пресс-конференция 18.9.2001).
Люди в пограничных состояниях, конечно, расслабленны и податливы. Но легко
впущенное легко и выпускается. Проповедовать детям, солдатам, зэкам, путешественникам
-- все равно что проповедовать пьяному. Трезвость есть не только вершина духовной
жизни, но и ее фундамент.
Трагедии всегда будут по той простой причине, которую отмечал Грин: зэк, если
хочет убежать, думает о побеге постоянно, а тюремщик думает о предотвращении
побега лишь время от времени. Кто хочет убить -- всегда преодолеет того, кто
пытается защититься, потому что потратить жизнь на убийство хоть греховно, но
логично, а на защиту себя - нет. Утешает то, что по этой же логике сатана слабее
Бога: человек, если уж он рвется к свету, рвется с большим усердием, нежели
зло его сдерживает. Потому что сатана вовсе не так уж озабочен нашей гибелью,
как полагали авторы разных басен. Человек для сатаны даже не бурдюк с кровью,
не носитель драгоценного духа (как у Льюиса в "Баламуте"), а что-то
вроде клопа или таракана. Вовсе сатана не борется с Богом за человека, он пытается
свергнуть Бога, и людей портит, чтобы Богу досадить, как хулиган назло учительнице
вырезает на парте словцо. Поэтому обратиться к Богу не так трудно, как должно
быть по логике.
Готтентотство: когда мунисты женят по тысяче пар -- это плохо, когда в православной
церкви-вагоне одновременно обвенчали пять пар -- об этом сообщают с гордостью.
Далее
|